Контроль в системе управления производством: его сущность, цель, функции и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 22:48, контрольная работа

Краткое описание

Контроль является широко распространенным объективным явлением в экономической жизни общества. Он тесно связан с другими явлениями, поэтому не всегда обнаруживается его важная роль во всех без исключения процессах управления производством. Для понимания действительной роли контроля необходимо качественное обособление и самостоятельный анализ практики управления.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ.doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)

Министерство по налогам и сборам проводит государственную политику и осуществляет регулирование и управление в сфере налогообложения, а его органы на местах (инспекции) осуществляют контроль за обеспечением правильного исчисления, внесением налогов и сборов в бюджет налогоплательщиками.

Министерство экономики осуществляет контроль за социально-экономическим развитием РБ, проверяет обоснованность планов развития экономики, выполнение планов социально-экономического развития и другие вопросы, входящие в его компетенцию.

Министерство статистики и анализа  на основании принятой отчетности осуществляет контроль за выполнением планов социально-экономического развития по территориально-отраслевому признаку. Оно осуществляет проверку достоверности отчетных данных и состояние организации учета и отчетности на предприятиях.

НБ РБ регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок  расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.

Органы специализированного государственного контроля осуществляют проверку соблюдения предприятиями, организациями отдельных сфер, связанных с их предпринимательской деятельностью. Они представлены различными государственными департаментами, комитетами, инспекциями (Государственный таможенный комитет, Государственный патентный комитет, Комитет по ценным бумагам и др.)

Административные органы (Верховный.. Суд, хозяйственные суды) призваны обеспечить строгий контроль за соблюдением  субъектами хозяйствования и отдельными лицами законодательства Республики Беларусь. Они осуществляют проверку состояния 

исполнительской дисциплины. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.

Для повышения эффективности координации  деятельности государственных органов, уполномоченных проводить проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности организаций в Республике Беларусь, образован Совет по координации контрольной деятельности.

Указом Президента Республики Беларусь от 15,11.1999 г. № 673 (в редакции Указа  Президента Республики Беларусь от 06.12.2001 г. № 722) утверждено Положение о Совете по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь. В состав Совета входят представители руководства Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Прокуратуры, Комитета государственного контроля, Национального банка. Комитета государственной безопасности. Министерства внутренних дел. Министерства по налогам и сборам. Министерства финансов, Министерства   экономики.   Государственного   таможенного   комитета, Возглавляет Совет председатель,  которым по должности является Председатель Комитета государственного контроля.

Для координации деятельности контролирующих органов, созданных на территории соответствующих  административно-территориальных единиц,

Ведомственный контроль-контроль, осуществляемый министерствами (ведомствами), ассоциациями, концернами и другими вышестоящими органам? управления за деятельностью прямо подчиненных им организаций v предприятий. Подробнее определение ведомственного контроля дано Е Положении о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, организаций и учреждений, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 22? некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля». Согласно пункту 2 этого Положения, «Ведомственный контроль - составная часть государственного  контроля, осуществляемого   республиканскими   органами государственного управления; иными государственными организациями, подчиненными    Правительству    Республики    Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами... в целях обеспечения соблюдения подчиненными .или входящими в их состав организациями государственной формы собственности, а также с долей государственной собственности требований законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной  деятельности,  сохранности,  целевого  и  эффективного использования государственного имущества, своевременного выявления, пресечения и предотвращения экономических . правонарушений, выявления неиспользуемых   резервов   повышения , 'эффективности   экономической деятельности предприятий». 

Функции органов ведомственного контроля определены отраслевыми инструкциями, разрабатываемыми министерствами, ведомствами  и другими вышестоящими органами управления на основе нормативных актов и инструктивных материалов, регламентирующих организацию контроля в Республике Беларусь.

Ведомственный контроль включает внутриведомственный, внутрихозяйственный и общественный (социальный) контроль.

Внутриведомственный  контроль осуществляют государственные ведомства (министерства, комитеты, концерны и др.), имеющие вертикальную структуру управления.

