Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:19, реферат
Сегодня меняется многое. Идеи перехода к рыночной экономике с трудом, но завоевывают все больше сторонников. Растет интерес к банковской сфере. Создаются коммерческие банки, укрупняются уже имеющиеся и исчезают те, которые не выдерживают конкуренцию. Создаются и другие финансовые институты. Современная банковская сфера - это важнейшая сфера национального хозяйства любого государства. В последние годы она претерпела значительные изменения. Американские исследователи склонны видеть в происходящих сдвигах «финансовую революцию». Модифицируются все компоненты банковской системы. При этом динамические сдвиги банковских системах стран рыночной экономики обусловлены серьезными изменениями.
Введение
3
1. Теоретические и методологические основы банковского маркетинга
6
1.1 Особенности комплекса маркетинга в банковском предпринимательстве
6
1.2 Основные направления изучения потребителей банковских услуг. Методика анализа рыночных возможностей банка, его целевых сегментов и основных конкурентов
17
2. Анализ банковского маркетинга в ОАО «Альфа-банк»
25
2.1. Характеристика ОАО «Альфа-банк» как объекта коммерческой деятельности
25
2.2. Маркетинговое исследование удовлетворенности потребителей банковскими услугами
33
3. Перспективы развития и пути совершенствования банковского маркетинга
44
Заключение
48
Список использованных источников и литературы
51
Приложение
Сегментирование клиентуры
Изучение клиентуры начинается с проведения ее сегментации. Для банковского филиала наиболее подходящими являются следующие признаки рыночной сегментации клиентуры:
1) географический: по микрорайонам,
если филиал охватывает район;
по зонам (кварталам, улицам), если
пункт продаж работает в
2) демографический: пол;
возраст; размер семьи; этап
жизненного цикла семьи (
3) психографический: тип личности (увлекающаяся натура, любитель поступать «как все», авторитарная натура, честолюбивая натура); стиль жизни (традиционалисты, жизнелюбы, эстеты); социальные классы; финансовые стили (склонность к осторожности или риску, к накоплению или влезанию в долги, открытость или замкнутость к новым финансовым предложениям);
4) поведенческий: владение продуктом (текущий счет, сберегательная книжка, кредитная карточка, кредит и т.д.); интенсивность потребления; искомые выгоды (качество, сервис, экономия).
Для того чтобы процесс сегментации был наиболее эффективен, необходимо, чтобы сегменты отвечали следующим характеристикам:
- определяемость (возможность идентифицировать клиентуру), доступность (возможность легко связаться с клиентом и получить необходимые данные);
- измеримость (возможность оценить по исследуемым параметрам);
- представительность (возможность определить однородную репрезентативную группу, позволяющую определить затраты на разработку коммерческих действий);
- совместимость (возможность проводить комплексную коммерческую политику).
При этом необходимо рассматривать каждого клиента, принадлежащего к данному сегменту. Содействовать проведению сегментации клиентуры будет информация, регулярно собираемая по каждому клиенту пункта продаж. 22
Помимо этого и на основании результатов описанного выше маркетингового исследования, можно сформулировать следующие предложения по улучшению качества обслуживания клиентов в филиальной сети банка.
Для развития банка в условиях конкурентной борьбы в сфере кредитно-финансовых отношений необходимо:
Нужно также помнить, что сам
по себе факт ребрэндинга и сопровождающая
его реклама – хороший
Особое внимание следует уделить профессиональной подготовке кадров и деловым качествам руководителей филиалов, что будет залогом успешных продаж банковских продуктов. При этом требуется дальнейшее развитие консультационного обслуживания в офисах банка, так как в ходе исследования выяснено, что клиентам легче принять решение на основании консультанта, нежели изучать рекламно-информационные материалы. Необходимо регулярно обучать сотрудников филиалов навыкам ведения деловых переговоров и управлению конфликтными ситуациями.
Материально-техническое
Формы обслуживания. Необходимо уделять больше внимания распределению клиентских потоков в операционном зале офиса банка и продолжить ведение работ по созданию филиалов, ориентированных на целевые группы клиентов.
Коммуникации. Для того чтобы повысить информированную отдачу от сбытовой сети, необходимо вывести ее влияние на более «агрессивный уровень» (т.е. перейти от ненавязчивого информирования к активному продвижению услуг). Наряду с методами продвижения продуктов путем личных продаж сбытовая сеть должна стать одним из наиболее важных методов продвижения, в том числе за счет более активного применения звуковой рекламы (посредством не только аудио-видео, но и компьютерной техники). При создании рекламного материала следует руководствоваться принципом «количество информации не должно идти в ущерб доступности ее изложения». Классифицировать рекламный материал, расположенный в офисах банка, желательно от категории покупателей. Кроме того, необходимо проводить регулярные мониторинги:
- уровня качества обслуживания;
- уровня напряженности коммуникаций с клиентами;
- уровня лояльности клиентов к банку;
- уровня информированности клиентов о банковских продуктах;
- морально-психологического климата в коллективе в офисах банка.
