Проблемы покрытия бюджетного дефицита Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность изучения темы обусловлена тем, что на современном этапе проблема бюджетного дефицита является главной проблемой экономики Кыргызской Республики, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней. Величина государственного долга (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов как правило, на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения……….5
1.2. Виды бюджетного дефицита их классификация и механизмы его финансирования …………………………………….…………………………...9

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1. Доходы государственного бюджета и ее эффективность в покрытии дефицита бюджета………………………………………………………………16

2.2. Анализ исполнения расходной части государственного бюджета ……..30

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПОКРЫТИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
3.1. Бюджетный дефицит - как фактор роста государственного долга………41

3.2. Развитие экономики страны - как источник снижения уровня дефицита бюджета…………………………………………………………………………..52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...68

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа Р.А..docx

— 488.14 Кб (Скачать файл)

∆ = Фактическое исполнение - Прогноз утвержденный

Отклонение фактических  показателей от первоначально утвержденного  бюджета на 2012 год составило 407,01 млн. сом (или 10,7% от утвержденных показателей) в сторону уменьшения. Уровень  соответствия фактических объемов  обслуживания государственного долга  к утвержденному прогнозу составили 89,39%.

Основными причинами отклонения фактических сумм обслуживания государственного внешнего долга в 2012 году явились  следующие факторы:

-Курсовая разница иностранных  валют по отношению к курсу  фактически проведенных платежей.

-Утвержденным бюджетом  на 2012 год предусматривались расходы  на обслуживание задолженности  перед кредиторами Кыргызской  Республики, с которыми ведутся  переговоры по реструктуризации  долга в рамках Протокола Парижского  клуба от 11.03.2005г. К числу подобной  задолженности относятся займы,  предоставленные Эксимбанком Китая (КНР) и Эксимбанком Кореи (Республика Корея). Ввиду того, что в 2012 году переговорный процесс с данными кредиторами продолжился, платежи по обслуживанию выше обозначенной задолженности не производились. Обслуживание данных долгов начнется с момента заключения соответствующих соглашений о реструктуризации.

- Дополнительным фактором  отклонений явилась разница между  фактически начисленными обязательствами  и прогнозными суммами обслуживания  действующих кредитов, которые были  утверждены республиканским бюджетом.

Структура фактический  платежей по государственному внешнему долгу за 2012 год.

(млн. сом)

Тип долга

Кредитор

Проценты

Основная сумма

Двусторонние займы

Hermes (Германия)

17,52

0,94

KfW (Германия)

47,70

7,31

Беларусь

0,00

3,25

Дания

1,79

0,43

Китай

360,02

0,00

Кувейт

15,70

111,98

Россия

304,39

64,39

Франция

5,18

0,04

Япония

213,92

19,14

Итого: Двусторонние займы

966,22

207,48

Многосторонние займы

МАР

222,85

705,06

ИБР

4,70

90,48

АБР

298,60

847,82

ЕБРР 

20,68

0,13

МФСР

3,20

17,10

ОПЕК

2,62

33,47

СФР

2,09

6,17

Итого Многосторонние займы

554,74

1 700,23

Общий итог

 

1 520,96

1 907,71


Структура платежей по государственному внешнему долгу в разрезе категорий  платежей представлена на диаграмме  ниже.

 

 

Рис. 4 Структура  обслуживания государственного внешнего долга в разрезе категорий  платежей

Рис. 5 Структура  обслуживания государственного внешнего долга в разрезе категорий  кредиторов

56,7% общей суммы обслуживания  государственного внешнего долга  составили платежи по основному  долгу, а 43,3% платежей были направлены  на обслуживание процентов. В  целом подобное распределение  категорий платежей не отличается  кардинально от предыдущих лет  (период с 2005-2011 год). Вместе с тем, ежегодная структура платежей по категориям платежей зависит от таких факторов как объемы освоения новых кредитов, график погашения новых и действующих займов, а также процентная ставка по кредитам. По мере изменения данных факторов в будущем будет изменяться и структура обслуживания государственного внешнего долга.

Структура обслуживания государственного внешнего долга в 2012 году в разрезе  типов кредиторов представлена на диаграмме  ниже.

