Контроль в системе управления производством: его сущность, цель, функции и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 22:48, контрольная работа

Краткое описание

Контроль является широко распространенным объективным явлением в экономической жизни общества. Он тесно связан с другими явлениями, поэтому не всегда обнаруживается его важная роль во всех без исключения процессах управления производством. Для понимания действительной роли контроля необходимо качественное обособление и самостоятельный анализ практики управления.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ.doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)

Аудит — независимый контроль за. деятельностью предприятий, осуществляемый   аудиторами-предпринимателями   или   аудиторскими фирмами. Целью такого контроля, является проверка достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также законности совершаемых на предприятии операций, правильности их отражения в учете.

Общественный контроль осуществляется профсоюзными и молодежными организациями. Его цель — проверка решения социальных вопросов в трудовых коллективах, в молодежной среде и по месту жительства членов данных организаций.,

По субъектам контрольной деятельности контроль подразделяется на вневедомственный и ведомственный.

Вневедомственный контроль предполагает осуществление контрольных функций независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования. Положительной стороной вневедомственного контроля является его объективность, результативность, достаточно высокое качество и глубина проверок. Однако эффективность-данного вида контроля снижается из-за некомплексности и несистемности проверок.

Ведомственный контроль за деятельностью  предприятий и организаций осуществляется вышестоящим органом по принципу административной подчиненности. Министерства, комитеты, тресты проводят ревизии и тематические проверки на подведомственных предприятиях и в организациях. Компетенция органов ведомственного контроля распространяется на осуществление проверки вопросов' данного ведомства. Такой контроль осуществляют преимущественно-штатные работники ведомства.

По характеру контрольных функций  и сфере их применения выделяют правовой, экономический и производственно-технический  контроль.

Правовой контроль осуществляется в сфере государственного управления. Он обеспечивает точное, и неуклонное соблюдение законов всеми субъектами хозяйствования и должностными лицами. Данный вид контроля осуществляют в основном органы прокуратуры и суды.

Экономический контроль производится в сфере управления экономикой. Экономический  контроль включает в себя финансовый, бухгалтерский, ревизионный и статистический контроль.

Производственно-технический контроль осуществляется в сфере производственного  процесса и является способом оперативного регулирования хода производства. Его  обеспечивают отделы технического контроля, диспетчерские службы и другие службы контроля и качества.

По времени осуществления контроль подразделяют на предварительный, текущий  и последующий.

Предварительный контроль применяется  на стадии принятия управленческих решений, до начала совершения хозяйственных операций. Его целью является предупреждение нарушений законности, нецелесообразного, неэффективного использования хозяйственных средств и принятия необоснованных решений. Это наиболее эффективный вид контроля, так как он имеет предупредительный характер. Объектами такого контроля являются: проектно-сметная документация, договоры, сметы, документы, отражающие поступление и движение товарно-материальных ценностей, денежных средств. Предупреждая нерациональное -использование ресурсов, предварительный контроль способствует улучшению, конечных" .хозяйственных результатов деятельности субъектов хозяйствования.

Текущий контроль осуществляется в  ходе хозяйственных операций. Его  цель - оперативное выявление и  своевременное пресечение нарушений  и отклонений при выполнении производственных заданий, поиск и освоение внутрихозяйственных резервов' роста эффективности производства. Текущий контроль позволяет выявить-, резервы роста эффективности производства, которые в ходе осуществления предварительного или последующего контроля могут остаться не вскрытыми. В этой связи данному виду контрою мое пристальное внимание • должно уделяться со стороны ответственных работников субъектов хозяйствования, заинтересованных в результатах своей деятельности.

Основными объектами текущего контроля являются показатели оперативной отчетности, первичные документы, отражающие те или иные хозяйственные операции.

Эффективным является' сочетание текущего контроля с предварительным, так  как оно способствует предупреждению непроизводительных потерь и своевременному устранению тех или иных недостатков и нарушений, установленных в ходе контроля.

