Классификация затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Завершение образования мирового рынка к середине ХХ века потребовало разработки единообразных приёмов учёта, их унификации для обеспечения одинакового понимания учётной информации. Унификация учёта осуществляется путём его гармонизации и стандартизации на основе разработки международных стандартов финансовой отчётности МСФО, а на их основе национальных стандартов бухгалтерского учёта ПБУ, учитывающих специфические особенности национальной экономики.

Стандартизация бухгалтерского учёта, обеспечивая его унификацию через МСФО, ПБУ, нормативные акты и документы ставит бухгалтерский учёт в жесткие рамки, требуя составления внешней финансовой отчётности в строгом подчинении стандартам. С одной стороны это позволяет оградить интересы инвесторов, вкладывающих свои средства в экономику других стран и предприятий, но с другой стороны значительно ограничивает аналитические возможности бухгалтерской информации, её использование для целей контроля, планирования и принятия управленческих решений.

Вложенные файлы: 1 файл

классификация затрат.doc

— 604.00 Кб (Скачать файл)

Д 20 К  32.99.000.000.

Использование обобщающего передающего счёта «Закрытие периода» позволяет учитывать расходы в течение отчётного периода в разрезе статей и элементов затрат накопительным итогом 32.99. Это, как подчёркивается в Инструкции по ведению управленческого учёта с применением 32-х счетов / 21, с.23/, позволяет получать отчёты по затратам за несколько отчётных периодов. Для этого суммы затрат учтённые по дебету субсчетов к счёту 32 и кредиту субсчёта 32.99.000.000. не подлежат списанию, т.е. в конце отчётного периода (года) счета 32 с субсчетами по элементам затрат и обобщающий субсчёт 32.99.000.000 не закрываются. Общее итоговое сальдо по счёту 32 в конце каждого месяца равно нулю.

 

7. МЕТОДЫ УЧЁТА ЗАТРАТ И

КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ

Под методом учёта затрат на производство понимают совокупность приёмов  документирования и отражения производственных затрат в системе бухгалтерских счетов и регистров в целях определения себестоимости единицы продукции, работ, услуг. Существуют различные методы учёта затрат и калькулирования себестоимости единицы продукции, работ, услуг. Выбор метода учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг зависит от особенностей производственного процесса, характера производимой продукции, возможности собрать затраты на объект калькулирования. При этом под объектом калькулирования понимают единицу продукции, работ, услуг, подлежащей продаже. Выбор измерителя единицы продукции, являющейся одновременно калькуляционной единицей, зависит от характера производимой продукции, работ, услуг, и особенностей производства.

Метод учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг организация выбирает самостоятельно, учитывая отраслевую принадлежность организации, её размеры, организационную структуру, применяемую технологию производства, объём и ассортимент производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и т.п

 

7.1. ПОЗАКАЗНЫЙ МЕТОД УЧЁТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И  УСЛУГ

Позаказный метод учёта затрат и калькулирования себестоимости заключается в организации учёта затрат и калькулировании себестоимости непосредственно по конкретному объекту калькулирования. Поэтому этот метод учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг применяется в индивидуальном, мелкосерийном производстве, где есть возможность собирать затраты по каждому объекту учёта и калькулирования себестоимости. Его широко практикуют в тяжелом машиностроении при учёте затрат на производстве прокатных станов, турбин, блюмингов, опытных образцов, судо- и авиастроении, в военно-промышленном комплексе, где изготавливается единичная или мелкосерийная продукция. Он широко используется в строительстве, в научно исследовательской деятельности. На железнодорожном транспорте он используется в производстве промышленного типа при учёте затрат на ремонт подвижного состава.

Объектом учета затрат и калькулирования при позаказном методе является производственный заказ. Под заказом понимается количество продукции, объём работ, услуг, которые выполняются согласно заявке клиентов, оформленной договором, соответствующими распорядительными документами. Каждому заказу присваивается номер, который впоследствии проставляется во всех исполнительных документах, связанных с их выполнением: в требованиях на материалы, лимитно-заборных картах, в на рядах на выполнение работ, связанных с заказом. На каждый заказ в бухгалтерии открывается карточка (ведомость), в которой собирают затраты на заказ. В течении текущего периода в карточку записываются данные первичных документов о расходе материалов на заказ, о затратах на оплату труда, отчисления на соцнужды и прочие прямые затраты. Косвенные затраты по обслуживанию производства, отоплению, освещению производственных помещений и административных зданий, по управлению производством собирают в отдельных ведомостях. Их списание на себестоимость того или иного заказа может осуществляться по разному. Косвенные затраты можно списывать на себестоимость по окончании исполнения заказа,  предварительно распределив их по заказам согласно заранее выбранной базе. Косвенные затраты можно списывать не только по окончании заказа, но и ежемесячно в доле, приходящейся на этот заказ согласно смете, рассчитанной исходя из данных предшествующего периода и предполагаемых изменений в объеме работ, цен на ресурсы, условий и технологий производства.

Себестоимость заказа определяется по окончании выполнения работ, обеспечивающих создание заказа. Себестоимость заказа определяется суммой всех затрат на его производство со дня его открытия до дня его выполнения и закрытия. Сумма затрат, понесённых до исполнения заказа, является незавершённым производством на конец соответствующего отчётного периода и начало следующего периода. Пока заказ не будет закончен он будет представлять собой незавершённое производство.

