Анализ эксплуатационных расходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является произвести анализ и обосновать важность эксплуатационных расходов и себестоимости на железнодорожном транспорте.

При написании курсовой работы был использован такой прием экономического анализа, как способ цепных подстановок и общенаучные методы исследования: метод сравнения, коэффициентов и другие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..5

1. Теоретические и методологические основы анализа эксплуатационных расходов и себестоимости……………...7

1.1. Экономическая сущность эксплуатационных расходов, их состав и классификация………………………………………………………………...7

1.2. Понятие себестоимости продукции и ее значение на железнодорожном транспорте……………………………………………………………………10

1.3. Методика анализа эксплуатационных расходов и себестоимости работ………………………………………………………………………….11

1.4. Экономико-правовая характеристика Бобруйской дистанции пути……..13

2. Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости Бобруйской дистанции пути………………………………………...16

2.1. Анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов по элементам затрат…………………………………………………………………………16

2.2. Анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов по статьям Номенклатуры расходов…………………………………………………….19

2.3. Оценка факторов, оказывающих влияние на величину эксплуатационных расходов………………………………………………………………………26

2.4. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) и оценка влияния факторов, ее определяющих………………………………………………...28

3. Оценка выявленных резервов снижения эксплуатационных расходов и себестоимости……………31

Заключение……………………………………………………………………..36

Список использованных источников………………………………38

Приложения…………………………………………………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

готовый курсач.doc

— 611.00 Кб (Скачать файл)

    Наибольший  удельный вес в структуре эксплуатационных расходов составляет элемент затрат «Фонд оплаты труда». Из материалов анализа следует, что за анализируемый период наблюдается перерасход фонда оплаты труда на сумму 393,63 млн. руб. Этот перерасход связан с тем, что темп роста средней заработной платы опережают темп роста производительности труда. Для уменьшения перерасхода фонда оплаты труда необходимо увеличить производительность труда. А для того, чтобы повысить производительность труда необходимо поддерживать высокий уровень нормирования труда и применять поощрительные системы оплаты.

    Для экономии фонда оплаты труда можно предложить применять такую систему оплаты труда работников, как система контролируемой производительности. При данной системе заработная плата ставится в зависимость не только от проработанного времени, но и от производительности труда.

    Этого можно достигнуть путем периодического (раз в квартал) понижения и повышения установленной тарифной ставки работнику в зависимости от среднего уровня выполнения норм за предыдущий учетный период:

  • если нормы труда будут выполняться до 95%, то тарифную ставку работника необходимо будет понизить на 50% межразрядной разницы между предыдущим низшим квалификационным разрядом и его;
  • при уровне выполнения норм от 95% до 105% тарифная ставка работника не изменяется и равна установленной;
  • при уровне выполнения норм свыше 105% тарифную ставку работника необходимо повысить на 50% межразрядной разницы между установленным квалификационным и последующим высшим разрядом.

    Таким образом, установление нормативного уровня выполнения норм и контроля за его  выполнением является сильным стимулирующим  фактором, так как работник будет знать, что систематическое невыполнение задания по производительности ведет к снижению зарплаты, а перевыполнение – к ее повышению.

    Т.е. заработная плата конкретного работника  должна будет определяться по формулам:

  1. при выполнении норм до 95%:

    ;

    где  - норма выполненной работы;

     - сниженная тарифная ставка, которая равна:

    

;

    где  - тарифная ставка предыдущего низшего разряда;

        - установленная тарифная ставка работника.

  1. при выполнении норм от 95% до 105%:

    ;

  1. при выполнении норм свыше 105%:

    ;

где  - повышенная ставка, которая равна:

    

;

где  - тарифная ставка последующего высшего разряда.

    Таким образом, применение данной системы оплаты труда приведет к материальной заинтересованности работников в улучшении результатов труда. Это приведет к увеличению темпов роста производительности труда над темпами роста его оплаты, что в свою очередь обеспечит эффективную деятельность предприятия и уменьшит перерасход фонда оплаты труда.

