Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является произвести анализ и обосновать важность эксплуатационных расходов и себестоимости на железнодорожном транспорте.
При написании курсовой работы был использован такой прием экономического анализа, как способ цепных подстановок и общенаучные методы исследования: метод сравнения, коэффициентов и другие.
Введение…………………………………………………………………………..5
1. Теоретические и методологические основы анализа эксплуатационных расходов и себестоимости……………...7
1.1. Экономическая сущность эксплуатационных расходов, их состав и классификация………………………………………………………………...7
1.2. Понятие себестоимости продукции и ее значение на железнодорожном транспорте……………………………………………………………………10
1.3. Методика анализа эксплуатационных расходов и себестоимости работ………………………………………………………………………….11
1.4. Экономико-правовая характеристика Бобруйской дистанции пути……..13
2. Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости Бобруйской дистанции пути………………………………………...16
2.1. Анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов по элементам затрат…………………………………………………………………………16
2.2. Анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов по статьям Номенклатуры расходов…………………………………………………….19
2.3. Оценка факторов, оказывающих влияние на величину эксплуатационных расходов………………………………………………………………………26
2.4. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) и оценка влияния факторов, ее определяющих………………………………………………...28
3. Оценка выявленных резервов снижения эксплуатационных расходов и себестоимости……………31
Заключение……………………………………………………………………..36
Список использованных источников………………………………38
Приложения…………………………………………………………………….40
Эксплуатационные расходы железных дорог классифицируют на основные и общехозяйственные, прямые и косвенные, зависящие и не зависящие от размеров движения.
К основным относят расходы, непосредственно вызываемые процессом перевозок, к общехозяйственным - расходы по обслуживанию производства и руководству хозяйством.
Основные расходы, в свою очередь, подразделяют на расходы, специфические для каждой отрасли хозяйства, и расходы, общие для всех отраслей хозяйства.
К
основным расходам, общим для всех
отраслей хозяйства железных дорог,
относятся: транспортные расходы; оплата
труда производственного
Общехозяйственные расходы подразделяют на общехозяйственные расходы без затрат на содержание аппарата управления и расходы на содержание аппарата управления. К общехозяйственным расходам без расходов на содержание аппарата управления относят затраты по содержанию персонала, не относящегося к аппарату управления (затраты на оплату труда персонала производственных участков, цехов и других специалистов, освобожденных бригадиров); обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения; амортизацию основных фондов общехозяйственного назначения; отчисления в инновационный фонд, платежи по кредитам банков и др. К расходам на содержание аппарата управления относят затраты на оплату труда, командировки и прочие расходы (отчисления на социальные нужды, материальные затраты, амортизация и отчисления в резерв на капитальный ремонт легковых автомобилей и гаражей для них и др.).
Прямыми называют расходы, связанные с выработкой определенной продукции или выполнением конкретного вида работы и поэтому непосредственно (прямым способом, без дополнительных расчетов) относимые на тот или иной вид продукции или работы (вид перевозок).
Косвенные расходы - это расходы, относимые на несколько видов продукции и распределяемые на тот или иной вид продукция или работы не прямым путем, а в результате дополнительных расчетов.
К зависящим относят расходы, которые изменяются прямо пропорционально объему работы или размерам движения. Расходы, мало зависящие от объема работы или размеров движения, принято относить к независящим (постоянным).
Все основные расходы по перевозкам планируют и учитывают по подразделениям соответствующих хозяйств: пассажирского, грузовой работы и внешнеэкономической деятельности, перевозок, локомотивного, вагонного, пути, гражданских сооружений, сигнализации и связи, электрификации и электроснабжения. Расходы хозяйств по отдельным работам, производственным операциям или нескольким близким однородным операциям объединяют в соответствующие статьи расходов. Каждой статье расходов присвоен определенный номер. По каждой статье указывают измеритель, с которым связаны расходы, и приводят пояснения о том, какие виды затрат относятся на эту статью расходов.
1.2 Понятие себестоимости продукции и ее значение на железнодорожном транспорте
Себестоимость продукции - один из важнейших показателей работы предприятия. Это денежное выражение затрат предприятия на ее производство и реализацию продукции. Себестоимость выпускаемой продукции показывает, во что обходится ее производство и реализация данному предприятию.
Уровень себестоимости зависит от многих факторов: технической оснащенности предприятия; степени использования машин и оборудования; организации технологических процессов; объема выпускаемой продукции; производительности и размера оплаты труда; норм расхода и цен на потребляемые сырье, материалы, топливо, электроэнергию и т.д.
Обобщающим
показателем эффективности
В
себестоимости находят
Продукцией железнодорожного транспорта является перевозка, а видами продукции - грузовые и пассажирские перевозки, перевозки по видам тяги, сообщений, категориям поездов, операциям перевозочного процесса, по типам вагонов, родам грузов и т.д. Себестоимость этих видов продукций различна. Она рассчитывается делением расходов, относящихся к определенному виду продукции, на количество единиц этого вида продукции. Для дороги в целом себестоимость находится делением эксплуатационных расходов на соответствующий объем перевозок в приведенных тонно-километрах, пассажиро-километрах и тарифных тонно-километрах. Приведенные тонно-километры - это сумма тонно-километров и пассажиро-километров.
