Разработка проекта размещения номенклатурных групп и выкладки товаров в торговом зале предприятия розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 00:26, реферат

Краткое описание

Торговля известна человечеству практически с каменного века. Уже тогда под ней подразумевался процесс обмена какими-то ценностями, которые были у древних людей. Так как денег в то время не было, то ценности менялись на ценности. Это называлось натуральным обменом. А вот с появлением монет и бумажек, имеющих свою материальную ценность, возникли предпосылки для установления товарно-денежных отношений.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы организации розничной торговли 7
1.1 Понятие и виды розничной торговли 7
1.2 Классификация предприятий розничной торговли 9
1.3 Технология размещения товаров в торговом зале 12
1.4 Выкладка товаров в торговом зале 15
2 Разработка проекта предприятия розничной торговли 19
2.1 Краткая характеристика предприятия розничной торговли «АзБука» 19
2.2 Планировка размещения номенклатурных групп товара 22
2.3 Организация выкладки книжной продукции 32
Заключение 37
Список использованных источников 38

Вложенные файлы: 1 файл

вторая тема.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

- к товарам должен быть обеспечен свободный доступ покупателей;

- соблюдение принципа товарного соседства с учетом специфических особенностей каждой товарной группы;

- последовательность расположения секций целесообразно сохранять неизменной. Так как покупатели привыкают к местам расположения товаров, им не приходится затрачивать время на поиски нужной секции.

- Взаимозаменяемые товары следует размещать рядом. [19]

 

Пример планировки торгового зала показан на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Пример планировки торгового  зала

 

После того, как определено местоположение секций, устанавливают, какую площадь  стоит отвести на каждую секцию. Для этого следует соотнести  объем их продаж с общим объемом  продаж по магазину и полученным значением руководствоваться при планировании использования торговой площади.

 

1.4 Выкладка товаров в торговом зале

 

При размещении товаров в первую очередь должен быть обеспечен выбор  наиболее эффективных приемов их выкладки. Под выкладкой товаров  понимаются технологические процессы, связанные с расположением, укладкой и показом товаров на торгово-технологическом оборудовании.

При выкладке товаров на оборудовании следует руководствоваться принципом, что товар - не декорация. Потому не следует составлять из товаров пирамиды и другие не фигурные сооружения, так как это создает неудобства для покупателей при их отборе. [6]

Цели использования выкладки едины  для всех торговых марок:

- добиться, чтобы товар вошел  в доверие к потребителю и  стал любимым;

- увеличить объем продаж;

- быть сильным конкурентом для  одноименных товаров других производителей;

- увеличить воздействие товара  на потребителя;

- заслужить признание благодаря  идеальному представлению изделий.

Привлекательная, удачно разработанная  и поддерживаемая в порядке выкладка товаров способствует тому, что посетители, пришедшие в магазин, приобретают товар и тем самым обеспечивают магазину прибыль. [7]

В торговых залах магазинов самообслуживания применяются следующие приемы выкладки товаров:

-   навалом;

-   штабелем;

-   стопками, рядами. [7]

 

Выкладка товаров навалом осуществляются с использованием различных типов  емкостей или базовых стендов. Это  могут быть магазинные тележки, проволочные  корзины, бачки, столы и другое. Обычно используется один вид товара, например, апельсины или картофель. Выкладка товаров с применением тележек является широко распространенным приемом в торговле.

При выкладке товаров стопками,  рядами применяют горизонтальный, вертикальный, комбинированный и дисплейный способы. [11]

 

Рисунок 3 – Пример горизонтальной и вертикальной выкладки

 

Горизонтальная выкладка товара:

При горизонтальном способе выкладки одноименные товары размещают на одной или двух полках по всей длине  оборудования, установленного в линию. Данный способ наиболее эффективен для реализации крупногабаритных товаров и всех товаров при малой площади магазина. При этом следует иметь в виду, что с одних полок товар реализуется лучше, чем с других. Те полки, которые находятся на уровне глаз покупателя - высота от пола 110-160 см, считаются наиболее привлекательными.

При переносе товара с самой нижней полки на третью снизу - ту, что на уровне глаз, - объем продаж увеличивается  на 30-55%, при переносе со второй полки  на третью - на 10-20%. Учитывая это, на нижних полках должны размещаться товары, которые покупаются не импульсивно, а осознанно, например пятилитровые бочонки пива. В непродовольственных магазинах на нижних полках также выставляются крупногабаритные товары.

 

Рисунок 4 - Процент продажи товара на полках разного уровня.

 

Вертикальная выкладка:

При вертикальном способе выкладки одноименные товары выкладывают  на полках одной горки в несколько  рядов сверху вниз. Преимущество этого  способа - хорошая обозримость и  более четкое разграничение выложенных товаров. Недостатком такой выкладки является увеличение площади выкладки при размещении товаров. Этот способ широко применяют в магазинах самообслуживания с торговым залом                   большой площади.

