Бухгалтерский учет и анализ готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:21, дипломная работа

Краткое описание

Для успешного выполнения бухгалтерией своих учетных задач, связанных с готовой продукцией, необходима ритмичная работа предприятия правильная организация складского хозяйства, своевременное оформление хозяйственных операций.
Для того, чтобы правильно и своевременно осуществлять учет результатов производственной деятельности организация должна выбрать и закрепить в своей учетной политике ряд основополагающих принципов и методов по учету готовой продукции, варианты которых изложены и закреплены в законодательных актах и рекомендациях министерства финансов Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета готовой продукции.…5
1.1. Понятие готовой продукции………………………………………………....5
1.2. Учет выпуска готовой продукции………………………………………….10
1.3. Учет отгрузки и продажи готовой продукции……….……………………11
1.4. Инвентаризация готовой продукции………………………………………22
1.5. Отчетность по готовой продукции………………………………….……..24
Глава 2. Бухгалтерский учет выпуска и продажи готовой продукции в ОАО «Бийский Элеватор»……………………………………………………….…….27
2.1. Экономическая характеристика ОАО «Бийский Элеватор»………….….27
2.2. Бухгалтерский учет готовой продукции в ОАО «Бийский Элеватор».…39
2.3. Недостатки и совершенствование учета выпуска и продажи готовой продукции………………………………………………………………………...35
Глава 3. Анализ готовой продукции на примере ОАО «Бийский Элеватор»..41
3.1. Анализ динамики и выполнение плана производства и реализации продукции……………………………………………………………………...…41
3.2. Анализ ассортимента и структуры продукции……………………………44
3.3. Анализ качества произведенной продукции………………………………48
3.4. Анализ ритмичности работы предприятия………………………………..52
Заключение…………………………………………………………………….…56
Список использованной литературы………………………....………….……..59
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

При многократной сдаче  изделий на склад в течение смены рекомендуются разовые и однострочные документы заменять многострочными накопительными документами (накладными, ведомостями, отчетами за смену, сутки). Если приемо-сдаточная накладная составляется за несколько дней, она подписывается перечисленными лицами за каждый день. Форма и содержание накладной зависит от сложности, комплектности и периодичности сдачи готовой продукции на склад-получатель.

Выпуск готовой  продукции из производства на склад можно оформлять также ведомостью сдачи готовой продукции из цеха на склад, а при сдаче продукции заказчику (покупателю) непосредственно из цеха (минуя склад) или при изготовлении сложных и многокомплектных изделий вместо накладной целесообразно составлять акт приемки-сдачи. Приемосдаточный акт имеет типовую форму, в которой отмечается, что готовые изделия прошли все стадии технологической обработки, соответствуют техническим условиям (требованиям заказчика) и другие натуральные и стоимостные показатели выпущенной продукции.

Отгрузка (отпуск) готовой продукции производится по соответствующим распорядительным документам: это сертификат, накладная, приказ на отпуск (отгрузку) готовых изделий и др. Отгрузка (отпуск) готовой продукции покупателям осуществляется в соответствии с заключенными договорами поставки, в которых определено наименование и количество по видам поставляемой продукции, способ отгрузки или самовывоз, размер партий, цена, по которой реализуются отдельные изделия. В соответствии с договором поставки организация-поставщик выписывает приказ-накладную (см. Приложение 2), в которой объединяются два документа: приказ складу на отгрузку продукции и накладная на ее отпуск со склада. Данные приказа на отпуск заполняют менеджеры, занимающиеся сбытом готовой продукции, а фактическое количество отпущенной продукции – материально ответственное лицо, отпустившее продукцию. Подобранные партии готовой продукции передаются экспедитору под расписку или сдаются на месте представителю покупателя (при самовывозе). Отправка груза оформляется транспортными накладными и квитанциями к ним. На основании этих документов составляют накладную на отпуск готовых изделий. Железнодорожная накладная (или накладная водного транспорта) передается станции железной дороги (или пристани) вместе с грузом. Накладная сопровождает груз в пути следования и вместе с ним выдается в пункте назначения грузополучателю. Железнодорожная квитанция, выданная транспортной организацией в момент принятия груза к перевозке и оплаты тарифа, выдается грузоотправителю и служит основанием для выписки счета-фактуры и предъявления его к оплате покупателю.