Удельный вес платежей по двусторонним займам составил в 2012 году 34%. Доля платежей в обслуживание многостороннего долга составила 66%. Данное соотношение объясняется  преобладанием удельного веса многосторонних кредитов в структуре государственного внешнего долга Кыргызской Республики. На конец 2010 года доля многостороннего долга в совокупном объеме государственного внешнего долга составила 56,0%. На конец 2011 года многосторонний долг составил 54,2%. Кроме того, преобладание платежей в обслуживании многостороннего долга обусловлено началом платежей основной суммы в рамках многосторонних займов. Так, например, 89,1% всех платежей по погашению основной суммы были произведены по многосторонним займам. В свою очередь, погашение основной суммы по двусторонним кредитам приходится на более поздние периоды. Вместе с тем, удельный вес платежей по двусторонним займам будет постепенно увеличиваться. Это объясняется привлечением значительных заемных ресурсов от двусторонних кредиторов в 2009-2011 годы (в частности в этот период были привлечены кредиты от Российской Федерации и Китая) и началом погашения основной суммы по ряду действующих двусторонних кредитов.

На диаграмме ниже представлена валютная структура платежей по обслуживанию государственного долга в 2012 году (факт).

Порядка 86,8% всех платежей были произведены в долл. США. В долл. США обслуживаются как кредиты, номинированные в данной валюте, так  и займы номинированные в условных платежных средствах (СДР, Исламский динар). Оставшаяся часть операций распределена между Японской Йеной, Кувейтским динаром и Евро. Кроме того, в процессе обслуживания государственного внешнего долга имели место операции в кыргызских сомах. Данные транзакции производились в целях корректировки курсовой разницы платежей в иностранной валюте (возврат средств на счета ЦК МФКР или доплата в сторону НБКР в случае образования курсовой разницы).

В течении 2012 года Правительством Кыргызской Республики были проведены следующие мероприятия по сокращению бремени внешнего долга:

- Произведено списание  задолженности Кыргызской Республики  перед Эксимбанком Турции по ранее заключенным соглашениям.  Сумма списания основного долга составила 49,2 млн. долл. США.

- В ходе официального  визита Президента Российской  Федерации в Кыргызскую Республику  было подписано Cоглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации об урегулировании задолженности Кыргызской Республики перед Российской Федерацией. Подписанное соглашение позволяет единовременно и в полном объеме списать задолженность в размере 188,9 млн. долл. США. Соглашение ратифицировано Кыргызской стороной 14 ноября 2012 года.

- В рамках официального  визита Президента Кыргызской  Республики в Федеративную Республику  Германия был подписан Договор  по Замене долговых обязательств  в рамках проекта  “Конверсия  долга III”. Согласно данному  Договору сумма подлежащая списанию  задолженности Кыргызской Республики перед Федеративной Республикой Германия составляет 8,5 миллионов евро.

 

 

3.2. Развитие экономики  страны - как  источник снижения  уровня дефицита бюджета

Экономика Кыргызстана должна стать самостоятельной и в  то же время  гармоничной составной  частью региональной и мировой экономики. Важно понимать, что приоритетные сектора экономики станут приносить  ощутимую пользу народу Кыргызстана  только тогда, когда их продукция  и услуги будут востребованы, конкурентоспособны и узнаваемы в других странах, в первую очередь соседних странах  и странах Таможенного союза.

Важнейшим направлением работы органов государственной власти в 2013-2017 годы будет создание в Кыргызстане  наиболее привлекательных условий  для отечественных и зарубежных инвесторов. Особое внимание будет  сосредоточено на развитии горной промышленности, энергетики, туризма, сельского хозяйства, транспорта, финансового сектора, а  также сферы бизнеса, основанного  на новых и эколого-ориентированных  технологиях.

Стратегия  предусматривает  также определенную переориентацию части отечественного бизнеса в  связи с перспективами вступления в Таможенный союз.

Реализация Стратегии  позволит Кыргызстану до окончания 2017 года существенно продвинуться по пути  достижения энергетической независимости, а также сделать серьезную  заявку на обретение в недалеком  будущем статуса крупного экспортера электрической энергии.

С вводом в строй новых  объектов электроэнергетики граждане страны должны забыть понятие «веерные отключения». Дополнительная выработка  недорогой электроэнергии приведет к расширению числа предприятий, увеличению объемов производства и  созданию новых рабочих мест на малых  и средних предприятиях, оживлению  экономики регионов.

Горнодобывающая отрасль  является важной стратегической отраслью экономики страны, которая требует  от власти создания условий для инвестиционной привлекательности разработки природных  богатств Кыргызстана. Результатом  этой работы должна быть реальная защита всеми государственными институтами власти, включая местные власти, законопослушного инвестора.  Взаимоотношения инвестора и местного сообщества будут строиться исключительно в рамках закона. Надо добиться, чтобы население понимало, что инвестор вкладывает собственные средства и создает новые рабочие места, способствует развитию региона и повышению уровня жизни, поэтому отношение к нему должно быть доброжелательным и конструктивным.

