Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Биологии"
Билет № 1
1.Биология – наука о живой природе. В нее входит ряд других наук: ботаника - наука о растениях, зоология –наука о животных, анатомия – наука о строении человека ,физиология –наука о функциях организма, генетика - наука о наследственности и изменчивости организмов, селекция –наука о создании новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов эмбриология(индивидуальное развитие организмов),эволюционное учение(историческое развитие)…
Биология тесно связана с другими науками :химией, физикой, географией, медициной, экологией…
Методы изучения живых объектов: 1) наблюдение и описание; 2) сравнение; 3) экспериментальный (организм помещают в те или иные условия ,оказывают на него различное воздействие и изучают ответные реакции); 4) метод компьютерного моделирования… Роль биологии в жизни и практической деятельности человека очень велика. Разрабатываются способы лечения и коррекции состояния больных с наследственными заболеваниями, с помощью генной инженерии получают гормоны, антибиотики, ферменты, витамины… Незнание законов биологии приводит к тяжелым последствиям.
Глобальное загрязнение
2.Различают 5 царств живой природы: царство вирусов, царство бактерий, царство грибов, царство растений и царство животных. Царство растений отличается от других царств по следующим признакам: 1)по способу питания : растения – автотрофы , т. е. производители органических веществ(участвуют в фотосинтезе);
2) имеют дополнительную
3)растут всю жизнь
4) ведут прикрепленный образ жизни;
5)размножаются бесполым путем (вегетативно) или половым (при помощи семян или спор). Господствующее положение на Земле заняли ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) растения, они появились в конце мезозойской эры. Основные их особенности: наличие цветка, плода, покрытосемянность ( в завязи находятся семязачатки),двойное оплодотворение, размножение семенами… Представителей этой группы легко обнаружить среди гербарных экземпляров по наличию цветка или плода.
3.Обмен веществ (метаболизм).
Метаболи́зм (от греч.«превращение, изменение») или обмен веществ - совокупность химических реакций, которые возникают в живом организме для поддержания жизни. Эти процессы позволяют организмам расти и размножаться, сохранять свои структуры и отвечать на воздействия окружающей среды.
Метаболизм состоит из 2 процессов: 1) ассимиляция (анаболизм или пластический обмен) 2) диссимиляция (катаболизм или энергетический обмен)
1) ассимиляция (анаболизм)- совокупность реакций биосинтеза, т.е. образование органических веществ( белков , жиров, углеводов).
2) диссимиляция ( катаболизм) – совокупность реакций распада и окисления органических веществ с выделением энергии. Белки – распадаются до аминокислот; Жиры- до глицерина и жирных кислот; Углеводы – до моносахаров.
Это два противоположных , но тесно взаимосвязанных процесса.
Так , реакции биосинтеза –невозможны без энергии , которая выделяется в реакциях энергетического обмена, а реакции диссимиляции не идут без ферментов, образующихся в реакциях пластического обмена.
Гиподинамия – пониженная физическая активность ,малая подвижность. Если человек мало двигается, но употребляет в пищу много калорий, то ему грозит ожирение, так как энергия никуда не расходуется. Стресс – состояние сильного нервного напряжения,.. При стрессе организм испытывает нехватку энергии и человеку нужно больше употреблять калорий(пищи),иначе он будет худеть ,испытывает физическую слабость… Вредные привычки( алкоголизм, курение..)снижают у человека аппетит и он мало ест, худеет. Алкоголь убивает клетки печени и мозга. У людей с вредными привычками чаще встречаются рак печени, желудка ,цирроз печени ,рак легких и т. д,
Билет № 2
1.Природа бывает живая и неживая.
Основные признаки живых организмов: 1)единство химического состава(состоят их одних и тех же химических элементов 2)имеют клеточное строение 3)обладают обменом веществ 4)обладают раздражимостью 5)характерны рост и развитие 6) размножение(воспроизведение себе подобных) 7)обладают раздражимостью 8) движение ( активное и пассивное)…
2.Экологические факторы.
