Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:34, курсовая работа
Актуальность изучения темы обусловлена тем, что на современном этапе проблема бюджетного дефицита является главной проблемой экономики Кыргызской Республики, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней. Величина государственного долга (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов как правило, на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения……….5
1.2. Виды бюджетного дефицита их классификация и механизмы его финансирования …………………………………….…………………………...9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1. Доходы государственного бюджета и ее эффективность в покрытии дефицита бюджета………………………………………………………………16
2.2. Анализ исполнения расходной части государственного бюджета ……..30
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПОКРЫТИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
3.1. Бюджетный дефицит - как фактор роста государственного долга………41
3.2. Развитие экономики страны - как источник снижения уровня дефицита бюджета…………………………………………………………………………..52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...68
прошлого года составил 131,7%, или 293,3 млн. сомов.
Предприятиями и организациями возвращено по ранее выданным ссудам и кредитам (с учетом процентов) 3 509,9 млн. сомов против запланированных 3 318,4 млн. сомов к плану. Сверхплановые поступления составили 191,5 млн. сомов. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года показатели доходов в денежном выражении уменьшилось на 2 221,6 млн. сомов.
Доходы, поступившие за 2012 год в республиканский бюджет от приватизации государственной собственности, составили 153,2 млн. сомов. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года показатели доходов в денежном выражении уменьшились на 6,2 млн. сомов.
Доходы по государственным казначейским векселям составили 6 973,8 млн. сомов, или 100,3 % к прогнозу.
Местный бюджет.
За 2012 год фактическое поступление доходов местного бюджета с трансфертами в целом по республике составили 23 565,4 млн. сомов, при этом номинальный темп роста относительно соответствующего показателя предыдущего года составил 110,3 %, или 2 201,0 млн. сомов.
Фактическое поступление местных доходов без трансфертов составили 9 273,4 млн. сомов или 95,3 % от планового показателей.
Уровень налоговых доходов местного бюджета за 2012 год составили 7 664,3 млн. сомов или 94,3 % от установленного плана (сумма недопоступления 462,7 млн. сомов), при этом номинальный темп роста относительно соответствующего показателя предыдущего года увеличился на 11,2 % или на 772,1 млн. сомов.
По налогам на основе патента план выполнен на 97,4 % или недопоступило 37,4 млн. сомов, в том числе по налогу на основе обязательного патента план выполнен на 110,7 % или перевыполнение 10,7 млн. сомов, по налогу на основе добровольного патента план выполнен на 96,3 % или недопоступило 48,1 млн. сомов.
План по налогу с владельцев транспортных средств выполнен на 120,0 % (сумма перевыполнения 92,4 млн. сомов). Относительно прошлогоднего уровня поступления также увеличились на 27,9 % или на 120,7 млн. сомов.
План по налогу с продаж выполнен на 88,8 % (сумма недопоступления 270,9 млн. сомов), относительно прошлогоднего уровня поступления увеличились на 3,8 % или на 78,3 млн. сомов.
План по подоходному налогу выполнен на 94,3 % (сумма недопоступления 131,7 млн. сомов), относительно прошлогоднего уровня поступления увеличились на 28,7 % или на 481,7 млн. сомов.
Поступления по земельному налогу в целом составили 757,1 млн. сомов, плановый показатель выполнен на 93,6 % (сумма недопоступления 51,6 млн. сомов). Относительно прошлогоднего уровня поступления снизились на 0,6 % или на 4,7 млн. сомов.
Объем неналоговых доходов местного бюджета за рассматриваемый период составили в сумме 1 609,2 млн. сомов, при этом плановый показатель выполнен на 100,7 %, сумма перевыполнения 10,4 млн. сомов. Относительно предыдущего года поступления неналоговых доходов увеличилось на 6,5 % или на 98,6 млн. сомов.
Фактическое поступление
государственной пошлины
Поступления по административным штрафам составили 67,0 млн. сомов, план выполнен на 65,2 % или недопоступило в бюджет на сумму 35,7 млн. сомов, относительно прошлогоднего уровня поступления также уменьшились на 29,2 % или на 27,6 млн. сомов.
Фактическое поступление сумм специальных средств от оказанных услуг бюджетными учреждениями составило 645,9 млн. сомов, с выполнением плана на 96,7 % (сумма невыполнения 22,0 млн. сомов). Относительно показателей соответствующего периода предыдущего года платежи увеличились на 17,1 % или на 94,5 млн. сомов.
Фактическое поступление в целом арендной платы составили 522,6 млн. сомов или план выполнен на 112,9 %, сумма перевыполнения 59,6 млн. сомов. Относительно соответствующих показателей предыдущего года сбор платежей по арендной плате в целом увеличился на 8,5 % или на 40,9 млн. сомов.