Комбинированная выкладка:

Наиболее часто на практике применяют  комбинированный способ выкладки, сочетающий горизонтальный и вертикальный способы выкладки товаров. Он позволяет наиболее эффективно использовать площадь выкладки на оборудовании и размещать больше товаров в торговом зале.

Дисплейная выкладка:

Дисплейная выкладка обычно применяется на дополнительных точках продажи. В этом случае используется отдельно стоящий фирменный стенд или стойка, не привязанная к основной точке продажи данного товара.

Но самым эффективным способом выкладки является вертикальная выкладка, так как она обеспечивает быстрое ориентирование в торговом зале и удобный отбор товаров покупателям различного роста. [11]

Вертикальный способ выкладки, предусматривает  расположение однородных товаров в  несколько рядов на полках стеллажей  сверху вниз, что обеспечивает свободный доступ покупателей различного роста и хороший показ наименований. Товары большего размера занимают нижние позиции, меньшего размера - верхние полки.

Вертикальная выкладка более эффективна из-за наилучшего обзора, более быстрой  ориентации посетителей и более полноценного зрительного представления ассортимента, что ускоряет процесс продаж.

 

2 Разработка проекта предприятия розничной торговли

 

2.1 Краткая характеристика предприятия розничной торговли «АзБука»

 

В практической части своей работы я приступаю к разработке проекта предприятия розничной торговли. Это нужно для того, чтобы самому, на практике, суметь спланировать собственное предприятие и закрепить полученные теоретические навыки.

В нашей  жизни существует множество разнообразных магазинов, которые торгуют всем на свете: продуктами, одеждой, мебелью, сувенирами и т.д. Но мой выбор падает на книжный магазин. Во-первых, тема книг мне знакома – я болен ими с пяти лет, поэтому мой выбор очевиден. Во-вторых, книги – это, по моему мнению, более сложный товар, чем продукты. Если сравнивать эти два вида товара, то продукты (хлеб, молоко, мясо) продать легче, потому что они необходимы нам для жизни. Книгу продать и купить сложнее, так как не каждый покупатель готов пожертвовать деньги на книгу. К сожалению, в наше время хорошие книги стоят очень недешево, и, чтобы позволить себе купить хотя бы одну в месяц, надо иметь достойную зарплату.

Выбирая классификацию  своего предприятия по ГОСТу, я остановился  на супермаркете. Из классификации  следует, что его торговая площадь должна быть более 400 м2. [12] По-моему, отличный вариант для книжного магазина, ведь такой площадью не обладают и многие библиотеки. Также в супермаркете преимущественный тип обслуживания покупателя – самообслуживание, и для книжного магазина это само по себе очень хорошо. Я не думаю, что можно эффективно продавать книги через прилавок, когда покупатель не имеет возможность лично потрогать и полистать книгу. По моему мнению, книжный магазин должен напоминать библиотеку – все книги в свободном доступе, их можно подержать, посмотреть, полистать. Потом тщательно обдумать решение и, в конце концов, приобрести книгу в собственность.

Мой книжный  супермаркет – назову его «АзБука» - вряд ли сможет стоять в отдельном  здании – на его постройку уйдет много времени и средств. Поэтому первой моей задачей для открытия магазина будет поиск свободной большой площадки, которую мне сдадут  в аренду.

Как мне  кажется, самым простым вариантом  для меня будет найти торговый центр, в котором есть свободная площадь не более 400 м2 и которую я смогу взять в аренду. Торговый центр тоже нужен не случайный – в нем всегда должно быть много людей. Отлично подойдут торгово-развлекательные центры, например, ТРК «Гулливер» на ст.м. «Старая деревня» (в нем как раз таки находится отделение книжного магазина «Буквоед»). [17]

Конечно, перед  тем, как искать помещение под  аренду, я сначала провел исследование книжного рынка, лично осмотрел множество  книжных магазинов и определил, какие книги я буду продавать. Фантастика и фэнтези, безусловно, правят бал у публики. Не отстают от них и любовные романы, и детективы. Поэтому я решил, что мне стоит иметь специализированный магазин, в котором будет продаваться только художественная литература самых разнообразных жанров. [14]

Также мне известно, что хорошую  прибыль в книжном магазине я  могу сделать только при большом  обороте продукции. [16] Поэтому мой  ассортимент книг должен быть самым  обширным и самым разнообразным, как минимум, в городе.

Сняв помещение в аренду, я  зарегистрировал свое предприятие (ООО «АзБука») и должен приступить ко второй части своей идеи: я должен договориться с поставщиками о закупках, очень больших закупках товара. Я должен убедить их, что со мной будет выгодно работать, что я смогу реализовать их товар самым лучшим образом.

