Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 15:46, курсовая работа
Управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации. Дебиторская задолженность всегда отвлекает средства из оборота, препятствует их эффективному использованию, следствием чего является напряженное финансовое состояние предприятия. Т.е. дебиторская задолженность характеризует отвлечение средств из оборота данного предприятия и использование их дебиторами. Тем самым она отрицательно влияет на финансовое состояние предприятия, поэтому необходимо сокращать сроки ее взыскания. Современная система управления дебиторской задолженностью должна включать всю совокупность методов анализа, контроля и оценки дебиторской задолженности. Вместе с тем, управление дебиторской задолженностью - это работа с источниками возникновения просроченной задолженности - постоянная работа с контрагентами, включающая не только формирование кредитной политики предприятия и организацию договорной работы, но и управление долговыми обязательствами.
где ОДЗ – оборачиваемость дебиторской задолженности;
Вр – Выручка от реализации продукции;
СДЗ – Средняя дебиторская задолженность.
,
где ППДЗ – период погашения дебиторской задолженности.
Следует иметь в виду, что чем больше срок просрочки, тем выше риск ее непогашения.
,
где ДЗакт – доля дебиторской задолженности в текущих активах;
Та – текущие активы.
текущих активов:
,
где ДДЗсомн – доля сомнительной дебиторской задолженности;
ДЗсомн – сомнительная дебиторская задолженность
Последний показатель характеризует «качество» дебиторской задолженности. Тенденция к его росту свидетельствует о снижении ликвидности [58].
1.4 Методы управления дебиторской задолженностью
Особое значение имеет управление дебиторской задолженностью, поскольку она ведет к прямому отвлечению денежных и других платежных средств из оборота. Бухгалтерам, финансовым или руководящим работникам предприятия необходимо научиться управлять долгами дебиторов, чтобы не утратить заработанных средств, полученной прибыли и уменьшить риск финансовых потерь [59].
Существует ряд приемов и методов предотвращения неоправданного роста дебиторской задолженности, обеспечения возврата долгов и снижения
потерь при их не возврате.
Для этого необходимо: избегать дебиторов с высоким риском неоплаты, например покупателей, представляющих организации, отрасли или страны, испытывающие серьезные финансовые трудности:
1) периодически пересматривать предельную сумму отпуска товаров (услуг) в долг исходя из финансового положения покупателей и своего собственного;
2) при продаже большого количества товаров немедленно выставлять счета покупателям, с тем, чтобы они получили их не позднее, чем за день до наступления срока платежа;
3) определять срок просроченных платежей на счетах дебиторов, сравнивая этот срок со средним по отрасли, с данными у конкурентов и с показателями прошлых лет;
4) при предоставлении займа или кредита требовать залог на сумму не ниже величины дебиторской задолженности по предстоящему платежу, пользоваться услугами учреждений и организаций, взыскивающих долги при наличии поручительства;
5) гасить задолженность путем зачета, т.е. предоставления встречного однородного требования, замены первоначального обязательства другим или предоставления иного исполнения долговых обязательств [60].
Наиболее употребительными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям. В зависимости от размера дебиторской задолженности, количества расчетных документов и дебиторов анализ ее уровня можно проводить как сплошным, так и выборочным методом. Общая схема контроля и анализа, как правило, включает в себя несколько этапов.
Этап 1. Задается критический уровень дебиторской задолженности; все расчетные документы, относящиеся к задолженности, превышающей критический уровень, подвергаются проверке в обязательном порядке.
Этап 2. Из оставшихся расчетных документов делается контрольная выборка. Для этого применяются различные способы. Одним из самых простейших является «n-процентный тест (так, при n = 10 % проверяют каждый десятый документ, отбираемый по какому-либо признаку, например по времени возникновения обязательства). Существуют и более сложные статистические методы отбора, основанные на задании критических значений уровня значимости, ошибки выборки, допустимого отклонения между отраженным в отчетности и исчисленным по выборочным данным размером дебиторской задолженности и т.п.
Этап 3. Проверяется реальность сумм дебиторской задолженности в отобранных расчетных документах. В частности, могут направляться письма контрагентам с просьбой подтвердить реальность проставленной в документе или проходящей в учете суммы [61].
Весьма актуален вопрос о правомочности сопоставления дебиторской и кредиторской задолженности. Здесь позиции аналитика и бухгалтера могут быть диаметрально противоположными: первый допускает возможность сопоставления (в частности, весь анализ ликвидности и платежеспособности с использованием специальных коэффициентов основан на таком сопоставлении), второй - нет.
При этом бухгалтер приводит обычно следующие аргументы: «Считают, что дебиторская задолженность может быть любой, лишь бы она не превышала кредиторскую, а при анализе следует принимать во внимание только разность между ними. Это мнение глубоко ошибочно, так как предприятие обязано погашать свою кредиторскую задолженность независимо от того, получает оно долги от своих дебиторов или нет.
Поэтому при анализе дебиторскую и кредиторскую задолженность следует рассматривать раздельно: дебиторскую как средства, временно отвлеченные из оборота, а кредиторскую как средства, временно привлеченные в оборот» [62].
Для того чтобы повысить эффективность работы с дебиторами, многие крупные организации создают самостоятельные подразделения или дочерние компании, специализирующиеся на работе с дебиторской задолженностью. Узкая специализация этих подразделений позволяет им не только пользоваться традиционными приемами работы с дебиторами, но и применять современные методы, такие, как секьюритизация и факторинг.
Факторинг (от англ. factor - посредник) представляет собой один из способов кредитования торговых операций, при котором специализированная компания (фактор-фирма) приобретает у фирмы-поставщика все права, возникающие с момента поставки товара покупателю и сама взыскивает долг. Тем самым поставщик освобождается от кредитного риска, связанного
с возможной неуплатой долга. Большую часть суммы (60–90 %) за поставленную продукцию поставщик получает от фактора сразу же после отгрузки товара. Оставшаяся часть придерживается для покрытия риска неоплаты.
