Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является произвести анализ и обосновать важность эксплуатационных расходов и себестоимости на железнодорожном транспорте.
При написании курсовой работы был использован такой прием экономического анализа, как способ цепных подстановок и общенаучные методы исследования: метод сравнения, коэффициентов и другие.
Введение…………………………………………………………………………..5
1. Теоретические и методологические основы анализа эксплуатационных расходов и себестоимости……………...7
1.1. Экономическая сущность эксплуатационных расходов, их состав и классификация………………………………………………………………...7
1.2. Понятие себестоимости продукции и ее значение на железнодорожном транспорте……………………………………………………………………10
1.3. Методика анализа эксплуатационных расходов и себестоимости работ………………………………………………………………………….11
1.4. Экономико-правовая характеристика Бобруйской дистанции пути……..13
2. Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости Бобруйской дистанции пути………………………………………...16
2.1. Анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов по элементам затрат…………………………………………………………………………16
2.2. Анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов по статьям Номенклатуры расходов…………………………………………………….19
2.3. Оценка факторов, оказывающих влияние на величину эксплуатационных расходов………………………………………………………………………26
2.4. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) и оценка влияния факторов, ее определяющих………………………………………………...28
3. Оценка выявленных резервов снижения эксплуатационных расходов и себестоимости……………31
Заключение……………………………………………………………………..36
Список использованных источников………………………………38
Приложения…………………………………………………………………….40
Показатель | 2008г., | 2009г., | Абсолютное отклонение, (+,-) | % выполнения |
Себестоимость содержания пути, сооружений и других устройств, руб. | 4094,9 | 5062,9 | 968 | 123,6 |
Эксплуатационные расходы, млн. руб. | 13317 | 14418 | 1101 | 108,3 |
Объем работ по содержанию пути, сооружений и других устройств, тыс. тонно-км брутто. | 3252,12 | 2847,741 | -404,379 | 87,6 |
Из таблицы 2.9 видно, что себестоимость по содержанию пути, сооружений и других устройств увеличилась за 2009 год по сравнению с предыдущим годом на 968 руб. или на 23,6%.
На следующем этапе анализа проведем факторный анализ себестоимости содержания пути, сооружений и других устройств, по следующим критериям:
Себестоимость содержания пути, сооружений и других устройств определяется как отношение величины эксплуатационных расходов к величине объема работ по содержанию пути, сооружений и других устройств.
Следовательно,
факторами для анализа
-
оценка влияния изменения
-
оценка влияния изменения
Таким образом, можно сделать вывод, что увеличение себестоимости содержания пути, сооружений и других устройств по сравнению с предыдущим периодом на 968 руб. обусловлено такими факторами как: увеличение эксплуатационных расходов на 1101 млн. руб. (8,3%) привело к увеличению себестоимости на 338,5 руб.; а уменьшение объема работ по содержанию пути, сооружений и других устройств на 404,379 т-км брутто (12,4%) увеличило себестоимость на 629,5 руб.
Одним из основных факторов, влияющих на эксплуатационные расходы, является объем работы. При увеличении объема создаются благоприятные условия для улучшения качества работы, использования новой техники, методов эксплуатации, форм и методов организации труда.
Математически связь расходов с объемом выражается линейной зависимостью и описывается следующей формулой:
где - независящие расходы (постоянные), млн. руб.;
- зависящие расходы (переменные), млн.руб.;
- зависящие
расходы, приходящие на
- объем работ, т-км брутто
Для оценки влияния объема на себестоимость необходимо разделить эксплуатационные расходы на зависящие и независящие (таблица 2.10).
Таблица 2.10 – Зависящие и независящие эксплуатационные расходы
Показатель | 2008г., млн.руб. | 2009г., млн.руб. | Абсолютное отклонение (+,-) | Темп роста, % |
Зависящие расходы | ||||
Текущее содержание пути и путевых обустройств (ст.322) | 2025 | 3506 | 1481 | 173,1 |
Одиночная смена материалов верхнего строения пути, пополнение и замена балласта (ст.323) | 1688 | 1576 | -112 | 93,4 |
Содержание искусственных сооружений (ст.325) | 84 | 130 | 46 | 154,8 |
Все виды ремонта искусственных сооружений (ст.330) | 1191 | 1001 | -190 | 84 |
Все виды ремонтных работ верхнего строения пути (ст.331) | 855 | 679 | -176 | 79,4 |
Итого зависящих расходов | 5843 | 6892 | 1049 | 117,9 |
Независящие расходы | ||||
Амортизация подъездных путей (ст.315) | 486 | 457 | -29 | 94 |
Охрана и содержание переездов (ст.324) | 77 | 138 | 61 | 179,2 |
Амортизация земляного полотна и искусственных сооружений (ст.334) | 455 | 666 | 211 | 146,4 |
Амортизация верхнего строения пути (ст.335) | 2178 | 2188 | 10 | 100,5 |
Общепроизводственные расходы | 2866 | 2472 | -394 | 86,3 |
Общехозяйственные расходы | 1412 | 1605 | 193 | 113,7 |
Итого независящих расходов | 7474 | 7526 | 52 | 100,7 |
Из таблицы 2.10 видно, что зависящие расходы за 2009 год составили 6892млн.руб., которые по сравнению с 2008 годом увеличились на 1049 млн. руб., независящие расходы в 2009 году составили 7526 млн.руб., они по сравнению с предыдущим годом увеличились на 52 млн.руб.