Себестоимость перевозок (работ и услуг) включена в механизм регулирования экономических взаимоотношений между предприятиями железнодорожного транспорта и пользователями его услуг, между отраслью и государством, в систему налогообложения.
Себестоимость перевозок рассчитывается по расходам связанным с основной деятельностью. Расходы по иным видам деятельности, по погрузке и выгрузке, подвозу и вывозу грузов к станциям в себестоимость перевозок не включаются, а возмещается за счет дополнительно установленных сборов.
На
себестоимость перевозок
1.3 Методика анализа эксплуатационных расходов и себестоимости работ
Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости, выявление резервов снижения эксплуатационных расходов является одним из основных направлений комплексного анализа, которые опираются на результаты оценки организационного и экономического уровня производства, объема и качества выполненной работы, использование производственной мощности, качества использования подвижного состава, основного и оборотного капитала.
На данном этапе анализа целесообразно определить удельный вес расходов по каждому направлению деятельности в общей величине расходов дистанции пути и дать оценку произошедшим структурным изменениям.
Следующий этап - структурный анализ составляющих затрат текущей деятельности: расходов по хозяйству пути (дистанции пути), расходов по иным видам деятельности, не связанным с перевозочным процессом, и прочих расходов. В процессе исследования определяется удельный вес каждого из видов деятельности в величине текущих затрат, а также дается оценка произошедшим структурным изменениям. Кроме того, на данном этапе анализа рассматриваются тенденции, произошедшие в изменении каждой из групп расходов.
Выделяют следующие этапы анализа эксплуатационных расходов и себестоимости:
1 этап – анализ выполнения плана и динамики эксплуатационных расходов за ряд лет, анализ состава и структуры затрат по различным направлениям их классификации;
2 этап – анализ себестоимости продукции (работ, услуг) и оценка влияния факторов, ее определяющих;
3 этап – факторный анализ, оценка влияния каждого из факторов на конечный результат (эксплуатационные расходы, себестоимость продукции (работ, услуг);
4 этап – оценка выявленных резервов снижения эксплуатационных расходов и себестоимости продукции (работ, услуг);
5 этап – разработка мероприятий по реализации выявленных резервов.
Анализ изменения эксплуатационных расходов проводится по структурному подразделению железной дороги, в разрезе элементов затрат и затрат по статьям Номенклатуры расходов по сравнению с планом и в динамике за ряд лет.
В
целях проведения анализа расходов структурного
подразделения железной дороги по элементам
используется схема, показанная на рисунке
1.1.
Рисунок 1.1 - Схема анализа эксплуатационных расходов структурного подразделения по элементам затрат
Последний этап анализа предполагает определение доли влияния каждого элемента на общий результат изменения эксплуатационных расходов: плановых, за предыдущий и анализируемый периоды и по праву.
Оценка влияния факторов базируется на использовании модели аддитивного типа, рассматривающей величину эксплуатационных расходов дороги как сумму элементов затрат:
где Е - общая сумма эксплуатационных расходов;
ФОТ - расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды;
Т - расходы на топливо;
Э - расходы на электроэнергию;
М - расходы на материалы;
Ам - амортизация;
Пр - прочие расходы.
В детерминированном факторном анализе алгебраическая сумма величин влияния отдельных факторов должна соответствовать общей величине прироста результативного показателя, т. е. в нашем случае величина прироста эксплуатационных расходов будет равна сумме прироста величин каждого из элементов затрат:
При оценке влияния факторов в моделях подобного типа изменение величины расходов под влиянием одного из факторов равно изменению данного фактора за рассматриваемый период:
Для расчета доли влияния каждого элемента затрат в общем изменении эксплуатационных расходов определяют отношение изменения анализируемого элемента затрат к общему изменению величины эксплуатационных затрат:
где - доля влияния i-го элемента затрат на общее отклонение эксплуатационных затрат.
Данное отношение показывает, каково в процентном измерении влияние определенного элемента затрат на изменение эксплуатационных затрат в целом, т. е. на сколько процентов обусловлено изменение расходов по подразделению произошедшими в величине данного элемента затрат [3, c. 287-302].
1.4 Экономико-правовая характеристика Бобруйской дистанции пути
Бобруйская дистанция пути входит в состав транспортного республиканского унитарного предприятия «Могилевское отделение Белорусской железной дороги» согласно приказу Начальника Белорусской железной дороги от 31.05.2005 №188Н на правах обособленного структурного подразделения без права юридического лица, имеет отдельный баланс, включаемый в сводный баланс отделения, текущий (расчетный) счет в банке, печать со своим наименованием, угловые штампы, фирменные бланки и другие необходимые реквизиты.
Бобруйская дистанция пути при осуществлении своей деятельности руководствуется действующим законодательством Республики Беларусь, приказами, указаниями и иными нормативными актами Объединения «Белорусская железная дорога», начальника отделения, Уставом РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги».
Основная цель деятельности дистанции пути – извлечение прибыли.
Основными задачами деятельности Бобруйской дистанции пути являются: обеспечение содержания пути, сооружений и других устройств в надлежащем состоянии, гарантирующем бесперебойное и безопасное движение поездов с установленными скоростями.
В соответствии с задачами и законодательством Республики Беларусь данная организация осуществляет следующие виды деятельности: