Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является произвести анализ и обосновать важность эксплуатационных расходов и себестоимости на железнодорожном транспорте.
При написании курсовой работы был использован такой прием экономического анализа, как способ цепных подстановок и общенаучные методы исследования: метод сравнения, коэффициентов и другие.
Введение…………………………………………………………………………..5
1. Теоретические и методологические основы анализа эксплуатационных расходов и себестоимости……………...7
1.1. Экономическая сущность эксплуатационных расходов, их состав и классификация………………………………………………………………...7
1.2. Понятие себестоимости продукции и ее значение на железнодорожном транспорте……………………………………………………………………10
1.3. Методика анализа эксплуатационных расходов и себестоимости работ………………………………………………………………………….11
1.4. Экономико-правовая характеристика Бобруйской дистанции пути……..13
2. Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости Бобруйской дистанции пути………………………………………...16
2.1. Анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов по элементам затрат…………………………………………………………………………16
2.2. Анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов по статьям Номенклатуры расходов…………………………………………………….19
2.3. Оценка факторов, оказывающих влияние на величину эксплуатационных расходов………………………………………………………………………26
2.4. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) и оценка влияния факторов, ее определяющих………………………………………………...28
3. Оценка выявленных резервов снижения эксплуатационных расходов и себестоимости……………31
Заключение……………………………………………………………………..36
Список использованных источников………………………………38
Приложения…………………………………………………………………….40
Следующий этап – определение удельного веса каждого элемента затрат в общем объеме эксплуатационных расходов за 2008 год и 2009 год (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Структура эксплуатационных расходов по элементам затрат
Из рисунка видно, что наибольший удельный вес в расходах приходится на элемент «Фонд оплаты труда с социальными отчислениями», который в 2009году составил 42,36%, а в 2008 году – 35,23%, наименьший удельный вес приходится на элемент «Топливо» и «Электроэнергия» в 2008 году составил 2,76%, в 2009 – 2,49%.
2.2 Анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов по статьям Номенклатуры расходов
Анализ эксплуатационных расходов также ведется в соответствии с «Номенклатурой расходов по видам деятельности Белорусской железной дороги». С учетом специфики хозяйственной деятельности организаций железной дороги в Номенклатуре все расходы сгруппированы в три части:
На основе Номенклатуры расходов проведем следующий анализ.
На первом этапе рассмотрим динамику изменения основных производственных расходов (таблица 2.3) (Приложение Ж, К).
Таблица 2.3 – Динамика изменения основных производственных расходов
Статьи затрат | Расходы за 2008 г, тыс.руб | Расходы за 2009г., тыс.руб | Абсолютное изменение, тыс.руб. | Темп роста, % | Удельный вес | |
2008г | 2009г | |||||
Амортизация подъездных путей (ст.315) | 486000 | 457000 | -29000 | 94 | 5,4 | 4,4 |
Текущее содержание пути и путевых обустройств (ст.322) | 2025000 | 3506000 | 1481000 | 173,1 | 22,4 | 33,9 |
Окончание таблицы 2.3
Статьи затрат | Расходы за 2008 г, тыс.руб | Расходы за 2009г., тыс.руб | Абсолютное изменение, тыс.руб. | Темп роста, % | Удельный вес | |
2008г | 2009г | |||||
Одиночная смена материалов верхнего строения пути, по-полнение и замена балласта (ст.323) | 1688000 | 1576000 | -112000 | 93,4 | 18,7 | 15,2 |
Охрана и содержа-ние переездов (ст.324) | 77000 | 138000 | 61000 | 179,2 | 0,9 | 1,3 |
Содержание искусственных сооружений (ст.325) | 84000 | 130000 | 46000 | 154,8 | 0,9 | 1,3 |
Все виды ремонта искусственных сооружений (ст.330) | 1191000 | 1001000 | -190000 | 84 | 13,2 | 9,7 |
Все виды ремонтных работ верхнего строения пути (ст.331) | 855000 | 679000 | -176000 | 79,4 | 9,5 | 6,7 |
Амортизация земляного полотна и искусственных сооружений (ст.334) | 455000 | 666000 | 211000 | 146,4 | 5 | 6,4 |
Амортизация верхнего строения пути (ст.335) | 2178000 | 2188000 | 10000 | 100,5 | 24,1 | 21,2 |
Итого основных производственных расходов по хозяйству пути (дистанции пути) | 9039000 | 10341000 | 1302000 | 114,4 | 100 | 100 |
На основании таблицы 2.3 можно сделать вывод о том, что по отношению к предыдущему периоду наблюдается значительный прирост производственных расходов на 1302000 тыс. руб. или 14,4%. На это повлияло увеличение расходов по статье 322 «Текущее содержание пути и путевых обустройств» по сравнению с 2008 годом на 1481000 тыс. руб. или на 73,1%, ст.324 «Охрана и содержание переездов» – на 61000 тыс. руб. или на 79,2%, ст.325 «Содержание искусственных сооружений» – на 46000 тыс. руб. или на 54,8%. Также из таблицы видно, что наибольший удельный вес за 2008 год составляет ст.335 «Амортизация верхнего строения пути» 24,1%, а за 2009 год наибольший удельный вес приходит на статью 322 «Текущее содержание пути и путевых обустройств», который составляет 33,9%.