При транспортировке  готовой продукции автомобильным  транспортом поставщик выписывает товарно-транспортную накладную в нескольких экземплярах. К товарно-транспортным накладным и приказам-накладным прилагаются спецификации, в которых приводится подробный перечень отгруженной продукции и дается ее характеристика, технические паспорта на конкретные изделия, сертификаты качества и другие документы, обусловленные договором поставки. Различают оперативный и бухгалтерский учет готовой продукции. Оперативный учет осуществляют работники сбытовой, коммерческой или планово-диспетчерской служб организации. Одновременно с целью усиления контроля за сохранностью и выпуском изделий могут вести параллельный оперативный учет работники выпускающих цехов Бухгалтерский учет ведут работники бухгалтерских служб.

Для учета наличия  и движения готовой продукции  предназначен активный сч. 43 «Готовая продукция». Он используется организациями, осуществляющими промышленную, сельскохозяйственную и иную производственную деятельность.

Готовые изделия, приобретенные  для комплектации (стоимость которых  не включается в себестоимость выпускаемой  продукции организации) или в  качестве товаров для продажи, учитываются на сч. 41 «Товары». Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на сч. 43 «Готовая продукция» не отражается, а фактические затраты по ним по мере продажи списываются со счетов учета затрат на производство на сч. 90 «Продажи».

Принятие к бухгалтерскому учету готовой продукции, изготовленной для продажи, в том числе и продукции, частично предназначенной для собственных нужд организации, отражается по дебету сч. 43 «Готовая продукция» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или сч. 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Если готовая продукция предназначена для использования в самой организации, то она, минуя сч. 43 «Готовая продукция», может учитываться на сч. 10 «Материалы» и других аналогичных счетах в зависимости от назначения этой продукции.

При признании в бухгалтерском  учете выручки от продажи готовой продукции ее стоимость списывается со сч. 43 «Готовая продукция» в дебет сч. 90 «Продажи». Если выручка от продажи отгруженной продукции определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете (например, при экспорте продукции), то до момента признания выручки эта продукция учитывается на сч. 45 «Товары отгруженные». При ее фактической отгрузке делается запись по кредиту сч. 43 «Готовая продукция» в корреспонденции со сч. 45 «Товары отгруженные».

При учете готовой  продукции на сч. 43 «Готовая продукция» по фактической производственной себестоимости  в аналитическом учете движение ее отдельных наименований возможно отражать по учетным ценам (плановой себестоимости, отпускным ценам и т. д) с выделением отклонений фактической производственной себестоимости изделий от их стоимости по учетным ценам.

При списании готовой  продукции со сч. 43 «Готовая продукция» относящаяся к этой продукции  сумма отклонений фактической производственной себестоимости от стоимости по ценам, принятым в аналитическом учете, определяется по проценту, исчисленному исходя из отношения отклонений на остаток готовой продукции на начало отчетного периода и отклонений по продукции, поступившей на склад в течение отчетного месяца, к стоимости этой продукции по учетным ценам.

Суммы отклонений фактической  производственной себестоимости готовой продукции от ее стоимости по учетным ценам, относящиеся к отгруженной и проданной продукции, отражаются по кредиту сч. 43 «Готовая продукция» и дебету соответствующих счетов дополнительной или сторнировочной записью в зависимости от того, представляют они перерасход или экономию.

Аналитический учет по сч. 43 «Готовая продукция» ведется по видам  готовой продукции и по местам хранения. Аналитический учет отдельных видов готовой продукции ведут по учетным ценам с выделением отклонений фактической себестоимости от стоимости готовой продукции по учетным ценам.

Готовая продукция, передаваемая из основного (вспомогательного) производства на склад по учетным ценам, в течение месяца оформляется бухгалтерской записью:

Д-т сч. 43 «Готовая продукция»

К-т сч. 20 «Основное  производство»

К-т сч. 23 «Вспомогательные производства».

При отклонении фактической себестоимости от учетной цены делают запись:

а) в случае превышения:

Д-т сч. 43 «Готовая продукция»

К-т сч. 20 «Основное  производство» 

К-т сч. 23 «Вспомогательное производство»;

б)  в случае уменьшения разницу списывают способом «красное сторно». Готовая продукция используется для собственных нужд самой организации:

Д-т сч. 10 «Материалы»

Д-т сч. 21 «Полуфабрикаты собственного производства».  

