Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является произвести анализ и обосновать важность эксплуатационных расходов и себестоимости на железнодорожном транспорте.
При написании курсовой работы был использован такой прием экономического анализа, как способ цепных подстановок и общенаучные методы исследования: метод сравнения, коэффициентов и другие.
Введение…………………………………………………………………………..5
1. Теоретические и методологические основы анализа эксплуатационных расходов и себестоимости……………...7
1.1. Экономическая сущность эксплуатационных расходов, их состав и классификация………………………………………………………………...7
1.2. Понятие себестоимости продукции и ее значение на железнодорожном транспорте……………………………………………………………………10
1.3. Методика анализа эксплуатационных расходов и себестоимости работ………………………………………………………………………….11
1.4. Экономико-правовая характеристика Бобруйской дистанции пути……..13
2. Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости Бобруйской дистанции пути………………………………………...16
2.1. Анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов по элементам затрат…………………………………………………………………………16
2.2. Анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов по статьям Номенклатуры расходов…………………………………………………….19
2.3. Оценка факторов, оказывающих влияние на величину эксплуатационных расходов………………………………………………………………………26
2.4. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) и оценка влияния факторов, ее определяющих………………………………………………...28
3. Оценка выявленных резервов снижения эксплуатационных расходов и себестоимости……………31
Заключение……………………………………………………………………..36
Список использованных источников………………………………38
Приложения…………………………………………………………………….40
Для
осуществления хозяйственной
Проведем анализ динамики по данным годовой бухгалтерской и статистической отчетности основных показателей производственно-финансовой деятельности организации за последний отчетный год 2009 в сравнении с предыдущим годом 2008 (таблица 1.1) (Приложение А, Б).
Таблица 1.1 - Динамика основных экономических показателей деятельности Бобруйской дистанции пути за 2008/2009гг.
Показатели | 2008г. | 2009г. | Абсолютное отклонение (+; -) | Темпы роста, % |
1. Тонно-км брутто, тыс. | 3252,12 | 2847,741 | -404,379 | 87,6 |
2. Капитальный ремонт переездов, шт. | 5 | 4 | -1 | 80 |
3.Бальность пути, бал. | 69,4 | 56,1 | -13,3 | 80,8 |
4.1.Среднесписочная
численность работников, чел.
4.1.. в т.ч. по перевозкам |
338
334 |
340
338 |
2
4 |
100,6
101,2 |
4.2.
Производительность труда 4.2.1 в т.ч. по перевозкам, 4.2.2 по иным видам деятельности (ИВД) |
9736,89 45,19 |
8425,2692 50,41 |
-1311,62 5,22 |
86,5 111,6 |
4.3 Фонд заработной платы, млн.р. | 3873,18 | 4742,28 | 869,1 | 122,4 |
4.4 Средняя заработная плата 1-го среднесписочного работника за год, млн.р. | 11,459 | 13,948 | 2,489 | 121,7 |
5 Расходы всего, млн.р. | 13384 | 14445 | 1061 | 107,9 |
5.1 по перевозкам | 13317 | 14418 | 1101 | 108,3 |
5.2 по ИВД | 67 | 27 | -40 | 40,3 |
Окончание таблицы 1.1
Показатели | 2008г. | 2009г. | Абсолютное отклонение (+; -) | Темпы роста, % |
6 Доходы всего, млн.р. | 15275 | 17140 | 1865 | 112,2 |
6.1 по перевозкам | 15159 | 17095 | 1936 | 112,8 |
6.2 по ИВД | 116 | 45 | -71 | 38,8 |
7 Прибыль (убыток) отчетного периода всего, млн.р. | 1568 | 2517 | 949 | 160,5 |
7.1 по перевозкам | 1539 | 2506 | 967 | 162,8 |
7.2 по ИВД | 29 | 11 | -18 | 37,9 |
8 Рентабельность хозяйственной деятельности, % | 11,7 | 17,4 | 5,7 | - |
9 Чистая прибыль (убыток), млн.руб | 126 | 1419 | 1293 | 11,262раз |
По данным таблицы 1.1 можно сделать вывод о том, что Бобруйская дистанция пути сработала в 2009 году эффективно, так как чистая прибыль, полученная в 2009 году составила 1419 млн. руб., которая по сравнению с предыдущим периодом увеличилась на 1293 млн. руб.
Задание по бальности за 2009г. выполнено на 80,8% к аналогичному периоду прошлого года и соответственно составила: отчет 2009г – 56,1 баллов, отчет 2008г. – 69,4 балла.
Производительность труда по объемному показателю составил 86,5% к аналогичному периоду 2008 года. Снижение произошло за счет падения тоннокилометровой работы на 12,4% к отчету прошлого года. За 2009 год тоннокилометровая работа составляет 2847,741тыс.ткм.брутто. Среднесписочный контингент по эксплуатации увеличился на 4 человека к отчету прошлого года.
