Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 17:31, курсовая работа
Стремительный рост и дифференциация спроса на все виды информации, в том числе научную, техническую и в большей степени экономическую, а также повышение требований к содержанию и формам представления данных являются серьезными стимулами развития рынка информационных и коммуникационных технологий. Именно владение достоверной и актуальной информацией вместе с умением эффективно применять адекватные методы и средства ее сбора, преобразования и передачи служит основой успешной деятельности любых предприятий и организаций, независимо от их организационно-правовой формы. Автоматизированная информационная технология представляет собой совокупность методов и способов сбора, передачи, накопления, хранения, поиска и обработки информации на основе применения средств вычислительной техники и связи. Автоматизированное рабочее место специалиста - это инструмент рационализации и интенсификации управленческой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………….3
1. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ..…….6
1.1. Общие основы формирования системы управления организацией………………..6
1.2. Коммуникации в системе управления……………………………………………....15
1.3. Анализ рынка коммуникационных технологий……………………………………30
2. ВЫБОР ИКТ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ АСУ-1……...………………………………………………37
2.1. Общая характеристика организации 37
2.2.Основные потребности и проблемы управления организации……………….........38
2.3.Рекомендации по автоматизации процесса управления в АСУ-1…………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………………...56
Согласно BPM (управление бизнес-процессами) — концепция процессного управления организацией, согласно которой бизнес-процессы рассматриваются как особые ресурсы предприятия, непрерывно адаптируемые к постоянным изменениям. При этом основными принципами управления предприятием являются понятность и видимость бизнес-процессов за счёт их моделирования с использованием соответствующих формальных нотаций, программного обеспечения, симуляции, мониторинга и анализа, а также возможность динамического перестроения моделей бизнес-процессов силами участников и средствами программных систем. Ключевая причина ограниченного применения большинства концепций BPM малым и средним бизнесом заключается в неуверенности предпринимателей в получении выгоды от использования BPM-решений, их приверженности устаревшим принципам управления, что в совокупности с неполнотой информации из-за ограниченности ресурсов и большими рисками при внедрении программного обеспечения, поддерживающего управление бизнес-процессами, препятствует развитию бизнеса. На сегодняшний день в литературе описано определенное количество практик и подходов к управлению бизнес-процессами на предприятиях. Разработанная схема BPM является универсальной и может быть использована в качестве базы в том числе и для МСП. Неотъемлемой предпосылкой реализации проектов по внедрению или усовершенствованию управления бизнес-процессами на любом предприятии является моделирование процессов. Порядок проведения проекта, ориентированного на реорганизацию процессов, представлен на рисунке 8.
Рис. 8. Порядок проведения проекта, направленного на реорганизацию процессов
Мировой рынок ИКТ, поддерживающих управление бизнес-процессами (Business Process Management, BPM) и включающих в себя всевозможные коммуникации, программное обеспечение, веб-приложения и сервисы, ERP-системы и т.д. был оценен в 2008 году в 1,8 миллиард долларов и прогнозируется его увеличение до 6,2 миллиарда долларов в 2015 году.
Использование ERP-систем.
Использование систем планирования ресурсов предприятия (Enterprise resource planning, ERP) считаются одним из путей выживания МСП на сегодняшний день. Под ERP-системой подразумевается единая стандартная информационная система, которая оказывает комплексную поддержку всех БП компании. Благодаря интеграции бизнес-процессов, которую реализуют ERP, становится возможным устранение функциональных границ между подразделениями, повышается доступность информации и ее беспрепятственное движение между различными отделами. Среди преимуществ, которые приносит внедрение ERP, также можно отметить такие улучшения в операционной деятельности предприятия, как снижение времени разработки продукта и его вывода на рынок, а так же появление возможности быстро реагировать на давление со стороны конкурентов и изменяющиеся условия на рынке.
