Проблемы покрытия бюджетного дефицита Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучения темы обусловлена тем, что на современном этапе проблема бюджетного дефицита является главной проблемой экономики Кыргызской Республики, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней. Величина государственного долга (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов как правило, на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения……….5
1.2. Виды бюджетного дефицита их классификация и механизмы его финансирования …………………………………….…………………………...9

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1. Доходы государственного бюджета и ее эффективность в покрытии дефицита бюджета………………………………………………………………16

2.2. Анализ исполнения расходной части государственного бюджета ……..30

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПОКРЫТИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
3.1. Бюджетный дефицит - как фактор роста государственного долга………41

3.2. Развитие экономики страны - как источник снижения уровня дефицита бюджета…………………………………………………………………………..52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...68

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа Р.А..docx

— 488.14 Кб (Скачать файл)

прошлого года составил 131,7%, или 293,3 млн. сомов. 

Предприятиями и организациями  возвращено по ранее выданным ссудам и кредитам (с учетом процентов) 3 509,9 млн. сомов против запланированных 3 318,4 млн. сомов к плану. Сверхплановые поступления составили 191,5 млн. сомов. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года показатели доходов в денежном выражении уменьшилось на 2 221,6 млн. сомов.

Доходы, поступившие за 2012 год  в республиканский бюджет от приватизации государственной собственности, составили 153,2 млн. сомов. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года показатели доходов в денежном выражении уменьшились на 6,2 млн. сомов.

Доходы по государственным казначейским векселям составили 6 973,8 млн. сомов, или 100,3 % к прогнозу.

 

Местный бюджет.

За 2012 год фактическое поступление доходов местного бюджета с трансфертами в целом по республике составили 23 565,4 млн. сомов, при этом номинальный темп роста относительно соответствующего показателя предыдущего года составил 110,3 %, или 2 201,0 млн. сомов.

Фактическое поступление местных доходов без трансфертов составили 9 273,4 млн. сомов или 95,3 % от планового показателей.

Уровень налоговых доходов местного бюджета за 2012 год составили 7 664,3 млн. сомов или 94,3 % от установленного плана (сумма недопоступления 462,7 млн. сомов), при этом номинальный темп роста относительно соответствующего показателя предыдущего года увеличился на 11,2 % или на 772,1 млн. сомов.

По налогам на основе патента  план выполнен на 97,4 % или недопоступило 37,4 млн. сомов, в том числе по налогу на основе обязательного патента план выполнен на 110,7 % или перевыполнение 10,7 млн. сомов, по налогу на основе добровольного патента план выполнен на 96,3 % или недопоступило 48,1 млн. сомов.

План по налогу с владельцев транспортных средств выполнен на 120,0 % (сумма перевыполнения 92,4 млн. сомов). Относительно прошлогоднего уровня поступления также увеличились на 27,9 % или на 120,7 млн. сомов.

План по налогу с продаж выполнен на 88,8 % (сумма недопоступления 270,9 млн. сомов), относительно прошлогоднего уровня поступления увеличились на 3,8 % или на  78,3 млн. сомов.

План по подоходному налогу выполнен на 94,3 % (сумма недопоступления 131,7 млн. сомов), относительно прошлогоднего уровня поступления увеличились на 28,7 % или на  481,7 млн. сомов.

Поступления по земельному налогу в целом составили 757,1 млн. сомов, плановый показатель выполнен на 93,6 % (сумма недопоступления 51,6 млн. сомов). Относительно прошлогоднего уровня поступления снизились на 0,6 % или на 4,7 млн. сомов.

Объем неналоговых доходов местного бюджета за рассматриваемый период составили в сумме 1 609,2 млн. сомов, при этом плановый показатель выполнен на 100,7 %, сумма перевыполнения 10,4 млн. сомов. Относительно предыдущего года поступления неналоговых доходов увеличилось на 6,5 % или на 98,6 млн. сомов.