Поступление в доход местных бюджетов сумм от продажи нефинансовых и финансовых активов составили 140,7 млн. сомов, из них нефинансовые активы 133,6 млн.сомов, план выполнен на 89,1%, финансовые активы 7,0 млн. сомов. Относительно показателей соответствующего периода предыдущего года нефинансовые платежи уменьшились на 44,4 % или на 106,7 млн. сомов.
В рамках реализации бюджетной политики в 2012 году были реализованы следующие мероприятия:
- постановлением
Правительства Кыргызской
- Законом Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2012 год и прогнозе на 2013-2014 годы» от 17 апреля 2012 года № 41 был утвержден бюджет на 2012 год и прогноза на 2013-2014 годы, а также Законами Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2012 год и прогнозе на 2013-2014 годы» от 16 июля 2012 года № 119 и от 31 декабря 2012 года № 207 были внесены изменения в бюджет;
- Подготовлен
проект республиканского
- «Среднесрочный
прогноз бюджета Кыргызской
В целях повышения прозрачности бюджетного процесса на регулярной основе на официальном сайте Министерства финансов размещалась бюджетная информация, включающая Среднесрочный прогноз бюджета на 2013-2015 годы, проект республиканского бюджета на 2013-2015 годы, ежемесячный финансовый план, гражданский бюджет на 2012 год, пресс-релизы и другие.
Гражданский бюджет предназначен для широкой общественности и является коротким и информативным документом, освещающим формирование, распределение и использование бюджетных средств. Гражданский бюджет 2012 года был презентован представителям гражданского общества и распространен в виде плакатов и брошюр в городах: Ош, Джалал-Абад, Талас, Нарын, Каракол.
Реформирование системы управления государственными финансами (УГФ) в Кыргызской Республике осуществлялось в рамках Плана действий по реформированию системы управления государственными финансами Кыргызской Республики, утвержденного Указом Президента Кыргызской Республики от 22 октября 2009 года № 396.
Реализация Плана
действий была направлена на дальнейшее
устранение проблем системы управления
государственными финансами и недостатков
бюджетного процесса в целом и
послужила платформой для дальнейшей
существенной модернизации системы
управления государственными финансами.
Однако, в свете последних
Обновленный Среднесрочный
план действий по реформированию системы
УГФ был утвержден
С целью повышения потенциала министерств и ведомств для разработки бюджета на программной основе в 2012 году проводились обучающие тренинги. Методические, инструктивные материалы по программному бюджетированию предоставлялись разработчикам программных бюджетов.
По итогам 2012 года совокупные расходы (текущие расходы и расходы по приобретению нефинансовых активов) государственного бюджета Кыргызской Республики (с учетом специальных средств, внешних грантов и кредитов ПГИ) составили 107 240,4 млн. сомов при уточненном плане 111 443,8 млн. сомов, или на 96,2 процента, в том числе республиканский бюджет исполнен в сумме 97 836,7 млн. сомов или на 96,6 процента к уточненному плану (101 296,1 млн. сомов), местный бюджет исполнен в сумме 23 695,7 млн. сомов или на 96,6 процента к плану (24 542,0 млн. сомов).
2.2. Анализ исполнения расходной части государственного бюджета
По отношению к ВВП совокупные расходы государственного бюджета Кыргызской Республики составили 35,2 процента, в том числе расходы по республиканскому бюджету – 32,1 процента, по местному бюджету – 7,8 процента.
Совокупные расходы
К объему ВВП совокупные расходы государственного бюджета (без учета специальных средств, грантов и кредитов ПГИ) составили 26,4 процента. В сравнении с 2011 годом расходы государственного бюджета по отношению к ВВП уменьшились на 0,4 процентных пункта.
Таблица 4.
Исполнение государственного бюджета Кыргызской Республики
по статьям расходов за 2011-2012 гг.
