Классификация затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Завершение образования мирового рынка к середине ХХ века потребовало разработки единообразных приёмов учёта, их унификации для обеспечения одинакового понимания учётной информации. Унификация учёта осуществляется путём его гармонизации и стандартизации на основе разработки международных стандартов финансовой отчётности МСФО, а на их основе национальных стандартов бухгалтерского учёта ПБУ, учитывающих специфические особенности национальной экономики.

Стандартизация бухгалтерского учёта, обеспечивая его унификацию через МСФО, ПБУ, нормативные акты и документы ставит бухгалтерский учёт в жесткие рамки, требуя составления внешней финансовой отчётности в строгом подчинении стандартам. С одной стороны это позволяет оградить интересы инвесторов, вкладывающих свои средства в экономику других стран и предприятий, но с другой стороны значительно ограничивает аналитические возможности бухгалтерской информации, её использование для целей контроля, планирования и принятия управленческих решений.

Вложенные файлы: 1 файл

классификация затрат.doc

— 604.00 Кб (Скачать файл)

Расходы, отнесённые на статьи Номенклатуры расходов железных дорог, в соответствии с национальным стандартом Положением ПБУ 10/99 «Расходы организации» подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. В основу этой группировки положено разграничение затрат по характеру их возникновения, а также по условиям осуществления и направлениям деятельности организации. Расходы по обычным видам деятельности составляют расходы, связанные с производством и продажей продукции, работ, услуг, имеющих регулярный характер, и приносящих регулярный доход. Таким видом деятельности в ОАО РЖД являются расходы на перевозки. Они находят отражение в статьях затрат с 757 по 833 и с 1001 по 10000.

Расходы, имеющие нерегулярный характер, отличные от расходов по обычным видам деятельности, составляют «Прочие расходы». К ним относятся статьи затрат с 901 по 950 .

Расходы по обычным видам деятельности подразделяются на расходы по основной  обычной деятельности и по прочей обычной деятельности. Расходы по основным обычным видам деятельности составляют расходы на перевозки, покрываемые за счёт тарифа. Расходы на создание продукции, выполнение работ, оказание услуг, выполняемые на сторону по договорным ценам после выполнения плана перевозочных работ, составляют прочие обычные виды деятельности. К такого вида работам и услугам относятся услуги инфраструктуры по ремонту электрооборудования, выработке электроэнергии в дистанциях электроснабжения, услуг связи и ремонту средств связи в дистанциях сигнализации, связи и вычислительной техники, по производству запчастей ремонту подвижного состава в локомотивных и вагонных депо.

Расходы по обычным видам деятельности в Номенклатуре расходов в зависимости от их отношения к производственному процессу группируют на расходы непосредственно связанные с процессом перевозок, так называемые основные расходы, вызванные выполнением процесса перевозок, для осуществления которых было создано ОАО РЖД, и расходы, связанные с обслуживанием и управлением ОАО РЖД, так называемые накладные общехозяйственные расходы.

В свою очередь основные расходы, вызванные перевозками, даются в Номенклатуре расходов с группировкой на основные специфические для каждого места возникновения затрат (ст.1001-6613) и основные общие для всех мест возникновения затрат и видов деятельности (ст.757-778).

Основные специфические расходы - это затраты, обусловленные технологией перевозочного процесса, отдельные операции которого, виды работ выполняются соответствующими структурными подразделениями, такими как локомотивные, вагонные депо, дистанции пути, дистанции электроснабжения и проч., каждое из которых предназначено для выполнения определённых функций в обеспечении перевозочного процесса. Расходы структурных подразделений и объединяющих их хозяйств: пассажирского, грузовой и коммерческой работы, перевозок, локомотивного, вагонного, пути, гражданских сооружений и, водоснабжения и водоотведения, сигнализации, централизации и блокировки, информатизации и связи, электрификации и электроснабжения являются специфическими для каждого хозяйства и его структурных подразделений  и не могут возникнуть в других хозяйствах. Например,  затраты по статьям «Работа электровозов в грузовом движении» (ст.3101), «Экипировка электровозов, работающих в грузовом движении» (ст.3104) возникают только в локомотивном депо локомотивного хозяйства, а по статье «Продажа билетов на поезда дальнего следования во внутригосударственном сообщении» (ст. 4001) имеют место на вокзалах пассажирского хозяйства. Поэтому их называют основные специфические расходы. Обычно они учитываются как прямые затраты по видам работ и местам их возникновения на счёте 20. Эти расходы сгруппированы в шесть подразделов, соответствующих числу укрупнённых работ, с 1001 по 6613 статьи в разделе «Прямые расходы по видам работ и местам возникновения затрат».

