Билет
№ 7.
1.
Химический состав клетки.
В клетках обнаружено около 70 химических
элементов периодической системы
Менделеева. Но функции выяснены только
для 24 химических элементов. При этом
элементы, которые есть у живых
организмов, есть и в неживой
природе. Это указывает на единство живой
и неживой природы. Кислород, углерод,
водород и азот входят в состав органических
веществ. К, Na - содержатся в клетке в виде
ионов, участвуют в поддержании кислотно-щелочного
равновесия. Ca - необходим для свертывания
крови, входит в состав костей и зубов.
Mg - входит в состав хлорофилла; S – белков;
P - костей, нуклеиновых кислот, АТФ; Cl -
выделяющейся в желудке НCl; Fe – гемоглобина;
I - гормонов щитовидной железы; F - зубной
эмали; Со – витамина В12; Zn – гормона поджелудочной
железы инсулина. Химический состав: 1)
неорганические (вода,минеральные соли)
2)органические(белки,жиры,углеводы,нуклеиновые
кислоты(РНК и ДНК)
Вода
и другие неорганические вещества,
их роль в жизнедеятельности клетки. Содержание
воды в разных клетках колеблется от 20
% (в костях) до 90 % (в клетках эмбриона).
По мере старения организма ее количество
в клетках снижается.
Важная роль воды в клетке обусловлена
ее химической природой. Дипольный
характер строения молекул воды объясняет
их способность активно вступать во
взаимодействие с различными веществами.
Вода обладает следующими свойствами:
1) высокой удельной теплоемкостью
– поддерживает тепловой баланс
при перепадах температуры окружающей
среды;
2) высокой теплопроводностью –
равномерно перераспределяет тепло
по организму;
3) высокой теплотой парообразования
– при этом уносит большое
количество тепла;
4) высоким поверхностным натяжением
– обеспечивает передвижение
растворов по тканям, сосудам
у животных и растений.
Вода в клетке выполняет важные
функции:
1) структурная - составляет основную
часть цитоплазмы, поддерживает
объем клетки;
2) метаболическая - участвует в
химических реакциях (расщепление
белков, углеводов, жиров и др.),
а также является средой, где
происходят химические реакции;
3) транспортная - передвижение веществ
в организме совершается с
током воды;
4) терморегуляторная - поддерживает
оптимальный тепловой режим клетки;
5) вода является источником кислорода
при фотосинтезе;
6) является универсальным растворителем.
Минеральные
соли в большом количестве находятся
в клетках, образующие опорные органы
- раковины, хитиновый панцирь, кости. В
цитоплазме других клеток они диссоциированы
на ионы. Наиболее важны для клетки катионы
K+, Na+ , Mg2+, Ca2+, и анионы HPO42-, H2PO4-, Cl -, HCO3- .
От концентрации солей зависит поступление
воды в клетку.
Соли участвуют в поддержании
в клетке кислотно-щелочного равновесия.
Органические
вещества: липиды, углеводы, их роль
в организме.
Липиды
- это сложные эфиры высших карбоновых
кислот и ряда спиртов. Они не растворяются
в воде, а растворяются в органических
растворителях. Липиды делятся на: 1. Жиры
и масла (триацилглицеролы) – это сложные
эфиры трехатомного спирта глицерола
и трех молекул карбоновых кислот). Жирные
кислоты бывают насыщенными (пальмитиновая,
стеариновая, арахиновая) и ненасыщенными
(олеиновая, линолевая, линоленовая). В
маслах выше доля ненасыщенных жирных
кислот, поэтому при комнатной температуре
они находятся в жидком состоянии. 2. Фосфолипиды.
В них одна из цепей карбоновых кислот
замещена на фосфатную группу. Воски. Это
эфиры одноатомных спиртов. 4. Стероиды.
В основе их строения – спирт холестерол.
К ним относят: жирорастворимые витамины
(A, D, E, K), половые гормоны.
Функции липидов:
1. энергетическая - жиры источник
энергии в клетке. При расщеплении 1 грамма
выделяется 38,9 кДж энергии.
2. структурная (строительная) - липиды
входят в состав биологических
мембран.
3. защитная и теплоизоляционная
- подкожная жировая клетчатка,
защищает организм от переохлаждения
и травм.
4. запасающая – жиры составляют
запас питательных веществ, откладываясь
в жировы
х клетках животных и в семенах
многих растений.
5. регуляторная – некоторые
гормоны (половые) являются производными
холестерола.
6. смазывающая и водоотталкивающая.