Фактическое поступление  государственной пошлины взимаемой  органами юстиции составили 263,1 млн. сомов или план выполнен на 84,2 %. Относительно показателей соответствующего периода предыдущего года платежи уменьшились на 6,1 % или на 17,0 млн. сомов.

Поступления по административным штрафам составили 67,0 млн. сомов, план выполнен на 65,2 % или недопоступило в бюджет на сумму 35,7 млн. сомов, относительно прошлогоднего уровня поступления также уменьшились на 29,2 % или на 27,6 млн. сомов.

Фактическое поступление  сумм специальных средств от оказанных  услуг бюджетными учреждениями составило 645,9 млн. сомов, с выполнением плана  на 96,7 % (сумма невыполнения 22,0 млн. сомов). Относительно показателей соответствующего периода предыдущего года платежи увеличились на 17,1 % или на 94,5 млн. сомов.

Фактическое поступление в целом арендной платы составили 522,6 млн. сомов или план выполнен на 112,9 %, сумма перевыполнения 59,6 млн. сомов. Относительно соответствующих показателей предыдущего года сбор платежей по арендной плате в целом увеличился на 8,5 % или на 40,9 млн. сомов.

Поступление в доход местных  бюджетов сумм от продажи нефинансовых и финансовых активов составили 140,7 млн. сомов, из них нефинансовые активы 133,6 млн.сомов, план выполнен на 89,1%, финансовые активы 7,0 млн. сомов. Относительно показателей соответствующего периода предыдущего года нефинансовые платежи уменьшились на 44,4 % или на 106,7 млн. сомов.

В рамках реализации бюджетной политики в 2012 году были реализованы  следующие мероприятия:

- постановлением  Правительства Кыргызской Республики  от 15 октября 2012 года     №  718 был одобрен проект Бюджетного  Кодекса Кыргызской Республики  и направлен на рассмотрение  в Жогорку Кенеш Кыргызской  Республики;

- Законом Кыргызской  Республики «О республиканском  бюджете Кыргызской Республики  на 2012 год и прогнозе на 2013-2014 годы»  от 17 апреля 2012 года № 41 был утвержден  бюджет на 2012 год и прогноза  на 2013-2014 годы, а также Законами  Кыргызской Республики  «О внесении  изменений в Закон Кыргызской  Республики «О республиканском  бюджете Кыргызской Республики  на 2012 год и прогнозе на 2013-2014 годы»  от 16 июля 2012 года   № 119 и от 31 декабря 2012 года № 207 были внесены изменения в бюджет;

- Подготовлен  проект республиканского бюджета  на 2013 год и прогноза на 2014-2015 годы  и утвержден Законом Кыргызской  Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2013 год и прогнозе на 2014-2015 годы» от 1 февраля  2013 года № 10;

- «Среднесрочный  прогноз бюджета Кыргызской Республики  на 2013-2015 годы» подготовлен и одобрен  решением Координационного совета  по макроэкономической и инвестиционной  политике при Правительстве Кыргызской  Республики от 25 мая 2012 года.

В целях повышения  прозрачности бюджетного процесса на регулярной основе на официальном сайте  Министерства финансов размещалась  бюджетная информация, включающая Среднесрочный  прогноз бюджета на 2013-2015 годы, проект республиканского бюджета на 2013-2015 годы, ежемесячный финансовый план, гражданский бюджет на 2012 год, пресс-релизы и другие.

Гражданский бюджет предназначен для широкой общественности и является коротким и информативным  документом, освещающим формирование, распределение и использование  бюджетных средств. Гражданский  бюджет 2012 года был презентован представителям гражданского общества и распространен  в виде плакатов и брошюр в городах: Ош, Джалал-Абад, Талас, Нарын, Каракол.

Реформирование  системы управления государственными финансами (УГФ) в Кыргызской Республике осуществлялось в рамках Плана действий  по реформированию системы управления государственными финансами Кыргызской Республики, утвержденного Указом Президента Кыргызской Республики от 22 октября 2009 года № 396.

