Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:01, курсовая работа
Целью работы является проведение анализа производства и реализации продукции промышленного предприятия, и на основе этого анализа выявление резервов расширения производства и увеличения объемов реализации, разработка предложений по их рациональному использованию.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Экономическая характеристика деятельности ОАО «Биомашприбор» 6
2. Анализ факторов повышения объема производства и реализации ОАО «Биомашприбор» 11
2.1 Анализ показателей производства и реализации продукции 11
2.2 Анализ ассортимента и структуры продукции 15
2.3 Расчет безубыточного объема производства 18
3. Резервы повышения производства и реализации продукции 21
3.1 Направления улучшения показателей производства и реализации продукции 21
3.2 Резервы выпуска и реализации продукции 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
Итак, по сравнению с 2007 годом убытки в 2008 году снизились на 1986,6 тыс. р. или на 52,8%. От реализации основных средств и прочего имущества в 2008 году получен положительный финансовый результат, обеспечивающий уменьшение убытков 2008 года. Это связано с тем, что прочие операционные доходы в 2008 году снизились на 121,7 тыс. р. или всего на 9,2% по сравнению с 2007 годом, а прочие операционные расходы – на 128,7 тыс. р. или на 18%, т.е. наблюдается большее снижение операционных расходов, чем операционных доходов. Снижение прочих операционных расходов в 2008 году связано с прекращением производства отдельных видов продукции из-за отсутствия спроса на них.
В 2009 году по сравнению с 2002 годом убытки снизились на 1027,9 тыс. р. или на 57,9%. Убыток от реализации продукции в 2003 году увеличился на 1095,2 тыс. р. или на 49% по сравнению с 2002 годом. Это связано с ростом объема производства в 2003 году, следовательно, растет и себестоимость реализованной продукции и таким образом увеличивается убыток предприятия. В 2003 году также увеличивается объем отвлеченных средств на 3238,7 тыс. р. или на 116,5%, что в свою очередь увеличивает убыток отчетного периода.
ОАО
«Биомашприбор», равно как и подавляющее
большинство предприятий, находится
в достаточно сложном финансовом
положении, которое усложняется
отсутствием средств у
Тем не менее, АО «Биомашприбор» обеспечивает свои обязательства, и при возможности имеет и вправе рассчитывать на кредитование. Однако, особенное внимание следует обратить на качество дебиторской задолженности и сокращение долгов «живыми» деньгами. По отношению к 2006 году удалось увеличить оборачиваемость активов.
В 2007-2008 гг. проводились активные мероприятия по финансовой санации предприятий и развитию производства. Вследствие чего объем реализации товаров, работ и услуг вырос более чем в 2 раза при снижении себестоимости на 10%. Одновременно предприятие, имевшее 100%-ный оборонный заказ, за счет внутренних источников проводит опытно-конструкторские и экспериментальные работы, создавая тем самым, новые виды продукции, и соответственно, портфель заказов на 2009-2010 года.
2. Анализ
факторов повышения объема производства
и реализации ОАО «Биомашприбор»
Основными задачами анализа производственной программы на предприятиях являются[11, 205]:
- оценка динамики по основным показателям объема, структуры и качества продукции;
- проверка сбалансированности и оптимальности планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;
-
выявление степени влияния
-
разработка важнейших
2.1 Анализ показателей
производства и реализации продукции
Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
Объем
производства промышленной продукции
может выражаться в натуральных,
условно-натуральных и
Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.
Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.
Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчетном году. Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных). Включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства (штуки, метры, тонны и т.д.) Их используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции[13, 215].
Анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Динамика товарной продукции ОАО «Биомашприбор»
Год | Товарная продукция в сопоставимых ценах 2009г., р. | Темпы роста, % | |
базисные | цепные | ||
2006 | 8563 | 100 | 100 |
2007 | 8753 | 102,2 | 102,2 |
2008 | 13427 | 156,8 | 153,4 |
2009 | 19022 | 222,1 | 141,7 |
Рассчитаем среднегодовой темп роста (прироста) по формуле среднегеометрической:
Т = n-1 Т1 * Т2 * Т3 = 3 1,022*1,534 * 1,417 = 1,312 = 131,2%,
Тпр = 131,2 – 100 = 31,2%.
За четыре года объем товарной продукции на предприятии возрастал ежегодно на 31,2%.
Для большей наглядности динамику товарной продукции представим графически (рис. 1).
Рис. 1. Динамика объемов товарной продукции за 2006-2009гг.
В табл.
2.2 представлена динамика уровня специализации
предприятия.