7. источник метаболической воды
- при окислении 100 г жира образуется
105 г воды. Это используется животными
пустыни, так верблюд может
не пить 10-12 дней.
Углеводы
- сложные органические вещества, состоящие
из углерода, водорода и кислорода. Они
имеют общую формулу: Сn(H2O)m. В клетках животных
их содержится 1-2%, а в клетках растений
до 90% от массы сухого вещества. Углеводы
делятся на простые (моносахариды) и сложные
(полисахариды). По количеству углеродных
атомов моносахариды делятся на: триоза,
тетрозы, пентозы, гексозы, гептозы. 1) пентозы
(рибоза, дезоксирибоза) - входят в состав
нуклеиновых кислот; 2) гексозы (глюкоза
и фруктоза) содержатся во многих плодах
и в меде, обусловливая их сладкий вкус.
Глюкоза является основным энергетическим
материалом при обмене веществ. Полисахариды
образуются в процессе полимеризации
двух или нескольких моносахаридов. При
соединении двух моносахаридов образуются
дисахариды: сахароза, состоящая из молекул
глюкозы и фруктозы; лактоза, состоящая
из молекул глюкозы и галактозы. К полисахаридам
относятся гликоген (содержится в клетках
животных); крахмал, целлюлоза (содержатся
в клетках растений). Мономером гликогена,
крахмала и целлюлозы является глюкоза.
Функции
углеводов:
1. энергетическая - углеводы источник
энергии в клетке.
При расщеплении 1 грамма углеводов
выделяется 17,6 кДж энергии.
2. строительная - из целлюлозы построены
оболочки растительных клеток.
3. запасающая – полисахариды
служат запасным питательным
материалом.
Белки,
их строение и функции.
Белки очень важны для жизни клетки.
Они составляют 50-80 % сухого вещества клетки.
По химической структуре белки - это полимеры,
состоящие из мономеров. Роль мономеров
выполняют аминокислоты. В состав белков входит 20 видов аминокислот.
Аминокислоты у животных и человека подразделяют
на заменимые, которые могут синтезироваться
в организме человека, и незаменимые (лизин,
валин, лейцин, метионин, триптофан, и др.),
которые должны поступать с пищей. Аминокислоты
соединяются между собой связью CO-NH (ковалентная,
пептидная связь), при этом от амино- и
карбоксильной группы отщепляется молекула
воды: СО[OH + H]NH. Соединения из нескольких
аминокислот называют пептидами. В зависимости
от их количества бывают ди-, три- или полипептиды.
В состав белков входит 300—500 аминокислотных
остатков, есть и более крупные белки.
Различия белков определяются не только
составом и числом аминокислот, но и последовательностью
чередования их в полипептидной цепи.
Уровни организации белковых молекул:
1) первичная
структура - это последовательность
аминокислот в полипептидной цепи. Аминокислоты
соединены пептидными связями. Первичная
структура специфична для каждого белка
и определяется аминокислотной последовательностью,
закодированной в ДНК. Замена только одной
аминокислоты приводит к изменению функций
белка.
2) вторичная структура - это закрученная
в спираль полипептидная цепь.
Витки спирали удерживаются водородными
связями.
3) третичная структура - уложенная
в пространстве спираль, образующая
глобулу или фибриллу. Белок активен
только в виде третичной структуры. Она
поддерживается дисульфидными, водородными
и ионными связями.
4) четвертичная структура - формируется
при объединении нескольких белков,
имеющих первичную, вторичную
и третичную структуры. Например
- белок крови гемоглобин, который
состоит из четырех молекул белка глобина
и небелковой части.
При действии на белок различных
химических веществ, высокой температуры
происходит разрушение структуры белка.
Этот процесс называется денатурацией.
Процесс денатурации иногда обратим.
Если прекратилось действие фактора, вызвавшего
денатурацию, возможно самопроизвольное
восстановление структуры белка - ренатурация.
Ренатурация возможна, если не разрушилась
первичная структура белка.
Функции
белков:
1. Строительная функция - белки
входят в состав всех клеточных мембран
и органоидов клетки.
2. Каталитическая (ферментативная) - белки-ферменты
ускоряют химические реакции
в клетке.
3. Двигательная (сократительная) - белки
участвуют во всех видах движений
клетки. Так сокращение мышц
обеспечивается сократительными белками:
актином и миозином.
4. Транспортная - белки транспортируют
химические вещества. Так белок
гемоглобин переносит кислород
к органам и тканям.
5. Защитная - белки крови антитела
(иммуноглобулины) распознают чужеродные
для организма вещества и способствуют
их уничтожению.
