Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 16:16, курсовая работа
Основой любой современной организации являются люди, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и определяют ее экономические показатели и конкурентоспособность. Вклад людских ресурсов в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг зависит от эффективности управления персоналом и в частности от того, насколько эффективно проводится работа по отбору персонала.
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА СИСТЕМЫ НАЙМА ПЕРСОНАЛА 8
1.1. Система найма, как объект для аудита персонала 8
1.2. Ключевые показатели эффективности системы найма персонала 41
1.3. Аудит системы найма персонала 56
ГЛАВА II. АУДИТ СИСТЕМЫ НАЙМА ПЕРСОНАЛА ОАО «ММК» 73
2.1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия ОАО «ММК» 73
2.2. Аудит системы найма персонала ОАО «ММК» 129
2.3. Рекомендации эффективности организации системы найма персонала ОАО «ММК» 143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 151
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 154
Конечно, если, например, новое направление работы очень слабо соотносится с деятельностью, которую уже осуществляют сотрудники компании, если на данную должность необходим специалист с опытом работы по специальности, если в компании нет сотрудников, которые хотели бы занять эту должность, то данный расчет особой смысловой нагрузки не несет.
К внешним источникам поиска сотрудников в первую очередь относятся:
Если мы выбираем поиск персонала из внешних источников, то для того, чтобы избежать лишних затрат, необходимо определиться, на каких именно из них следует сосредоточиться: понятно, что не стоит пытаться найти руководителя высшего уровня через учебные заведения или центры занятости (данная группа профессионалов обычно в центры занятости не обращается), и, конечно, излишними будут затраты в случае обращения компании к хедхантерам для поиска рядовых служащих или специалистов (если речь не идет о редких специалистах)[9].
Следующим этапом системы найма является отбор персонала.
Здесь, как правило, выделяют следующие ошибки:
Существует огромное количество методов и методик, которые можно использовать для оценки кандидатов на вакансию. Трудность состоит в том, чтобы определить, какие из них необходимо использовать для отбора кандидата на данную конкретную должность. Однако, с учетом ранее приведенных процедур анализа деятельности на рабочем месте и формирования конкретных требований к кандидату, мы можем подобрать наиболее подходящие методики для выявления этих качеств[9].
Сложным является также вопрос о проверке рекомендаций. Зачастую сотрудники службы по работе с персоналом пренебрегают данной процедурой, а зря. В случае проверки рекомендаций специалист по подбору персонала получает прекрасную возможность получить более полную картину о деловых качествах соискателя, причем эта информация будет обрисовывать кандидата с той стороны, которую можно не заметить в ходе проведения собеседования и других проверочных процедур. Наведение справок по заинтересовавшему компанию кандидату также имеет свои правила:
Также желательно проверять действительно ли кандидат имеет то образование (тот диплом), которое указано в резюме. Желательно проверять документы об образовании непосредственно на собеседовании и если возникает сомнение в подлинности данного документа, необходимо обратиться в организацию, которая выдала диплом. Как правило, особых сложностей ответ на данный запрос у них не вызывает.
Таковы основные ошибки и способы их избежать. Опираясь на данный алгоритм, можно использовать множество различных вариантов, методов и методик, которые будут способствовать построению эффективной системы найма персонала[9].
Найм — это капиталовложение, связанное как с прямыми затратами на подбор персонала так и косвенными, обусловленными необходимостью проверки качества полученных результатов. Значимость целей оправдывает необходимость аудита найма. В широком смысле эффективность найма — это то, насколько потенциальный работник способен выполнять определенные профессиональные функции и насколько его производственное поведение обеспечивает достижение внутренних целей организации, а значит, наем — это часть большого взаимосвязанного комплекса управления человеческими ресурсами.
Цель аудита найма — экспертиза правильности реализации кадровой политики организации в вопросах подбора и найма персонала.
Аудитор исходит из того, что успешность найма зависит от:
Основные источники информации аудитора:
Оценка выполнения функции подбора кадров может быть произведена по следующим показателям:
Оценка качества набранных работников (Кн) осуществляется следующим образом:
Кн = (Рк + Пр + Op)/Ч,
где:
Рк — усредненный показатель качества выполняемой работы набранными работниками (в %);
Пр — процент новых работников, продвинувшихся по службе в течение одного года;
Ор — процент новых работников, оставшихся работать по истечении одного года;
Ч— общее число показателей, учитываемых при расчете.
Основные направления аудиторской проверки найма персонала:
1) соблюдение трудового законодательства в вопросах найма персонала;
2) действенность механизма набора и отбора персонала.
Планируя работу по первому направлению, аудитор получает ответ на следующие комплексные вопросы:
При изучении содержания трудовых договоров (контрактов) необходимо обратить внимание на обязанности сторон соглашения (договор не может ухудшать положение работника, вступая в противоречие с законодательными нормами и коллективным договором), а также на признаки (условия договора), которые свидетельствуют о степени закреплении подчинения и зависимости наемного труда.
Техника исполнения большинства аудиторских процедур данного направления в общем не представляет особой сложности: например, при проверке правильности оформления документов найма аудитор последовательно просматривает первичные документы, служащие основанием для приема на работу, сверяет реквизиты, выборочно анализирует содержание, устанавливает наличие соответствующих подписей и т.д.
Планируя свою работу по второму направлению, аудитор определяет:
Рационально с самого начала ознакомиться с планированием и прогнозированием потребности в персонале. При этом аудитор должен обратить внимание на сбалансированность количественных и качественных показателей потребности, т.е. оценить степень координации показателей:
На этом же этапе следует собрать следующие сведения, характеризующие деятельность вновь принятых работников:
Стоимость найма и ошибки при подборе персонала.
В процессе набора персонала участвуют работники самого предприятия и внешние агенты. Имеют место также непосредственные расходы, связанные с организацией набора (прямые затраты). Совокупные затраты на найм персонала достаточно велики.