Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 00:26, реферат
Торговля известна человечеству практически с каменного века. Уже тогда под ней подразумевался процесс обмена какими-то ценностями, которые были у древних людей. Так как денег в то время не было, то ценности менялись на ценности. Это называлось натуральным обменом. А вот с появлением монет и бумажек, имеющих свою материальную ценность, возникли предпосылки для установления товарно-денежных отношений.
Введение 4
1 Теоретические основы организации розничной торговли 7
1.1 Понятие и виды розничной торговли 7
1.2 Классификация предприятий розничной торговли 9
1.3 Технология размещения товаров в торговом зале 12
1.4 Выкладка товаров в торговом зале 15
2 Разработка проекта предприятия розничной торговли 19
2.1 Краткая характеристика предприятия розничной торговли «АзБука» 19
2.2 Планировка размещения номенклатурных групп товара 22
2.3 Организация выкладки книжной продукции 32
Заключение 37
Список использованных источников 38
Курсовая работа
по ПМ «Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью»
по МДК «Организация торговли»
на тему: «Разработка проекта
размещения номенклатурных групп и
выкладки товаров в торговом зале
предприятия розничной
Санкт-Петербург
2012
Содержание
Введение 4
1 Теоретические основы организации розничной торговли 7
1.1 Понятие и виды розничной торговли 7
1.2 Классификация предприятий
1.3 Технология размещения товаров в торговом зале 12
1.4 Выкладка товаров в торговом зале 15
2 Разработка проекта предприятия розничной торговли 19
2.1 Краткая характеристика предприятия розничной торговли «АзБука» 19
2.2 Планировка размещения номенклатурных групп товара 22
2.3 Организация выкладки книжной продукции 32
Заключение 37
Список использованных источников 38
Введение
Торговля известна человечеству практически с каменного века. Уже тогда под ней подразумевался процесс обмена какими-то ценностями, которые были у древних людей. Так как денег в то время не было, то ценности менялись на ценности. Это называлось натуральным обменом. А вот с появлением монет и бумажек, имеющих свою материальную ценность, возникли предпосылки для установления товарно-денежных отношений. С тех времен, суть торговли не поменялась – это либо обмен ценным имуществом, либо его продажа. Также продаже могут подлежать нематериальное ценное имущество и оказание услуг клиентам. Но самое главное, ради чего торговля существует – получение выгоды.
Торговля делится на два вида: оптовую и розничную. В свою очередь, они могут делиться еще на несколько видов торговли. Каждый вид торговли имеет свои особенности.
Оптовая торговля – это торговля
крупными партиями товара. Она служит
посредником между
Оптовая торговля должна создавать развитую структуру каналов товародвижения (чтобы товар в рекордно короткие сроки добирался до потребителя), поддерживать необходимую интенсивность товаропотока (чтобы товар поставлялся розничной торговле в нужных количествах и в нужное время), формировать резервные источники финансового обеспечения товародвижения и также обеспечивать совокупные издержки обращения.
Розничная торговля является завершающим
звеном процесса товародвижения –
именно она доводит товар
Функции розничной торговли:
- исследует конъюнктуру,
- определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;
- осуществляет поиск товаров,
необходимых для розничной
- проводит отбор товаров, их
сортировку при составлении
- осуществляет оплату товаров, принятых от поставщика;
- проводит операции по приемке,
хранению, маркировке товаров,
- оказывает поставщикам,
Розничная торговля, являясь выражением малого бизнеса в России , отличается многообразием форм частного предпринимательства в виде ИЧП, МП, ТООТ, АОЗТ, кооперативов и других форм частного предпринимательства.
Наибольшее развитие розничной торговли получили товаропроизводящие отрасли и в первую очередь предприятия легкой и текстильной промышленности. В отделах по торговле государственных органов управления происходит определённая аккумуляция основных данных о продаже товаров и товарных запасов по ассортиментной и внутригрупповой структуре, а также данных об объёмах неудовлетворенного спроса. Самые точные данные во внутригрупповой структуре ассортимента товаров можно получить только в основном звене системы розничной торговли, но подобная работа нуждается в организации и проведении четкого учета по объемам реализации по ассортиментным группам с одновременной регистрацией неудовлетворенного спроса и поступивших требований отдельных покупателей.
Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития розничной торговли, так как именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя
Цель работы: разработка проекта предприятия розничной торговли по таким показателям как номенклатура товара, планировка торгового зала, организация покупательских потоков, выкладка товара на стеллажах и полках.
Задачи работы:
1.изучение учебной литературы о теории розничной торговли
2.создание проекта магазина с собственной номенклатурой товара,
3.создание планировки
4.выбор наиболее правильной выкладки для каждого вида товара.
1 Теоретические основы организации розничной торговли
1.1 Понятие и виды розничной торговли
К понятию «розничная торговля»
можно отнести несколько
Если объяснить совсем по-простому, для незнающего потребителя, то розничная торговля – это покупка хлеба в гипермаркете. Или в хлебобулочном магазине, кому что больше по душе. Товар – это хлеб, который потребитель покупает для своего личного использования, чтобы съесть его за обедом или ужином.