6. Энергетическая - белки являются
источником энергии в клетке.
При расщеплении 1 грамма белков
выделяется 17,6 кДж энергии.
7. Регуляторная - белки участвуют
в регуляции обмена веществ
в организме (инсулин, гормон
роста и др.).
8. Рецепторная - белки лежат в
основе работы рецепторов.
9. Запасающая – белки альбумины
являются основными резервными
белками организма (в яичном
белке содержится овальбумин, в
молоке - лактальбумин).
—
2.Приспособления птиц к полету: Птицы
– высокоорганизованные позвоночные
животные, тело которых покрыто перьями
, передние конечности превращены в крылья
, кости легкие ,пневматические , ходят
на суше на задних конечностях ,зубов нет
,вместо них роговой клюв ,есть киль ,нет
мочевого пузыря, короткий кишечник ,легкие
пронизаны воздушными мешками(двойное
дыхание).
— Прогрессивные черты: более развита
нервная система;теплокровные;способность
к полету; более совершенное размножение(
высиживание яиц и выкармливание птенцов);
Приспособления носят относительный
характер,т. е. могут быть полезны организму
только в типичной для него среде обитания,
а в нетипичной – могут быть вредными.
(например: ночные птицы плохо видят только
днем, а хорошо ночью…)
3.Перелом
–нарушение целостности кости. Переломы
бывают: открытые(повреждены и кожа и мышцы
,есть кровотечение); закрытые.
Признаки перелома: боль,припухлость,нарушение
функции…
При
травме позвоночника больного кладут
на щит(твердый)лицом вниз и так перевозят.
При
травме черепа больного укладывают
на спину на твердый щит,голова на бок
. под голову – валик из одежды.
При
переломе ребер больной должен задержать
дыхание на выдохе ,в это время ему накладывают
тугую повязку ,так несколько раз, перевозят
его в полусидячем положении.
Билет
№ 8
1.Вид…
Вид – группа особей , имеющие общее строение
, происхождение, обитающие на определенной
территории, скрещивающиеся между собой
и дающие плодовитое потомство. Вид –
это единица классификации живых организмов.
Вид – реально существующая в природе
единица , которая характеризуется рядом
признаков – критериев.
Критерии
вида:
1.Генетический
– каждый вид имеет свой набор хромосом.
2. Морфологический
–сходство внешнего и внутреннего строения
у особей одного вида.
3.Физиологический
- сходство процессов жизнедеятельности
у особей одного вида.
4. Географический
– занимаемый особями вида сплошной или
прерывистый ареал(территория).
5.Экологический
– совокупность факторов внешней среды,
т. е. определенные экологические условия
,в которых существует вид.
— Видообразование
-эволюционный процесс , ведущий к образованию
нового вида.
1. Экологическое
видообразование -- образование нового
вида в пределах старого ареала.
2. Географическое
видообразование - возникновение нового
вида в результате расширения или расчленения
исходного ареала. 3. Например: образование
новых видов вьюрков на Галапогосских
островах…
2.
Рыбы,,, Рыбы приспособились к жизни
в воде об этом говорит их внешнее и внутреннее
строение… — Форма тела у рыб обтекаемая.
— Тело состоит из 3 частей : голова , туловище
, хвост. — Есть парные плавники (грудной
и брюшной) и непарные (спинной и анальный).
Тело покрыто чешуей в виде черепицы. По
чешуе можно определить возраст рыбы(комбинация
из 2 колец узкого(зимнего) и широкого(летнего)
– это один год жизни. — Снаружи чешуя
покрыта слизью , которая уменьшает трение
тела о воду. — На голове у рыб – одна пара
глаз.При помощи глаз они различают близко
расположенные предметы, т.е. рыбы близоруки(хрусталик
круглый ,роговица уплощена ), — Есть у
рыб – ноздри (органы обаняния). — В черепе
у рыб есть только внутреннее ухо, они
слышат , издают звуки… — У некоторых
рыб имеются усы( сом,сазан)- органы осязания.
— Вдоль боковых сторон тела рыбы видны
(в виде пунктирной линии поры)-органы
боковой линии. — Они позволяют рыбам
ощущать направление и силу течения воды…
— Не у всех рыб есть плавательный пузырь!
— Его нет у акул и скатов. — У остальных
он есть(в нем смесь газов) и функция его
гидростатическая, т.е объем газов то увеличивается,
то уменьшается и это позволяет рыбам
то всплывать , то погружаться глубже в
воду
Пищеварительная
система: 1) Рот 2) Глотка 3) Пищевод 4)
Желудок 5) Кишечник , который заканчивается
анальным отверстием 6) Печень и желчный
пузырь.
