Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:34, курсовая работа
Актуальность изучения темы обусловлена тем, что на современном этапе проблема бюджетного дефицита является главной проблемой экономики Кыргызской Республики, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней. Величина государственного долга (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов как правило, на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения……….5
1.2. Виды бюджетного дефицита их классификация и механизмы его финансирования …………………………………….…………………………...9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1. Доходы государственного бюджета и ее эффективность в покрытии дефицита бюджета………………………………………………………………16
2.2. Анализ исполнения расходной части государственного бюджета ……..30
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПОКРЫТИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
3.1. Бюджетный дефицит - как фактор роста государственного долга………41
3.2. Развитие экономики страны - как источник снижения уровня дефицита бюджета…………………………………………………………………………..52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...68
Поступления по земельному налогу в целом составили 757,1 млн. сомов, плановый показатель выполнен на 93,6 %. Относительно прошлогоднего уровня поступления снизились на 0,6%.
По налогу на транспортные средства за отчетный период собрано 553,4 млн. сомов или 120,0 % к плану. По отношению к уровню прошлого года сборы выросли на 27,9 %.
Фактическое поступление НДС на внутреннюю продукцию составило 7 133,6 млн. сомов или план исполнен на 90,6%. В бюджет недопоступило 736,4 млн. сомов. По сравнению с показателем прошлого года сборы выросли на 33,5% или на 1 789,5 млн. сомов.
По налогу с продаж сборы составили 4 988,9 млн. сомов, плановый показатель выполнен на 92,8 % (сумма недобора – 389,0 млн. сомов). В сравнении с прошлым годом прирост поступлений составил 20,8 %.
Поступления по акцизам на внутреннюю продукцию составили 812,8 млн. сомов. Плановый показатель выполнен на 66,4 %, или в бюджет недопоступило 411,2 млн. сомов. Темп роста относительно предыдущего года составил 121,7 %.
Налога за пользование недрами налоговыми органами собрано в сумме 632,7 млн. сомов, или 127,3% к плану. В сравнении с показателем прошлого года сборы выросли более чем в 1,6 раза, в связи со значительным ростом поступлений как бонусов, так и роялти.
За отчетный период Кумтором, с учетом перечисленного в мае месяце 2012 года предварительного платежа в сумме 30 млн. долларов США, перечислено налога на валовый доход в сумме 4 543,9 млн. сомов.
Таблица 1.
Сравнительная таблица по налоговым поступлениям в государственный бюджет за 2012 год по отношению к 2011 году.
(млн.сом)
Наименование доходов |
Факт 2011 г. |
Уд.вес к ВВП 2011г. |
Факт 2012 г. |
Уд.вес к ВВП 2012г. |
Темп роста 2012/2011 |
ВВП |
273 107,8 |
304 350,1 |
111,4 | ||
Налоговые поступления |
53 017,4 |
19,4 |
63 911,4 |
21,0 |
120,5 |
Подоходный налог с физических лиц-резидентов КР |
4 851,4 |
1,8 |
5 954,2 |
2,0 |
122,7 |
Налог на прибыль |
2 844,5 |
1,0 |
4 032,3 |
1,3 |
141,8 |
НДС-всего: |
20 352,9 |
7,5 |
25 769,3 |
8,5 |
126,6 |
-на товары и услуги, производимые на территории КР |
5 344,1 |
2,0 |
7 133,6 |
2,3 |
133,5 |
-на товары, ввозимые на территорию КР |
15 008,8 |
5,5 |
18 635,7 |
6,1 |
124,2 |
Акцизный налог-всего |
2 187,0 |
0,8 |
2 826,7 |
0,9 |
129,3 |
-на товары, производимые на территории КР |
667,8 |
0,2 |
812,8 |
0,3 |
121,7 |
-на товары, ввозимые на территорию КР |
1 519,2 |
0,6 |
2 013,9 |
0,7 |
132,6 |
Налоги за пользование недрами |
385,8 |
0,1 |
632,7 |
0,2 |
164,0 |
Земельный налог |
761,8 |
0,3 |
757,1 |
0,2 |
99,4 |
Таможенные платежи |
7 146,8 |
2,6 |
9 429,5 |
3,1 |
131,9 |
Налог на валовый доход от Кумтор |
6 066,4 |
2,2 |
4 543,9 |
1,5 |
74,9 |
Неналоговые поступления |
15 654,6 |
5,7 |
17 252,4 |
5,7 |
110,2 |
Неналоговые поступления государственного бюджета за рассматриваемый период составили 17 252,4 млн. сомов или 99,6 % от плана. В сравнении с периодом предыдущего года сборы выросли на 10,2 % или на 1 597,8 млн. сомов. Рост поступлений в основном связан с увеличением поступлений процентов по выданным бюджетным ссудам и кредитам, прибыли Национального банка КР и государственных предприятий, платы за регистрацию и перерегистрацию транспортных средств, поступлений от оказания платных услуг и прочих неналоговых доходов.