Способ расчета оценки влияния объема на себестоимость основывается на изменении общей суммы расходов под влиянием увеличения и снижения объема.
Последовательность расчетов в этом случае такая:
1) в базисной сумме расходов (рассчитанной на базисный объем) выделяются зависящие и независящие (условно-постоянные) расходы, т. е.
где - общая сумма эксплуатационных расходов за базисный период;
, - соответственно зависящие и независящие эксплуатационные расходы.
2)
устанавливается индекс
где , - соответственно отчетный и базисный объемы.
3) определяют эксплуатационные расходы при изменившемся объеме, учитывая, что независящие расходы должны остаться неизменными, а зависящие изменяться пропорционально изменению объема.
На этом этапе расчетов плановые эксплуатационные расходы корректируются с учетом индекса изменения объема. Скорректированные или фактические расходы при изменении объема:
4) рассчитываются две величины себестоимости на базе базисных и скорректированных расходов, устанавливается изменение себестоимости:
где - относительное изменение себестоимости, %;
- абсолютное изменение себестоимости.
Результаты
оценки влияния объема на себестоимость
сводятся в таблицу 2.11
Таблица 2.11 – Данные оценки влияния объема на себестоимость
Показатель | Анализируемый период | Величина показателя |
Эксплуатационные
расходы
в том числе: - независящие расходы - зависящие расходы |
2008 г. | 13317 7474 5843 |
Эксплуатационные
расходы
в том числе: - независящие расходы - зависящие расходы |
2009 г. | 14418 7526 6892 |
Объем работы, тыс. т-км брутто. | 2008 г. | 3252,12 |
Объем работы, тыс. т-км брутто. | 2009 г. | 2847,741 |
Индекс изменения объема работ | ||
Скорректированные эксплуатационные расходы, млн. руб. | ||
Себестоимость, руб ( ) | 2008 г. | |
Скорректированная себестоимость, руб | ||
Изменение себестоимости, % |
По
данным таблицы 2.11 можно сделать вывод
о том, что себестоимость под влиянием
объема увеличилась на 6,78%.
3 Оценка выявленных резервов снижения эксплуатационных расходов и себестоимости
Себестоимость является комплексным экономическим показателем, который оценивает затраты всех видов ресурсов в стоимостном виде. Поэтому снижение себестоимости свидетельствует о сокращении затрат. Однако снижение себестоимости не всегда говорит об улучшении работы.
Основными путями снижения себестоимости являются:
1)
Материальные ресурсы занимают 18,12%
в структуре затрат. Отсюда понятно
значение экономии этих
2)
Снижение себестоимости
а)
использование
б) разные уровни квалификации труда рабочих;
в) плохое содержание оборудования;
г)
внедрение новых инструментов или
машин и изменения в
Все это может повлиять на производительность труда. Отклонение по производительности труда не всегда может контролироваться менеджером; это может быть, например, по вине неудачного производственного расписания, составленного плановым отделом, или по причине изменения нормативов контроля качества. Самой подходящей процедурой для выявления отклонения по производительности труда является карточка нормативов трудозатрат для определенной операции. Когда операция завершена, записывается фактическое время, выявляются отклонения и определяются их причины, чтобы менеджер был немедленно осведомлен об отклонениях. Отчет по затратам труда следует готовить для руководства ежедневно.
3)
Использование достижений
Однако из материалов анализа видно, что себестоимость по содержанию пути, сооружений и других устройств увеличилась по сравнению с 2008 годом на 968руб. из-за снижения объема работ по содержанию пути.
При анализе эксплуатационных расходов подразделения выявлено, что за 2009 год по сравнению с 2008 годом расходы увеличились на 1101000 тыс.руб. или на 8,27%. В разрезе элементов затрат увеличились расходы по оплате труда на 1415000 тыс.руб. или на 30,16%, по электроэнергии на 25000 тыс.руб. или на 52,08%, увеличились расходы на амортизацию на 255000 тыс.руб. или 7,21%. Однако наблюдается уменьшение материальных расходов на 649000 тыс.руб. или на 12,85%.