Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:19, реферат
Сегодня меняется многое. Идеи перехода к рыночной экономике с трудом, но завоевывают все больше сторонников. Растет интерес к банковской сфере. Создаются коммерческие банки, укрупняются уже имеющиеся и исчезают те, которые не выдерживают конкуренцию. Создаются и другие финансовые институты. Современная банковская сфера - это важнейшая сфера национального хозяйства любого государства. В последние годы она претерпела значительные изменения. Американские исследователи склонны видеть в происходящих сдвигах «финансовую революцию». Модифицируются все компоненты банковской системы. При этом динамические сдвиги банковских системах стран рыночной экономики обусловлены серьезными изменениями.
Введение
3
1. Теоретические и методологические основы банковского маркетинга
6
1.1 Особенности комплекса маркетинга в банковском предпринимательстве
6
1.2 Основные направления изучения потребителей банковских услуг. Методика анализа рыночных возможностей банка, его целевых сегментов и основных конкурентов
17
2. Анализ банковского маркетинга в ОАО «Альфа-банк»
25
2.1. Характеристика ОАО «Альфа-банк» как объекта коммерческой деятельности
25
2.2. Маркетинговое исследование удовлетворенности потребителей банковскими услугами
33
3. Перспективы развития и пути совершенствования банковского маркетинга
44
Заключение
48
Список использованных источников и литературы
51
Приложение
Далее проведем маркетинговое исследование удовлетворенности потребителей банковскими услугами.
2.2. Маркетинговое исследование
удовлетворенности
В данной работе использованы результаты исследований качества обслуживания в ОАО «Альфа-банк», которое было проведено автором в 2011 году.
Наличие лояльности, т.е. благоприятного
отношения потребителей к данной
организации, ее продуктам служит основой
для получения стабильного
Цель маркетингового исследования состоит в выявлении уровня удовлетворенности клиентов качеством обслуживания в одном из офисов исследуемого коммерческого банка и лояльности в целом. В ходе исследования было сформировано несколько гипотез, которые тестировались в ходе исследования:
- реальный уровень удовлетворенности клиентов качеством обслуживания в офисе исследуемого коммерческого банка ниже, чем желаемый оптимум;
- уровень удовлетворенности клиентов качеством обслуживания в офисах банка различается в зависимости от сегмента потребителей. Исследовались следующие сегменты – студенты, пенсионеры, экономически активное население;
- реальный уровень лояльности клиентов ниже, чем желаемый оптимум;
- коммуникация между потребителями банковских услуг и сотрудниками банка носят напряженный характер характеризуется повышенным уровнем конфликтности.
Таким образом, исследование имело своей целью решение нескольких задач, а именно:
- выяснить реальный уровень удовлетворённости качеством обслуживания в одном из офисов ОАО «Альфа-банка»;
- опровергнуть или подтвердить тот факт, что реальный уровень удовлетворённости качеством обслуживания ниже, чем желаемый оптимум;
- выявить уровень удовлетворенности качеством обслуживания в одном из офисов банка различных сегментов потребителей;
- подтвердить или опровергнуть тот факт, что реальный уровень лояльности клиентов ниже, чем желаемый оптимум;
- исследовать напряженность коммуникаций между потребителями банковских услуг и сотрудниками банка и определить сложившийся уровень конфликтности.
Методика исследования: поскольку в ходе исследования тестировались несколько нуждающихся в проверке гипотез, было проведено описательное исследование, позволившее сделать выводы о степени удовлетворенности клиентов банка и уровне их лояльности.
В качестве базы исследования использована первичная информация, собранная методом опроса клиентов в одном из офисов банка. Объектами исследования выступали посетители офиса банка в течение месяца. В результате опроса выявлены предпочтения потребителей по различным параметрам обслуживания, получено их мнение относительно качества предоставления банковских услуг. При проведении опроса использовалась анкета, состоящая из вопросов с многовариантными ответами (Приложение А). Опрос проводился методом самостоятельного заполнения опросных листов респондентами. В опросный лист был включен ряд вопросов, который позволил проранжировать и оценить параметры качества обслуживания, определить уровень напряженности коммуникаций между сотрудниками и клиентами банка.
Анализ данных начинается с перевода данных в осмысленную информацию. Это – преобразование исходных данных, где выделяются функции высокого уровня обобщения:
- обобщение (выражение через определенное число понятий);
- концептуализация (оценка результатов обобщения);
- коммуникация (использование понятных для заказчика категорий);
- экстраполяция (обобщение степени выборки на всю совокупность).
Тип вопросов – закрытый. Варианты вопросов, используемых при проведении исследования – дихотомический и многовариантный, использование которых должны активизировать деятельность респондентов по заполнению анкет, облегчить процесс ввода полученных данных.
В данном случае для анализа
данных использовались метод ранжирования
и простой математический подсчет.
С помощью простого математического
подсчета обрабатывались ответы на те
вопросы, где однозначно требовалось
ответить «да» или «нет» либо выбрать
какие-то из предоставленных ответов.
Так обрабатывались вопросы об услугах
других банков, рейтинге надежности их,
достаточности поступления
Результаты исследования: подход к сбору данных – самостоятельный. На достижение целей было направлено изучение поведения клиентов ОАО «Альфа-банка», определение их демографического профиля, с использованием таких параметров, как возраст, пол, образование, семейных доход, выявления уровня потребности населения в предоставлении тех или иных банковских услугах, получение информации о качественном, профессиональном обслуживании клиентов ОАО «Альфа-банка».
В результате обобщения полученных данных удалось выяснить, что основная масса респондентов является клиентами банка весьма долгое время, что видно из рис. 6.
