Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Биологии"
Человек - часть природы и должен
бережно к ней относиться. С
этой целью созданызаповедники,
Многие растения занесены в Красную Книгу и находятся под охраной нашего государства.
Охрана среды и рациональное природопользование - общее дело всего человечества.
В 1948 году был создан Международный союз охраны природных ресурсов ,который изает Красную книгу редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.
Подобная природоохранная
3.Пищеварительная система…
Ферменты, их роль в процессах жизнедеятельности. Ферменты - это биологически активные соединения, способные ускорять протекание биохимических реакций. Так, расщепление в пищеварительном тракте компонентов пищи, протекает с участием пищеварительных ферментов. Их названия зависят от природы расщепляемого вещества: протеины расщепляют протеазы; липиды – липазы; углеводы – амилазы; нуклеиновые кислоты – нуклеазы.
Пищеварительная система состоит : Полость рта Глотка Пищевод Желудок Кишечник (тонкий и толстый) Печень Поджелудочная железа
Функции пищеварительной системы: ) секреторная; 2) двигательная; 3) всасывательная
В полости рта пища измельчается , перетирается зубами, увлажняется слюной и превращается в пищевой комок.
Язык проталкивает пищевой комок в глотку , а далее в пищевод и желудок…
Глотка - мышечная трубка , состоит из трех частей носовой , ротовой и гортанной.
Пищевод (25 см) – мышечная трубка , по ней пищевой комок движется к желудку.
Желудок - - расширенный отдел
Кишечник : — состоит из 2 отделов (тонкого и толстого);
— Тонкий кишечник (длина 5-6 м) , имеет отделы: — 1) 12-перстная кишка; — 2) тощая; — 3) тонкая . — Функция – всасывательная.
— Толстый кишечник( 1,5 м) ,имеет отделы: — 1) аппендикс(слепая кишка); — 2) сигмовидная; — 3) прямая.
Профилактика пищевых отравлений: Не пить воду с водоемов, кипятить ее; Правильно хранить продукты питания; Мыть руки перед едой; Не есть просроченные продукты питания…
Вирусный
гепатит- острое, вирусное воспаление
печени( вызывается вирусами А, В,С)
Его осложнение- цирроз печени, что может
привести к гибели.. Вирус гепатита А –передается
пищевым путем, вирусы гепатита В,С- через
кровь, при переливании крови, при операциях…
Профилактика:
соблюдение пищевой гигиены, проверка
крови доноров, стерилизация медицинского
инструментария, проверка работников
питания на носительство вирусного гепатита...
Билет
№ 19
1.Место и роль человека в системе органического мира…
Царство – животные
Тип – хордовые
Подтип –позвоночные
Класс – млекопитающие
Отряд – приматы
Семейство- люди
Род – человек
Вид- Человек Разумный (Homo sapiens).
Сходство человека с млекопитающими(приматами):
4 -е группы крови; наличие аппендикса; порядок прорезывания зубов; забота о потомстве (99% сходства).
Отличия: ) речь; 2)мышление; 3)сознание; 4)прямохождение ; 5)плоская стопа; 6)изгибы позвоночника; 7) большой палец противопоставлен 4-ем остальным (это связано с трудом).
Рудименты-- органы , которые утратили свое значение. - зубы мудрости - аппендикс - умение шевелить ушами , как делают животные… Атавизмы-- органы , которые доказывают ,что человек произошел от животных. - сплошной волосяной покров - наличие хвостика - дополнительные молочные железы…
2. Членистоногие,их классификация…
Тип членистоногие- самый многочисленный (более 1,5 млн видов)
Он делится на 3 класса:
Класс Ракообразные
Класс Паукообразные
Класс Насекомые.