Рис. 9. Динамика расходов на ERP-системы малыми и средними предприятиями в странах
До недавнего времени ERP системы создавались исключительно для крупных корпораций, обладающих значительными бюджетами на ИКТ и нуждающимися в стандартизации своих бизнес-процессов в соответствии с «лучшими мировымипрактиками». Однако, в настоящий момент поставщики ERP ставят своей новой целью завоевание рынка МСП и на рынке ERP-систем наблюдается устойчивая тенденция разработки решений для среднего и малого бизнеса. Согласно исследованиям и прогнозам компании SAP, динамика расходов на ERP-системы для МСП в странах отражает рост их использования. С помощью ERP-системы и процессно-ориентированного подхода МСП развивающихся стран могут улучшить конкурентное положение, снизить издержки, а также повысить эффективность работы и контроля деятельности. Однако, внедрение ERP-систем на МСП далеко не всегда дает позитивные результаты. Монолитная структура ERP со сложным процессом настройки параметров не всегда приемлема для МСП, которым свойственна ограниченность ресурсов, таких как деньги, персонал и навыки в области информационных технологий. Таким образом, возникает потребность в создании специализированного решения для МСП, отличного от применяемых в крупных компаниях.
Использование принципа «программное обеспечение как сервис» малыми и средними предприятиями в странах с развивающейся экономикой.
Для МСП ИКТ-бюджеты которых обычно крайне ограничены, все более актуальным становится получение программное обеспечение через Интернет. Такое решение также оправдано с связи с ограниченным количеством специалистов в области ИКТ, работающих на предприятии. Малой компании часто гораздо выгоднее вообще не иметь собственный ИКТ-отдел, а нанимать сторонних специалистов, когда это необходимо. Основной принцип SaaS (Software as a Service, «программное обеспечение как сервис») заключается в том, что та или иная программа не устанавливается на компьютер пользователя, а функционирует на мощностях сервисной компании. На рисунке представлена реализация принципа SaaS компанией SAP( Рис. 10) во взаимодействии малых, средних и крупных предприятий. Клиенты при этом работают с программой через веб-интерфейс. Главное преимущество SaaS состоит в прямой экономии денег, – необходимы лишь компьютер и подключение к Интернету.
Благодаря развитию открытых технологий, разработчики ПО для малых и средних компаний получили возможность конкурировать с крупными производителями ERP, предоставляя свои решения по более низким ценам или вообще бесплатно.
Рис. 10. Реализация принципа SaaS компанией SAP
Использование мобильных технологий малыми и средними предприятиями.
Становясь более мобильными, МСП заинтересованы в интеграции новых технологий с существующими бизнес-процессами и ждут соответствующих предложений от поставщиков. Согласно анализу, почти 80% опрошенных малых и средних предприятий имеют доступ к мобильным телефонам, хотя только 48% в настоящее время используют его для деловых целей. При разработке и внедрении новых инновационных технологий следует учитывать компетенции работников организаций. Так, например, авторами проводится опрос менеджеров МСП стран BRICS , в котором респондентам было предложено самостоятельно оценить свой уровень владения различными вспомогательными устройствами для ведения бизнеса по шкале от 1 до 4 (1 – респондент никогда не использует устройство, 2 – респондент хочет научиться пользоваться устройством, 3 – у респондента имеется опыт использования устройства, 4 – респондент является продвинутым пользователем). Результаты опроса отражены на рисунке 11.
Рис. 11.Уровень владения менеджерами малых и средних предприятий различных устройств
Использование В2Е-систем.
Под B2E (business-to-employee) подразумеваются мобильные интернет-приложения, которые могут принести существенную пользу реализации бизнес-процессов предприятия без их существенных модификаций и крупных инвестиций. По этим причинам приложения B2E особенно подходят МСП, обычно не имеющим больших возможностей и ресурсов для использования ИКТ. По результатам опроса более 600 производственных МСП и посредством использования метода районированной выборки (с учетом размера предприятия), был определен коэффициент диффузии мобильных приложений B2E в малом и среднем бизнесе.
Рис.12. Использование мобильных Интернет-приложений B2E малым и средним бизнесом
Из рисунка 12 видно, что процент использования МСП B2E приложений очень мал и наблюдается явная зависимость роста их использования в зависимости от размера компаний. Среди причин непопулярности использования таких мобильных технологий указываются недостаток знаний руководителей МСП о них и трудности в затрудненной оценке эффективности и выгод использования данных технологий до их внедрения.
Таким образом, роль инновационных мобильных технологий, таких как мобильные решения ERP-систем, в ведении бизнеса на МСП в условиях развивающихся рынков является весомым фактором развития малого и среднего бизнеса. Однако, существует потребность адаптации существующих решений к реальным нуждам и возможностям малого и среднего бизнеса.