Рис. 6. Срок обслуживания клиентов в ОАО «Альфа-банк», %
Выяснилось, что более 10 лет в ОАО «Альфа-банк» обслуживается 5,0% клиентов (или 2 человека из 250 опрошенных), 47% (118 человек) клиентов обслуживаются в банке в среднем 4,5 года, 3,0% клиентов являются «новичками» данного банка.
Далее рассматривалось предпочтение клиентов ОАО «Альфа-банк» к банковским услугам, как и старым, так и новым их видам (рис.7).
Рис. 7. Спрос на банковские услуги, чел.
Из полученных данных видно, что предпочтение опрашиваемых респондентов отдается таким видам услуг, как обслуживание по банковским картам (100,0%), кредитование клиентов (70,0%), переводы денежных средств (60,0%), получение заработной платы (70,0%), депозиты в рублях и иностранной валюте (30,0%), выдача справок по вкладам (20, 0%). Показатели же по операциям с драгоценными металлами (5,0%), услуги по операциям иностранной валютой (10,0%), как видно из представленных данных, несколько ниже.
Из данных рис. 8 видно, что большинство клиентов 78,0% (195 человек) пользовались услугами других банков до того, как стать клиентами ОАО «Альфа-банк».
Рис. 8. Сведения о пользовании банковскими услугами, %
В связи с эти возникает вопрос – услугами каких банков пользовались или пользуются в настоящее время опрашиваемые респонденты? Ответ получен в результате анализа данных предоставляемой анкеты, что показано на рис. 9.
Рис. 9. Степень пользования услугами, %
Отсюда видно, что лидирующее положение на рынке предоставления банковских услуг занимают банки: Сбербанк (47,0%), Альфа-банк (24,0%), Меткомбанк (13,0%).
Далее в практической части настоящего исследования требовалось выявить, по какой же причине респонденты обслуживаются в ОАО «Альфа-банк», что повлияло на выбор при такой конкуренции на банковском рынке (рис. 10).
Рис. 10. Причины, побудившие выбрать ОАО «Альфа-банк»
Удалось выяснить, что на первое место выходит такой немаловажный параметр, как широкий спектр услуг (21,9%), оптимальные тарифы банка (18,1%), привлекла реклама (19,2%), надежность банка (16,2%), далее – удобное расположение (10,4%), неудовлетворенность контактами с прежними банками (8,4%).
Далее следует вопрос о качестве обслуживания в ОАО «Альфа-банк».
Проанализировав полученные данные, можно составить следующую гистограмму (рис. 11).
Рис. 11. Качество обслуживания, баллы
Здесь дается возможность респондентам оценить качество обслуживания в банке по пятибальной системе. Итак, по гистограмме видно, что большинство респондентов склоняется к оценочному баллу «5».
Можно проследить, насколько доброжелателен, приветлив в обращении с клиентами обслуживающий персонал. На гистограмме прослеживается оперативность в обслуживании клиентов банка, насколько внешне аккуратны сотрудники банка при обслуживании клиентов, в основном это относится к операционно-кассовым работникам. Последним параметром в оценке качества обслуживания клиентов здесь является непосредственное внимание к респонденту, как к потенциальному клиенту.
В пункте №7 анкеты маркетингового исследования ставился вопрос о том, обращали ли респонденты внимание на банковский рейтинг их надежности (рис.12).
Рис. 12. Выбор банка по рейтингу, %
Отсюда видно, что лишь 38 % опрошенных клиентов обращали внимание на рейтинг надежности банков при их выборе.
Рис. 13. Степень достаточности
В плане достаточности
Доведение продукта до потребителя
– элемент комплекса
Рис. 14. Способы получения информации об услугах банка, %
Данные рисунка показывают, что 76% респондентов уверены, что лучший способ получения информации – через средства массовой информации; 12% отдают предпочтение консультации специалистов банка; 6% - размещению на информационных стендах; 2% - рекламное письмо; 4% - сайт банка.
Последним вопросом, касающимся непосредственно обслуживания клиентов в части оказания банковских услуг в проводимом исследовании являлся вопрос о решении проблемной ситуации, касающейся обслуживания (рис.15).
Рис. 15. Стремление работников банка в решении проблемных ситуаций, %
Диаграмма показывает ответы на вопросы, заданные респондентам. В процентном отношении:
- 52% респондентов уверены, что стремятся работники ОАО «Альфа-банк» оказать помощь в разрешении возникших проблем;
- 36% указали на то, что проблемных ситуаций не возникало;
- 8% - затруднились дать ответ;
- 4% ответили «нет».
Далее в анкете маркетингового исследования
ставились вопросы
Рис. 16. Возраст респондентов, %
Данные рис. 16 показали, что 34% респондентов в возрасте от 25 до 36 лет; 30% - 37-45 лет; 18% - 46-55 лет; 8% - до 25 лет; 6% - 56-65 лет; 4% - клиенты более 65 лет.
В большинстве своем клиенты ОАО «Альфа-банка» имеют среднее специальное образование.
Рис. 17. Сфера деятельности клиентов банка, %
Проведенное исследование показало, что опрашиваемые клиенты банка заняты практически во всех сферах деятельности, что в процентном отношении составило: 36% - промышленность; 23% - образование, наука, культура; 18% - бытовое обслуживание; 19% - управление; 4% - ЖКХ.
В следующей части работы определим перспективы развития и пути совершенствования банковского маркетинга.
Для успешного продвижения
банковских продуктов необходимо изучить
клиента. Технология изучения потребителя
с маркетинговой точки зрения
состоит в индивидуализации клиентуры,
т.е. проведении ее сегментирования
с использованием маркетингового инструментария,
в индивидуализации критических
факторов успеха. Заключительным шагом
является анализ целевой клиентуры,
в отношении которой