Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:34, курсовая работа
Актуальность изучения темы обусловлена тем, что на современном этапе проблема бюджетного дефицита является главной проблемой экономики Кыргызской Республики, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней. Величина государственного долга (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов как правило, на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения……….5
1.2. Виды бюджетного дефицита их классификация и механизмы его финансирования …………………………………….…………………………...9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1. Доходы государственного бюджета и ее эффективность в покрытии дефицита бюджета………………………………………………………………16
2.2. Анализ исполнения расходной части государственного бюджета ……..30
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПОКРЫТИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
3.1. Бюджетный дефицит - как фактор роста государственного долга………41
3.2. Развитие экономики страны - как источник снижения уровня дефицита бюджета…………………………………………………………………………..52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...68
|
Уточненный план по выравнивающим грантам составил 954,9 млн. сомов по сравнению с утвержденной суммой план не изменился (утвержденный план 954,9 млн. сомов).
В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2012 год и прогнозе на 2013-2014 годы» и нормативно-правовыми актами Кыргызской Республики из республиканского бюджета местным бюджетам предусмотрены средства передаваемые в сумме 2 388,8 млн. сомов, в том числе:
- согласно Закона Кыргызской Республики «Об организации питания учащихся в общеобразовательных школах Кыргызской Республики» от 27 июня 2002 года №111 на питание учащихся 1-4 классов в сумме 390,8 млн. сомов;
-на покрытие выпадающих
доходов местного бюджета
-на покрытие выпадающих
доходов местного бюджета
-на покрытие выпадающих
доходов местного бюджета
-на текущий ремонт
общеобразовательных школ в
-согласно решения Комитета по бюджету и финансам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики «Об обеспечении финансирования отдельным министерствам и ведомствам Кыргызской Республики» от 6 декабря 2012 года №6-269НЧ на приобретение бывшего здания детского сада Жаны-Ноокатскому айыльному округу предусмотрено 8,5 млн. сомов;
- на расходы детского
сада, переданного из
- на покрытие выпадающих
доходов местных бюджетов МСУ
связанных с чрезвычайными
- на компенсацию в размере
50 процентов при оплате за
- на погашение кредиторской
задолженности местных
Таким образом, общий объём уточненных планов местных бюджетов на 2012 год составили 24 542,0 млн. сомов, из них 14 394,3 млн. сомов составили трансферты, финансируемые за счет средств республиканского бюджета или 58,6 % от общего объёма местных бюджетов.
Дефицит бюджета
Государственный бюджет в 2012 году исполнен с дефицитом в сумме 20 232,3 млн. сомов при плановом показателе дефицита 21 451,1 млн. сомов, в том числе:
- республиканский бюджет – 20
- местный бюджет – профицитом
3,3 млн. сомов при плановом
По главной книге Центрального казначейства (Общие ресурсы Министерства финансов) остаток бюджетных средств составил 512,6 млн. сомов (без специальных средств).
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПОКРЫТИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА.
3.1. Бюджетный дефицит - как фактор роста государственного долга
Министерство финансов Кыргызской Республики в целях финансирования дефицита бюджета, рефинансирования ранее выпущенных государственных ценных бумаг (ГЦБ) и развития рынка ГЦБ, осуществляет выпуск государственных казначейских векселей1 (ГКВ) и государственных казначейских облигаций2 (ГКО) и размещает их на регулярной основе на внутреннем рынке.
В соответствие с Законом Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2012 год и прогнозе на 2013-2014 гг.» от 17 апреля 2012 года №413, в 2012 году планировалось привлечь средства за счет выпуска ГЦБ на сумму 5 955,85 млн. сом, из них 4 207,37 млн. сом – по ГКВ и 1 748,48 млн. сом – по ГКО.
(млн. сом)
Источник |
Прогноз утвержденный |
Фактическое поступление |
∆ Отклонение |
Выпуск ГКВ |
4 207,37 |
4 388,10 |
180,73 |
Выпуск ГКО |
1 748,48 |
2 585,70 |
837,22 |
Итого |
5 955,85 |
6 973,80 |
1 017,95 |
∆ = Фактические поступления - Прогноз утвержденный
Согласно Закону Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2012 год и прогнозе на 2013-2014 годы» от 16 июля 2012 года N 119 поступления от выпуска и продажи ГЦБ были установлены в объеме 6 955,85 млн. сом (в т.ч. от выпуска ГКВ -5 040,78 млн. сом, ГКО-1 915,07 млн. сом). Фактические поступления от размещения ГЦБ в республиканский бюджет составили 6 973,80 млн. сом, из них 4 388,10 млн. сом – по ГКВ и 2 585,70 – по ГКО. Исполнение прогноза поступлений составило 100,3 %. При этом, чистое финансирование по ГЦБ4 было положительным и составило 2 322,29 млн. сом.
Заимствование осуществлялось
на внутреннем рынке Кыргызской Республики
путем размещения ГЦБ на аукционной
основе среди первичных дилеров
и других прямых участников аукционов.