Должная организация текущего контроля создает наиболее благоприятные  предпосылки для повышения действенности  экономического контроля.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных  операций по истечении определенного  отчетного периода. Цель данного  вида контроля - установить'" правильность, законность и экономическую целесообразность произведенных хозяйственных операций, выявить факты бесхозяйственности и хищений. Эта форма контроля является самой распространенной и применяется в работе всех контролирующих органов. Такой контроль обеспечивает объективную оценку деятельности всех звеньев экономики и отдельных должностных лиц.

Объектами последующего контроля являются первичные документы,

отражающие совершенные хозяйственные  операции, регистры бухгалтерского•  учета и отчетности.

Последующим  контролем  по  действующему  законодательству охватывается в обязательном порядке деятельность всех субъектов хозяйствования, что позволяет в сочетании с предварительным и текущим контролем создать целостную- систему контрольного наблюдения за процессами воспроизводства.. Отличительной особенностью последующего контроля является полнота охвата им проверяемых объектов, возможность дать всестороннюю оценку эффективности использования производственного потенциала, обеспечение сохранности собственности предприятия.

Сочетание предварительного, текущего и последующего контроля позволяет  обеспечить их наиболее высокую действенность и эффективность. Поэтому в практике контрольно-ревизионной работы широко использовать все формы контроля, не противопоставляя, их друг другу.

По источникам проверки выделяют документальный и фактический контроль.

Документальный контроль заключается . в проверке различного рода первичных   документов,   бухгалтерских   и   оперативных   регистров, статистической,   бухгалтерской,   оперативной   отчетности   и   других документальных носителей экономической информации. Целью его является выявление правильности, достоверности, законности и экономической целесообразности документально отраженных хозяйственных операций. Специфика источников документального контроля состоит в том, что они могут быть как достоверными, так и недостоверными, полными и неполными, что сказывается на выборе технических Приемов его осуществления, которые связаны главным образом с проверкой документов.

Фактический контроль предполагает проверку фактического состояния, наличия и  использования средств предприятия, осуществляемую путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания. Его целью является обеспечение безусловной достоверности контрольных данных.

Объектами фактического . контроля являются: товарно-материальные ценности, наличные деньги и. ценные •-бумаги, готовая, продукция, товар и незавершенное производство, выполненный объем работ и т.д.

Фактический контроль не в состоянии  обеспечить воссоздание всей картины  хозяйственных процессов из-за отсутствия полной необходимой информации, поэтому его необходимо применять в сочетании с документальным контролем, что в конечном итоге повышает качественный уровень контрольно-ревизионной работы. 

По методам осуществления контроль подразделяется на ревизию, аудит, тематическую проверку, экономический анализ, обследование, расследование и хозяйственный спор.

Ревизия представляет собой всестороннюю и глубокую документальную и фактическую  проверку производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период времени. Цель ревизий - получение достоверной и полной информации о состоянии контролируемого объекта.

Аудит — это независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, бухгалтерского баланса и финансовых отчетов. Аудит  проводится аудиторскими   организациями   или   аудиторами-предпринимателями, имеющими лицензию на право занятия аудиторской деятельностью.

Тематическая проверка организуется по отдельной, заранее разработанной  тематике. При этом подробно изучаются  и анализируются отдельные стороны  и участки работы субъекта хозяйствования. Цель тематической   проверки   .—   получение - исчерпывающих   данных, характеризующих состояние дел по изучаемой тематике и выявление не используемых на предприятии резервов.

Тематическая проверка — один. из самых распространенных способов экономического контроля, который заключается в установлении достоверности фактов совершения тех или иных хозяйственных операций. Наиболее часто данный способ контроля используется при наличии сигналов о тех или иных недостатках в хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования и • отдельных 'должностных лиц либо при необходимости специального изучения отдельных вопросов этой деятельности. Например, проверка сохранности средств- предприятия, обеспечения сохранности и использования оборудования, проверка использования прибыли и фондов предприятия и т.д.         