    Предложим, что после разработки система контролируемой производительности производительность труда увеличится на 12%, среднемесячная заработная плата – на 18%, а также увеличился контингент рабочих на 2 человека по сравнению с 2009 годом, тогда рассчитаем сумму экономии (-Э) или перерасход (+Э) фонда оплаты труда (таблица 3.1).

        Таблица 3.1 – Анализ фонда оплаты труда при повышении темпа роста производительности труда и средней заработной платы

Показатель 2009 год 2010 год Абсолютное  изменение, (+.-) Темп роста, %
Фонд  оплаты труда, млн. руб. 4742,28 5628,81 886,53 118,7
Среднегодовая заработная плата, руб. 13947888 16458508 2510620 118
Среднесписочная численность работников, чел. 340 342 2 100,6
Производительность  труда, млн.руб./чел 50,41 56,46 6,05 112
Экономия (-Э) или перерасход (+Э), млн. руб. 393,63 286,21 -107,42 72,7

    По  данным таблицы видно, что перерасход фонда заработной платы составит 286,21млн.руб., который уменьшится по сравнению с предыдущим годом на 107,42 млн.руб., что говорит об экономии расходов на оплату труда.

    Следовательно, для улучшения работы предприятия  необходимо увеличивать объем работ и стараться уменьшать эксплуатационные расходы, путем внедрения новой техники, которые улучшат условия труда рабочих, что будет способствовать увеличению производительности труда.

    Если  придерживаться вышеперечисленных  мероприятий, то можно добиться снижения себестоимости, которая поспособствует увеличению прибыли на дистанции пути.

 

     Заключение

    На  транспорте текущие затраты, связанные  с осуществлением процесса перевозок  грузов и пассажиров, называются эксплуатационными  расходами. Их величина впоследствии оказывает непосредственное влияние на формирование баланса денежных доходов и расходов железной дороги, определяет уровень ее рентабельности.

    Эксплуатационные  расходы железных дорог состоят  из следующих элементов затрат: затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, расходы на материалы, топливо, энергию, амортизация основных фондов, прочие затраты. Группировка расходов по элементам затрат осуществляется как при составлении плана, так и при учете фактических затрат.

    Себестоимость - один из важнейших показателей работы предприятия. Это денежное выражение затрат предприятия на ее производство и реализацию продукции, выполнения работ.

    Продукцией  железнодорожного транспорта является перевозка, а видами продукции - грузовые и пассажирские перевозки, перевозки по видам тяги, сообщений, категориям поездов, операциям перевозочного процесса, по типам вагонов, родам грузов и т.д. Себестоимость этих видов продукций различна. Она рассчитывается делением расходов, относящихся к определенному виду продукции, на количество единиц этого вида продукции. Для дороги в  целом себестоимость находится делением эксплуатационных расходов на соответствующий объем перевозок в приведенных тонно-километрах, пассажиро-километрах и тарифных тонно-километрах.

    Деятельность  Бобруйской дистанции пути направлена на обеспечение безопасности движения поездов, содержания элементов железнодорожного пути в состоянии прочности и устойчивости, обеспечивающим бесперебойное движение поездов с установленными скоростями, направлена на выполнение утвержденного плана работ по ремонту пути, снижению эксплуатационных расходов.

    По  результатам анализа можно сделать  вывод, что на Бобруйской дистанции  пути в 2009 году величина эксплуатационных расходов увеличилась на 1101 млн. руб. или 8,27% по сравнению с предыдущим периодом. Объем выполненных ремонтных работ по содержанию пути, сооружений и других устройств уменьшился на 404,379 млн.руб., что вызвало увеличение себестоимости на 968 руб. (23,6%).

    Анализ  себестоимости и эксплуатационных расходов является одним из главных и связующих звеньев в системе комплексного анализа хозяйственной деятельности организации.

