Анализ эксплуатационных расходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является произвести анализ и обосновать важность эксплуатационных расходов и себестоимости на железнодорожном транспорте.

При написании курсовой работы был использован такой прием экономического анализа, как способ цепных подстановок и общенаучные методы исследования: метод сравнения, коэффициентов и другие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..5

1. Теоретические и методологические основы анализа эксплуатационных расходов и себестоимости……………...7

1.1. Экономическая сущность эксплуатационных расходов, их состав и классификация………………………………………………………………...7

1.2. Понятие себестоимости продукции и ее значение на железнодорожном транспорте……………………………………………………………………10

1.3. Методика анализа эксплуатационных расходов и себестоимости работ………………………………………………………………………….11

1.4. Экономико-правовая характеристика Бобруйской дистанции пути……..13

2. Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости Бобруйской дистанции пути………………………………………...16

2.1. Анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов по элементам затрат…………………………………………………………………………16

2.2. Анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов по статьям Номенклатуры расходов…………………………………………………….19

2.3. Оценка факторов, оказывающих влияние на величину эксплуатационных расходов………………………………………………………………………26

2.4. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) и оценка влияния факторов, ее определяющих………………………………………………...28

3. Оценка выявленных резервов снижения эксплуатационных расходов и себестоимости……………31

Заключение……………………………………………………………………..36

Список использованных источников………………………………38

Приложения…………………………………………………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

готовый курсач.doc

— 611.00 Кб (Скачать файл)
Показатель 2008г., 2009г., Абсолютное  отклонение, (+,-) % выполнения
Себестоимость содержания пути, сооружений и других устройств, руб. 4094,9 5062,9 968 123,6
Эксплуатационные  расходы, млн. руб. 13317 14418 1101 108,3
Объем работ по содержанию пути, сооружений и других устройств, тыс. тонно-км брутто. 3252,12 2847,741 -404,379 87,6

    Из  таблицы 2.9 видно, что себестоимость по содержанию пути, сооружений и других устройств увеличилась за 2009 год по сравнению с предыдущим годом на 968 руб. или на 23,6%.

    На  следующем этапе анализа проведем факторный анализ себестоимости содержания пути, сооружений и других устройств, по следующим критериям:

  • изменение эксплуатационных расходов;
  • изменение объема работ по содержанию пути, сооружений и других устройств.

    Себестоимость содержания пути, сооружений и других устройств определяется как отношение величины эксплуатационных расходов к величине объема работ по содержанию пути, сооружений и других устройств.

    Следовательно, факторами для анализа являются: величина эксплуатационных расходов и  соответствующая величина объема работ по содержанию пути, сооружений и других устройств. Расчет влияния факторов будет осуществляться следующим образом:

    - оценка влияния изменения величины  эксплуатационных расходов:

    

;

    

руб.

    - оценка влияния изменения объема  работ по содержанию пути, сооружений и других устройств:

    

;

    

 руб.

    Таким образом, можно сделать вывод, что  увеличение себестоимости содержания пути, сооружений и других устройств  по сравнению с предыдущим периодом на 968 руб. обусловлено такими факторами как: увеличение эксплуатационных расходов на 1101 млн. руб. (8,3%) привело к увеличению себестоимости на 338,5 руб.; а уменьшение объема работ по содержанию пути, сооружений и других устройств на 404,379 т-км брутто (12,4%) увеличило себестоимость на 629,5 руб.

    Одним из основных факторов, влияющих на эксплуатационные расходы, является объем работы. При увеличении объема создаются благоприятные условия для улучшения качества работы, использования новой техники, методов эксплуатации, форм и методов организации труда.

    Математически связь расходов с объемом выражается линейной зависимостью и описывается следующей формулой:

    

,

где  - независящие расходы (постоянные), млн. руб.;

     - зависящие  расходы (переменные), млн.руб.;

      - зависящие  расходы, приходящие на единицу  производства работ;

       - объем  работ, т-км брутто

    Для оценки влияния объема на себестоимость  необходимо разделить эксплуатационные расходы на зависящие и независящие (таблица 2.10).

Таблица 2.10 – Зависящие и независящие эксплуатационные расходы

Показатель 2008г., млн.руб. 2009г., млн.руб. Абсолютное  отклонение (+,-) Темп роста, %
Зависящие расходы
Текущее содержание пути и путевых обустройств (ст.322) 2025 3506 1481 173,1
Одиночная смена материалов верхнего строения пути, пополнение и замена балласта (ст.323) 1688 1576 -112 93,4
Содержание искусственных сооружений (ст.325) 84 130 46 154,8
Все виды ремонта искусственных сооружений (ст.330) 1191 1001 -190 84
Все виды ремонтных работ верхнего строения пути (ст.331) 855 679 -176 79,4
Итого зависящих расходов 5843 6892 1049 117,9
Независящие расходы
Амортизация подъездных путей (ст.315) 486 457 -29 94
Охрана и содержание переездов (ст.324) 77 138 61 179,2
Амортизация земляного полотна и искусственных сооружений (ст.334) 455 666 211 146,4
Амортизация верхнего строения пути (ст.335) 2178 2188 10 100,5
Общепроизводственные расходы 2866 2472 -394 86,3
Общехозяйственные расходы 1412 1605 193 113,7
Итого независящих расходов 7474 7526 52 100,7

 

    Из таблицы 2.10 видно, что зависящие расходы за 2009 год составили 6892млн.руб., которые по сравнению с 2008 годом увеличились на 1049 млн. руб., независящие расходы в 2009 году составили 7526 млн.руб., они по сравнению с предыдущим годом увеличились на 52 млн.руб.