Представленный анализ существующих практик использования ИКТ в управлении бизнес-процессами показал, что существуют различные подходы к осуществлению BPM на предприятии, но, в основном, для больших предприятий. Для МСП в литературе встречается идентификация определенных свойств, которые необходимо учитывать при разработке BPM, однако конкретные разработки таких моделей встречаются только в единичных случаях в пилотных проектах. Таким образом, существует необходимость в разработки обобщенной модели управления BPM для малого и среднего бизнеса, которая могла быть использована различными МСП и производителями соответствующего программного обеспечения. Также в статье был представлен такой анализ воздействия ИКТ на ведения бизнеса на МСП, были рассмотрены ERP-системы, программное обеспечение типа SAAS и мобильные технологии. Исследования указывают на сильную положительную корреляцию между ИКТ и экономической эффективностью и конкурентоспособностью МСП. Данный анализ проведен среди развивающихся стран, обладающих наибольшим потенциалом для развития ИКТ, следует выделить группу BRICS: Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка, за 2012-2013 год.
Перспективы развития информационно-коммуникационных технологий в России.
Российская сфера ИКТ в последние годы остается среди лидеров по темпам развития. Спрос на услуги неуклонно растет, а их возможности стремительно расширяются. В 2001 – 2006 годы темпы роста сектора ИКТ превышали 20 процентов, что намного выше темпов роста ВВП.
Тем не менее, Россия пока не является крупным участником глобального рынка ИКТ и не входит в число 15-20 крупнейших его субъектов. В России на долю рынка ИКТ приходится 4,9 процента от ВВП, в контексте ОЭСР страна опережает только одну страну - Мексику. В 1999 году доля сектора составляла лишь 2,0 процента от ВВП (13 млрд. долларов), в 2006 году. – 3,5 процента от ВВП. Развитие сектора информационных технологий проходит на фоне:
Россия занимает третье место в мире по проникновению мобильной связи (после Китая и США) и по созданию ПО (после Индии и Китая) по экспортным заказам. Несмотря на это наблюдаются низкие по сравнению с ведущими странами объемы распространения услуг широкополосного доступа, особенно беспроводного и мобильного, неразвитость сферы платных услуг в Рунете.
В общем объеме сектора информационно-коммуникационных технологий в период 2003-2007 годов на услуги связи приходилось 65-70 процентов. Среднегодовой темп роста объема услуг связи в этот период приближался к 123 процентам. Наблюдаются тенденции увеличения в общем объеме услуг связи доли услуг подвижной, документальной связи при снижении доли услуг междугородной, внутризоновой, международной и местной телефонной связи. Среди факторов, сдерживающих дальнейшее развитие сектора связи:
1)неравномерность развития инфраструктуры связи;
2)нехватка радиочастотного ресурса, необходимого для внедрения новых технологий;
3)работа части космических аппаратов за сроком активного существования;
4)недостаточное развитие
технологий цифрового
5)первичное насыщение рынка подвижной связи и сокращение резерва для дальнейшего расширения абонентской базы;
6)отсталость инфраструктуры почтовой связи, препятствующей внедрению современных услуг. Повышению темпов роста в секторе информационно-коммуникационных технологий будет способствовать активная модернизация его инфраструктуры, рост спроса на информационные услуги, увеличение предпринимательской активности, распространение компьютерной грамотности населения. Предполагается решение следующих задач:
1)модернизация инфраструктуры федеральной почтовой связи, предполагающей реконструкцию объектов почтовой связи, создание инфраструктуры для предоставления почтовых, финансовых, розничных и государственных услуг;
2)развитие единой сети электросвязи, в том числе сетей третьего поколения, позволяющих пользоваться видеотелефонной связью, высокоскоростным доступом в Интернет, осуществлять просмотр на мобильном телефоне фильмы и телепрограммы, что привлечет дополнительных клиентов, подключенных к сетям сотовой связи;
3)развитие цифрового телерадиовещания, позволяющего обеспечить увеличение количества и качества принимаемых телевизионных программ, организовать получение интерактивных услуг.
Инновационный вариант развития отрасли предполагает к 2020 году рост объема услуг связи по сравнению с 2007 годом более чем в 10 раз (в 2015 году по сравнению с 2010 годом – в 2,6 раза, в 2020 году по сравнению с 2015 годом – в 2,7 раза). Потребность в дополнительных инвестициях в основной капитал операторов связи за период 2008-2020 годы оценивается в 2,5 трлн. рублей.