Бухгалтерский учет движения материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 14:33, реферат

Краткое описание

Под материальными запасами понимаются активы, используемые при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), предназначенной для продажи (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и др.), используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запасные части и др). [7]. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции, выполненных работ или оказанных услуг (оборотные средства).

Вложенные файлы: 1 файл

1 глава.docx

— 96.29 Кб (Скачать файл)

 

Фактическая себестоимость материалов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Рыночная стоимость полученных безвозмездно активов определяется организацией на основе действующих на дату их принятия к бухгалтерскому учету цен на данный или аналогичный вид активов, проводки представлены в таблице 1.11.

Таблица 1.11 - Безвозмездно, полученные материалы

 

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Отражено поступление материалов по рыночной стоимости

10

98-2

Отпуск безвозмездно полученных материалов в производство отражается доходом текущего периода (в доле израсходованного материала)

98-2

91-1


 

Фактическая себестоимость материалов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Для учета затрат на изготовление материалов и формирования их фактической себестоимости используются счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др.

В бухгалтерском учете операции по поступлению материалов в счет вклада в уставный капитал организации могут быть отражены проводками, представленными в таблице 1.12.

Таблица 1.12 - Материалы, внесенные в счет вклада в уставный капитал

 

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Объявлен уставный капитал организации, зафиксированный в учредительных документах

75-1

80

Отражена стоимость материалов, поступивших в счет вклада в уставный капитал (в денежной оценке, согласованной учредителями организации)

10

75-1

Отражена сумма НДС, восстановленная передающей организацией и указанная в документах по передаче материалов

19-3

83

Предъявлена к вычету сумма НДС по полученным материалам (при условии использования полученных материалов для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость)

68-1

19-3


 

Активы (в том числе, материалы), полученные организацией безвозмездно, относятся к прочим доходам и подлежат обложению налогом на прибыль. Таким образом, налоговое законодательство обязывает организации, безвозмездно получившие материалы, в целях налогообложения учитывать ту стоимость, которая является большей на дату их принятия к бухгалтерскому учету.

Налоговым законодательством передача права собственности на материалы на безвозмездной основе признается их реализацией, поэтому операции по безвозмездной передаче материалов подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

Материалы, остающиеся в результате ликвидации основных средств и иного имущества и пригодные к дальнейшему использованию, должны приниматься к учету по рыночной стоимости на дату списания имущества и соответствующая сумма должна зачисляться на финансовые результаты как прочие доходы. Эти материалы считаются доходом организации, и их рыночная стоимость подлежит обложению налогом на прибыль, проводки по ним представлены в таблице 1.13.[38].

Таблица 1.13 - Материалы, полученные после ликвидации основных средств или иного имущества

 

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Получены материалы при списании основного средства

10-1

91

Определен финансовый результат (прибыль) от ликвидации объекта основного средства (в составе конечного финансового результата)

 

91

 

99


 

Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организаций, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов. Допустим, что организация по договору мены передает объект основных средств в обмен на материалы. При этом обмениваемое имущество имеет одинаковую рыночную и балансовую стоимость, таблице 1.14.

Таблица 1.14 -Материалы, полученные в обмен на другое имущество

 

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Признана выручка от реализации объекта ОС по договору мены (включая НДС)

62

91-1

Начислен НДС при реализации объекта ОС по договору мены

91-2

68-1

Списана первоначальная стоимость переданного по договору мены объекта ОС

01-2

01-1

Списана сумма амортизации, начисленная по объекту ОС к моменту передачи по договору мены

02

01-2

Списана остаточная стоимость объекта ОС, переданного по договору мены

91-2

01-2

Определен финансовый результат от передачи объекта ОС по договору мены

91-9

99

Отражена стоимость материалов, поступивших по договору мены (без учета НДС)

10

60

Отражена сумма НДС от стоимости поступивших по договору мены материалов

19-3

60

Отражено исполнение сторонами обязательств по договору мены

60

62

Перечислена контрагенту отдельным платежным поручением сумма НДС по поступившим материалам

60

51

Получена от контрагента отдельным платежным поручением сумма НДС по объекту ОС, переданного по договору мены

51

62

Принята к вычету сумма НДС, предъявленная контрагентом

68-1

19-3


 

Если в отчетном месяце в организацию поступили расчетные и отгрузочные документы на материалы, но сами они не поступили, то такие материалы подлежат учету в конце месяца как материалы в пути. Стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков, в конце месяца отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (без оприходования этих материалов на склад), таблице 1.15. В начале следующего месяца эти суммы сторнируются.