Наряду со специфическими расходами, свойственными только определённым хозяйствам, обусловленными технологией выполняемых ими операций, в структурных подразделениях есть расходы, тоже непосредственно связанные с процессом перевозок, но в отличие от прямых специфических расходов они имеют место во всех подразделениях. Их, как уже отмечалось, называют основные общие расходы для всех мест возникновения затрат  и видов работ. Это общепроизводственные расходы и их учитывают на счёте 25 или 20, если нет прочей обычной деятельности. Это расходы по обслуживанию и организации производства. К ним относятся расходы по оплате труда производственного персонала за не проработанное время (ст.757), отчисления в резерв на выплату вознаграждения по итогам года (ст.760), командировки и подъёмные работников, не относящихся к аппарату управления (ст.762), скидки со стоимости форменной одежды, выданной производственному персоналу (ст.758), содержание и эксплуатация оборудования объектов природоохранного назначения (ст. 766), исследовательские и испытательные работы (ст.775),содержание, капитальный ремонт и амортизация оборудования, зданий, сооружений производственного назначения (ст. 767, 768, 770, 771), и автотранспорта (ст. 776, 777,778). Поскольку эти расходы присутствуют во всех хозяйствах и являются для них общими, они выделены в Номенклатуре расходов в отдельный раздел основных расходов обычной деятельности, общих для всех мест возникновения затрат и видов работ со статьи 757 по статью 778.

Помимо основных расходов по обычной деятельности, непосредственно связанных с производственным, т.е. перевозочным процессом, в Номенклатуре расходов выделяются расходы, связанные с обслуживанием и управлением ОАО РЖД. Эти расходы являются общими для всех хозяйств и потому эти статьи затрат с 785 по 833 статью выделяются в отдельный раздел Номенклатуры расходов - «Общехозяйственные расходы». Их учитывают на сч.26 или 20, если нет прочих обычных видов деятельности. В свою очередь эти расходы подразделяются на общехозяйственные расходы без расходов на содержание аппарата управления и расходы на содержание аппарата управления.  Это расходы по обслуживанию, текущему ремонту и амортизации зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения ( ст. 788, 789, 790), амортизация нематериальных активов ( ст.791), содержанию ведомственной, пожарной и сторожевой охраны (ст.794), плата за пользование природными ресурсами (ст.806) налог на землю (счт.808) НДС, (809), коммерческие расходы (ст.810) и проч. 

Таким образом, Номенклатура расходов предусматривает по мере совершения хозяйственных операций затраты, отражаемые в первичных документах в местах их возникновения, собирать на соответствующих статьях затрат, а затем группировать по видам работ, местам возникновения затрат, хозяйствам, укрупнённым работам, видам деятельности. В Номенклатуре расходов группировка статей затрат приводится по шести видам укрупнённых работ и десяти видам деятельности. Тем самым обеспечивается получение информации в нужных разрезах.

Группировка расходов по видам укрупнённых работ и видам деятельности даётся впервые в Номенклатуре расходов  основных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта (2003 года издания). Это обусловлено реформированием железнодорожного транспорта, в результате которого предусматривается переход от функционально-иерархической (территориальной) структуры управления транспортом к функциональному принципу его организации. Сегодня управление компании централизованное, управление сети строится по вертикали по иерархическому принципу, когда нижестоящее подразделение подчиняется вышестоящему, т.е. структурные единицы: локомотивные депо, дистанции пути, энергоснабжения, станции подчиняются отделению дороги, в которое они входят, а если структурные единицы в функциональном филиале, то филиалу, НОДы подчиняются дороге, в которую входят, а дороги и функциональные филиалы - аппарату управления ОАО «РЖД». По горизонтали управление строится по функциональному принципу - отраслевому. Аппарат ОАО «РЖД» включает отраслевые департаменты, им подчиняются соответствующие отраслевые службы дорог, которым в свою очередь подчиняются отраслевые отделы отделений дорог, а им соответствующие структурные единицы: локомотивные депо, станции, дистанции пути, энергоснабжения и проч. По мере реформирования железнодорожного транспорта и образования дочерних компаний различного функционального назначения организация и управление ОАО «РЖД» будет осуществляться только по функциональному принципу по следующим видам деятельности:

-грузовые перевозки,

-предоставление услуг инфраструктуры,

-предоставление услуг локомотивной тяги,

-пассажирские перевозки в дальнем сообщении,

-пассажирские перевозки в пригородном сообщении,

-ремонт подвижного состава,

-строительство объектов инфраструктуры,

-научно исследовательские и опытно-конструкторские работы,

-содержание социальной сферы

и прочие виды деятельности.