Дыхательная
система: — Дышат жабрами , растворенным
в воде кислородом. — Основным органом
газообмена рыб являются жабры, которые
расположены по сторонам ротовой полости.
— У костистых рыб они закрыты жаберной
крышкой, у других классов — свободно
приоткрываются наружу. — Жабры состоят
из жаберных дуг и жаберных лепестков,
которые пронизаны капиллярами( в них
проходит газообмен).
Выделительная
система: — Парные почки , от них отходят
мочеточники (2), которые впадают в мочевой
пузырь. Кровеносная система: — У рыб один
круг кровообращения и двухкамерное сердце(
1 предсердие и 1 желудочек).
— Кровеносная
система замкнутая, транспортирует
кровь от сердца через жабры и ткани тела.
Нервная
система: — Мозг рыбы более развит.
— Головной мозг рыб принято разделять
на 5 отделов: передний мозг, промежуточный
мозг, средний мозг, мозжечок и продолговатый
мозг(задний). Внутри позвоночного канала
проходит — спинной мозг. — От спинного
и головного мозга отходят нервы.
Скелет
рыбы: — Состоит из следующих отделов:
— 1)череп(костяная коробка , в которой
помещается головной мозг) — 2)челюсти(верхняя
и нижняя) — 3)позвоночник(он состоит из
позвонков) и разделен на отделы (к туловищным
позвонкам прикрепляются ребра).
— У
рыб хорошо развиты мышцы , которые
обеспечивают движение.
Размножение
рыб: — Рыбы – раздельнополые . Теле
самок ,в яичниках , развиваются яйцеклетки-
икринки . В теле самцов , в семенниках
, созревают сперматозоиды . Половые продукты
рыбы выметывают в воду ,где и происходит
оплодотворение . Оплодотворение – наружное
. Чтобы увеличить численность промысловых
рыб люди их разводят в прудовых хозяйствах.
От пойманных в период нереста рыб берут
икру и молоки,смешивают их ,заливают водой
и помещают в специальные сосуды,в которых
поддерживаются благоприятные условия
для развития икринок
3.Значение
тренировки.
Тренировка
– многократно совершаемая мышечная работа
с постепенно повышаемой нагрузкой. При
тренировках улучшается кровоснабжение
мышц,кровь быстрее удаляет из мышц продукты
обмена,приносит больше кислорода и питательных
веществ. У нетренированных людей кровоток
слабее,быстрее наступает утомление.
Допинги-
химические вещества,усиливающие физическую
и психическую деятельность организма,но
очень вредные для здоровья и употреблять
им спортсменам запрещено! Употребление
допингов может привести к смерти!
Билет
№ 9.
1.
Биосоциальная природа человека. Человек
– биосоциальное существо, обладающее
речью, мышлением, сознанием. (только у
человека есть 2 –ая сигнальная система).
Развитие человека невозможно без социума.
Ученым хорошо известен синдром Маугли
,когда маленькие дети вырастали среди
животных. Такие дети не могли говорить,
ходили и ели как животные ,и не могли усвоить
нормы человеческого общения… Человек
становится человеком только тогда ,когда
он развивается и живет в обществе. Вначале,
когда шла эволюция человека доминирующую
роль играл биологический фактор ,а далее
он утратил свое значение, и доминирующим
становится социальный фактор. К социальным
факторам относятся : труд, речь, мышление,
общественный образ жизни… 2.
Царство бактерии. Бактерии – одноклеточные,беъядерные
организмы(прокариоты). У них есть оболочка
и цитоплазма,нет пластид… Форма разная:
в виде шара – кокки в виде палочки – бациллы
в виде спирали –спириллы в виде запятой
– вибрионы Размножаются бесполым путем,
делением материнской клетки на 2 дочерние,размнозаются
каждые 30 мин.,очень быстро… Неблагоприятные
условия переносят в виде споры.
Паразиты – такие бактерии ,которые
питаются органическими веществами живых
организмов. Паразитические бактерии
вызывают такие заболевания: холеру, дизентерию,
столбняк, сепсис(заражение крови)…
Сапрофиты(полезные) бактерии - такие
бактерии ,которые питаются органическими
веществами погибших организмов.
3.Роль
витаминов. • Витамины – это жизненно
необходимые низкомолекулярные органические
вещества. • Организм витамины не синтезирует,
поэтому основным источником витаминов
служат продукты питания.