    Основные  показатели, влияющие на величину эксплуатационных расходов:

  • фонд оплаты труда с социальными отчислениями;
  • материалы;
  • топливо и электроэнергия;
  • амортизация и прочие расходы.

    На  основе факторного анализа фонда оплаты труда можно сказать, что в результате увеличения численности за 2009 год по сравнению с 2008г. на 2 человека получено увеличение фонда оплаты труда в сумме 22,92 млн. руб., рост среднегодовой заработной платы на 2,49 (13,95-11,46) млн. руб. дал перерасход фонда оплаты труда на 846,6 млн. руб. В целом два рассмотренных фактора увеличили фонд оплаты труда на 869,52 млн.руб.

    Резервом  экономии эксплуатационных расходов и снижения себестоимости является внедрение высоких технологий и интенсификация производства, повышение квалификации производства, применение прогрессивных норм и нормативов, сокращение потерь рабочего времени за счет улучшения организации производства, внедрение комплексной механизации и автоматизации производства, а также увеличение производительности труда.

 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Об утверждении инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности: постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, 14.05.2004 г. № 81/128/65: в ред. от 27.04.2007 г., № 69/76/52 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". – Мн., 2008.
  2. Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов юридических лиц, кроме банков: приказ Министерства финансов Республики Беларусь, 20.01.2000 г., № 24: в ред. от 08.04.2010 г. № 45 / Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". – Мн., 2010.
  3. Анализ хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте : учеб. пособие / В. Г. Гизатуллина [и др.] ; под общ. ред. В. Г. Гизатуллиной, Д. А. Панкова; Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский государственный университет транспорта – Гомель, 2008. – 368с.
  4. Анализ производственно-финансовой деятельности железной дороги: учеб. пособие для вузов / В. Г. Гизатуллина [и др.]. - Мн.: Выш. шк., 1989. – 141с.
  5. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учеб. / В. И. Стражев [и др.]; под ред. В. И. Стражева, Л. А. Богдановской. – 7-е изд., испр.– Мн.: Выш. шк., 2008. – 527с.
  6. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Л. Л. Ермолович [и др.] ; под общ. ред. Л. Л. Ермолович. – Мн.: ООО "Современная школа", 2006. – 736с.
  7. Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Т. Б. Бердникова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 215с.
  8. Бочаров, В. В. Финансовый анализ: учеб. пособие / В. В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2007. – 232с.
  9. Витченко, М. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта: учеб. / М. Н. Витченко. – М.: Маршрут, 2003. – 240с.
  10. Иваненко, А. Ф. Анализ хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте: учеб. / А. Ф. Иваненко. – М.: Маршрут, 2004. – 568с.
  11. Ковалев, В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. – М.: Проспект, 2004. – 424с.
  12. Ковалев, В. В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы: учеб. / В. В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 720с.
  13. Кравченко, Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учеб. / Л. И. Кравченко. – Мн.: Новое Знание, 2004.– 512с.
  14. Любушин, Н. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Н. П. Любушин. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 448с.
  15. Панков, Д. А. Учет и анализ в микроэкономической системе финансового менеджмента: теория, методология, методики: учеб. пособие / Д. А. Панков. – Гродно: Гродненский гос. ун-т, 2005. – 440с.
  16. Русак, Н. А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования: справ. пособие. / Н. А. Русак, В. А. Русак. – Мн.: Выш. шк., 2001. – 309с.
  17. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Г. В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 512с.
  18. Савицкая, Г. В. Экономический анализ: учеб. / Г. В. Савицкая. – М.: Новое знание, 2007. – 679с.
  19. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа / А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин, Е. В. Негашев. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 370с.
  20. Экономический анализ: учеб./ Л. Т. Гиляровская [и др.] ; под общ. ред. Л. Т. Гиляровской. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 615с.

 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ПРИЛОЖЕНИЯ


Информация о работе Анализ эксплуатационных расходов