Фондом по управлению государственным имуществом при ПКР обеспечено поступление в бюджет республики доходов от управления государственным имуществом в сумме 2 590,0 млн. сомов, плановый показатель выполнен на 99,6 %. В сравнении с показателем прошлого года поступления от управления государственным имуществом снизились на 19,1 %, в основном в связи с тем, что в прошлом году компанией Центерра Голд инк. были перечислены дивиденды в сумме 1,3 млрд. сомов, тогда как в этом году поступления дивидендов от данной компании составили около 128,8 млн. сомов.
Поступления официальных грантов составили 5 608,3 млн. сомов с недобором плана на 540,1 млн. сомов, в основном в связи с недопоступлением грантов ПГИ. По отношению к уровню прошлого года поступления грантов снизились на 3 144,0 млн. сом, что в основном обусловлено снижением поступлений программных грантов.
Государственной таможенной службой за отчетный период обеспечено налогов и платежей в размере 30 079,2 млн. сомов или 95,7 % от плана. В бюджет недопоступило 1 350,8 млн. сомов. Невыполнение планового показателя наблюдается по НДС на импорт - 93,4 %, по акцизному налогу - 93,9 % и по импортной таможенной пошлине - 84 %.
Прогноз поступлений таможенных
платежей на 2012 год был сформирован
с учетом дополнительных мероприятий
по увеличению доходной части бюджета.
Так, в бюджете на 2012 год были заложены
дополнительные поступления порядка
1,5 млрд. сомов за счет изменения
механизма переработки ГСМ, при
условии упрощения процедуры
возмещения субъектам, занимающимся переработкой
и экспортом ГСМ и
Также, согласно Налоговому
кодексу Кыргызской Республики, предусмотрено
освобождение от уплаты НДС при ввозе
лекарственных средств, согласно Перечню,
утверждаемому постановлением Правительства
Кыргызской Республики. Перечень ввозимых
лекарственных средств и
Вышеперечисленные факторы явились основными причинами неисполнения планового показателя поступлений таможенных платежей.
По отношению к прошлому году поступления таможенных платежей и налогов выросли на 27,1 %, или на 6 404,4 млн. сомов, что обусловлено в основном ростом объема импорта (по данным Нацстаткома, объем импорта за 2012 год составил 5 373,9 млн. долларов США и вырос по сравнению с прошлым годом на 26,1 %).
Рост поступлений наблюдается по всем налогам и платежам:
- по НДС на импорт - на 3 626,9 млн. сомов, или на 24,2 %;
- по акцизному налогу на импорт - на 494,7 млн. сомов, или на 32,6 %;
- по таможенным платежам - на 2 282,7 млн. сомов, или на 31,9 %.
Таблица 2.
Сравнительный анализ
неналоговых поступлений в
(млн.сом)
Показатели |
Факт 2011 г. |
Уд.вес к ВВП 2011г. |
Факт 2012 г. |
% вып. к 2011г. |
Уд.вес к ВВП 2012г. |
ВВП |
273 107,8 |
304 350,1 |
|||
Доходы, всего |
77 424,3 |
28,3 |
86 772,1 |
112,1 |
28,5 |
Неналоговые поступления |
15 654,6 |
5,7 |
17 252,4 |
110,2 |
5,7 |
Проценты по депозитам Правительства, находящимся в Национальном банке КР |
72,0 |
0,03 |
116,1 |
161,3 |
0,04 |
Проценты по выданным бюджетным ссудам и кредитам |
533,4 |
0,2 |
680,1 |
127,5 |
0,2 |
Дивиденды, начисленные на государственный пакет акций |
2 923,2 |
1,1 |
1 827,0 |
62,5 |
0,6 |
Прибыль Национального банка Кыргызской Республики |
1 361,6 |
0,5 |
1 575,8 |
115,7 |
0,5 |
Арендная плата |
3 251,6 |
1,2 |
4 095,2 |
125,9 |
1,3 |
Сборы и платежи |
718,9 |
0,3 |
841,4 |
117,0 |
0,3 |
Государственная пошлина |
304,8 |
0,1 |
286,8 |
94,1 |
0,1 |
Штрафы,санкции,конфискации |
335,9 |
0,1 |
294,7 |
87,7 |
0,1 |
Поступления по специальным средствам от бюджетных учреждений |
5 485,5 |
2,0 |
6 427,7 |
117,2 |
2,1 |
Республиканский бюджет
За 2012 год в республиканский бюджет поступление ресурсов (с учетом специальных средств, внешних грантов и кредитов ПГИ) составило 105 047,6 млн. сомов, или 97,5 % от плана в сумме 107 758,5 млн. сомов. В сравнении с аналогичными показателями 2011 года поступления ресурсов увеличилось на 10,8 %, что составило 10 272,1 млн. сомов. Удельный вес в объеме ВВП составил 34,5 %, тогда как за аналогичный период прошлого года этот показатель составлял 34,7 %.
Поступление ресурсов (без специальных средств, внешних грантов и кредитов ПГИ) составило 78 905,6 млн. сомов, или 98,5 % от плана в сумме 80 146,7 млн. сомов. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года поступления ресурсов увеличилось на 2,9 %, что составило 2 223,7 млн. сомов.