• гиповитаминоз –относительную
недостаточность витамина или группы
витаминов в организме (более
легкая форма витаминной недостаточности).
• авитаминоз –полного отсутствия
того или иного витамина (витаминов) в
организме (наиболее тяжелой формой витаминной
недостаточности).
• гипервитаминоз - интоксикация, обусловленная
передозировкой витаминов А и D (при
передозировке других витаминов
выраженных нарушений обычно не наблюдается).
Витамины делятся на:
1) водорастворимые ( С, В1,В2,В
6,В12)
2) жирорастворимые (А.Е,Д)
Так ,витамин С содержится в цитрусовых,
яблоках, капусте , при нехватке его
возникает такое заболевание
как цинга. ЦИНГА - заболевание, известное
путешественникам и мореплавателям.
При этом заболевании появляется кровоточивость
десен, язвы на слизистых оболочках рта,
расшатываются и выпадают зубы. Кости
становятся хрупкими, возникают боли в
суставах. Наступает малокровие, и резко
снижается сопротивляемость организма
инфекционным заболеваниям.
Витамин В1 (тиамин) влияет на процессы
обмена углеводов. Он необходим для
нормальной деятельности тех органов,
где наиболее интенсивен обмен углеводов:
нервной системы, сердца, мышц. Витамин
В1 содержится в неочищенных зернах
злаков, семенах бобовых растений, в яичном
желтке. При отсутствии в пище витамина
В1 возникает тяжелая болезнь БЕРИ-БЕРИ.
Раньше она была распространена на некоторых
тихоокеанских островах, где основу питания
составлял очищенный рис. В нем нет витамина
В1. У заболевших людей расстраивалась
деятельность нервной системы: начинались
судороги, развивались параличи. Эта болезнь
часто кончалось смертью.
Витамин D (антирахетический) содержится
в рыбьем жире , печени, желтке куриного
яйца и многих других продуктах.
При недостатке в пище витамина D у детей
развивается РАХИТ. При рахите содержание
солей в костях, оказывается пониженным,
поэтому рост ребенка замедляется. Скелет
формируется неправильно. У больных рахитом
детей искривлены ноги, голова и живот
увеличены. Чтобы не было авитаминозов
– выпускают поливитамины, которые содержат
все витамины, которые нужны человеку
в сутки.
Билет
№ 10
1.Автотрофное
питание .Фотосинтез. Автотрофы –
организмы,которые вырабатывают органические
вещества в процессе фотосинтеза – это
растения,синезеленые водоросли… Фотосинтез
- процесс образования органических веществ
из углекислого газа и воды за счет энергии
света, протекающий с выделением кислорода.
Процесс фотосинтеза состоит из 2
фаз:
1) световая
2)темновая
Формула фотосинтеза:
6 СО2 +6 Н2О + Q = С6Н12О6 + 6 О2
1)
фаза-световая
(на свету,в мембранах тилакоидов)
1.фотолиз воды (разложение воды),который
сопровождается 3 процессами:
1)образованием кислорода и его
выделением
2)образованием НАДФ * Н2
3) образованием АТФ (фотофосфорилирование
АДФ до АТФ)
2)
фаза- темновая
( в строме хлоропласта,без света )
1.Происходит фиксация углекислого
газа, содержащегося в воздухе,акцептором
которого является пятиуглеродный сахар
рибулезобифосфат. В эту фазу происходит
карбоксилирование пятиуглеродного
сахара рибулезобифосфата,который является
акцептором углекислого газа.
Реакции последовательного образованияглюкозы,протекающие
за счет энергии АТФ и НАДФ * Н2
в строме хлоропласта получили название-
« Цикл Кельвина » 6 СО2 +24 Н + АТФ = С6Н12О6
+6 Н2О
Значение
фотосинтеза: Благодаря фотосинтезу
ежегодно поглощается из атмосферы миллиарды
тонн СО2 и выделяется миллиарды тонн О2.
Из кислорода образуется озоновый слой
– (защитиный экран),защищающий живые
организмы от коротковолновой ультрафиолетовой
радиации.
.
…2.
Эвглена зелёная- одноклеточные организмы
,занимают промежуточное положение между
растениями и животными,так как имеет
хлоропласты.
Способна как к гетеротрофному, так и к
автотрофному типу питания.
Фотосинтез происходит на свету.Днем питается
как растение. В темноте же вследствие
его невозможности эвглена зелёная питается
гетеротрофно, как животные.