 

Таблица 1.15 - Материалы в пути

 

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Отражена стоимость материалов в пути согласно расчетным документам поставщика (запись делается в конце отчетного месяца)

10

60

Сторнирована сумма материалов в пути (запись делается в начале следующего месяца)

10

60

Приняты к учету поступившие материалы (запись делается на дату их принятия к учету)

10

60

Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком материалов

19-3

60


 

В бухгалтерском учете отдельные операции по учету недостач и потерь, обнаруженных при приемке материалов, могут быть отражены проводками, представленными в таблице 1.16. [23].

Таблица 1.16 - Инвентаризация материальных запасов

 

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Излишки материалов, выявленные в ходе инвентаризации

10

91

Отражена недостача в пределах норм естественной убыли

94

10

Списание недостач в пределах норм естественной убыли на расходы организации

20,23,25

94

Отражена недостача сверх норм естественной убыли

94

10

Недостача отнесена на виновное лицо

73

94

Виновники не найдены или отказ суда во взыскании вследствие необоснованности исков

91

94


 

Если в организацию поступили материалы без расчетных документов, то они подлежат отражению в бухгалтерском учете как неотфактурованные поставки, таблице 1.17. Неотфактурованные поставки приходуются по счетам учета материалов (в зависимости от назначения принимаемых материалов) по учетным ценам. Учетная цена может быть определена исходя из цены, указанной в договоре, или рыночной цены материалов. В случае если организация использует в качестве учетных цен фактическую себестоимость материалов, то указанные материалы приходуются по рыночным ценам. После получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам их учетная цена корректируется с учетом данных, указанных в поступивших расчетных документах. Если в поступивших расчетных документах фактическая цена материалов окажется ниже их учетной цены, то разница между учетной ценой и фактической ценой материалов, а также сумма НДС, относящаяся к этой разнице, сторнируются [23].

Таблица 1.17 - Неотфактурованные поставки

 

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Приняты к учету материалы по учетным ценам, указанным в договоре (запись делается в отчетном месяце)

10

60

Отражена сумма НДС от стоимости поступивших материалов (запись делается в отчетном месяце)

19-3

60

Увеличена стоимость материалов на разницу между фактической ценой и учетной ценой материалов (запись делается после поступления расчетных документов в следующем месяце)

10

60

Доначислена сумма НДС на разницу между фактической ценой и учетной ценой материалов

19-3

60


 

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию запасов, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень запасов, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров и материалов проводится в период их наименьших остатков;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

С целью организации текущего контроля за сохранностью запасов, оперативного выявления возможных расхождений между данными бухгалтерского учета и их фактическим наличием по отдельным наименованиям и (или) группам в местах хранения и эксплуатации в организациях проводятся проверки. [48].

Бухгалтерские проводки, отражающие расход материалов на производственные и управленческие нужды представлены в таблице 1.18.

Таблица 1.18 – Учет расхода (отпуска) материалов в производство

 

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Отпущены материалы в основное производство

20

10

Отпущены материалы во вспомогательное производство

23

10

Отпущены материалы на общепроизводственные и общехозяйственные нужды

25, 26

10

Отпущены материалы на склады (кладовые) подразделений (цехов)

10

10


 

Подготовка необходимой информации для принятия решения о списании материалов осуществляется Комиссией с участием материально-ответственных лиц. По результатам осмотра Комиссия составляет Акт на списание материалов по каждому подразделению организации, по материально-ответственным лицам.

Информация о работе Бухгалтерский учет движения материалов