Различают 3 группы экологических факторов:
1)абиотические(факторы
2) биотические ( факторы живой
природы- взаимоотношения
3 ) антропогенные,связанные с
Биотические факторы: 1) Симбиоз – взаимовыгодное сожительство двух организмов ( муравьи и тля, рак-отшельник и актиния…)
2) Хищничество – это такие
отношения мкежду организмами,
3) Паразитизм – это такие
взаимоотношения между
4) Конкуренция – это такие
взаимоотношения между
Конкуренция бывает: 1.внутривидовая(между особями одного вида,за пищу,территорию,самку)
2. межвидовая( между особями разных видов, за территорию,пищу)
3. с факторами окружающей среды …
3.Поджелудочная железа относится к железам смешанной секреции. Как железа внешней секреции она выделяет панкреатин, а как железа внутренней секреции – гормон инсулин, который контролирует углеводный обмен(содержание глюкозы в крови) и глюкагон. При нехватке инсулина в крови возникает заболевание – сахарный диабет(повышается уровень глюкозы в крови и появляется сахар в моче) Поджелудочная железа человека представляет собой удлинённое дольчатое образование серовато-розоватого оттенка и расположена в брюшной полости позади желудка, тесно примыкая к двенадцатиперстной кишке. Орган залегает в верхнем отделе на задней стенке полости живота в забрюшинном пространстве, располагаясь поперечно на уровне тел I—II поясничных позвонков .Имеет головку,тело и хвост.Длина железы взрослого человека 14—22 см, ширина 3—9 см (в области головки), толщина 2—3 см. Масса органа около 70—80 г. Инсулин регулирует поступление глюкозы в кровь , а ее избыток откладывается в печени в виде гликогена. При сахарном диабете не хватает инсулина,и его нужно вводить, а глюкагон нужен, для образования глюкозы из гликогена,при ее нехватке.Таким образом и инсулин и глюкагон,оказывая противоположное действие на обмен углеводов ,обеспечивают постоянное количество глюкозы в крови. Осложнения сахарного диабета- гипогликемическая и гипергликемическая комы. В развитии сахарного диабета большую роль играет наследственность, острый и хронический панкреатит( воспаление поджелудочной железы),вредные привычки( употребление алкоголя …) и др.
Билет № 3
1.
Все живые организмы имеют клеточное строение.
Клетка-элементарная структурная единица
всех живых организмов .Впервые клетку
пробки растения увидел в 1665г Роберт Гук
В 1839г М Шлейден и Т.Шванн создали первую
клеточную теорию. Основные положения
современной клеточной теории: - клетка
элементарная структурная единица всех
живых организмов; -клетки всех живых организмов
едины по своему строению и происхождению;
-клетки многоклеточных организмов образуют
ткани; - новые клетки возникают путем
деления… Клетки бывают : - прокариотические
(безъядерные у бактерий) - эукариотические
(ядерные ,у растений,грибов,животных)
Сходство клеток растений и грибов: - наличие
плазматической мембраны -цитоплазма
-органоиды(ядро,митохондрии,
Отличие клеток растений и грибов:
-у растений есть дополнительная
клеточная оболочка- целлюлоза,у грибов
клеточная стенка содержит хитин; -у растений
есть пластиды(хлоропласты,
2.Экологические
факторы . Различают 3 группы экологических
факторов: 1)абиотические(факторы неживой
природы- свет,температура, влага…) 2) биотические
( факторы живой природы- взаимоотношения
между организмами) 3 ) антропогенные,связанные
с деятельностью человека(осушение болота,
вырубка леса, строительство плотины..)
Паразитизм – это такие отношения между
организмами, когда одни живут за счет
других. Паразитические отношения в природе
часто встречаются. Примеры паразитов:
вирусы, многие бактерии, грибы (головня,
спорынья, трутовик), простейшие (малярийный
плазмодий , лямблии), плоские и круглые
черви (аскарида, острица, печеночный сосальщик,
бычий и свиной цепни, кошачья двуустка,
эхинококк), клещи (чесоточный, таежный),
насекомые (клопы, блохи, вши). Явление
паразитизма среди растений (петров крест,
заразиха).
Паразиты утратили органы и системы органов,
произошло упрощение их организацииУ
них исчезли органы передвижения, органы
чувств, пищеварительная и дыхательная
системы, более просто устроена нервная
система. . Паразиты приспособились к жизни
в организме хозяина(наличие крючков ,присосок)..
Высокая плодовитость паразитов — важная
черта приспособленности. У паразитов
многих видов размножение происходит
в организме не только основного, но и
промежуточного хозяина. Примеры приспособленности:
покровительственная окраска зеленого
кузнечика, речного рака, самок открыто
гнездящихся птиц делает их незаметными
на фоне окружающей среды; предостерегающая
окраска клопов-солдатиков и других «несъедобных»
животных, не имеющих специальных средств
защиты; сходство некоторых видов мух
по форме тела и окраске с осами и пчелами;
изменение окраски у других животных в
разные сезоны года (заяц-беляк). . Приспособленность
к среде обитания носит относительный
характер, полезна только в тех условиях,
в которых она исторически сформировалась.
Крот имеет приспособления к жизни в почве,
но на поверхности он беспомощен...
3.Норма
питания –количество съеденной пищи
и тот ее состав, который необходим для
обеспечения жизнедеятельности здорового
человека. Норма питания зависит от пола,
возраста, образа жизни, выполняемой работы…
Пища должна быть разнообразной и содержать
белки ,жиры ,углеводы ,минеральные соли…
В сутки необходимо: белков-100-110 грамм
, углеводов- 400-500 грамм , жиров 80-100 грамм.