Тело членистоногих покрыто хитиновым покровом,оно состоит из сегментов, а конечности состоят из члеников, предротовая лопасть слилась с двумя первыми сегментами тела- возник головной отдел,ответственный за ориентацию в среде и захват пищи. Средний отдел тела взял на себя функцию передвижения с помощью ног,задний отдел- функцию пищеварения и размножения. Кровеносная система незамкнутая,раздельнополые животные,хорошо развиты органы чувств. Членистоногие играют важную роль в биоценозах,имеют важное практическое значение.(опыляют растения…)
Класс Насекомые- этот класс занял господствующее
положение на Земле,так как у них более
совершенная нервная система(более крупный
надглоточный нервный узел и брюшная
нервная цепочка), дышат- трахеями, есть
дыхальца по бокам брюшка,выделительная
система- мальпигиевые сосуды, кровеносная
система незамкнутая, сердце в виде трубочки
с перегородкой внутри,пищеварительная
система- рот,глотка,пищевод,желудок,
У насекомых 3 пары ног(шесть),у пауков- 4 пары ног(восемь) ,у раков- 5 пар ходильных ног(десять).
К общественным насекомым относят- пчел и муравьев…
3.Зрительный анализатор…
Он состоит из 3 частей: рецепторы сетчатки, зрительный нерв, затылочная доля коры больших полушарий головного мозга. Глаз орган зрения находится в глазнице , на защищает глаз от повреждений.
— Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата: — шесть мышц — слезный аппарат — брови — веки — ресницы
— Глазное яблоко имеет три оболочки:
— 1) белочная(склера) оболочка(наружная , ее передний отдел переходит в прозрачную роговицу , за ней – радужка , в его центре - зрачок);
— 2)сосудистая оболочка (состоит из 3 отделов: собственно сосудистая , ресничное тело , радужная оболочка);
— 3)сетчатка(внутренняя , в ней находятся светочувствительные клетки – палочки и колбочки). Палочки (125 -130 млн). -отвечают за сумеречное зрение; -при нарушении функции палочек возникает заболевание куриная слепота; Колбочки (7 млн). -отвечают за яркое освещение; - различают цвета; - при нарушении их функции возникает заболевание дальтонизм (не различают зеленый и красный цвет).
— В сетчатке есть желтое и слепое пятно. — Слепое пятно – место выхода зрительного нерва, в нем нет ни палочек , ни колбочек! — Желтое пятно – содержит большое количество колбочек, и является местом наибольшего видения!
Преломляющие среды глаза: — ) хрусталик — -двояковыпуклая, прозрачная линза, — -преломляет лучи и собирает их на сетчатке. — 2) стекловидное тело — - прозрачное , студенистое вещество , вся полость глазного яблока заполнена им, функция -преломляющая. 3) водянистая влага - заполняет переднюю камеру глаза(между роговицей и радужкой) и заднюю камеру(между хрусталиком и радужкой).
Как мы видим?
— Лучи проходят через светопреломляющие среды и на сетчатке появляется уменьшенное изображение в перевернутом виде. — Далее импульсы по зрительному нерву передаются в затылочную долю коры головного мозга , где происходит зрительное ощущение и мы видим изображение! Заболевания глаз – близорукость (лучи преломляются впереди сетчатки) и дальнозоркость – лучи преломляются позади сетчатки. Нужно правильно сидеть за партой, держать книгу на расстоянии 30 см от глаз,освещение должно быть хорошим и падать на книгу слева, не читать лежа, работать на компьютере нужно 1,5 – 2 часа ,а затем делать длительный перерыв. Если не соблюдать все эти правила, то зрение будет ухудшаться.
Билет № 20.
1. Различие организмов по способу питания..
Питание – это совокупность процессов,включающих поступление в оргнизм питательных веществ,их переваривание,всасывание и усвоение. Питательные вещества расходуются на все процессы жизнедеятельности организма.
По способу питания живые организмы делятся на 2 большие группы:
1) Автотрофы- участвуют в фотосинтезе,производят органическое вещество(растения,синезеленые водоросли)
2) Гетеротрофы- используют готовые органические вещества (животные,грибы,бактерии)
2. Беспозвоночные животные....
К беспозвоночным животным относят животных у которых нет хорды и в процессе эволюции не образуется позвоночник.
К беспозвоночным относят следующие основные типы:
Тип
Кишечнополостные(медузы,гидра,
Тип Плоские черви( свободноживущие - планария.., паразиты- бычьий цепень, свиной цепень, печеночный сосальщик)
Тип Круглые черви ,среди них есть паразиты- аскарида,острицы,трихинеллы.