Реализация Плана  действий была направлена на дальнейшее устранение проблем системы управления государственными финансами и недостатков  бюджетного процесса в целом и  послужила платформой для дальнейшей существенной модернизации системы  управления государственными финансами. Однако, в свете последних преобразований, а также в рамках дальнейшего  совершенствования системы управления государственными финансами возникла необходимость пересмотра и обновления Среднесрочного плана действий по реформированию системы УГФ Кыргызской Республики.

Обновленный Среднесрочный  план действий по реформированию системы  УГФ был утвержден постановлением Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Среднесрочного плана действий по реформированию системы  УГФ Кыргызской Республики на 2012-2015 годы» от 3 октября 2012 года № 675. Кроме  того, в целях продвижения реформ по УГФ и поэтапного перехода на программное бюджетирование, ориентированное на результат, Министерством финансов Кыргызской Республики республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2012 год и прогноза на 2013-2014 годы, представлены бюджеты в программном формате шести пилотных министерств дополнительно к традиционному формату. В приложении к пояснительной записке к Закону Кыргызской Республики  «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2012 год и прогнозе на 2013-2014 годы» приложена подробная информация по бюджетам пилотных министерств в программном формате.

С целью повышения  потенциала министерств и ведомств для разработки бюджета на программной основе в 2012 году проводились обучающие тренинги. Методические, инструктивные материалы по программному бюджетированию предоставлялись разработчикам программных бюджетов.

По итогам 2012 года совокупные расходы (текущие расходы и расходы по приобретению нефинансовых активов) государственного бюджета Кыргызской Республики (с учетом специальных средств, внешних грантов и кредитов ПГИ) составили 107 240,4 млн. сомов при уточненном плане 111 443,8 млн. сомов, или на 96,2 процента, в том числе республиканский бюджет исполнен в сумме 97 836,7 млн. сомов или на 96,6 процента к уточненному плану (101 296,1 млн. сомов), местный бюджет исполнен в сумме 23 695,7 млн. сомов или на 96,6  процента к плану (24 542,0 млн. сомов).

2.2. Анализ исполнения расходной части государственного бюджета

По отношению  к ВВП совокупные расходы государственного бюджета  Кыргызской Республики составили 35,2 процента, в том числе расходы  по республиканскому бюджету – 32,1 процента, по местному бюджету – 7,8 процента.

Совокупные расходы государственного бюджета Кыргызской Республики за 2012 год (без учета специальных средств, внешних грантов и кредитов ПГИ) составили         80 476,9 млн. сомов при уточненном плане 82 334,1 млн. сомов или исполнен на 97,7 процента. Относительно прошлого года совокупные расходы государственного бюджета возросли на 7 357,8 млн. сомов или на 10,1 процента.

К объему ВВП  совокупные расходы государственного бюджета (без учета специальных  средств, грантов и кредитов ПГИ) составили 26,4 процента. В сравнении с 2011 годом расходы государственного бюджета по отношению к ВВП уменьшились на 0,4   процентных пункта.

Таблица 4.

Исполнение государственного бюджета Кыргызской Республики

по статьям  расходов за 2011-2012  гг.

(без учета специальных  средств, внешних грантов и  кредитов ПГИ)

                                                        (млн. сом)

Наименование  статей

Факт   2011 г.

План 2012 г.

Факт  2012 г.

(%) к плану  

Откл.  к плану     (+,-)   

Откл.       (+,-)          к 2011г.

(%)           к 2011г.