Товар, продаваемый в розничной торговле, как правило, не подвержен перепродаже еще на каком-то рынке, а предназначен для личного потребления. Собственно, одно, но основное и практически фундаментальное отличие оптовой торговли от розничной лежит в таком показателе, как объем реализации. Оптовая торговля покупает и продает большими, иногда просто огромными партиями, а розничная торговля реализует лишь небольшие количества этого товара.[16]
Стоит заметить, что и оптовая, и
розничная торговля лежат в одной
системе – системе товародвижен
производство → транспорт → оптовая база → транспорт → розничные магазины. [4].
Розничная торговля принимает самые различные виды. Ее можно смело классифицировать по особенностям обслуживания покупателей, что и представлено на рисунке 1. [18]
Рисунок 1 – Классификация розничной торговли по особенностям обслуживания покупателей
Самой крупным и распространенным видом розничной торговли является, конечно, стационарная розничная торговля. Она включает себя множество технически оборудованных магазинов (гипермаркеты, супермаркеты, универсамы, магазины с торговлей через прилавок и т.д.), а также несметное количество ларьков, киосков, торговых автоматов, которые стоят на улице.
1.2 Классификация предприятий
Согласно ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий», предприятия розничной торговли классифицируют так, как показано в таблице 1. [12]
Таблица 1 – Классификация предприятий розничной торговли
Предприятие розничной торговли Торговая площадь, м2, не менее Ассортимент товаров Формы торгового обслуживания
Вид Тип
Универсальный магазин Гипермаркет 5000
Универмаг 3500 - городская торговля
650 - сельская торговля
Универмаг «Детский мир» 2500 Универсальный ассортимент непродовольственных товаров для детей Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.
Магазин-склад 650
Универсам (Супермаркет) 400
Гастроном 400 Универсальный ассортимент продовольственных товаров с преобладанием в нем гастрономии Индивидуальное обслуживание через прилавок
Товары повседневного спроса
Специализированный
Специализированный
Магазины прочей товарной специализации Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т.п. 18 В соответствии со специализацией магазина Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок
Неспециализированный
Неспециализированный
Все для дома, Товары для детей,
Товары для женщин и другие магазины с
комбинированным ассортиментом товаров 650 Товарные
комплексы соответствующей специализации
Промтовары 18 Узкий ассортимент непродовольственных товаров, основные из которых швейные, трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия Индивидуальное обслуживание через прилавок
Комиссионный магазин 18 Узкий ассортимент непродовольственных товаров Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок
Магазины со смешанным ассортиментом товаров 18 Узкий ассортимент продовольственных товаров, не связанных общностью спроса Индивидуальное обслуживание через прилавок
Самый часто встречающийся тип предприятий розничной торговли – это универсальные магазины. В городах гипермаркеты, супермаркеты и универмаги встречаются очень часто. Чаще всего все крупные гипер- и супермаркеты относятся к большой и развитой розничной торговой сети (например, «ОКей» или «Лента»). Ассортимент в них очень большой и совершенно разношерстный: от продовольственных товаров, таких как хлеб, рыба, мясо до непродовольственных товаров (одежда, обувь, техника). К тому же, в таких магазинах покупатель обслуживает себя сам.
1.3 Технология размещения товаров в торговом зале
Одним из самых важных процессов, происходящих в микромире магазина – это размещение товара. От рационального размещения товара в торговом зале зависит эффективность работы магазина и качество обслуживания покупателей.
Правильное размещение товаров в магазине позволяет:
- правильно спланировать покупательские потоки;
- сократить время на отборку товаров;
- увеличить пропускную способность магазина;
- уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в торговом зале.
Товар размещают на отдельных участках торгового зала по наиболее существенным признакам: видам, группам, сортам и др. При размещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила товарного соседства, и закреплять за каждой группой товаров постоянную зону размещения. Постоянные покупатели, таким образом, будут знать, где находиться нужный им товар и смогут быстрее его находить.
Существует несколько
- Оптимальное использование торговых площадей магазина;
- Организация рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями;
- Обеспечение сохранности материальных ценностей;
- Предоставление покупателям необходимой информации и широкого круга услуг;
- Создание комфортных условий для покупателей во время их пребывания в магазине;
- Предоставление покупателям возможности ориентироваться в размещении комплексов, микрокомплексов и товарных групп и совершения покупки в минимально короткий срок. [19]
Операции по размещению и выкладке товаров можно разделить по нескольким направлениям:
1. Определение места расположения секции в торговом зале;
2. Определение площади торгового зала под секцию;
3. Определение способа и места выкладки товара на оборудовании;
4. Оформление полок. [19]
Определение места расположения секций – это, прежде всего, продуманная последовательность их размещения в торговом зале с учетом психологии покупателей, расположения вспомогательных помещений, характера покупательского спроса.
Закрепление за секциями зон проводится с учетом следующих требований:
- зона товарных групп, которые подготавливаются к продаже в магазине, должна примыкать непосредственно к помещениям, где производиться подготовка к продаже;
- зона товарных групп, требующих длительного ознакомления с ними покупателей, размещается в глубине торгового зала;
- зона, где размещаются крупногабаритные и тяжелые товары, должна находиться около узла расчета или выхода из торгового зала;
- затраты труда торгового персонала, связанные с пополнением и перемещением товаров в торговом зале, должны быть минимальными;