Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 09:04, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является проведение аудита движения товаров на примере организации оптовой торговли ООО «Текстильный мир».
Для решения этой цели поставлены следующие задачи:
- изучить нормативно-правовые акты, регулирующие бухгалтерский учёт и аудит движения товаров;
- рассмотреть методику аудита движения товаров в организации оптовой торговли;
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты учета и аудита движения товаров в
торговле
1.1 Нормативная база аудита 5
1.2 Документальное оформление учета движения товаров в
торговле 9
1.3 Методика проведения аудиторской проверки учета движения
товаров 16
1.4 Типичные нарушения в учете движения товаров 23
2. Практические аспекты учета и аудита движения товаров
в организации ООО «Текстильный мир» г. Иваново
2.1 Характеристика организации 26
2.2 Особенности учета движения товаров в ООО «Текстильный
мир» 30
2.3 План и программа аудиторской проверки учета движения
Товаров в ООО «Текстильный мир» за 2012 г. 34
2.4 Аудиторская проверка учета движения товаров в ООО
Текстильный мир» 45
2.5 Аудиторское заключение 51
Заключение 55
Список использованной литературы 57
1.2 Документальное
оформление учета движения
Основу хозяйственной деятельности торговых организаций составляет совокупность торгово-производственных операций, имеющих большой объем документооборота. Документооборот как элемент учетной политики торговой организации выступает не только основой для ведения бухгалтерского и налогового учета, но и является базой для принятия различного рода управленческих решений.
По общему правилу, вытекающему из статьи 4 Федерального Закона «О бухгалтерском учете» N 402-ФЗ (далее – Закон N 402) торговые организации обязаны вести бухгалтерский учет, причем ответственным за его организацию является руководитель, утверждающим своим приказом учетную политику. Вместе с учетной политикой утверждаются:
- формы первичных документов, по
которым не предусмотрены
- формы документов, которые будут использоваться торговой фирмой для внутренней бухгалтерской отчетности;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации.
Общими этапами документооборота для всех без исключения первичных документов являются:
- создание (получение) первичного документа;
- передача его в бухгалтерскую службу организации;
- принятие его к учету, что, в свою очередь, предполагает его проверку, обработку и внесение данных в соответствующий бухгалтерский регистр;
- передача документов в архив.
Разработка такого графика документооборота входит в обязанности главного бухгалтера торговой компании, а утверждение осуществляется руководителем. При разработке графика документооборота главный бухгалтер должен руководствоваться принципом рациональности, т.е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждого первичного документа, а также определять минимальный срок его нахождения в подразделении.
Закон N 402 обязывает организации подтверждать все свои хозяйственные операции первичными учетными документами. Торговые организации должны применять унифицированные формы первичных документов, разработанные и утвержденные Госкомстатом России. И только в случае отсутствия типовых форм торговые организации вправе применять самостоятельно разработанные формы учетных документов при условии того, что они содержат все обязательные реквизиты, а их применение закреплено учетной политикой компании.
Торговля представляет собой процесс, связанный с куплей-продажей товаров, в связи с чем можно сделать вывод, что основными операциями, совершаемыми с товаром, являются его приемка и продажа.
руководствуются Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли. Как следует из п. 2.1.5 указанных рекомендаций, порядок приемки товаров, а также ее документальное оформление зависят от места приемки товаров, ее характера (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительным документам и т.д.
Товар поступает в торговую организацию по товаросопроводительным документам, предусмотренным условиями поставки товара в соответствии с заключенными договорами с поставщиками, а также правилами перевозки грузов (накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом или счетом-фактурой).
В качестве накладной обычно используется товарная накладная N ТОРГ-12. Если товар доставляется автомобильным транспортом, то используется товарно-транспортная накладная N 1-Т, унифицированная форма которой утверждена Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" (далее - Постановление N 78).
Для документального оформления приемки товаров по качеству количеству, массе и комплектности в соответствии с правилами приемки товаров и условиями договора Госкомстатом России предусмотрен акт о приемке товаров формы N ТОРГ-1. На практике обычно в торговых организациях товар принимается на учет на основании товарной накладной формы N ТОРГ-12. Объяснением тому являются Указания по заполнению унифицированной формы N ТОРГ-12, где сказано, что она применяется торговыми фирмами для оформления продажи (отпуска) товаров сторонним организациям. Составляется форма N ТОРГ-12 в двух экземплярах: первый остается в организации, продающей товар, и является у нее основанием для списания товаров с учета, а второй экземпляр передается покупателю товаров и служит у него основанием для принятия товаров на учет. Следовательно, в торговле товарная накладная N ТОРГ-12 может выступать как расходным, так и приходным товарным документом, это указано и в п. 2.1.2 Методических рекомендаций. Если при приемке товаров организация выявляет расхождения по количеству или качеству товаров, то оформляются следующие документы:
- акт об установленном
- акт об установленном
Указаниями по заполнению унифицированных форм определено, что акты о приемке товаров по количеству составляются в соответствии с фактическим наличием товаров данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных или расчетных документах, а при приемке товаров по качеству и комплектности - с требованиями к качеству товаров, предусмотренными в договоре или контракте.