К-т сч. 20 «Основное  производство»

К-т сч. 23 «Вспомогательные производства».

Отгруженную или сданную  представителю покупателя на месте готовую продукцию списывают по учетным ценам и делают запись:

Д-т сч. 45 «Товары отгруженные»

Д-т сч. 90 «Продажи»

К-т сч. 43 «Готовая продукция».

В конце отчетного  месяца при выявлении отклонений фактической себестоимости отгруженной (реализованной) продукции от стоимости ее по учетным ценам делают либо дополнительную проводку (аналогичную вышеуказанной), либо способом «красное сторно».

Если учет готовой  продукции на сч. 43 «Готовая продукция» ведется по плановой или нормативной себестоимости с использованием сч. 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», то делаются следующие записи:

при оприходовании  готовой продукции на склад по плановой себестоимости:

Д-т сч. 43 «Готовая продукция»

К-т сч. 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;

в конце отчетного месяца определена фактическая себестоимость готовой продукции, поступившей из основного (вспомогательного) производства:

Д-т сч. 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»

К-т сч. 20 «Основное  производство»

К-т сч. 23 «Вспомогательные производства»;

списываются отклонения фактической себестоимости готовой продукции от нормативной или плановой:

а)  в случае превышения

Д-т сч. 90 «Продажи»

К-т сч. 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;

б) в случае уменьшения – разницу списывают  способом «красное сторно».

 

2.3. Недостатки и совершенствование учета выпуска и продажи готовой продукции

 

           Одним из наиболее простейших способов повышения прибыли готовой продукции является увеличение объема продаж продукции. Однако, для того чтобы воспользоваться данным резервом предприятию необходимо будет либо расширить производственные мощности, либо повышать выпуск наиболее рентабельной продукции (т.е. определить виды продукции, которые приносят наибольший доход при наименьших затратах).

Все остальные резервы  повышения прибыльности продукции сводятся к одному простому решению – внедрение новых, более прогрессивных мощностей. Именно это позволит предприятию снизить непроизводственные затраты, ввести режим экономии, повысить производительность труда, снизить себестоимость произведенной продукции за счет более экономического использования сырья и повысить качество произведенной продукции.

          Все это позволит предприятию  не только увеличить объем  продаж и реализацию продукции,  но и сохранить позицию на  местном рынке , что обеспечит стабильность предприятию.

Таблица 5                             

 Резервы увеличения выпуска продукции

Источник резервов

Резервы увеличения выпуска продукции  за счет

трудовых ресурсов

 средств труда

предметов труда

                               1

       2

      3

        4

Увеличение количества ресурсов

Более полное использование рабочего времени

Повышение производительности труда

 Сокращение сверхплановых отходов  сырья и материалов

Снижение норм расхода сырья  и материалов

 

 

 

 

         -

      1268

 

     200

        -

 

         -

 

 

 

         -

     2345

 

          -

          -

 

          -

 

 

 

      1215

         -

        

          -

        123

 

       912

 

 

 

Итого

 

 

      1468

 

 

      2345

 

 

     2250

 

 


        Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.

       На нашем предприятии резерв увеличения выпуска продукции ограничен материальными ресурсами и составляет 2250 млн. руб. Максимальный резерв выпуска продукции за счет улучшения использования оборудования может быть освоен, если предприятие найдет еще по трудовым ресурсам резервов на сумму 877 т. руб. (2345-1468) и по материальным ресурсам - на сумму 95 т. руб. (2345-2250).

        При определении резервов увеличения  реализации продукции необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Анализ готовой продукции на примере  ОАО «Бийский элеватор»

3.1. Анализ динамики  и выполнение плана производства  и реализации продукции

 

Объем производства и  реализации промышленной продукции  может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

Валовая продукция  - это  стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производства. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция  – отличается от валовой тем, что  в нее включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный  оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной. Если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства [11,c.17].

Объем реализации продукции  определяется по отгрузке продукции  покупателями или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых,  плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономии этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит, и объем ее производства.

Важное значение для  оценки выполнения производственной программы  имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и  т.д.) их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Информация о работе Бухгалтерский учет и анализ готовой продукции