Производительность труда по стоимостному показателю за отчетный 2009 год составляет 50,41 млн.руб/чел, выполнение составляет 111,6% к отчету прошлого года.
За отчетный период выполнено: выручка от реализации продукции составляет 17140 млн.руб. в том числе от перевозок – 17095млн.руб., от иных видов деятельности – 45млн.руб. Общая рентабельность реализованной продукции составила 17,4%.
2 Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости бобруйской дистанции пути
2.1 Анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов по элементам затрат
На первом этапе проведем структурный анализ составляющих затрат: по эксплуатационным расходам, расходам по иным видам деятельности по всем элементам затрат. В процессе исследования определяется удельный вес каждого из видов деятельности (таблица 2.1).
Таблица 2.1 – Расходы по видам деятельности
Показатель | 2008 | 2009 | Абсолютное отклонение | Темп роста |
Всего расходов по всем видам деятельности | 13396 | 14465 | 1069 | 107,98 |
В том
числе:
-эксплуатационные расходы |
13317 | 14418 | 1101 | 108,27 |
- иные виды деятельности и прочие | 79 | 47 | -32 | 59,49 |
Из таблицы 2.1 видно, что расходы структурного подразделения по всем видам деятельности за 2009 год по сравнению с 2008 годом увеличились на 1069 млн. рублей или на 7,98%. Эксплуатационные расходы увеличились на 1101 млн. рублей или на 8,27%. За 2009 год расходы по иным видам деятельности по сравнению с 2008 годом уменьшились на 32 млн. рублей или на 40,51%.
На следующем этапе определим удельный вес каждого из видов деятельности (рисунок 2.1)
Рисунок 2.1 – Структура расходов по видам деятельности
Из рисунка 2.1 видно, что наибольший удельный вес в расходах подразделения приходится на эксплуатационные расходы: в 2009 году их величина составила 99,7% что на 0,3% меньше, чем за аналогичный период 2008 года.
На следующем этапе изучается состав эксплуатационных расходов по элементам затрат. Анализ расходов по элементам затрат позволит ответить на вопрос: расход каких ресурсов в большей или меньшей степени обусловил изменение общей их величины (таблица 2.2) (Приложение Ж, К).
Таблица 2.2 – Структура эксплуатационных расходов Бобруйской дистанции пути
|
По данным таблицы 2.2 можно сделать вывод, что эксплуатационные расходы за 2009 год по сравнению с 2008 годом увеличились на 1101000тыс.руб. или на 8,27%. На это повлияло увеличение расходов по фонду оплаты труда на 1415000 тыс.руб. или на 30,16%, по электроэнергии на 25000тыс.руб. или на 52,08%, увеличение расходов на амортизацию на 255000тыс.руб. или 7,21%. Однако наблюдается уменьшение расходов на материалы 649000 тыс. руб. или на 12,85%.
Следующий этап анализа предлагает определение доли влияния каждого элемента на общий результат изменения эксплуатационных расходов. Данное отношение показывает, каково в процентном измерении влияние определенного элемента затрат на изменение эксплуатационных затрат в целом, т. е. на сколько процентов обусловлено изменение расходов по подразделению произошедшими изменениями в величине данного элемента затрат.
Для
расчета доли влияния каждого
элемента затрат в общем изменении
эксплуатационных расходов определяют
отношение изменения
где - изменение анализируемого элемента затрат;
- общее изменение величины эксплуатационных расходов.
- доля влияния фонда оплаты труда с социальными отчислениями на общее изменение расходов:
- доля влияния топлива на общее изменение расходов:
- доля влияния электроэнергии на общее изменение расходов:
- доля влияния материалов на общее изменение расходов:
- доля влияния амортизации на общее изменение расходов:
- доля влияния прочих расходов на общее изменение эксплуатационных расходов
Расчет доли влияния каждого элемента затрат в общем изменении эксплуатационных расходов позволяет сделать вывод о том, что в связи с увеличением расходов по фонду оплаты труда с социальными отчислениями по сравнению с 2008 годом на 1415000 тыс. руб., что в общем изменении расходов составило 128,52%, увеличение расходов на электроэнергию на 25000 тыс. руб., что составило 2,27%, расходы на амортизацию – на 261000 тыс. руб. в общем объеме составили 23,71%, уменьшение расходов на материалы по сравнению с 2008 годом на 385000 тыс. руб., что в общем изменении расходов составило 34,97%. Также на изменение расходов повлияли и другие элементы затрат, что привело к увеличению расходов на 1101000тыс.руб. по сравнению с 2008годом.