Тип Кольчатые черви ( нереида,пескожил - морские и дождевой червь)
Тип
Моллюски( класс Двустворчатые-мидии,Класс
Брюхоногие-улитки,класс Головоногие-кальмары,
Тип Членистоногие ( Класс Ракообразные,класс Паукообразные,Класс Насекомые)
Представители этих типов сильно отличаются друг от друга и по внешнему, и по внутреннему строению,по происхождению и образу жизни.
Тип Кольчатые черви.
Он состоит из 2 классов:
1.Многощетинковые(морские-
2. Малощетинковые (дождевой червь)
Дождевой червь участвует в
почвообразовании. Дождевые черви проделывая
норки ,способствуют проникновению
в глубь почвы воды и воздуха,
которые нужны растениям
3.Слуховой анализатор….
Строение :
1)Наружное ухо: Ушная раковина Наружный слуховой проход Барабанная перепонка
2)Среднее ухо: Слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремечко) Евстахиевы трубы
3)Внутреннее ухо: Овальное окно; улитка, заполненная жидкостью; слуховые рецепторы Вестибулярный аппарат (полукружные каналы, расположенные в трех взаимоперпендикулярных областях и 2 мешочка).
Слуховой анализатор состоит из 3 частей:
1. Периферическая часть –
2. Проводниковая часть – слуховой нерв;
3. Центральная часть – височная доля коры
больших полушарий головного мозга
Как
мы слышим?
Звуковые колебания через
Билет № 21.
1.Клетка,вид,экосистема.
Клетка- структурная единица всех живых организмов. Все живые организмы имеют клеточное строение(одноклеточные - состоят из одной клетки,например - инфузория туфелька,эвглена зеленая...,а многоклеточные организмы- состоят из множества клеток,которые образуют ткани.)
Клетки живых организмов - делятся (соматические - путем митоза, а половые - путем мейоза .
Клетки живых организмов растут,развиваются..
Вид- группа особей, имеющая общее строение происхождение,обитающие на определенной территории,скрещивающиеся между собой и дающие плодовитое потомство.
Вид- наименьшая систематическая категория.
Например:Заяц беляк или заяц -русак
Имя существительное - обозначает их
род(Заяц),а имя
Все живые организмы обитают в биоценозах (биоценоз- леса,луга,болота,водоема) ,а они образуют экосистему( биогеоценоз).
Экосистема- совокупность совместно обитающих огранизмов и условий их существования,находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и функционирующих как единое целое.
2. Растение - целостный организм.
Первые растения вышедшие на сушу были -псилофиты,они были способны к фотосинтезу,т.е. поглощали углекислый газ и выделяли в атмосферу кислород.
С выходом на сушу у них появляются
ткани(покровная,основная,
Побег - сложный орган,состоящий из корня,листья,стебля.
Функции корня:
поглощение воды с растворенными вней минеральными веществами, транспортная,синтез органических веществ...
Функции стебля:
опрора для растения(защитная),
Функции листа:
фотосинтез и транспирация(
Если колорадский жук съест листья картофеля, то листья не смогут участвовать в таком важном процессе как фотосинтез, органические вещества не будут образовываться, а значит масса клубней картофеля не будет увеличиваться.
3.Нервная система человека делится на :
1).центральную(головной и
2).периферическую (нервы и нервные узлы, которые отходят от головного и спинного мозга.)
Периферическая нервная система делится на соматическую и вегетативную(деят. внутренних органов).
Вегетативная делится на симпатическую и парасимпатическую нервную системы.
Центральная нервная система:
1. Спинной мозг.
Спинной мозг находится внутри позвоночного канала и представляет собой тяж, который вверху переходит в продолговатый мозг , а внизу заканчивается на уровне 2 поясничного позвонка. — Внутри спинного мозга есть узкий канал , заполненный спинномозговой жидкостью. — На передней и задней стороне спинного мозга есть продольные борозды , они делят его на правую и левую части.
— Спинной мозг состоит из серого ( тела нейронов) и белого ( отростки нейронов)вещества. Серое вещество расположено внутри и имеет форму «бабочки», а снаружи- белое вещество — На поперечном разрезе в сером веществе различают передние и задние рога , а в грудном отделе есть и боковые рога.
— От спинного мозга отходит 31 пара спинно -мозговых нервов.
— Каждый нерв начинается от спинного мозга 2 корешками передними(двигательными) и задними ( чувствительными)