Наряду с этим, при создании благоприятных условий для отечественных  и зарубежных инвесторов недопустимо  игнорировать нормы социальной ответственности  бизнеса. Такой подход должен быть ко всем инвесторам - внутренним и внешним, независимо от размера вложений. Важную роль в этом направлении могут  сыграть бизнес- ассоциации, которые должны активно защищать интересы бизнеса, противодействовать коррупции.

Необходимо резкое сокращение контрольно – разрешительных функций  государственных органов. Осознавая  важность предоставления экономической  свободы, необходимо использовать регулятивные полномочия государства для контроля за частным сектором на предмет соблюдения законодательных норм трудового, пенсионного, налогового законодательства и экологической безопасности.

Значительная часть Стратегии  посвящена вопросам сельского хозяйства. Кыргызстан должен не только обеспечить продовольственную безопасность, но также вернуть себе статус крупного поставщика экологически чистой сельскохозяйственной продукции и продукции перерабатывающей промышленности на внешний рынок в соответствии с международными стандартами и  требованиями.

В сельской местности живет  более половины всего населения  страны и поэтому развитие сельского  хозяйства это одновременно и  экономическая, и социальная задача. При этом, для крестьянина и фермера жизненно важны доступность и качество природных ресурсов, используемых в этом секторе экономики. Прежде всего – земля и вода. Для сельских жителей к 2017 году будет введено новых и возвращено в оборот 50 тыс. га орошаемых земель, а поливной и питьевой водой дополнительно обеспечено около 80 тыс. крестьянских хозяйств или более 200 тыс. человек. Также будут выделены средства и привлечены внешние кредиты для восстановления и ремонта ирригационных систем. Там, где появится вода, оживут поля, а жизнь сельских тружеников  значительно улучшится.

Стратегия содержит конкретные инфраструктурные мероприятия по выходу Кыргызстана из “транспортного тупика”  и перехода в разряд транзитных стран. Планируемое строительство железных дорог даст толчок к развитию экономики  регионов, решит проблему доступа  к месторождениям полезных ископаемых. Все это приведет к повышению  занятости населения и улучшению  его экономического положения.   Это обеспечит дополнительную транспортную связь между севером и югом страны. Предусматривается также  ежегодно  восстанавливать свыше 300 км автодорог с асфальтобетонным покрытием и капитальный ремонт не менее 150 км автодорог с укладкой асфальтобетонного покрытия. В телекоммуникационной сфере будут завершены проекты  строительства волоконно-оптической магистральной сети связи и перехода на цифровое телерадиовещание, что  позволит Кыргызстану интегрироваться  в мировое электронное информационное пространство.

Одним из важнейших приоритетов  развития Кыргызстана является сфера  туризма и обретение нашей  страной статуса крупного, отвечающего  современным требованиям, регионального  центра туризма и отдыха.

Рост экономики невозможен без развитой конкуренции в системе  финансовых услуг, поэтому государство  использует свои полномочия, чтобы  создать условия по расширению доступа  предпринимателей и граждан к  финансовым ресурсам, а также росту  доверия граждан к финансовой системе. Для предпринимателей важно, чтобы банки учитывали запросы  и интересы клиентов.  Но и клиентам необходимо повысить свою финансовую грамотность и знание законов, чтобы  не возникало конфликтов. У страны есть все предпосылки в дальнейшем стать региональным финансовым центром.

Важно использовать приобретенные  в ХХ веке и в начале ХХI века преимущества. У Кыргызстана имеются возможности стать интеграционной площадкой по многим вопросам взаимодействия и сотрудничества в Центральной Азии. Создать условия для формирования в Кыргызстане международного банковского финансового центра, регионального центра развития современного искусства в Центральной Азии, развития отдельных направлений креативной экономики.

Сегодня государство не в  полной мере выполняет свою основную регулятивную функцию. Здесь до сих  пор имеются большие проблемы, связанные с бюрократизмом, коррупцией, наличием громоздкой, дорогостоящей  и неэффективной разрешительной системы.

Доля государственного сектора  в экономике все еще существенна, государственные расходы составляют около 30% к ВВП. Растет дефицит бюджета. Для повышения устойчивости государственного бюджета и выполнения социальных обязательств в полном объёме усилия государства будут сконцентрированы на развитии экономики, поскольку уровень  налоговых доходов и поступлений страховых сборов  в Социальный фонд во многом сдерживаются медленным ростом экономики.

Информация о работе Проблемы покрытия бюджетного дефицита Кыргызской Республики