    Способ расчета оценки влияния объема на себестоимость основывается на изменении общей суммы расходов под влиянием увеличения и снижения объема.

    Последовательность расчетов в этом случае такая:

    1) в базисной сумме расходов (рассчитанной на базисный объем) выделяются зависящие и независящие (условно-постоянные) расходы, т. е.

    

где - общая сумма эксплуатационных расходов за базисный период;

, - соответственно зависящие и независящие эксплуатационные расходы.

    2) устанавливается индекс изменения  объема:

    

где , - соответственно отчетный и базисный объемы.

    3) определяют эксплуатационные расходы при изменившемся объеме, учитывая, что независящие расходы должны остаться неизменными, а зависящие изменяться пропорционально изменению объема.

    На этом этапе расчетов плановые эксплуатационные расходы корректируются с учетом индекса изменения объема. Скорректированные или фактические расходы при изменении объема:

    

    4) рассчитываются две величины себестоимости на базе базисных и скорректированных расходов, устанавливается изменение себестоимости:

    

;

    

;

    

,

 где - относительное изменение себестоимости, %;

- абсолютное  изменение себестоимости.

    Результаты  оценки влияния объема на себестоимость сводятся в таблицу 2.11 
 

Таблица 2.11 – Данные оценки влияния объема на себестоимость

Показатель Анализируемый период Величина показателя
Эксплуатационные  расходы

в том  числе:

  - независящие расходы

  - зависящие расходы

2008 г. 13317 

7474

5843

Эксплуатационные  расходы

в том  числе:

  - независящие расходы

  - зависящие расходы

2009 г. 14418 

7526

6892

Объем работы, тыс. т-км брутто. 2008 г. 3252,12
Объем работы, тыс. т-км брутто. 2009 г. 2847,741
Индекс  изменения объема работ  
Скорректированные эксплуатационные расходы, млн. руб.  
Себестоимость, руб ( ) 2008 г.
Скорректированная себестоимость,  руб  
Изменение себестоимости, %  

    По  данным таблицы 2.11 можно сделать вывод о том, что себестоимость под влиянием объема увеличилась на 6,78%. 

 

3 Оценка выявленных резервов снижения эксплуатационных расходов и себестоимости

    Себестоимость является комплексным экономическим  показателем, который оценивает затраты всех видов ресурсов в стоимостном виде. Поэтому снижение себестоимости свидетельствует о сокращении затрат. Однако снижение себестоимости не всегда говорит об улучшении работы.

    Основными путями снижения себестоимости являются:

    1) Материальные ресурсы занимают 18,12% в структуре затрат. Отсюда понятно  значение экономии этих ресурсов, рационального их использования. На первый план здесь выступает применение ресурсосберегающих технологических процессов. Немаловажным является повышение требовательности и повсеместное применение входного контроля за качеством поступающих от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов. Необходимость улучшения контроля за небрежным обращением с материалами со стороны производственного персонала, неквалифицированность или неэффективность труда, мелкое воровство, изменения требований к качеству или изменение технологии;

    2) Снижение себестоимости обеспечивается  прежде всего за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости. Так как за 2009 год по сравнению с предыдущим годом производительность труда возросла на 11,6%, однако для еще большего его увеличения необходимо внесение изменений в производственную программу предприятия, так как отклонения могут возникать по разнообразным причинам:

       а) использование низкокачественных  материалов;

       б) разные уровни квалификации труда рабочих;

       в) плохое содержание оборудования;

       г) внедрение новых инструментов или  машин и изменения в технологии.

    Все это может повлиять на производительность труда. Отклонение по производительности труда не всегда может контролироваться менеджером; это может быть, например, по вине неудачного производственного расписания, составленного плановым отделом, или по причине изменения нормативов контроля качества. Самой подходящей процедурой для выявления отклонения по производительности труда является карточка нормативов трудозатрат для определенной операции. Когда операция завершена, записывается фактическое время, выявляются отклонения и определяются их причины, чтобы менеджер был немедленно осведомлен об отклонениях. Отчет по затратам труда следует готовить для руководства ежедневно.

    3) Использование достижений научно-технического  прогресса. Реализация достижений  научно-технического прогресса заключается, с одной стороны, в более полном использовании производственных мощностей, сырья и материалов, в  том числе и топливно-энергетических ресурсов, а с другой – в создании новых эффективных машин, оборудования, новых технологических процессов.

    Однако из материалов анализа видно, что себестоимость по содержанию пути, сооружений и других устройств увеличилась по сравнению с 2008 годом на 968руб. из-за снижения объема работ по содержанию пути.

    При анализе эксплуатационных расходов подразделения выявлено, что за 2009 год по сравнению с 2008 годом расходы увеличились на 1101000 тыс.руб. или на 8,27%. В разрезе элементов затрат увеличились расходы по оплате труда на 1415000 тыс.руб. или на 30,16%, по электроэнергии на 25000 тыс.руб. или на 52,08%, увеличились расходы на амортизацию на 255000 тыс.руб. или 7,21%. Однако наблюдается уменьшение материальных расходов на 649000 тыс.руб. или на 12,85%.

Информация о работе Анализ эксплуатационных расходов