Экономический анализ .—важнейший способ контроля, позволяющий выявить влияние  факторов на результаты хозяйственно-финансовой деятельности субъекта хозяйствования. С помощью специальных приемов анализа количественно измеряется

величина факторов, положительно и  отрицательно влияющих на результаты деятельности предприятия. Результаты анализа оформляются графиками, аналитическими таблицами, текстовым  описанием. Анализ позволяет вскрыть неиспользуемые резервы роста эффективности производства.

Обследование - ознакомление с состоянием контролируемого объекта на месте. Оно организуется, например, для  проверки состояния складского хозяйства, пожарной безопасности, охраны труда" и При Проведении обследования используются материалы периодической печати, письма, жалобы. Результаты обследований оформляются докладными записками, справками, заключениями, предложениями и т.д.'

Расследование (следствие) представляет собой способ установление виновности должностных лиц. в совершении тех или иных нарушениях законности, связанных с присвоением собственности, бесхозяйственностью, должностными   злоупотреблениями,   и   размера   причиненного   ими материального ущерба.

Специфика этого способа контроля заключается в том, что он осуществляется только судебно-следственными органами при наличии признаков уголовно наказуемых деяний отдельных должностных лиц. В ходе расследования широко используются как обычные, так и специфические формы контроля, допускаемые действующим законодательством и направленные на выявление истинности обвинения. По. обнаруженным фактам нарушения законодательства должно проводиться беспристрастное и всестороннее расследование,  результаты   которого  оформляются  протоколами  и постановлениями. 

На предприятии может проводиться  служебное расследование, представляющее собой проверку соблюдения работниками  предприятия должностных обязанностей, а также нормативных актов, регулирующих хозяйственную деятельность. Оно  проводится в случаях установления недостач, хищений, порчи материальных ценностей. 

Хозяйственный спор — это способ установления соблюдения законности и   обеспечения   законных   прав . предприятий   в   хозяйственных взаимоотношениях. Такие споры между субъектами хозяйствования разрешаются в хозяйственных судах. Правильное разрешение хозяйственных споров субъектов хозяйствования играет важную роль в обеспечении дисциплины расчетов, выполнении плановых заданий и договорных обязательств во всех звеньях экономики. Результаты рассмотрения хозяйственных споров оформляют обычно протоколами и постановлениями.

3     ОРГАНИЗАЦИОННО     ПРАВОВЫЕ     ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В Республике Беларусь все органы хозяйственного контроля делятся на государственные и ведомственные.

Государственный контроль осуществляют органы государственной власти и  управления и административные органы. В условиях демократического общества и рыночной экономики государственный  контроль представляет собой основанную на нормах права систему органов по проверке распределения и использования денежных фондов государства, контролю за охраной   государственной   собственности,   целевому,   эффективному использованию государственных средств и других вопросов.

Государственный хозяйственный контроль регламентируется законами Республики Беларусь и нормативными актами. В системе государственного хозяйственного контроля имеются специальные контрольные органы:

Комитет государственного контроля . Республики Беларусь, Министерство финансов. Министерство по налогам и сборам. Министерство экономики, Министерство статистики 'и,. анализа, Национальный банк, органы специализированного государственного: контроля и административные органы.

Правительство Республики Беларусь, являясь высшим исполнительным и распорядительным органом, /выполняет' также и функции вневедомственного контроля в части осуществления финансового контроля за формированием валютного фонда Республики Беларусь и его расходованием.

Комитет государственного контроля в  соответствии с Конституцией Республики Беларусь осуществляет контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и Других государственных органов, регламентирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. Министерство финансов и его органы являются важнейшим звеном финансово-кредитной системы РБ. Оно контролирует соблюдение государственной финансовой дисциплины и выполнение предприятиями, учреждениями и организациями финансовых обязательств перед государством. В своей системе оно имеет контрольно-ревизионное управление с представителями в областных финансовых органах.

Информация о работе Контроль в системе управления производством: его сущность, цель, функции и задачи