Заработная плата

23 740,0

27 149,8

26 888,5

99,0

-261,3

3 148,5

113,3

Взносы в Социальный фонд

3 195,3

3 749,9

3 670,5

97,9

-79,4

475,2

114,9

Расходы на служебные  поездки

482,6

483,9

467,3

96,6

-16,6

-15,3

96,8

Коммунальные  услуги

2 278,0

2 686,0

2 591,6

96,5

-94,4

313,6

113,8

Арендная плата

207,4

190,8

187,9

98,5

-2,9

-19,5

90,6

Транспортные  услуги

665,2

711,7

698,7

98,2

-13,0

33,5

105,0

Приобретения  прочих услуг

5 438,8

5 890,3

5 710,2

96,9

-180,1

271,4

105,0

Расходы, представленные единой статьей в системе здравоохранения 

5 661,9

8 054,8

8 014,2

99,5

-40,6

2 352,3

141,5

Приобретение  медикаментов и изделий медицинского назначения

466,1

427,0

423,2

99,1

-3,8

-42,9

90,8

Приобретение  продуктов питания

2 376,0

2 538,5

2 415,1

95,1

-123,4

39,1

101,6

Выплата процентов  по кредитам и займам, полученным от иностранных государств и международных  организаций

1 895,6

1 684,3

1 533,2

91,0

-151,1

-362,4

80,9

Выплата процентов  по государственным ценным бумагам

859,9

1 400,8

1 395,8

99,6

-5,0

535,9

162,3

Субсидии предприятиям

2 373,7

2 544,7

2 396,7

94,2

-148,0

23,0

101,0

Текущие гранты международным  организациям

200,0

160,6

160,3

99,8

-0,3

-39,7

80,2

Пособия

13 887,9

16 655,6

16 620,6

99,8

-35,0

2 732,7

119,7

Различные прочие расходы

1 037,5

1 467,7

980,6

66,8

-487,1

-56,9

94,5

Приобретение  нефинансовых активов 

8 353,2

6 537,7

6 322,5

96,7

-215,2

-2 030,7

75,7

Итого:

73 119,1

82 334,1

80 476,9

97,7

-1 857,2

7 357,8

110,1


 

Таблица 5.

Сравнительная таблица

исполнения государственного бюджета Кыргызской Республики за 2011 и 2012 гг. по основным разделам и их удельный вес в общих расходах

(с  учетом специальных средств и  без учета внешних грантов  и кредитов ПГИ)

(млн. сом)   

Наименование разделов

 Факт за 2011г.

Уд. вес (%)

В % к ВВП

План  2012г.

 Факт за 2012г.

%

Откл.

Уд. вес (%)

В % к ВВП

Откл. 2011г. от  2012г.

Государственные службы общего назначения

9 779,4

12,5

3,6

11 751,3

11 119,9

94,6

-631,5

12,8

3,7

1 340,5

Оборона, Общественный порядок  и безопасность

10 600,9

13,5

3,9

11 335,5

11 094,7

97,9

-240,8

12,8

3,6

493,8

Экономические вопросы

8 203,4

10,5

3,0

6 591,4

6 305,8

95,7

-285,6

7,3

2,1

-1 897,6

Охрана окружающей среды

585,5

0,7

0,2

547,0

526,0

96,2

-21,0

0,6

0,2

-59,5

Жилищные и коммунальные услуги

4 110,4

5,2

1,5

4 603,4

4 313,9

93,7

-289,5

5,0

1,4

203,5

Здравоохранение

9 240,6

11,8

3,4

11 697,8

11 386,6

97,3

-311,2

13,1

3,7

2 146,0

Отдых, культура и религия

2 552,8

3,3

0,9

2 679,0

2 604,4

97,2

-74,6

3,0

0,9

51,6

Образование

19 039,4

24,3

7,0

23 211,2

22 556,1

97,2

-655,1

26,0

7,4

3 516,7

Социальная защита

14 272,3

18,2

5,2

17 659,1

16 972,8

96,1

-686,3

19,5

5,6

2 700,5

Итого

78 384,7

100,0

28,7

90 075,7

86 880,2

96,5

-3 195,5

100,0

28,5

8 495,5

Информация о работе Проблемы покрытия бюджетного дефицита Кыргызской Республики