Совокупные доходы (текущие доходы и поступления от продажи нефинансовых активов) республиканского бюджета за 2012 год (с учетом специальных средств и внешних грантов ПГИ) составили 77 601,1 млн. сомов, или 96,9 % к плану в сумме 80 116,9 млн. сомов.
Общий объем доходов республиканского бюджета за 2012 год составили 77 498,6 млн. сомов, с невыполнением плана 2 418,3 млн. сомов. В сравнении с показателем предыдущего года доходы возросли на 12,3 %, или на 8 477,0 млн. сомов.
Налоговых сборов в доход республиканского бюджета поступило 56 247,1 млн. сомов и неналоговых доходов – 15 643,2 млн. сомов, план по налоговым доходам исполнен на 96,9 % и неналоговым доходам - на 99,5 %.
В составе поступивших ресурсов наибольший удельный вес занимают поступления, обеспеченные:
Государственной таможенной службой - 28,6 %,
Государственной налоговой службой - 25,5 %,
Внешними займами - 16,6 %,
Доходами от ГКВ - 6,6 %,
Грантами из-за границы - 5,3 %,
Возвратом бюджетных ссуд - 2,7 %,
Доходы (без специальных средств и с учетом внешних грантов ПГИ), поступившие в республиканский бюджет за 2012 год, составили 71 716,8 млн. сомов, или 97,3 % к плану в сумме 73 673,2 млн. сомов. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года показатели доходов возросли на 11,9 %, что составило в денежном выражении 7 629,4 млн. сомов.
Общий объем налоговых поступлений составили 56 247,1 млн. сомов, или выполнение плана в сумме 58 051,6 млн. сомов составило 96,9 %. Номинальный темп роста данного показателя по сравнению с аналогичным показателем прошлого года составил 121,9%, или 10 121,9 млн. сомов. Значительный объем в структуре неналоговых поступлений занимают специальные средства бюджетных учреждений, которые составили 5 781,8 млн. сомов. План в сумме 6 243,7 млн. сомов исполнен на 92,6 %. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года показатели доходов возросли на 17,2 %, что составило в денежном выражении 847,6 млн. сомов.
Общая сумма поступивших в республиканский бюджет дивидендов, причитающихся на государственную долю акций от деятельности акционерных предприятий, составила 1 827,0 млн. сомов, или план в сумме 2 059,2 млн. сомов выполнен на 88,7 %.
Зачисление в доходную часть республиканского бюджета грантов из-за границы в 2012 году составило 5 608,3 млн. сомов, или 91,2 % к плану, из них грант ПГИ составил 4 731,0 млн. сомов.
Таблица 3.
Сравнительная таблица по ресурсной (доходной) части республиканского бюджета за 2012 год по сравнению с 2011 годом.
(млн. сом)
Наименование ресурсов и доходов |
Факт 2011г. |
2012г. |
Номин. темп |
Реальн. темп | ||
план |
факт |
% вып. |
роста |
роста | ||
Всего ресурсов |
94 775,5 |
107 758,5 |
105 047,6 |
97,5 |
110,8 |
103,2 |
Ресурсы (без спец.средств, ПГИ) |
76 681,9 |
80 146,7 |
78 905,6 |
98,5 |
102,9 |
95,8 |
Доходы |
69 021,6 |
79 917,0 |
77 498,6 |
97,0 |
112,3 |
104,6 |
Налоговые доходы |
46 125,2 |
58 051,6 |
56 247,1 |
96,9 |
121,9 |
113,5 |
Полученные официальные трансферты |
8 752,3 |
6 148,4 |
5 608,3 |
91,2 |
64,1 |
59,7 |
Неналоговые доходы |
14 144,1 |
15 716,0 |
15 643,2 |
99,5 |
110,6 |
103,0 |
Проценты по депозитам Правительства, находящимся в Национальном банке КР |
72,0 |
115,4 |
116,1 |
100,6 |
161,3 |
150,2 |
Проценты по выданным бюджетным ссудам и кредитам |
533,4 |
570,3 |
680,1 |
119,3 |
127,5 |
118,7 |
Дивиденды, начисленные на государственный пакет акций |
2 923,2 |
2 059,2 |
1 827,0 |
88,7 |
62,5 |
58,2 |
Прибыль Национального банка Кыргызской Республики |
1 361,6 |
1 575,8 |
1 575,8 |
100,0 |
115,7 |
107,7 |
Арендная плата |
2 769,8 |
3 563,8 |
3 572,6 |
100,2 |
129,0 |
120,1 |
Плата за выдачу лицензий |
148,3 |
10,0 |
9,3 |
93,0 |
6,3 |
5,9 |
Поступления от спецсредств бюджетных учреждений |
4 934,2 |
6 243,7 |
5 781,8 |
92,6 |
117,2 |
109,1 |
Штрафы,санкции,конфискации |
237,2 |
230,0 |
226,1 |
98,3 |
95,3 |
88,7 |
Прочие неналоговые доходы |
593,5 |
50,0 |
322,6 |
645,2 |
54,4 |
50,7 |
Информация о работе Проблемы покрытия бюджетного дефицита Кыргызской Республики