Клетка эвглены зелёной обычно веретеновидной
формы и зелёного цвета с красным глазком
(светочувствительный органоид) у переднего
конца.
Размножается простейшая эвглена путем
продольного деления клетки. Иногда эвглена,
размножаясь в огромных количествах, вызывает
красное, коричневое, кирпично-красное
или зелёное «цветение» воды.
3.В
основе нервной деятельности лежит рефлекс.
Рефлекс- ответная реакция организма
на раздражение рецепторов.
Рефлекторная
дуга- путь, по которому возбуждение
передается от рецептора до органа.
Рефлекторная дуга состоит из следующих
элементов: 1) рецептор , воспринимающий
раздражение; 2)чувствительный нейрон
и нервное волокно; 3) вставочный нейрон;
4)двигательный нейрон и нервное волокно;
5) исполнительный орган.
Виды
рефлекторных дуг:
1. Простая- ( состоит из 2 нейронов :
чувствительного и двигательного)
Сложная -- состоит из 3 нейронов:
(чувствительного , двигательного, вставочного).
Например: если мы возьмемся за горячую
чашку , возникает боль и мы одергиваем
руку.
Это происходит благодаря сгибательному
рефлексу. Рецепторы передают возбуждение
по чувствительным нервным волокнам
в спинной мозг , а оттуда по вставочным
нейронам импульсы передаются на двигательные
нервные волокна к мышце и мы одергиваем
руку.
******** ******: 1) *********** (**********),******** - *** ***** *******
************ ****. 2)********(*************),******** - *** ** *****
******* ************ ***, *** ************** * ******* *****.
Билет
№ 11.
1.Размножение,виды…
Типы размножения:
Ø Бесполое
Участвует один родитель Проходит без
участия половых клеток Генотип потомков
не отличается от генотипа родительской
особи Воспроизводится большое количество
генетически идентичных организмов, происходит
быстрое размножение и захват новых территорий.
Ø Половое
Участвуют два родителя Происходит с помощью
половых клеток Генотип потомков отличается
от генотипа обоих родителей Создается
возможность различных комбинаций наследственных
признаков обоих родителей.
Виды
бесполого размножения:
1) Почкование(гидра)
2) Фрагментация (водоросли)
3) Спорообразование (мхи,папоротники,хвощи)
4) Амитоз(простое деление) –
бактерии,простейшие…
5) Вегетативное размножение(в сельском
хоз-ве используют):
1 черенками
2.отпрысками
3.отводками
4.корневищем
5.ползучими побегами(клубника)
6. клубнями (картофель)
7. луковицами(лук,чеснок)
2.Млекопитающие…наиболее
высокоорганизованный класс позвоночных
животных.
— Характеристика: — - 4.000 видов — - теплокровные
— -более развита нервная система — - живорождение
— - выкармливание детенышей молоком —
зубы дифференцированы на резцы,клыки
и коренные — -забота о потомстве — -тело
покрыто шерстью,кожа богата железами
… — Кожа состоит из 3 слоев: — 1)эпидермис
— 2) собственно - кожа (дерма) — В собственно-
коже находятся сальные и потовые железы
, волосы , пахучие железы… — 3)подкожно-жировой
слой. — В коже есть млечные железы , в
них вырабатывается молоко- высококалорийный
продукт ,которым матери выкармливают
своих детенышей. — Поэтому этот класс
и назвали – млекопитающие. — Глаза прикрыты
подвижными веками , есть ресницы. — У
животных имеются чувствительные волоски-
усы ( вибриссы) –органы осязания. Есть
ушные раковины , хорошо развит слух. —
У большинства млекопитающих хорошо развит
шерстный покров , он выполняет защитную
функцию. — В шерсти различают жесткие
, длинные оси и короткие и мягкие волоски-подшерсток.
Тип – хордовые
Подтип – позвоночные
Класс –млекопитающие
Отряд- хищные
Семество – волчьи
Род –лисица
Вид –лисица обыкн.
3.Газообмен
в легких:
Легкие - (парные губчатые органы конусовидной
формы).
Сверху прикрыты плеврой.
Структурной единицей легких являются
альвеолы(легочные пузырьки)
Функция легких- газообмен. В легких
кислород из альвеолярного воздуха переходит
в кровь, а углекислый газ из крови поступает
в легкие. Движение газов обеспечивает
диффузия. (газ движется из среды с высоким
парциальным давление в среду с меньшим
давлением). В легких газообмен осуществляется
между воздухом, содержащимся в альвеолах
, и кровью. Во время вдоха атмосферный
воздух поступает в легкие и в альвеолах
смешивается с воздухом, оставшимся в
них после выдоха. Парциальное давление
кислорода(О2) выше, чем давление в артериальной
крови , а парциальное давление углекислого
газа(СО2) выше в венозной крови, чем в альвеолах.