Структура выпуска ГЦБ
Заимствование на внутреннем рынке осуществлялось в следующей структуре (см. Рис.1):
Рис. 1. Структура заимствования путем выпуска ГЦБ
При этом, средневзвешенные годовые5 значения доходности по ГЦБ, размещенным на аукционной основе были следующими:
Вид ГЦБ |
Средневзвешенная годовая доход |
Средневзвешенная годовая |
Изменения |
3-мес. ГКВ |
7,37 |
6,23% |
|
6-мес. ГКВ |
12,86 |
8,25% |
|
12-мес. ГКВ |
16,67 |
10,66% |
|
ГКО |
17,66 |
14,74% |
В нижеприведенном графике (Рис. 2) отражаются динамика изменения доходности6 ГЦБ и объемы поступлений в 2012 г.
Рис. 2. Динамика доходности и объемов поступлений от ГЦБ в 2012 году
Как видно из Рис. 2 доходность по краткосрочным ГЦБ в начале 2012 г. была на максимальных уровнях: 3-мес. ГКВ – 6,46%, 6-мес. ГКВ – 12,47% и 12-мес. ГКВ – 14,26%. Тенденция к снижению наблюдается по всем ГЦБ к концу года. Доходность по ГКО с 16,00% с начала года снизился до 14,53% к концу года.
Расходы на обслуживание государственного долга
Утвержденный прогноз7 расходов на обслуживание государственного долга на 2012 год составлял 12 226,91 млн. сом, фактически на эти цели из бюджета были направлены средства в размере 11 440,61 млн. сом, из них:
(млн. сом)
Расходы |
Прогноз утвержденный |
Фактическое исполнение |
∆ Отклонение |
Проценты |
3 231,27 |
2 898,94 |
-332,33 |
Внешний долг |
1 809,38 |
1 520,96 |
-288,42 |
Внутренний долг |
1 421,89 |
1 377,98 |
-43,91 |
Основная сумма |
8 995,64 |
8 541,67 |
-453,97 |
Внешний долг |
2 026,30 |
1 907,71 |
-118,59 |
Внутренний долг |
6 969,34 |
6 633,96 |
-335,38 |
Итого |
12 226,91 |
11 440,61 |
-786,30 |
∆ = Фактические расходы - Прогноз утвержденный
Уровень соответствия фактических объемов обслуживания государственного долга к утвержденному прогнозу составил 93,57%.
Внутренний долг
На обслуживание внутреннего долга в бюджете 2012 года было предусмотрено 8 391,23 млн. сом. Объем фактически израсходованных средств составил 8 011,94 млн. сом, из них:
(млн. сом)
Расходы |
Прогноз утвержденный |
Фактическое исполнение |
∆ Отклонения |
Проценты |
1 421,89 |
1 377,98 |
-43,91 |
Краткосрочные ГЦБ |
635,89 |
625,63 |
-10,26 |
Долгосрочные ГЦБ |
785,47 |
752,34 |
-33,13 |
Индексация сбережений |
0,53 |
0,01 |
-0,52 |
Основная сумма |
6 969,34 |
6 633,96 |
-335,38 |
Краткосрочные ГЦБ |
5 168,29 |
4 937,91 |
-230,38 |
Долгосрочные ГЦБ |
1 801,05 |
1 696,05 |
-105,00 |
Итого |
8 391,23 |
8 011,94 |
-379,29 |
∆ = Фактические расходы - Прогноз утвержденный
По итогам 2012 года фактические расходы на обслуживание внутреннего долга были меньше запланированных на 379,29 млн. сом, из них: 43,91 млн. сом – отклонения по выплате процентов; соответственно 335,38 млн. сом – отклонения по погашению основной суммы.
Уровень соответствия фактических
объемов обслуживания государственного
внутреннего долга к
Основными причинами отклонения фактических расходов по выплате процентов от запланированных показателей были следующими:
- Фактическая структура
и календарь эмиссий ГКВ
- Отклонение по выплате
процентов по долгосрочным
Отклонения по погашению основной суммы ГЦБ в сторону уменьшения обусловлено следующими факторами:
- Внесением изменений в структуру календаря эмиссии по ГКВ в части изменения сроков обращения в течение года.
- Уточнением и последующей корректировкой в течение года погашения основной суммы по ГКО.
Рис. 3. Структура платежей по обслуживанию внутреннего долга в разрезе держателей (млн. сом)
|
|
Как видно из диаграммы 69,33% расходов по внутреннему долгу приходится на обслуживание ГЦБ, держателями которых являются юридические лица (первичные дилеры и другие финансово-кредитные учреждения, имеющие право прямого участия на аукционах ГКВ и ГКО), 17,93% расходов – на нефинансовые предприятия, 12,74% расходов составляют платежи по обслуживанию долга по ГЦБ перед НБКР.
Внешний долг
Расходы на обслуживание государственного внешнего долга в 2012 году прогнозировались в сумме 3 835,68 млн. сом. Фактическое исполнение составило 3 428,67 млн. сом, в том числе:
Расходы |
Прогноз утвержденный |
Фактическое исполнение |
∆ Отклонения |
Проценты |
1 809,38 |
1 520,96 |
-288,42 |
Двусторонние займы |
1 126,23 |
966,22 |
-160,01 |
Многосторонние займы |
683,15 |
554,74 |
-128,41 |
Основная сумма |
2 026,30 |
1 907,71 |
-118,59 |
Двусторонние займы |
211,73 |
207,48 |
-4,25 |
Многосторонние займы |
1 814,57 |
1 700,23 |
-114,34 |
Итого |
3 835,68 |
3 428,67 |
-407,01 |
Информация о работе Проблемы покрытия бюджетного дефицита Кыргызской Республики