(без учета специальных средств, внешних грантов и кредитов ПГИ)
Наименование статей |
Факт 2011 г. |
План 2012 г. |
Факт 2012 г. |
(%) к плану |
Откл. к плану (+,-) |
Откл. (+,-) к 2011г. |
(%) к 2011г. |
Заработная плата |
23 740,0 |
27 149,8 |
26 888,5 |
99,0 |
-261,3 |
3 148,5 |
113,3 |
Взносы в Социальный фонд |
3 195,3 |
3 749,9 |
3 670,5 |
97,9 |
-79,4 |
475,2 |
114,9 |
Расходы на служебные поездки |
482,6 |
483,9 |
467,3 |
96,6 |
-16,6 |
-15,3 |
96,8 |
Коммунальные услуги |
2 278,0 |
2 686,0 |
2 591,6 |
96,5 |
-94,4 |
313,6 |
113,8 |
Арендная плата |
207,4 |
190,8 |
187,9 |
98,5 |
-2,9 |
-19,5 |
90,6 |
Транспортные услуги |
665,2 |
711,7 |
698,7 |
98,2 |
-13,0 |
33,5 |
105,0 |
Приобретения прочих услуг |
5 438,8 |
5 890,3 |
5 710,2 |
96,9 |
-180,1 |
271,4 |
105,0 |
Расходы, представленные
единой статьей в системе |
5 661,9 |
8 054,8 |
8 014,2 |
99,5 |
-40,6 |
2 352,3 |
141,5 |
Приобретение медикаментов и изделий медицинского назначения |
466,1 |
427,0 |
423,2 |
99,1 |
-3,8 |
-42,9 |
90,8 |
Приобретение продуктов питания |
2 376,0 |
2 538,5 |
2 415,1 |
95,1 |
-123,4 |
39,1 |
101,6 |
Выплата процентов по кредитам и займам, полученным от иностранных государств и международных организаций |
1 895,6 |
1 684,3 |
1 533,2 |
91,0 |
-151,1 |
-362,4 |
80,9 |
Выплата процентов по государственным ценным бумагам |
859,9 |
1 400,8 |
1 395,8 |
99,6 |
-5,0 |
535,9 |
162,3 |
Субсидии предприятиям |
2 373,7 |
2 544,7 |
2 396,7 |
94,2 |
-148,0 |
23,0 |
101,0 |
Текущие гранты международным организациям |
200,0 |
160,6 |
160,3 |
99,8 |
-0,3 |
-39,7 |
80,2 |
Пособия |
13 887,9 |
16 655,6 |
16 620,6 |
99,8 |
-35,0 |
2 732,7 |
119,7 |
Различные прочие расходы |
1 037,5 |
1 467,7 |
980,6 |
66,8 |
-487,1 |
-56,9 |
94,5 |
Приобретение нефинансовых активов |
8 353,2 |
6 537,7 |
6 322,5 |
96,7 |
-215,2 |
-2 030,7 |
75,7 |
Итого: |
73 119,1 |
82 334,1 |
80 476,9 |
97,7 |
-1 857,2 |
7 357,8 |
110,1 |
Таблица 5.
Сравнительная таблица
исполнения государственного бюджета Кыргызской Республики за 2011 и 2012 гг. по основным разделам и их удельный вес в общих расходах
(с учетом специальных средств и без учета внешних грантов и кредитов ПГИ)
(млн. сом)
Наименование разделов |
Факт за 2011г. |
Уд. вес (%) |
В % к ВВП |
План 2012г. |
Факт за 2012г. |
% |
Откл. |
Уд. вес (%) |
В % к ВВП |
Откл. 2011г. от 2012г. |
Государственные службы общего назначения |
9 779,4 |
12,5 |
3,6 |
11 751,3 |
11 119,9 |
94,6 |
-631,5 |
12,8 |
3,7 |
1 340,5 |
Оборона, Общественный порядок и безопасность |
10 600,9 |
13,5 |
3,9 |
11 335,5 |
11 094,7 |
97,9 |
-240,8 |
12,8 |
3,6 |
493,8 |
Экономические вопросы |
8 203,4 |
10,5 |
3,0 |
6 591,4 |
6 305,8 |
95,7 |
-285,6 |
7,3 |
2,1 |
-1 897,6 |
Охрана окружающей среды |
585,5 |
0,7 |
0,2 |
547,0 |
526,0 |
96,2 |
-21,0 |
0,6 |
0,2 |
-59,5 |
Жилищные и коммунальные услуги |
4 110,4 |
5,2 |
1,5 |
4 603,4 |
4 313,9 |
93,7 |
-289,5 |
5,0 |
1,4 |
203,5 |
Здравоохранение |
9 240,6 |
11,8 |
3,4 |
11 697,8 |
11 386,6 |
97,3 |
-311,2 |
13,1 |
3,7 |
2 146,0 |
Отдых, культура и религия |
2 552,8 |
3,3 |
0,9 |
2 679,0 |
2 604,4 |
97,2 |
-74,6 |
3,0 |
0,9 |
51,6 |
Образование |
19 039,4 |
24,3 |
7,0 |
23 211,2 |
22 556,1 |
97,2 |
-655,1 |
26,0 |
7,4 |
3 516,7 |
Социальная защита |
14 272,3 |
18,2 |
5,2 |
17 659,1 |
16 972,8 |
96,1 |
-686,3 |
19,5 |
5,6 |
2 700,5 |
Итого |
78 384,7 |
100,0 |
28,7 |
90 075,7 |
86 880,2 |
96,5 |
-3 195,5 |
100,0 |
28,5 |
8 495,5 |
Информация о работе Проблемы покрытия бюджетного дефицита Кыргызской Республики