Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 22:12, шпаргалка
Трудовые ресурсы – трудоспособная часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги. К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться. Согласно сложившейся статистической практике трудовые ресурсы состоят из трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте и работающих в экономике страны граждан моложе (от 16 лет) и старше трудоспособного возраста (свыше 60 лет) за исключением неработающих инвалидов I и II групп.
18) Функции менеджеров по персоналу.
1. Управление персоналом: выработка и проведение кадровой
политики для реализации целей и задач
работы компании; анализ и прогнозирование
кадрового развития по направлениям деятельности
фирмы и отдельных подразделений; проработка
и ведение мотивационного и социального
пакетов для сотрудников компании, подготовка
и контроль соблюдения приказов, распоряжений
и пр., связанных с процессом управления
персоналом; исследования персонала в
целях совершенствования работы компании;
составление и ведение адаптационных
планов по новым сотрудникам, контроль
прохождения ими испытательного срока;
разработка и корректировка штатного
расписания по фирме. 2. Набор персонала:
описание вакансии (требования к кандидатам,
анализ рынка труда, условия найма и пр.)
совместно с ее заявителем, выработка
метода подбора, выбор средств поиска
персонала (рекрутинговые агентства, пресса
и пр.), ведение работы с ними, помощь непосредственным
руководителям-заявителям вакансий в
подготовке к участию в собеседованиях
с кандидатами (разработка вопросов, методика
собеседования и пр.), проведение собеседований
и, при необходимости, тестирований кандидатов.
3. Обучение и развитие
персонала: изучение потребностей
подразделений компании по обучению персонала;
определение стратегии компании по выбору
систем и форм обучения персонала; составление
плана и бюджета обучения на основе потребностей
структурных подразделений; организация
и реализация учебных курсов, как самостоятельно,
так и с помощью привлеченных специалистов
в рамках утвержденного учебного плана;
мониторинг персонала; оценка эффективности
проведенного обучения, в том числе с помощью
собеседований и аттестации. 4. Измерение эффективности
работы сотрудников: разработка и
внедрение критериев оценки эффективности
сотрудников компании совместно с руководителями
структурных подразделений; разработка
и проведение форм и процедур оценки и
аттестации персонала; организация, координация
и контроль проведения процедур оценки
эффективности персонала. 5. Система мотивации
и социальной защиты: участие в разработке
предложений по системе мотивации персонала
компании,
рекомендации по уровню зарплат в соответствии
с ситуацией на рынке труда, разработка
и реализация предложений по развитию
социальной сферы; контроль соблюдения
утвержденных решений по мотивации персонала. 6. Документация и
кадровое делопроизводство: проведение
процедур оформления, перевода, увольнения
сотрудников компании; ведение баз данных
по сотрудникам, ведение кадровой документации
(приказы и распоряжения по личному составу,
штатные расписания, трудовые соглашения,
должностные инструкции, правила внутреннего
распорядка и проч. в соответствии с требованиями
действующего трудового законодательства);
ведение учета фактического рабочего
времени и отпусков сотрудников; перечень
ведущейся и хранимой менеджером по персоналу
документации отражен в Информационном
регламенте компании и номенклатуре дел. 7. Права: участие
в работе Совещания при Генеральном директоре;
присутствие и работа на совещаниях, проводимых
как в целом по компании, так и в рамках
отдельных подразделений; участие в составлении
сметы расходов компании по части мотивации,
социальных программ, обучения и пр. вопросам,
связанным с работой с персоналом; инициирование
вопросов, связанных с реализацией в полном
объеме функций работы с персоналом, перед
руководством компании, их проработка,
реализация и контроль их исполнения;
расходование средств в рамках заявленной
и утвержденной сметы расходов; контроль
исполнения требований приказов и распоряжений
по компании, связанных с управлением
персоналом; использование делегированных
Генеральным директором прав приема, перестановок
и увольнения сотрудников от его имени,
иных делегированных полномочий.
По направленности работы с персоналом: Социальная функция. Отражается в обеспечении занятости, безопасных условий труда, охраны труда. Нормативная или регулятивная. Выражается в установлении условий труда, соблюдении трудового законодательства, правил охраны труда, разрешении трудовых споров. Эта функция вытекает из положения службы персонала как системы урегулирования конфликта между интересами организации и интересами работников и иных субъектов управления персоналом. Воспитательная. Отражается в способах мотивации работников. Информационно-аналитическая. Заключается в информационном обеспечении деятельности организации. Контрольная. Позволяет службе персонала отслеживать складывающуюся ситуацию как внутри организации, так и на рынке труда. По характеру выполняемой работы: Функция делопроизводства (подготовка приказов по личному составу, ведение табельного учета и иные функции). Административная деятельность (принятие основных законодательных положений в области организации и оплаты труда, заключение коллективных договоров). Трудоустройство (прием на работу, ознакомление с рабочим местом, перевод). Функции развития персонала (подготовка, оценка кадров, управление карьерой сотрудников). Функции поддержания и стабилизации персонала (материальное вознаграждение, социальные вопросы). Группа разнородных функций - управление дисциплиной, условия труда и ТБ, контроль за трудовыми отношениями.