В результате разности давления ( из
большего в меньшее), осуществляется переход
кислорода из альвеол в кровь и углекислого
газа из венозной крови в альвеолы.
1-ая
помощь:
—Искусственное
дыхание « рот в рот »
или
« рот в нос».
Закрытый наружный массаж сердца(
если делает один человек, то ( 2 : 15) , 2 вдоха
и 15 надавливаний на грудину;
Если 2 человека ,то( 1: 5)- 1 вдох и 5 надавливаний
на грудную клетку.
Билет
№ 12.
1.Агроцено́з
(от греч. agros — поле) — биогеоценоз, созданный
человеком. Обладает определённым видовым
составом и определёнными взаимоотношениями
между компонентами окружающей среды
Агроценозы- обладают определенным видовым
составом организмов (культурные растения,
сорняки, насекомые, дождевые черви, мышевидные
грызуны …) и определенными взаимоотношениями
между живыми организмами и условиями
среды. В агроценозе (например, ржаного
поля) тоже есть : продуценты (рожь и сорняки),
консументы (насекомые, птицы, полевки,
лисы), редуценты (бактерии, грибы). Однако,
обязательным звеном этой пищевой цепи
является человек, который своим трудом
создает каждый агроценоз …
1.В агроценозах действует преимущественно
искусственный отбор, направленный человеком
прежде всего на максимальное повышение
урожайности…
2. Экологическая устойчивость агроценозов
невелика, они не способны к
саморегуляции и самовозобновлению.
3. Резко снижено видовое разнообразие
живых организмов(растений и животных)
.
4. Подвержены угрозе гибели в
результате массового размножения
вредителей или возбудителей
болезней и требуют неустанной
деятельности человека по их
поддержанию.
2.Покрытосеменные
растения… = 240 000 видов.
********* 2 ******:
1) Двудольные
2) Однодольные
Преимущества цветковых перед остальными
отделами растений: размножаются семенами
образуют плоды есть цветок двойное
оплодотворение Основные семейства:
1) сем-во Мотыльковые(бобовые)- горох,фасоль…
2)сем-во Розоцветные- шиповник,вишня,слива…
3)Сем-во Пасленовые- картофель,томат,перец,баклажан
4)Сем-во Сложноцветные- одуванчик, ромашка,
василек 5) сем-во Крестоцветные- капуста,репа,редька,горчица…
Узнать ,что данное растение относится
к Цветковым(покрытосеменным) можно по
наличию цветка и плода.
3.Роль
дыхательной системы в поддержании постоянства
внутренней среды… Внутренняя
среда – кровь, лимфа, тканевая жидкость.
В ней поддерживается постоянство физических
и химических свойств,это называется гомеостазом.
Важную роль в поддержании гомеостаза
играет дыхательная система. Ведь при
дыхании ткани получают кислород,который
является окислителем. В результате окисления
органических веществ выделяется энергияАТФ,которая
идет на все реакции поддержания гомеостаза,которые
протекают в нашем организме.
Заболевания органов дыхания(вирусной
природы):
1.ОРЗ
Грипп Пневмония(воспаление легких) Бронхиты…
2.Туберкулез-
вызывается палочкой Коха(бактериальное
з-ние) .....
Билет
№ 13.
1.Экологические
проблемы:
1)загрязнение
атмосферы( транспорт, заводы, АЭС….в атмосферу
попадают угарный газ, метан, оксиды серы
и азота..)
2)кислотные
дожди ( в норме кислотных дождей
нет, но в связи с загрязнением
атмосферного воздуха иногда
выпадают кислотные дожди, от
которых погибает все живое)
3) вырубка
лесов
4) исчезновение многих видов животных
и растений
5)чрезмерное изъятие из недр земли природных
ресурсов(нефть, газ. каменный уголь)
6)парниковый
эффект(рост углекислого газа
в атмосфере ,что вызывает повышение
температуры…)
7)озоновые
дыры(озон- защитный экран, который
защищает нашу Землю от вредного
ультрафиолетового излучения, а
если появляются озоновые дыры,
то вредные ультрафиолетовые
лучи попадают на Землю и
вызывают появление раковых з-ний
и т.д.