Таблица 2.2
Уровень специализации предприятия
Показатели | Ед. измер. | Фактически | ||
2007г. | 2008г. | 2009г. | ||
Товарная продукция в действующих ценах | Тыс. р. | 10504 | 18529 | 28155 |
Специализированная
продукция
Удельный вес специализированной продукции в общем объеме продукции |
Тыс. р. % |
9611 91,5 |
17621 95,1 |
25987 92,3 |
Неспециализированная
продукция
Удельный вес неспециализированной продукции в общем объеме продукции |
Тыс. р. % |
893 8,5 |
908 4,9 |
2168 7,7 |
Анализируя данные табл. 2.2, следует отметить, что наиболее высокий уровень специализации предприятия наблюдался в 2008 году (95,1% специализированной продукции в общем объеме продукции), что связано с увеличением заказов на продукцию завода.
Важное значение при изучении деятельности предприятия имеет анализ ритмичности производства продукции. Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции.
Неритмичность
ухудшает все экономические показатели:
снижается качество продукции; увеличиваются
объем незавершенного производства
и сверхплановые остатки
Один из наиболее распространенных показателей оценки выполнения плана по ритмичности – коэффициент ритмичности. Он определяется делением суммы, которая зачтена в выполнение плана по ритмичности, на плановый выпуск продукции. При этом в выполнение плана по ритмичности засчитывается фактический выпуск продукции, но не более запланированного[5, c 115]:
Кр = S (ВПплi - ВПнi) / SВПплi
где Кр – коэффициент ритмичности;
ВПплi – плановый выпуск продукции за i-е периоды;
ВПнi - недовыполнение плана по выпуску продукции в i-м периоде.
Рассмотрим
динамику ритмичности производства
предприятия как отношения
Таблица 2.3.
Ритмичность выпуска продукции (%)
Периоды | I декада | II декада | III декада |
2007
год
2008 год 2009 год |
2,0
5,4 10,5 |
11,4
13,3 11,4 |
86,6
81,3 78,1 |
Ритмичным считается такое выполнение работ, при котором в каждый анализируемый период выполняется одинаковый объем работ.
Рассматривая
данные таблицы можно сделать вывод, что
выпуск продукции на предприятии является
неритмичным и наибольший удельный вес
продукции предприятия сдается к концу
года. Наиболее аритмичный выпуск продукции
наблюдается в 2007 году.
2.2 Анализ ассортимента
и структуры продукции
ОАО
«Биомашприбор» представляет собой
комплексное, оснащенное современной
техникой предприятие, обеспечивающее
выпуск как продукции
Данный анализ основывается на анализе объемов произведенной и реализованной продукции, как в натуральных единицах измерения, так и в стоимостных.
В табл. 2.4 представлена динамика объемов производства ОАО «Биомашприбор» по видам продукции за 2007-2009 гг.
Итак, в 2007 году по сравнению с 2008 годом объем производства по всем видам продукции возрос на 49,5%.
Таблица 2.4
Динамика объемов производства по видам продукции за 2007-2009гг. (тыс.р.)
Вид
продукции |
Объем производства | Отклонение | Темп роста, % | ||||
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2008 г. к 2007 г. | 2009 г. к 2008 г. | 08/
07 |
09/
08 | |
Приборостроение
Медтехника Изделия из металлокерамики Изделия из порош ков на основе железа Изделия из твердых сплавов Товары народного потребления - изделия из пластмасс - резинотехнические изделия - электроинструмент Подсобное хозяйство - мясопереработка - рыбокоптильное производство - плодоовощное хозяйство - хлебопекарное производство Прочие Всего |
3089,2
2973,0 - 7440,8 249,0 431,7 116,2 33,2 282,3 1694,1 1594,5 83,0 16,6 - 731,1 16608,9 |
5839,3
5898,8 11,1 8783,4 135,1 686,3 458,5 35,9 191,9 2023,1 1871,0 106,0 41,4 4,7 1451,8 24828,9 |
4075,5
5864,8 11,3 7459,1 22,4 1046,6 901,4 104,5 40,7 4345,8 3798,8 466,7 56,2 24,1 5295,2 28120,7 |
2750,1
2925,8 11,1 1342,6 -113,9 254,6 342,3 2,7 -90,4 329,0 276,5 23,0 24,8 4,7 720,7 8220,0 |
-1763,8
-34 0,2 -1324,3 -112,7 360,3 442,9 68,6 -151,2 2322,7 1927,8 360,7 14,8 19,4 3843,4 3291,8 |
189
198 - 118 54,2 159 395 108 68,0 119 117 128 249 - 198 149 |
69,8
99,4 102 84,9 16,6 153 197 291 21,2 215 203 440 136 513 365 113 |