Среди множества личных и профессиональных качеств, которыми должны обладать сотрудники службы по управлению персоналом, можно выделить следующие четыре. Знание сферы производства. Сотрудники службы по управлению персоналом должны иметь четкое представление о видах выпускаемой продукции и выполняемых услугах, технологии и организации их производства, потребностях основных клиентов предприятия, составе и структуре рабочей силы, экономике и финансах предприятия, стратегии и тактике развитии фирмы и отрасли, управлении трудом, производством и персоналам, методах экономической оценки затрат и результатов, организации заработной платы и т.д. Профессиональные знания в управлении персоналом. Сотрудники службы по управлению персоналом должны иметь глубокие теоретические знания и практические умения по таким научным проблемам, как взаимодействие наук о труде и персонале, потребности и потенциал человека, эффективность труда и уровень жизни людей, организация и нормирование труда, мотивация и стимулирование персонала, планирование карьеры, оценка работников, психология и физиология труда и т.п. Лидерство и управление переменами. Сотрудники службы по управлению персоналом должны уметь определять основные направления развития организации, формулировать стратегические цели, вырабатывать методы реализации целей, совершенствовать работу по управлению персоналом, выбирать оптимальные решения в сфере управления человеческим фактором и др. Способность к обучению и развитию. В современном производстве происходит непрерывное совершенствование техники и технологии, форм и методов управления, обновляется выпускаемая продукция. На сегодняшний день существуют следующие должности в подразделениях по управлению человеческими ресурсами.1. Руководитель службы персонала (HR-отдел).Помогает устанавливать и поддерживать отношения между работодателем и служащими. 2. HR-менеджер общего профиля.Занимаются всеми вопросами управления персоналом и предоставления социальных льгот.3. Руководитель HR-отдела.Директор по персоналу. Отвечает за разработку и выполнение решений по персоналу всей компании. 4. Менеджер по компенсации.Устанавливает ставки заработной платы в соответствии с трудовым участием служащих. 5. Менеджер по социальным льготам.От него требуется разработать и осуществить такие пакеты льгот, которые будут выгодны как служащему, так и компании. 6. Рекрутер.Определяют потребности компании в области персонала. От них требуется уметь связаться с кандидатами на вакантные должности и разъяснить им политику компании и проч.7. Специалист по тренингам.8. Специалист по трудоустройству уволенного персонала.Специалисты по трудоустройству уволенного персонала работают с теми служащими, которые больше не работают в компании.
В мировой практике наблюдается следующая закономерность: службы управления персоналом начинают свою деятельность как штабные звенья с исключительно учетными функциями, а затем, по мере развития ее кадрового потенциала и все более очевидного ее положительного влияния на производственный процесс, служба персонала наделяется управленческими полномочиями и начинает непосредственным образом участвовать в руководстве организацией. Основные виды места СУП в структуре организации: -Cлужба управления персоналом подчинена руководителю по администрированию. Cосредоточение всех центральных координирующих служб в одной функциональной подсистеме. -Cлужба управления персоналом непосредственно подчинена руководителю организации. Исключена множественность подчинения кадровой службы, все сферы кадровой политики контролируются руководителем организации. Используется небольшими организациями в начале их развития. -Подчинение УП ее руководителю организации, на втором уровне руководства -Cлужба УП организационно включена в руководство организацией.
Информационное обеспечение
СУП – представляет собой поток
информации циркулирующей в организации.
Она включает в себя: оперативную информацию,
нормативно-справочную, систему документации. Информационное обеспечение
подразделяется на: -внемашинное
информационное обеспечение: система
классификации и кодирования информации;
система управленческой документации;
система организации, хранения и внесения
изменений в документацию; -внутримашинное
информационное обеспечение содержит
массивы данных, формирующие информационную
базу системы на машинных носителях, а
также систему программ организации, накопления,
ведения и доступа к информации этих массивов. Требования,
предъявляемые к качеству информации: комплексность —
информация должна комплексно отражать
все стороны деятельности службы: техническую,
технологическую, организационную, экономическую
и социальную во взаимосвязи с внешними
условиями; оперативность — получение
входной информации должно происходить
одновременно c протеканием процесса в
управляемой системе ; систематичность
— требуемая информация должна поступать
систематически и непрерывно; достоверность. Техническое обеспечение
СУП организации составляет комплекс
технических средств — совокупность взаимосвязанных
единым управлением и (или) автономных технических
средств сбора, регистрации, накопления,
передачи, обработки,
вывода и представления информации, а
также средств оргтехники. Эффективность
функционирования службы управления персоналом
при использовании КТС должна обеспечиваться
как за счет повышения производительности
труда персонала службы, так и, за счет
возможности использования
экономико-математических методов решения
задач управления на основе более полной
и точной информации. Технические
средства, которые могут быть использованы
в службе управления персоналом, можно
разделить на пять групп: Средства
сбора и регистрации информации: устройства подготовки
данных, регистраторы информации, устройства
сбора информации. Назначение этой группы
технических средств – преобразование
формы информации в вид, удобный для дистанционной
передачи и дальнейшей обработки. Средства передачи
информации: системы телетайпной,
телефонной, факсимильной связи. Предназначены
для передачи информации в пространстве. Средства хранения
информации: внешние запоминающие
устройства персональных компьютеров,
картотеки. Предназначены для передачи
информации во времени. Средства обработки
информации (средства вычислительной
техники) составляют основу КТС службы
управления персоналом. Они предназначены
для преобразования исходных данных в
результирующую информацию, необходимую
для принятия управленческих решений. Средства выдачи
информации: печатающие устройства,
знаковые индикаторы, видеотерминальные
устройства (дисплеи), графопостроители
и пр. они предназначены для преобразования
информации в вид, удобный для восприятия
человеком. Правовое обеспечение
СУП – использование средств и форм
юридического воздействия на объекты
управления персоналом с целью достижения
эффективного управления. Правовое
обеспечение включает: соблюдение, исполнение
и применение норм действующего законодательства
в области труда и трудовых отношений; разработку и утверждение
локальных нормативных и ненормативных
актов организационного, организационно-