На втором этапе рассмотрим динамику изменения расходов, основных общих для всех отраслей хозяйства железной дороги (общепроизводственные), отнесенные на деятельность железнодорожного транспорта (таблица 2.4) (Приложение Ж, К).
Таблица 2.4 – Динамика изменения общепроизводственных расходов
Статьи затрат | Расходы за 2008 г, тыс.руб | Расходы за 2009г., тыс.руб | Абсолютное изменение, тыс.руб. | Темп роста, % | Удельный вес | |
2008г | 2009г | |||||
Отчисления Фонду социальной защиты средств на выплату льготных пенсий (ст.702) | 0 | 23000 | 23000 | 0 | 0 | 0,93 |
Командировки ра-ботников, не отно-сящихся к руководи-телям и специалис-там (ст.704) | 16000 | 3000 | -13000 | 18,8 | 0,56 | 0,12 |
Командировки ра-ботников, не относя-щихся к руководите-лям и специалистам (ст.706) | 120000 | 150000 | 30000 | 125 | 4,19 | 6,07 |
Ремонт
и проверка измерительных (контрольно-измери-тельных) |
1000 | 1000 | 0 | 100 | 0,03 | 0,04 |
Обслуживание и текущий ремонт зда-ний и сооружений производственного назначения (ст.708) | 96000 | 250000 | 154000 | 260,4 | 3,35 | 10,11 |
Содержание и эксп-луатация оборудова-ния и объектов при-родоохранного наз-начения (ст.716) | 13000 | 13000 | 0 | 100 | 0,45 | 0,53 |
Эксплуатация, со-держание и ремонт оборудования и ин-вентаря производст-венного назначения (ст.717) | 157000 | 236000 | 79000 | 150,3 | 5,48 | 9,55 |
Амортизация произ-водственных основ-ных средств и нема-териальных активов (ст.718) | 407000 | 472000 | 65000 | 115,9 | 14,2 | 19,09 |
Капитальный ремонт основных средств производственного назначения (ст.719) | 270000 | 36000 | -234000 | 13,3 | 9,42 | 1,46 |
Эксплуатация автомобилей (ст.722) | 149000 | 225000 | 76000 | 151 | 5,19 | 9,1 |
Окончание таблицы 2.4
Статьи затрат | Расходы за 2008 г, тыс.руб | Расходы за 2009г., тыс.руб | Абсолютное изменение, тыс.руб. | Темп роста, % | Удельный вес | |
2008г | 2009г | |||||
Восстановление из-носа и ремонт авто-мобильных шин (ст.723) | 1000 | 1000 | 0 | 100 | 0,03 | 0,04 |
Техническое обслу-живание и текущий ремонт автомобилей (ст.724) | 16000 | 10000 | -6000 | 62,5 | 0,56 | 0,41 |
Эксплуатация внут-реннего транспорта, кроме автомобиль-ного (ст.725) | 116000 | 159000 | 43000 | 137,1 | 4,05 | 6,43 |
Техническое обслу-живание и текущий ремонт внутреннего транспорта, кроме автомобильного (ст.726) | 8000 | 13000 | 5000 | 162,5 | 0,28 | 0,53 |
Эксплуатация моторно-рельсового транспорта (ст.727) | 262000 | 329000 | 67000 | 125,6 | 9,14 | 13,31 |
Техническое обслу-живание и текущий ремонт моторно-рельсового транспорта (ст.728) | 26000 | 77000 | 51000 | 296,2 | 0,91 | 3,11 |
Измерительные и ис-пытательные работы производственного назначения (ст. 729) | 192000 | 364000 | 172000 | 189,6 | 6,69 | 14,72 |