Акты составляются по результатам приемки членами комиссии и экспертом организации, на которую возложено проведение экспертизы, с участием представителей организаций поставщика и покупателя или представителем организации-покупателя с участием компетентного представителя незаинтересованной организации.
Подписываются акты всеми членами комиссии, в случае отказа любого члена комиссии от подписи акта об этом делается соответствующая отметка в самом акте. Подписанные акты с приложением всех соответствующих документов (накладных, счетов-фактур и т.д.) передаются под расписку в бухгалтерскую службу организации для направления претензии поставщику или перевозчику.
Утверждает акт руководитель торговой организации, он же принимает решение о направлении претензионного письма. Форма акта N ТОРГ-2 оформляется при приемке товаров отечественного производства и составляется в четырех экземплярах. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации-покупателя, второй обычно прикладывается к претензионному письму, направляемому в адрес поставщика или перевозчика, третий вручается представителю поставщика, участвующему в актировании товара, а четвертый вручается перевозчику.
При актировании товаров, поступивших от иностранных поставщиков, используется форма акта N ТОРГ-3, составляемая в пяти экземплярах.
2. Продажа товара. Для оформления операций продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организацией используется товарная накладная формы N ТОРГ-12. Выписывается она уполномоченным лицом торговой организации в двух экземплярах и содержит следующую информацию:
- наименование, адрес, телефон, факс
и реквизиты обслуживающего
- номер и дата транспортной накладной;
- должности и подписи лиц, разрешивших отпуск груза и осуществивших его фактическую отгрузку. Помимо самих подписей в товарной накладной в обязательном порядке приводятся расшифровки подписей указанных лиц.
Если условиями договора купли-продажи или поставки предусмотрено, что доставка товара осуществляется силами продавца, то, необходимо заполнить товарно-транспортную накладную формы N 1-Т (далее - ТТН).
ТТН состоит из двух разделов:
- товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителя и грузополучателя. Причем у первого она выступает основанием для списания ТМЦ, а у второго - используется для оприходования;
- транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителя - заказчика автотранспорта с транспортной организацией, выполнившей перевозку груза. Грузоотправитель составляет ТТН на перевозку груза автотранспортом для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов. Причем она выписывается грузоотправителем в четырех экземплярах:
- первый остается у самого грузоотправителя и является у него основанием для списания товарно-материальных ценностей;
- второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю;
- второй передается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза;
- третий и четвертый экземпляры,
заверенные подписями и
Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация - владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику - заказчику автотранспорта, а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.
Особенностью торговых организаций, ведущих суммовой учет товаров, является то, что такие организации движение товара оформляют посредством товарного отчета формы N ТОРГ-29. Составляется этот документ материально ответственным лицом за определенный период времени, Обычно в качестве такого периода выступает декада.
Ответственным за составление товарного отчета выступает материально ответственное лицо розничной торговой организации. Составляется товарный отчет за установленный период времени в двух экземплярах. Он содержит приходную и расходную части. В приходную часть товарного отчета переносится остаток товара на начало отчетного периода, взятый из предыдущего отчета, а ниже отражается поступление товара по сопроводительным документам. Затем определяется сумма товаров, поступивших в магазин (отдел, секцию) за отчетный период, и выводится итог с учетом суммы остатка.
В расходную часть товарного отчета материально ответственное лицо вносит номера и даты документов, подтверждающих выбытие товаров (выручка от продажи товаров, определяемая по данным кассовых суммирующих отчетов, накладные на возврат товаров на склад и др.). После чего подсчитываются общие данные по выбывшим товарам и определяется остаток товаров и тары на конец отчетного периода.
Отчет подписывается материально ответственным лицом и вместе с подтверждающими документами сдается в бухгалтерскую службу компании на проверку. Проверенный отчет подписывается бухгалтером. Второй экземпляр товарного отчета остается у материально ответственного лица.
Все первичные учетные документы, созданные или полученные организацией, передаются в бухгалтерскую службу в соответствии с графиком документооборота. Там документы проверяются, причем проверка состоит из трех этапов.
Вначале документ проверяется по существу, т.е. проверяется законность операции, оформленной документом. Если у бухгалтера возникли по этому поводу сомнения, он должен поставить об этом в известность главного бухгалтера. Затем проводится проверка документа на качество его заполнения. На заключительной стадии проверки производится:
- группировка документов по однородным признакам, позволяющая получить сводные данные по движению отдельных видов имущества и обязательств фирмы за отчетный период;
- проверка арифметических
- таксировка и контировка документа;
Проверенный и принятый к учету документ в обязательном порядке помечается специальной отметкой во избежание его повторного использования.
Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности применяются регистры бухгалтерского учета, состав которых определяется торговой фирмой самостоятельно и закрепляется в учетной политике. Обработанные первичные бухгалтерские документы текущего месяца, относящиеся к определенному участку бухгалтерского учета, комплектуются в хронологическом порядке и сопровождаются справкой для архива.
Бухгалтерская документация текущего года хранится в бухгалтерской службе, а по его окончании передается в архив. В соответствии с нормами бухгалтерского законодательства хранение бухгалтерской документации осуществляется в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
Нарушение требования законодательства Российской Федерации о сохранности документации может привести к очень серьезным последствиям как для самой фирмы, так и для ее должностных лиц.