Для взрослых людей рекомендуют трехразовое
питание: на завтрак -25%,на обед -50%,ужин
меньше 25% от дневного рациона … Подросткам
нужно питаться 4 раза в день, но и им съедать
большую часть рациона в первую половину
дня. Если человек будет есть вечером больше
пищи ,чем днем ,то ему будет грозить ожирение
(так как затрат энергии не будет). Лишние
углеводы могут превращаться в жиры и
люди будут прибавлять в весе.
Билет № 4.
1.Клетка- структурная единица- всех живых организмов.
Растительная клетка отличается от животной клетки по следующим признакам: 1)растительная клетка имеет дополнительную клеточную оболочку(целлюлозу); 2)растительная клетка содержит пластиды(хлоропласты, хромопласты, лейкопласты); 3)в растительной клетке есть крупная вакуоль с клеточным соком; 4)в растительной клетке запасной углевод- крахмал, а у животной – гликоген.
Сходство растительной и животной клетки:
И растительная и животная клетка содержит
следующие органоиды: Аппарат Гольджи
, эндоплазматическая сеть, лизосомы,митохондрии,рибосомы,
Ядро .
Функции- хранит и передает наследственную информацию, участвует в делении клетки… Состоит из наружной мембраны, ядрышка(1 и более),кариоплазмы(ядерный сок). В кариоплазме ядра расположены хромосомы, которые являются носителями наследственной информации…
Митохондрии.
Состоят из двух мембран ,наружная гладкая, а внутренняя образует складки(кристы),внутри их матрикс. Митохондрии – энергетические станции ,вырабатывают энергию АТФ.
Лизосомы.
Мелкие пузырьки, овальной формы, внутри их – ферменты. Функция-расщепление отмерших органоидов …
Рибосомы.
Мелкие немембранные органоиды ,образованные 2 субъединицами(большой и малой). Функция: биосинтез белка.
Эндоплазматическая сеть.(Э.П.С.).
Одномембранный органоид, сложная
система каналов,трубочек,
Аппарат Гольджи.
-одномембранный органоид,представляет собой стопку цистерн. Функция- транспортная , формирование первичных лизосом.
2. Симбиоз — тип межвидовых отношений,
при котором оба организма получают взаимную
пользу. Примеры симбиоза: рак-отшельник
и актиния, клубеньковые растения и бактерии,
шляпочные грибы и деревья, лишайники
(симбиоз гриба и водоросли).
Место лишайников в системе органического
мира: самостоятельная группа комплексных
симбиотических организмов, которых нельзя
отнести ни к растениям, ни к животным,
ни к грибам. Строение лишайника: тело
— слоевище состоит из нитей гриба, между
которыми находятся одноклеточные водоросли.
Симбиоз гриба и водоросли. Гетероавтотрофное
питание лишайника: водоросли синтезируют
органические вещества из неорганических
с использованием солнечной энергии, а
гифы гриба поглощают из окружающей среды
воду и минеральные соли.
Размножение лишайников — вегетативное,
частями слоевища. Приспособленность
лишайников к обитанию в тех местах, где
не могут жить высшие растения: на скалах,
камнях, раскаленных песках, на гниющих
пнях, стволах деревьев и кустарников.
Чувствительность лишайников к загрязнению
окружающей среды, поэтому они служат
показателем загрязнения атмосферы.
3. Белки.
Белки— органические вещества, в состав
молекул которых входят углерод, водород,
кислород и азот, а иногда — сера и другие
химические элементы.
Белки — макромолекулы, состоящие из
десятков, сотен аминокислот. Разнообразие
аминокислот (около 20 видов), входящих
в состав белков.
Структура белков — сложная конфигурация
молекул белков в пространстве, поддерживаемая
разнообразными химическими связями —
ионными, водородными, ковалентными(первичная,
Роль белков в организме:
— каталитическая.
Белки — катализаторы, увеличивающие
скорость химических реакций в клетках
организма. Ферменты — биологические
катализаторы;
— структурная.
Белки — элементы плазматической мембраны,
а также хрящей, костей, перьев, ногтей,
волос, всех тканей и органов;
— энергетическая.
Способность молекул белков к окислению
с освобождением необходимой для жизнедеятельности
организма энергии;
— сократительная.
Актин и миозин — белки, входящие в состав
мышечных волокон и обеспечивающие их
сокращение вследствие способности молекул
этих белков к денатурации;
— двигательная.
Передвижение ряда одноклеточных организмов,
а также сперматозоидов при помощи ресничек
и жгутиков, в состав которых входят белки;
— транспортная.
Например, гемоглобин — белок, входящий
в состав эритроцитов и обеспечивающий
перенос кислорода и углекислого газа;
— запасающая.
Накопление белков в организме в качестве
запасных питательных веществ, например
в яйце, молоке, семенах растений;
— защитная.
Антитела, фибриноген, тромбин — белки,
участвующие в выработке иммунитета и
свертывании крови;
— регуляторная.
Гормоны — вещества, обеспечивающие наряду
с нервной системой гуморальную регуляцию
функций организма. Роль гормона инсулина
в регуляции содержания сахара в крови.