Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является произвести анализ и обосновать важность эксплуатационных расходов и себестоимости на железнодорожном транспорте.
При написании курсовой работы был использован такой прием экономического анализа, как способ цепных подстановок и общенаучные методы исследования: метод сравнения, коэффициентов и другие.
Введение…………………………………………………………………………..5
1. Теоретические и методологические основы анализа эксплуатационных расходов и себестоимости……………...7
1.1. Экономическая сущность эксплуатационных расходов, их состав и классификация………………………………………………………………...7
1.2. Понятие себестоимости продукции и ее значение на железнодорожном транспорте……………………………………………………………………10
1.3. Методика анализа эксплуатационных расходов и себестоимости работ………………………………………………………………………….11
1.4. Экономико-правовая характеристика Бобруйской дистанции пути……..13
2. Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости Бобруйской дистанции пути………………………………………...16
2.1. Анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов по элементам затрат…………………………………………………………………………16
2.2. Анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов по статьям Номенклатуры расходов…………………………………………………….19
2.3. Оценка факторов, оказывающих влияние на величину эксплуатационных расходов………………………………………………………………………26
2.4. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) и оценка влияния факторов, ее определяющих………………………………………………...28
3. Оценка выявленных резервов снижения эксплуатационных расходов и себестоимости……………31
Заключение……………………………………………………………………..36
Список использованных источников………………………………38
Приложения…………………………………………………………………….40
Наибольший
удельный вес в структуре
Для экономии фонда оплаты труда можно предложить применять такую систему оплаты труда работников, как система контролируемой производительности. При данной системе заработная плата ставится в зависимость не только от проработанного времени, но и от производительности труда.
Этого можно достигнуть путем периодического (раз в квартал) понижения и повышения установленной тарифной ставки работнику в зависимости от среднего уровня выполнения норм за предыдущий учетный период:
Таким образом, установление нормативного уровня выполнения норм и контроля за его выполнением является сильным стимулирующим фактором, так как работник будет знать, что систематическое невыполнение задания по производительности ведет к снижению зарплаты, а перевыполнение – к ее повышению.
Т.е. заработная плата конкретного работника должна будет определяться по формулам:
где - норма выполненной работы;
- сниженная тарифная ставка, которая равна:
где - тарифная ставка предыдущего низшего разряда;
- установленная тарифная ставка работника.
где - повышенная ставка, которая равна:
где - тарифная ставка последующего высшего разряда.
Таким образом, применение данной системы оплаты труда приведет к материальной заинтересованности работников в улучшении результатов труда. Это приведет к увеличению темпов роста производительности труда над темпами роста его оплаты, что в свою очередь обеспечит эффективную деятельность предприятия и уменьшит перерасход фонда оплаты труда.
Предложим, что после разработки система контролируемой производительности производительность труда увеличится на 12%, среднемесячная заработная плата – на 18%, а также увеличился контингент рабочих на 2 человека по сравнению с 2009 годом, тогда рассчитаем сумму экономии (-Э) или перерасход (+Э) фонда оплаты труда (таблица 3.1).
Таблица 3.1 – Анализ фонда оплаты труда при повышении темпа роста производительности труда и средней заработной платы
Показатель | 2009 год | 2010 год | Абсолютное изменение, (+.-) | Темп роста, % |
Фонд оплаты труда, млн. руб. | 4742,28 | 5628,81 | 886,53 | 118,7 |
Среднегодовая заработная плата, руб. | 13947888 | 16458508 | 2510620 | 118 |
Среднесписочная численность работников, чел. | 340 | 342 | 2 | 100,6 |
Производительность труда, млн.руб./чел | 50,41 | 56,46 | 6,05 | 112 |
Экономия (-Э) или перерасход (+Э), млн. руб. | 393,63 | 286,21 | -107,42 | 72,7 |
По данным таблицы видно, что перерасход фонда заработной платы составит 286,21млн.руб., который уменьшится по сравнению с предыдущим годом на 107,42 млн.руб., что говорит об экономии расходов на оплату труда.
Следовательно, для улучшения работы предприятия необходимо увеличивать объем работ и стараться уменьшать эксплуатационные расходы, путем внедрения новой техники, которые улучшат условия труда рабочих, что будет способствовать увеличению производительности труда.
Если придерживаться вышеперечисленных мероприятий, то можно добиться снижения себестоимости, которая поспособствует увеличению прибыли на дистанции пути.
Заключение
На транспорте текущие затраты, связанные с осуществлением процесса перевозок грузов и пассажиров, называются эксплуатационными расходами. Их величина впоследствии оказывает непосредственное влияние на формирование баланса денежных доходов и расходов железной дороги, определяет уровень ее рентабельности.
Эксплуатационные расходы железных дорог состоят из следующих элементов затрат: затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, расходы на материалы, топливо, энергию, амортизация основных фондов, прочие затраты. Группировка расходов по элементам затрат осуществляется как при составлении плана, так и при учете фактических затрат.
Себестоимость - один из важнейших показателей работы предприятия. Это денежное выражение затрат предприятия на ее производство и реализацию продукции, выполнения работ.
Продукцией железнодорожного транспорта является перевозка, а видами продукции - грузовые и пассажирские перевозки, перевозки по видам тяги, сообщений, категориям поездов, операциям перевозочного процесса, по типам вагонов, родам грузов и т.д. Себестоимость этих видов продукций различна. Она рассчитывается делением расходов, относящихся к определенному виду продукции, на количество единиц этого вида продукции. Для дороги в целом себестоимость находится делением эксплуатационных расходов на соответствующий объем перевозок в приведенных тонно-километрах, пассажиро-километрах и тарифных тонно-километрах.
Деятельность Бобруйской дистанции пути направлена на обеспечение безопасности движения поездов, содержания элементов железнодорожного пути в состоянии прочности и устойчивости, обеспечивающим бесперебойное движение поездов с установленными скоростями, направлена на выполнение утвержденного плана работ по ремонту пути, снижению эксплуатационных расходов.
По
результатам анализа можно
Анализ себестоимости и эксплуатационных расходов является одним из главных и связующих звеньев в системе комплексного анализа хозяйственной деятельности организации.
Основные показатели, влияющие на величину эксплуатационных расходов:
На основе факторного анализа фонда оплаты труда можно сказать, что в результате увеличения численности за 2009 год по сравнению с 2008г. на 2 человека получено увеличение фонда оплаты труда в сумме 22,92 млн. руб., рост среднегодовой заработной платы на 2,49 (13,95-11,46) млн. руб. дал перерасход фонда оплаты труда на 846,6 млн. руб. В целом два рассмотренных фактора увеличили фонд оплаты труда на 869,52 млн.руб.
Резервом экономии эксплуатационных расходов и снижения себестоимости является внедрение высоких технологий и интенсификация производства, повышение квалификации производства, применение прогрессивных норм и нормативов, сокращение потерь рабочего времени за счет улучшения организации производства, внедрение комплексной механизации и автоматизации производства, а также увеличение производительности труда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