Для осуществления того или иного вида деятельности помимо работ, свойственных данному виду деятельности,  требуется выполнение работ, характерных и для других видов деятельности, которые производятся в других хозяйствах и их структурных подразделениях. Так, чтобы осуществить грузовые перевозки помимо приёма к отправлению и выдачи грузов (ст.1001), погрузо-разгрузочных работ (ст.1012), подготовки парка грузовых вагонов и контейнеров к перевозкам (ст.1004, 1005), цистерн под налив (ст.1031) и т.п., требуется выполнение работ по текущему обслуживанию локомотивов, занятых на грузовых перевозках (ст.3101, 3301, 3501), их ремонту и амортизации (ст.3105, 3305), по содержанию, ремонту и амортизации пути (ст.2101,2101,2110,2115), зданий и сооружений (ст.2010, 2201), средств связи и т.п., участвующих в выполнении грузовых перевозок. Необходимо также учесть затраты на обслуживание и управление грузовыми перевозками. Поэтому для определения полной суммы затрат и себестоимости единицы работ, необходимо сгруппировать статьи затрат, связанные с выполнением того или иного вида деятельности. А поскольку ответственность за выполнение данных операций перевозочного процесса несут разные структурные единицы, подразделения, службы, которые в процессе реформирования железнодорожного транспорта будут выделяться в дочерние компании ОАО «РЖД», в Номенклатуре расходов предусмотрена предварительная группировка соответствующих статей затрат  по укрупнённым работам, выполняемым отдельными структурными подразделениями, а затем группировка соответствующих укрупнённых работ по  видам деятельности. В Номенклатуре расходов выделено шесть видов так называемых укрупнённых работ таких как

-грузовые перевозки,

-пассажирские перевозки в дальнем следовании,

- пассажирские перевозки в пригородном сообщении,

- содержание инфраструктуры,

- локомотивная тяга,

- ремонт подвижного состава

Укрупнённая работа включает операции, которые необходимо выполнить, чтобы обеспечить осуществление соответствующего вида деятельности независимо от места их возникновения и вида работ. Вместе с тем в неё не включаются операции, которые не участвуют в осуществлении анализируемого вида деятельности, хотя и производятся в хозяйствах, участвующих в анализируемом виде деятельности. Так, в рассматриваемом нами примере, выполнение такого вида деятельности как «Грузовые перевозки» требует выполнения четырёх видов укрупнённых работ:

-грузовые перевозки,

-содержание инфраструктуры,

-локомотивная тяга,

-ремонт подвижного состава.

Укрупнённая работа «Содержание инфраструктуры» по виду деятельности «Грузовые перевозки» предусматривает выполнение только тех операций, которые обусловлены осуществлением грузовых перевозок. Это операции по обслуживанию, содержанию, текущему ремонту и амортизации зданий, сооружений, оборудования и инвентаря, связанных с грузовыми перевозками, (ст. 2010, 2201), техническое обслуживание грузовых вагонов на станции (ст.2015), прием и отправление поездов, маневровая работа на грузовых и сортировочных станциях (ст.2030, 2034). Все виды аналогичных операций, обусловленные пассажирскими перевозками, затраты на которым собирают на статьях затрат по обслуживанию, текущему ремонту зданий, сооружений, оборудования и инвентаря, связанных с пассажирскими перевозками (ст. 2001, 2002,2003, 2004), техническому обслуживанию по программе ТО-1 пассажирских вагонов в пути следования (ст.2005), по приёму и отправлению поездов, маневровой работе на пассажирских станциях (ст.2031, 2032,2035, 2036) и проч. группируют в укрупнённую работу «Содержание инфраструктуры» по виду деятельности  «Пассажирские перевозки».

В свою очередь укрупнённая работа «Локомотивная тяга» по виду деятельности «Грузовые перевозки» предусматривает выполнение только операций, связанных с грузовыми перевозками, затраты по которым находят отражение на статьях расходов по работе электровозов, тепловозов, паровозов в грузовом, хозяйственном движении, на манёврах (ст.3101, 3102, 3303, 3104, 3301,3302,3303, 3503), по их экипировке (ст.3104,3304), их амортизации (ст.3105, 3305, 3505). Все же виды аналогичных операций и статьи расходов по ним, связанные с пассажирскими перевозками, включаются в укрупнённую работу «Локомотивная тяга» по виду деятельности «Пассажирские перевозки дальнего следования» или «Пассажирские перевозки пригородного сообщения». Например, статьи расходов 3110 «Работа электровозов в пассажирском движении в дальнем следовании», 3111 «Работа электровозов в пригородном сообщении», 3112 «Работа электровозов на манёврах в пассажирском движении», 3113 «Экипировка электровозов, работающих в пассажирском движении дальнем следовании» и т.д.

Группировка статей затрат по укрупнённым работам и видам деятельности  приведена в табл.2.

 

Таблица 2. Группировка расходов по основным видам хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта

 

Вид деятельности

Укрупнённые работы

Статьи, части статей

1.Грузовые перевозки

Грузовые перевозки

1001 - 1006

 

Содержание инфраструктуры

2010-2601 (кроме 2031, 2032,2035,2202,2203,2401,

2417, 2421)

 

Локомотивная тяга

3101-3105, 3501-3505,3501

 

 

3116,3117,3316,3503-3505

 

Ремонт подвижного состава

6001-6031, 6051-6053.6101-6103,6301-6303,

 

 

6109-6111,6309-6311,6501-6502

 

Расходы. общие для всех видов работ и мест возникновения затрат, обще-хозяйственные , внереализацион-ные, операцион-ные, чрезвычайные расходы

757-778, 785-833,901-950

2.Предоставление услуг инфраструктуры

Содержание инфраструктуры

2001-2601

Информация о работе Классификация затрат