В процессе управления дебиторской задолженностью предприятия необходимо четко определить возможную сумму финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность.
При расчете этой суммы необходимо:
1) учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит;
2) средний срок предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита;
3) средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа дебиторской
задолженности в предшествующем периоде);
4) коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой продукции. После поступления платежа от покупателя блокированная сумма за вычетом процентов и комиссионных фактор-фирмы выплачивается поставщику в срок оговоренный фактор-соглашением рисунок 1.4 [63].
Рисунок 1.4 - Управление дебиторской задолженностью
на предприятии
Среди перечисленных видов наибольший объем текущей дебиторской
Задолженности предприятий приходится на задолженность покупателей за
товары, работы, услуги.
В общей сумме текущей дебиторской задолженности предприятий на задолженность покупателей приходится в настоящее время 80 - 90%.
Поэтому эффективное управление текущей дебиторской задолженностью связано с оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей за товары, работы услуги [64].
Формирование алгоритмов такого управления текущей дебиторской задолженностью, определяемое как кредитная политика предприятия по отношению к покупателям продукции, осуществляется по следующим основным этапам на рисунке 1.5 [65].
Рисунок 1.5 - Основные этапы управления текущей дебиторской
задолженностью покупателей
1.5
Особенности управления
на судостроительных предприятиях
Оборотные средства предприятия находятся в постоянном движении и функционируют одновременно в двух сферах: сфере производства и сфере обращения. На протяжении производственного цикла они проходят три стадии кругооборота:
- первая стадия (снабжение) предполагает затрачивание денежных средств и поставку предметов труда. На этой стадии происходит переход оборотных средств из денежной формы в товарную;
- на второй стадии (производство) оборотные фонды поступают в производство, в конечном итоге превращаясь в готовую продукцию;
- третья стадия (сбыт) наступает, когда готовая продукция реализуется потребителям. Оборотные средства переходят из сферы производства в сферу обращения и снова меняют форму – с товарной на денежную.
В отраслях с длительным производственным циклом (судостроение) происходит задержка оборотных средств на второй стадии кругооборота в виде незавершенного производства; неравномерность реализации продукции вызывает аккумулирование средств на третьей стадии кругооборота [66].
Судостроение является одной из важнейших отраслей экономики России, оказывающей мультипликативное воздействие практически на все отрасли и виды производств промышленности. Нужно отметить, что последние годы внимание к развитию судостроения и повышению его конкурентоспособности значительно усилилось. Так, в 2007 г. была утверждена Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу, реализация которой должна обеспечить повышение обороноспособности страны, рост конкурентоспособности и качества продукции судостроения, расширение высокотехнологического экспорта наукоемкой продукции, а также ликвидацию критического научно-технического отставания от промышленно развитых стран.
В целях реализации данной стратегии на основе существующих НИИ, КБ и судостроительных и судоремонтных предприятий был создан ряд интегрированных промышленных структур, крупнейшей из которых является Объединенная Судостроительная Корпорация. ОАО «Амурский судостроительный завод» в настоящее время входит в состав Объединенной Судостроительной Корпорации.
Тем не менее, несмотря на принятие ряда программных и нормативных документов, реализацию ряда мероприятий по государственной поддержке судостроительной промышленности, мероприятия по реструктуризации предприятий судостроения, ряд проблем остаются нерешенными. В частности, требует решения проблема стратегического управления в интегрированных промышленных структурах, направленного на повышение и обеспечение их конкурентоспособности в условиях активизации конкуренции на рынке судостроения.
Утверждение 21.02.2008 года постановлением Правительства РФ № 103 ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009 - 2016 годы» является началом амбициозной программы, которая должна обеспечить развитие судостроительной промышленности в условиях растущего рынка гражданского судостроения. Для нашей страны промышленная политика в сфере строительства кораблей и судов требует ориентации на интересы национальной безопасности, с одной стороны, и требования конкурентоспособности, с другой. Говоря о единстве гражданского и военного судостроения, следует понимать, что отсутствие конкурентоспособного гражданского судостроения и машиностроения не позволяет эффективно работать в сфере военного кораблестроения.
Судостроительный рынок формируется интересами трех сил, которые в основном и определяют спрос и состояние этого рынка. Промышленные, энергетические и торговые компании-грузовладельцы определяют потребность в номенклатуре и объёме грузоперевозок, а также в средствах для освоения шельфа.
Основные сегменты рынка, обеспечивающие деятельность судостроения выглядят следующим образом: военное кораблестроение (в рамках гособоронзаказа и военно-технического сотрудничества); морские суда; речные суда и суда смешанного плавания (море-река); научно-исследовательские суда и ледоколы; суда и средства освоения шельфа; рыбопромысловый флот.
Государство в лице профильных ведомств оценило свои потребности в морской технике. По военному кораблестроению - утверждена Государственная программа вооружения; существует прогноз военно-технического сотрудничества; эти документы до 2015 года определяют потребности в создании военно-морской техники.
Практически перед каждым руководителем предприятия стоит цель повышения эффективности производства, снижения издержек и увеличения прибыли. Одним из современных методов реинжиниринга производственной деятельности является ее реорганизация на проектной основе. Для этого предназначена система проектного управления процессами разработки, производства и поставки заказчику конкретных видов продукции и услуг в рамках отдельных проектных структур. Управление проектами является важной составляющей общего управления предприятием, обеспечивая конкурентное преимущество и постоянное контролируемое совершенствование основных процессов производства.