8)опустынивание
земель
9) нехватка
питьевой воды…
2.Усложнение
растений в процессе эволюции
Эволюция
– процесс исторического развития мира.
Эволюция
шла от простого к сложному, от низших
растений к высшим.
Растения
бывают высшие и низшие.
Низшие
– одноклеточные водоросли и многоклеточные
водоросли. У низших растений нет ни корней,
ни листьев, ни стебля, тело их называется
слоевищем.(водоросли- ламинария, фукус,
спирогира…)
Высшие
растения имеют корень, лист, стебель(
мхи, папоротники ,голосеменные , покрытосеменные).
Эволюция
шла следующим образом:
Одноклеточные
водоросли, многоклеточные водоросли,
псилофиты, мхи ,папоротники, голосеменные
цветковые (покрытосеменные).
У мхов нет корней, вместо них ризоиды,
размножение спорами,размножение
связано с водой. У папоротников
есть корни, размножение спорами, размножение
также связано с водой.
Голосеменные размножаются семенами,
размножение не связано с водой.
Покрытосеменные(цветковые) заняли
господствующее положение ,у них есть
цветок, плод, семя, характерно двойное
оплодотворение…
Царство- растения
Отдел – покрытосеменные
Класс- однодольные
Семейство –лилейные
Род – ландыш Вид- ландыш майский
3.
Иммунитет….
Иммунитет-
невосприимчивость организма к болезням.
Он бывает :
Естественный
врожденный и естесвенный
приобретенный(после перенесения
кори,краснухи,ветрянки, человек больше
не болеет этими з-ниями)
Искусственный
активный(когда вводят вакцину -ослабленные
возбудители) и искусственный
пассивный(кода вводят сыворотку-
готовые антитела).
СПИД (синдром иммунодефицита),ВИЧ
( вирус иммунодефицита человека).
Заражение происходит через кровь
или половым путем.
Группы риска -наркоманы...
Меры защиты- здоровый образ жизни.
Использование одноразовых шприцев,стерилизация
хирургических инструментов,соблюдение
правил личной профилактики...
Билет
№ 14.
1.Биосфера-
особая оболочка Земли(в нее входят:
атмосфера,гидросфера и литосфера)
Учение о биосфере создал академик
В.И.Вернандский.
Границы биосферы: верхняя - до озонового
слоя и нижняя в гидросфере до 3,5
км.Наиболее заселена живыми организмами
- гидросфера(водная оболочка Земли).
Биосфера
состоит:
1) из живого вещества (все живые
организмы)
2)из биокостного вещества-создается
живыми организмамии процессаминеорганической
природы (почва...)
3) из костного вещества(неживая
природа,это вещество которое образуется
без участия живых организмов-горные породы...)
Человек - часть природы.От него зависит
сохранение биоразнообразияживых организмов.(создаются
заповедники,заказники, проводится акклиматизация
животных из других мест...
2.Приемы
выращивания культурных растений:
Для того ,чтобы вырастить урожай
почву вспахивают,культивируют , поливают
,вносят удобрения,которые повышают
урожай .
Удобрения
бывают:
1) органические(навоз,торф,перегной,птичий
помет..)
2) минеральные
( селитра,суперфосфат,калийные ,азотные
и фосфорные удобрения...
Удобрения должны вносить в строго
определенной дозе,чтобы в не было
нитратов и пестицидов в овощах и злаках.
3.Железы
внутренней секреции (эндокринные железы),вырабатывают
в кровь гормоны - биологически активные
вещества.
Железы внутренней секреции - гипофиз,эпифиз,щитовидная
железа.надпочечники ,поджелудочная
железа и полове железы.
Щитовидная
железа:
Расположена поверх щитовидного
хряща.
Строение: две доли, соединенные перемычкой
и состоящие из пузырьков.
Гормоны:
тироксин, трийодтиронин
заболевания щитовидной железы:
При избытке
гормона(гиперфункции) развивается Базедова
болезнь, выражающаяся в повышении
обмена веществ, возбудимости нервной
системы, развитии зоба.
При гипофункции-
микседема, выражающаяся в понижении
обмена веществ, возбудимости Н.С., отечности,
вялости.
Дефицит
йода проявляется отставанием в умственном
развитии у детей.
Классическое
проявление тяжелого йодного дефицита
называется кретинизмом .
Надпочечники.Расположение:
над верхней частью почек. Строение: Наружный
слой- корковый, внутренний- мозговой
Гормоны: а) минералокортикоиды-
регулируют обмен веществ, б) адреналин
(норадреналин)-повышает давление,учащает
сердцебиение... |