Учёт затрат на исполнение заказа ведется на калькуляционном счёте 20 «Основное производство» в течение отчётного периода с кредита счетов прямых затрат сч.10 «Материалы», сч.70 «Расчёты с персоналом по оплате труда», сч.69 «Расчёты с фондами социального страхования», сч.02 «Амортизация основных средств» в сумме фактических затрат и счетов 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» в сумме плановой величины затрат. Если заказ в течение отчётного периода не закончен, то оборот по дебету счёта 20, равный затратам на заказ, понесённым в отчётный период, составляет незавершённое производство на конец отчётного периода. Одновременно незавершённое производство на конец отчетного периода является незавершённым производством по заказу на начало следующего отчётного периода. К нему будут добавлены затраты следующего отчётного периода, равные обороту по дебету счёта 20 следующего отчётного периода и в результате будет получено сальдо конечное следующего отчётного периода. Таким образом учёт затрат ведётся нарастающим итогом пока заказ не будет закончен.

Как видим, этот метод учёта затрат позволяет получить относительно точную себестоимость объекта калькулирования - заказа, если пренебречь некоторой долей условности при распределении косвенных затрат и субъективности при выборе базы их распределения по заказам. Вместе с тем, существенным недостатком этого метода, особенно с точки зрения управления затратами, обеспечения возможности принятия своевременных управленческих решений, является то, что себестоимость заказа можно определить только по окончании заказа, когда затраты уже понесены и нельзя принять меры по их сокращению. Этот недостаток можно устранить, используя систему предварительного (текущего) контроля и ведя учёт затрат нормативным методом.

Кроме того, при ежемесячном списании косвенных затрат в течении исполнения заказа на себестоимость незаконченных заказов по плановой или нормативной величине косвенных затрат даёт приблизительную оценку себестоимости заказа, которая может оказаться по окончании его выполнения  отличной от фактической. Поэтому при выборе метода распределения косвенных затрат на заказ надо иметь в виду этот возможный недостаток.

Таким образом, позаказный метод учёта затрат применяют, если есть возможность непосредственно по данным первичных документов учёта затрат: требований на отпуск материалов, наряда на оплату труда и т.п., собирать затраты непосредственно на объект калькулирования себестоимости.

 

7.2. ПОПЕРЕДНЛЬНЫЙ МЕТОД УЧЁТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ

Попередельный метод учёта затрат применяют при массовом производстве, когда исходное сырьё, из которого изготавливают продукцию, последовательно проходит несколько стадий обработки, называемых переделом, на каждой из которых ему придаются новые свойства и получают новый передел -полуфабрикат собственного производства, если это не законченная продукция. То есть передел - это часть производственного процесса с самостоятельной технологией и организацией производства, в результате которого получают  передел нового качества. Он может оказаться либо законченной продукцией, либо полуфабрикатом. Полуфабрикат собственного производства может использоваться для собственных нужд при дальнейшем производстве готовой продукции или для продажи на сторону другим организациям как полуфабрикаты или комплектующие изделия. Попередельный метод учёта затрат чаще всего применяется в текстильной, деревообрабатывающей, металлургической, химической, нефтеперерабатывающей отраслях промышленности, для которых характерно разделение производственного процесса на отдельные технологические стадии обработки исходного материала, выполняемых в отдельных производственных цехах.

Затраты на изготовление изделий в таких производствах собираются по переделам, т.е. обычно по цехам. Стоимость конечного продукта составляет сумма затрат, понесённых на каждом из переделов. При этом переделы могут использоваться на производство одного вида продукции, или нескольких видов продукции, или подлежат продаже.

Если передел используется на производство одного вида продукции и не подлежит продаже, то применяют попередельный бесполуфабрикатный метод учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции (табл.2). В этом случае стоимость готовой продукции определяют как сумму затрат, понесённых при производстве каждого из переделов, т.е. как сумму затрат всех цехов, занятых в производстве готовой продукции, каждый из которых обычно специализируется на изготовлении отдельных переделов, являющихся очередным этапом в изготовлении конечной продукции, понесенных ими на произведенные переделы. В табл.4 представлен пример отражения затрат на синтетических счетах при попередельном бесполуфабрикатном методе учёта затрат и расчёта себестоимости передела и единицы изделия по переделу

 

Таблица 4. Учёт затрат и калькулирование себестоимости готовой продукции с использованием попередельного бесполуфабрикатного метода

Затраты

Сумма тыс. руб

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

Исходное сырьё

200

20.01

10

Затраты на 1й передел: на оплату труда

1000

20.01

70

на отчисления на соцнужды

260

20.01

69

на содержание машин и оборудования

500

20.01

25.1

на общепроизводственные нужды

300

20.01

25.2

ИТОГО

2060

 

 

Всего затраты по 1му переделу

2260

 

 

Затраты на 2й передел:

на материалы

100

20.02

10

на оплату труда рабочих

500

20.02

70

на отчисления на соцнужды

390

20.02

69

на содержание машин и оборудования

610

20.02

25.1

на общепроизводственные нужды

300

20.02

26

ИТОГО

2900

 

 

Затраты на 3й передел:

на материалы

80

20.03

10

на оплату труда рабочих

2000

20.03

70

на отчисления на соцнужды

520

20.03

69

на содержание машин и оборудования

800

20.03

25.1

на общепроизводственные нужды

300

20.03

25.2

ИТОГО

3700

 

 

Продолжение табл.4

 

 

 

 

На себестоимость готовой продукции, оприходованной на складе списаны затраты:

 

 

 

на 1й передел

2260

43

20.01

на 2й передел

2900

43

20.02

на 3й передел

3700

43

20.03

ВСЕГО

10620

 

 

Число готовых изделий, штук

1000

 

 

Себестоимость единицы изделия, руб

10,62

 

 

Информация о работе Классификация затрат