Заключение
Изучив маркетинговую политику ОАО «Альфа-банк», можно сказать, что банк является крупнейшим стабильным, конкурентоспособным учреждением среди банков региона.
Успех на рынке предоставления банковских услуг, достижения в маркетинге в значительной степени предопределяется качеством управления работой банка.
Вкусы клиентов различаются,
причем существует специфика в зависимости
от региона их проживания. Кроме
того, с возрастом меняются и их
вкусы. Увеличиваются доходы – увеличиваются
запросы. Соответственно, банки должны
отслеживать изменения в
У банка есть своя клиентура, у него налажены корреспондентские отношения с другими банками. Банком проводится большая работа по привлечению клиентуры, с этой целью разрабатываются и внедряются новые банковские продукты и услуги.
Банком широко предоставляется клиентам комплекс банковских услуг. Кроме того, проведение постоянного анализа финансовых потоков клиентов банка дает оценку эффективности использования финансовых продуктов и услуг банка, выявить потребности клиента в использовании дополнительных услуг банка и изменений условий используемых услуг.
В ОАО «Альфа-банк» осуществляется согласование условий предоставляемых услуг со структурными подразделениями и руководством банка. Здесь готовятся предложения по использованию банковских продуктов.
Банком широко изучается потребность клиентов в банковских услугах, анализ услуг, предлагаемых другими кредитными учреждениями, осуществляется взаимодействие со структурными подразделениями по вопросам привлечения в банк временно свободных денежных средств клиента. Отделением проводятся переговоры с клиентами в части условий размещений денежных средств с применением различных финансовых инструментов (депозиты, депозитные сертификаты, векселя и др. ценные бумаги), согласование объемов и стоимости привлекаемых средств.
Службами маркетинга постоянно
ведется осуществление
На основе предыдущих маркетинговых исследований выяснилось, что сегодня, такой кредитной организации, как ОАО «Альфа-банк», необходимо более точно представлять запросы потребителя, как существующего, так и потенциального, отрабатывать специальные ускоренные технологии работы, ориентированные на принятие конкретных решений.
Результаты проводимых ранее
исследований позволяют сказать
о большой потенциальной
Проведя обзор маркетингового исследования поведения клиентов банка, можно сделать следующие рекомендательные выводы:
- необходимо взять под контроль организацию работы по развитию платных банковских услуг;
- принять меры по мобилизации внутренних резервов по наращиванию объемов платных услуг;
- повысить качество обслуживания клиентов;
- оптимизировать структуру вкладов;
- внедрять новые банковские продукты.
Список использованных источников и литературы
Приложение А
Уважаемые друзья, мы рады приветствовать Вас в качестве клиентов ОАО «Альфа-банк»!
Стремясь к наивысшим стандартам обслуживания клиентов, улучшению качества работы, ОАО «Альфа-банк» предлагает Вам ответить на нижеприведённые вопросы.
Ваши ответы помогут специалистам банка повысить уровень обслуживания клиентов банка.
1. Сколько лет Вы являетесь клиентом нашего банка? _________________________
прием коммунальных платежей банковские карты
услуги по кредитованию частных клиентов переводы денежных средств
выдача справок по вкладам услуги по операциям с ин. валютой
получение заработной платы, пенсии операции с драг. металлами
розыск действующих и закрытых вкладов депозиты в рублях и ин. валюте
операции с ценными бумагами
да
нет
Сбербанк МДМ банк
Меткомбанк ОТП-Банк
СКБ банк Русский стандарт
Альфа-банк
5. По какой причине Вы перешли на обслуживание в ОАО «Альфа-банк»?
более удобное месторасположение
более хорошее отношение к клиентам
более надежный банк
высокий профессионализм и компетентность сотрудников
привлекла реклама
неудовлетворенность контактами с прежними банками
без особых причин
6. Оцените, пожалуйста, качество обслуживания в нашем банке:
профессионализм в обслуживании 1 2 3 4 5
доброжелательность работников банка 1 2 3 4 5
оперативность обслуживания 1 2 3 4 5
внешний вид работников банка 1 2 3 4 5
внимание к клиенту 1 2 3 4 5
да
нет
8. Как Вы считаете, достаточно ли информации поступает к Вам о банковских продуктах?