Первым делом, я собираюсь договариваться с издательствами, причем, самыми крупными в России – «Росмэн», «Эксмо», «Альфа-книга», «АСТрель» и другими. Так намного  проще самому мне и покупателю – меньше переплачивать. Ведь наценку  на стоимость книги я планирую установить на уровне 50 процентов – все мое предприятие должно окупиться в кратчайшие сроки, а после я могу подумать и о снижении наценки.

Объем продукции, в среднем, должен составить около 15 тысяч наименований, чтобы удовлетворить спрос покупателей. [16]

К сожалению, книги не пользуются массовым спросом, да и стоимость их относительно большая. Поэтому, чтобы привлечь покупателя, мне стоит подумать о том, как  я буду это делать. Здесь мне  могут помочь: великолепный ассортимент, прекрасное обслуживание и всяческие разнообразные акции. [11]

Конечно, большинство вопросов я  так и не описал – ведь для  открытия магазина нужно пройти много  условий и принять много решений  – но все, что есть, я хочу кратко обобщить.

1. По размеру торговой площади мой магазин относится к среднему (от 250 до 1000 м2) – его площадь составит 400 м2

2. Магазин специализированный – торгует книжной художественной литературой.

3. Тип здания – находится в торговом центре

4. По функциональным особенностям – стационарный

5. Форма обслуживания – самообслуживание.

 

2.2 Планировка размещения номенклатурных групп товара

 

Одним из самых важных процессов, происходящих в моем магазине – это размещение товара. От рационального размещения товара в торговом зале зависит эффективность его работы и качество обслуживания покупателей.[3]

Правильное размещение товаров  в магазине позволяет:

- правильно спланировать покупательские потоки;

- сократить время на отборку товаров;

- увеличить пропускную способность магазина;

- уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в торговом зале. [10]

Конечно, покупатели просто не могут  осмотреть все полки с товаром. На это иногда просто нет времени. Или, найдя нужный себе товар, покупатель просто не хочет идти дальше. А ведь там так много всего интересного, от чего он может получить удовольствие, а мы – прибыль. По сути, мы будем вынуждены «подтолкнуть» человека к тому, чтобы он осматривал все полки, весь товар. И главный помощник в этом – технологическая планировка зала.

В зависимости от схемы расстановки мебели в книжном магазине выделяют линейный (в виде решетки) и смешанный виды планировки. [7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5 – Пример линейной планировки

 Рисунок 6 – Пример смешанной  планировки

Линейная планировка торгового зала позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает лучший просмотр торгового зала. В условиях линейной планировки покупатели наиболее эффективно воспринимают информацию о товарах. Изменением длины линии регулируется сосредоточение покупателей на различных участках торгового зала. Также к преимуществам линейной планировки следует отнести более эффективное использование площади торгового зала. Здесь прямоугольной конфигурации шириной 7-12 м целесообразно применять линейную расстановку с продольным размещением оборудования. В магазинах, ширина торгового зала в которых превышает 24 м, более эффективной оказывается смешанная расстановка оборудования. Причем комбинация линейного продольного и поперечного размещения требует учета многих факторов и определенного искусства. Рекомендуется использовать длину линий островных горок не более 20 м, поскольку большая их длина приведет к избыточному увеличению в магазине потоков покупателей и, тем самым затруднит их движение в торговом зале. При размещении торгового оборудования следует учитывать расположение имеющихся в помещении колонн, с тем, чтобы они находились в пределах линий и не мешали движению покупателей. [9]

Решетка экономична, так как оптимально использует торговую площадь. Но проблема состоит в том, что она не привлекает посетителей, не всегда обеспечивает их прохождение по всему магазину. Наверно, вы часто замечали, что в центральных проходах в магазинах самообслуживания меньше покупателей. Связано это с тем, что человек предпочитает двигаться по периметру. Сирил Н. Паркинсон так объясняет это явление: "Неприязнь к центру помещенья уходит к первобытным временам. Входя в чужую пещеру, троглодит не знал, будут ли ему рады, поэтому он был готов прижаться спиной к стенам, а руками действовать. В центре же пещеры он был слишком уязвим". [11] Более половины современных покупателей действуют точно также - обходят магазин по периметру и не заходят во внутренние ряды. Большинство покупателей правши, поэтому шаг правой ноги немного больше, чем левой. Соединив две эти особенности, мы получим объяснение, почему люди движутся в магазине против часовой стрелки. [11]

Смешанная планировка позволяет уйти от однообразия и подчеркнуть  различия отделов в крупных магазинах. Устав от строевого шага вдоль рядов, покупатель с удовольствием отдохнет у прилавка или в уютном бутике. При использовании комбинаций планировки (часть оборудования расположена продольно, часть поперечно и диагонально) очень важно позаботиться об указателях и знаках, чтобы совершение покупок не обернулось для покупателя кошмаром в лабиринте. [12]

Информация о работе Разработка проекта размещения номенклатурных групп и выкладки товаров в торговом зале предприятия розничной торговли