Обязательные отчис-ления, налоги и взносы от фонда за-работной платы производственного персонала (ст.730) | 982000 | 76000 | -906000 | 7,7 | 34,26 | 3,07 |
Техника безопаснос-ти, производствен-ная санитария и охрана труда (ст.731) | 31000 | 34000 | 3000 | 109,7 | 1,08 | 1,38 |
Аттестация рабочих мест (ст.732) | 3000 | 0 | -3000 | 0 | 0,1 | 0 |
Всего общепроиз-водственных расходов | 2866000 | 2472000 | -394000 | 86,3 | 100 | 100 |
По данным таблицы 2.4 можно сделать вывод о том, что общепроизводственные расходы по сравнению с 2008 годом уменьшились на 394000 тыс.руб. или на 13,7%. На это повлияло уменьшение расходов по статье 730 «Обязательные отчисления, налоги и взносы от фонда заработной платы производственного персонала» на 906тыс.руб., а также увеличение расходов по статье 708 «Обслуживание и текущий ремонт зданий и сооружений производственного назначения» на 154000тыс.руб. Также на основании таблицы можно сказать, что в 2008 году наибольший удельный вес приходит на статью 730 «Обязательные отчисления, налоги и взносы от фонда заработной платы производственного персонала» и статью 727 «Эксплуатация моторно-рельсового транспорта», а в 2009 году наибольший удельный вес приходит на статью 729 №Измерительные и испытательные работы производственного назначения» и статью 727 «Эксплуатация моторно-рельсового транспорта».
На третьем этапе рассмотрим динамику изменения общехозяйственных расходов, отнесенных на деятельность железнодорожного транспорта (таблица 2.5) (Приложение Ж, К).
Таблица 2.5 – Динамика изменения общехозяйственных расходов
Статьи затрат | Расходы за 2008 г, тыс.руб | Расходы за 2009г., тыс.руб | Абсолютное изменение, тыс.руб. | Темп роста, % | Удельный вес | |
2008г | 2009г | |||||
Содержание персо-нала, кроме руково-дителей и специа-листов (ст.750) | 143000 | 155000 | 12000 | 108,4 | 10,13 | 9,66 |
Оплата труда руко-водителей и специа-листов (ст.751) | 952000 | 993000 | 41000 | 104,3 | 67,42 | 61,87 |
Командировки руко-водителей и специа-листов (ст.752) | 0 | 4000 | 4000 | 0 | 0 | 0,25 |
Прочие затраты по содержанию руково-дителей и специа-листов (ст.756) | 15000 | 17000 | 2000 | 113,3 | 1,06 | 1,06 |
Подготовка кадров и повышение квалифи-кации (ст.758) | 14000 | 25000 | 11000 | 178,6 | 0,99 | 1,56 |
Содержание воени-зированной, сторо-жевой охраны (ст.759) | 21000 | 30000 | 9000 | 142,9 | 1,49 | 1,87 |
Платежи по обяза-тельному страхова-нию (ст.760) | 1000 | 4000 | 3000 | 400 | 0,07 | 0,25 |
Оплата каналов связи (ст.762) | 0 | 2000 | 2000 | 0 | 0 | 0,12 |
Обслуживание и те-кущий ремонт зда-ний и сооружений общехозяйственного назначения (ст.767) | 59000 | 63000 | 4000 | 106,8 | 4,18 | 3,93 |