Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 00:26, реферат
Торговля известна человечеству практически с каменного века. Уже тогда под ней подразумевался процесс обмена какими-то ценностями, которые были у древних людей. Так как денег в то время не было, то ценности менялись на ценности. Это называлось натуральным обменом. А вот с появлением монет и бумажек, имеющих свою материальную ценность, возникли предпосылки для установления товарно-денежных отношений.
Введение 4
1 Теоретические основы организации розничной торговли 7
1.1 Понятие и виды розничной торговли 7
1.2 Классификация предприятий розничной торговли 9
1.3 Технология размещения товаров в торговом зале 12
1.4 Выкладка товаров в торговом зале 15
2 Разработка проекта предприятия розничной торговли 19
2.1 Краткая характеристика предприятия розничной торговли «АзБука» 19
2.2 Планировка размещения номенклатурных групп товара 22
2.3 Организация выкладки книжной продукции 32
Заключение 37
Список использованных источников 38
Для своего магазина я выбираю смешанный вид планировки – мне позволяет пространство, да и для книжного магазина, как мне кажется, это наиболее удачный вид планировки.
Теперь, собственно, начнем саму планировку. Я разобью эту часть свой торговый зал на несколько частей. Планировка каждой из них будет сопровождаться маленькой схемой. В самом конце, подводя итог, я соберу все эти схемы в одно единое целое.
Входная зона.
Входная зона (несколько метров сразу
за входной дверью) отвечает за создание
позитивного настроя
Недалеко от входа, там, где начинается покупательский поток, следует создать «горячую зону» - место, куда покупателей автоматически потянет как магнитом. Товары здесь меняются довольно часто, но главное — это всегда должны быть актуальные, нужные именно сейчас товары, привлекательные и по выгодным ценам. Поэтому книжная продукция здесь будет в основном новая или продающаяся со скидкой на распродаже.[11] Это может быть, например, стеллаж с 20 самыми популярными изданиями магазина или несколько недавно вышедших книг, лежащих на островном стеллаже. Естественно, возле них должна быть яркая вывеска, привлекающая внимание.
Конечно, все новые и популярные
издания располагать возле
Пространство магазина позволяет нам, поэтому мы возле входа обязательно поставим стеллаж с яркой рекламой «Лучшие бестселлеры» и наполним их самыми разнообразными хитами продаж в книжной литературе: от «Гарри Поттера» до «Девушки с татуировкой дракона».
Рисунок 7 – Схема входной зоны
Покупательские потоки
Входная зона и рядом расположенные зоны супермаркета или гипермаркета — это зона распродаж, специальных предложений и сезонных товаров. Товары здесь меняются довольно часто, но главное — это всегда должны быть актуальные, нужные именно сейчас товары, привлекательные и по выгодным ценам. Поэтому книжная продукция здесь будет в основном новая или продающаяся со скидкой на распродаже.[3]
Зона основного потока покупателей — самая главная в торговом зале. Она должна тщательно планироваться, ведь от успешности планировки напрямую будет зависеть количество покупок (это важно для магазинов, площадь которых превышает 100-200 м2). В большинстве магазинов покупательский поток организуется по периметру магазина против часовой стрелки — для того, чтобы обеспечить прохождение большинства покупателей по всей площади магазина. [12] Как же направить покупателей, чтобы они ходили по периметру?
Во-первых, зона основного потока покупателей должна быть выделена визуально — проход должен быть шире других, чтобы подчеркнуть, что он основной. Например, в магазинах очень большой площади его выделяют разметкой на полу и указателями. Это создает у покупателей чувство упорядоченности и снимает с них необходимость выбирать маршрут движения. Чем больше площадь магазина, тем четче и яснее должен выделяться основной покупательский маршрут, т. к. в большом магазине легко запутаться, а наличие «главных магистралей» позволяет покупателям легко ориентироваться, и они двигаются именно по зоне основного покупательского потока, отклоняясь и вновь возвращаясь в него.[11]
Во-вторых, покупательский поток организуется с помощью размещения разных групп товаров в определенных местах товарного зала.
Чтобы правильно поместить книги по торговому залу, мы проводили специальное исследование вкусов среднестатистического покупателя. Те жанры, которые покупатель любит больше всего стоит поместить в середину зала. И хотя статистика показывает, что покупатели не очень любят это место, нужно найти способ, чтобы заставить его дойти туда.[9]
После входной зоны покупатель двигается в правую сторону. В этот момент ему лучше попасть между двумя стеллажами, на которых будет стоять проза в мягкой обложке. С правой стороны – иностранная проза (Фицджеральд, Паланик, Кизи, Остин и др.), с левой – отечественная (Чехов, Пушкин, современные писатели). Благодаря невысокой стоимости книг в мягкой обложке среднестатистический покупатель может взять сразу несколько книг, которые его заинтересуют. Естественно, когда еще можно найти «Пролетая над гнездом кукушки» Кизи, «Норвежский лес» Мураками или «Над пропастью во ржи» Сэлинджера по цене едва превышающей 100 рублей?
Итак, покупатель, держа под мышкой две маленьких книжки, проходит до конца стеллажей. Вдоль стены идет стеллаж детской литературы. Стоит придумать какую-нибудь оригинальную выкладку для привлечения внимания детей и их родителей и организовать ее так, чтобы дети смогли принимать участие в выборе.
Следующий стеллаж за прозой поставлен
по диагонали и отдан под
Для большинства покупателей выбор будет практически очевиден – кто-то двинется в сторону любовных романов, а кто-то бросится в пучину фантастики. Но есть и исключения, кому в одинаковой мере нравятся и любовные романы, и фантастические боевики. Для таких покупателей стоит создать специальный «коридор», который бы позволил плавно перейти из одного отдела в другой.
Эти отделы находятся параллельно друг другу, следовательно, и выход из них должен выводить в один и тот же отдел. Скорее всего, им будет отдел подростковой литературы. В непосредственной близости от фантастики стоит расположить стеллаж с приключенческой литературой.
Рисунок 8 – Планировка торгового зала
Ближе к кассовой зоне, которая
должна быть логическим завершением
всего похода за книгами, следует
расположить стеллаж с
Кассовая зона.
Прежде всего, стоит решить, сколько
кассовых боксов располагать в магазине.
Для непродовольственных
Специалисты по магазиностроению для подсчета количества касс рекомендуют использовать приведенную ниже формулу:
Количество касс = S(T + F × t)/3600 × q × K,
где S – площадь торгового зала, T – дополнительное время, расходуемое чаще всего на расчет с покупателем, F – среднее количество единиц товара, приобретенного одним покупателем, t – время обработки одной единицы товара в секундах (сканирования штрих-кода, ввода идентификационного кода товара с помощью клавиатуры), q – минимальная площадь торгового зала, которая определяется строительными нормами и правилами (СниП) и составляет 2,5 м2 на человека, K – средний коэффициент использования рабочего времени кассирами, которое в обычном случае принимают равным 0,7; 3600 – количество секунде в одном часе.[7]
Для нашего книжного магазина мы возьмем стандартные параметры, так как он специализируется только на художественной литературе и касс может понадобиться меньше, чем в полноценном книжном магазине.
S магазина равна 400 м2, среднее
количество единиц товара
Количество касс =400(25 + 6 × 3)/3600 × 2,5 × 0,7.
При легких расчетах получается, что количество касс, которые нужно нам в магазине, равняется восьми (одна касса на 50 м2). Но, учитывая его товарно-форматную специфику и относительно легкую проходимость, количество касс можно сократить до пяти. Это оптимальное количество касс, которые будут загружены в течение всего года с учетом особенностей проходимости. Такая стратегия экономит общее пространство зала в течение всего года и затраты на установку и обслуживание кассового узла.[7]
Теперь стоит сказать о
Рисунок 9 – Схема кассовой зоны магазина
Итог.
Итак, если соединить все три рисунка, мы получим полную схему планировки магазина «АзБука», представленную на рисунке 10.
Рисунок 10 – Планировка магазина «АзБука».
Представленная планировка наиболее полно отражает возможности магазина и является наиболее удобной для покупателей, которые приходят «чтобы купить что-нибудь новенькое». Так как магазин продает только художественную литературу, то, соответственно, он должен быть ориентирован именно на этот тип покупателей.
Данная планировка предлагает покупателю пройти весь зал, в каждом отделе которого его ждут все более новые книжные открытия. Благодаря линейной планировке и ярким указателям на каждом стеллаже покупатель не потеряется среди рядов и сможет комфортно чувствовать себя, гуляя по магазинам, а как можно дольше приковывать внимание покупателя к товару поможет правильная и разнообразная выкладка товара.
2.3 Организация выкладки книжной продукции
Грамотная выкладка помогает покупателям быстро найти и выбрать нужный товар. Выкладку можно разделить на первичную и вторичную.
Под первичной выкладкой понимают расположение товара среди схожих товаров других производителей или торговых марок на витринах и полках. Эта выкладка является приоритетной.
Вторичная выкладка это нестандартные конструкции – дисплеи, стойки, корзины, различные «горки» и «пирамиды» из товаров, а также выкладка на специальных стеллажах. Она дублирует выкладку товара в основном месте продажи.[16]
Рисунок 11 – Примеры нестандартных конструкций для выкладки книг
Для книжного магазина очень важно обеспечить легкость и быстроту поиска нужной книги. Для этого на стеллажах очень хорошо должны быть указаны названия отделов (например, «Детская литература»). Основная цель выкладки – показать как можно больше новинок, книг известных авторов и наиболее прибыльных изданий.
Чтобы выделить бестселлеры и все популярные издания используются POS-материалы – они способствуют продвижению бренда или товара на местах продаж. Это могут быть шелфтокеры, воблеры, ценники, стопперы, промостойки, диспенсеры, флажки и т.п. Также новинки стоит вынести на специальное место, так называемый «хит-столик», богато оформленный POS-материалами.[16]
Рисунок 12 – «Хит-столик» с бестселлерами
Приоритетными местами считаются
полки на уровне глаз покупателя, на
уровне вытянутой руки и специальное
оборудование вроде стеллажей, поэтому
на эти места выкладываются
Стоит определить самые популярные
и известные издания и
Рисунок 12 – Выкладка книг лицевой стороной
Рисунок 13 – Выкладка книг корешком
Чтобы привлечь внимание читателя, в разделе «Топ 10 бестселлеров» и «Новинки» нужно создать визуальные композиции (в виде стопки, пирамиды или колодца) для привлечения большего внимания покупателей.
На стеллажах при выкладке книг главное – избежать монотонного ряда. Для этого не стоит ставить вместе похожие по цвету, размеру или шрифту книги. Минимальное количество фейсингов зависит от запаса, толщины книги, мест на стеллажах, известности автора и популярностью книги.[16]
Рисунок 14 – Выкладка книг на стеллажах
Для лучшей продажи больших подарочных
изданий их обязательно надо выкладывать
на отдельной полке лицевой
Рисунок 15 – Пример выкладки лицевой стороной
Ценник к книге обязательно располагается на задней странице обложки – он не должен загораживать текст и фотографию автора или другую существенную информацию.
Для стимулирования продаж же в магазине мы придумываем различные мероприятия (например, встреча писателя с читателя по поводу выхода новой книги и последующая ее продажа). Чрезвычайно важно быстрое и удобное покупателю обслуживание.
Для магазина стоит создать электронный каталог и поместить его на официальном сайте магазине, чтобы покупатель смог заранее посмотреть, присутствует ли нужная ему книга в магазине. В самом магазине целесообразно поставить электронный автомат, в котором можно узнать, в каком отделе, на каком стеллаже и полке присутствует необходимая покупателю книга. [11]
Заключение
Поход в книжный магазин – это хорошо обдуманный процесс. Покупатель, в большинстве случаев, точно знает, за какой книгой он пришел, поэтому он решительно двигается сквозь весь магазин к своей цели. Задача мерчендайзера магазина «АзБука» - заставить покупателя на время отвлечься от своей цели и обратить его внимание на множество других книг, которые покупатель может приобрести.
Планировка торгового зала магазина «АзБука» создана таким образом, что покупателю волей-неволей придется обойти весь торговый зал, а помогут ему в этом яркие указатели, множественные POS-материалы и дружелюбный персонал. Выкладка книг на стеллажах и островном оборудовании обязательно должна привлечь внимание покупателя, а своевременная и ненавязчивая помощь продавца-консультанта поможет покупателю приобрести нужную (и ненужную) ему книгу. Таким образом, задачи выполнены, цель – достигнута.