Контрольно-ревизионные. службы осуществляют общее руководство и контроль ревизионной работы в подведомственных организациях. Они проводят инструктажи  по вопросам ведомственного контроля, разрабатывают мероприятия по сохранности  государственного имущества и проверяют их выполнение. Они также занимаются обобщением и распространением передового опыта, организацией повышения квалификации ревизорских кадров, разработкой методических рекомендации по проведению ревизий и проверок и т.д.

В органах ведомственного контроля контрольную работу осуществляют также и функциональные управления или отделы (бухгалтерия, плановый отдел, отдел труда и заработной платы и др.). Контроль за производственной и финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных организаций, предприятий и учреждений осуществляется с помощью экономического анализа, а  тематических   проверок   и   ревизий,   назначаемых руководителем соответствующего вышестоящего органа.

Внутрихозяйственный контроль осуществляют объединения и предприятия, организации и учреждения. Его задачей является контроль за предпринимательской деятельностью, в производственных единицах (филиалах, дочерних предприятиях и Др.).

Если контроль осуществляется одним  человеком, он имеет индивидуальный характер, при осуществлении его .коллективом граждан он носит общественный характер, или иначе его называют социальным контролем. Последний представляет собой совокупность средств и приемов, с помощью которых предприятие гарантирует, что поведение его работников будет осуществляться в соответствии с установленными нормами и правами.

При осуществлении социального  контроля на производстве можно выделить несколько способов:

» воспитание работников, в процессе которого они сознательно принимают  нормы и правила предприятия; 

» принуждение, применение определенных санкций к работникам которые направлены на недопущение отклонений от норм и правил;

« финансовая, нравственная, юридическая  и другие формы ответственности  перед организацией (ее учредителями).

МЕТОДЫ РЕВИЗИИ 

В процессе осуществления контроля, при изучении различных сторон деятельности организаций и предприятий широко используются такие всеобщие методы познания, как сравнение, анализ и синтез, а также логические методы исследования -дедукция и индукция.

Сравнение предоставляет контролирующим широкий спектр возможностей для всестороннего исследования финансовых операций и хозяйственных явлений, познания причин, влияющих на конечные результаты хозяйствования. В период осуществления контрольных действий сравнивают отчетные показатели с плановыми или прогнозными с целью контроля выполнения плановых (прогнозных) показателей. Фактический расход материальных ценностей сравнивают с установленными нормами с целью проверки их соблюдения и выявления резервов экономии. Производят сравнение показателей работы контролируемого предприятия со среднеотраслевыми показателями, чтобы выявить отрицательные или положительные аспекты в деятельности объекта контроля.

Осуществление контрольно-ревизионных  действий практически немыслимо  без использования анализа и синтеза. Анализ позволяет изучить отдельные операции, факты хозяйственной жизни, проникнуть в глубь исследуемого явления или процесса, определить степень влияния различных факторов, как положительных, так и отрицательных, на конечные результаты хозяйствования контролируемого предприятия. Вместе с тем анализ не может дать общей картины действительности. Ее можно получить только с помощью синтеза, который является противоположностью анализа. Синтез позволяет обобщить установленные факты, отделить в их массе типичные от случайных, основные от второстепенных.

В последующем ведомственном и  вневедомственном контроле наиболее эффективен метод дедукции, рассчитанный на получение  обоснованных выводов путем перехода от обобщенных синтетических показателей  к частным и единичным фактам. Последовательность контрольных действий при этом такова: от показателей бухгалтерской и статистической отчетности через регистры синтетического и аналитического бухгалтерского учета до сплошного  или выборочного рассмотрения

первичных документов. Использование при осуществлении контрольных процедур метода дедукции позволяет комплексно изучить эффективность управления экономикой и соблюдения правовых норм.

Во внутрихозяйственном контроле преобладают индуктивные методы исследования -от единичных фактов к обобщенным количественным и качественным характеристикам различных сторон деятельности организаций и предприятий. Соответственно последовательность контрольных действий обратная: от первичных до-кументов через учетные регистры до бухгалтерской и статистической отчетности.

В то же время контроль имеет и  собственный метод, отличный от метода бухгалтерского учета и анализа  хозяйственной-деятельности. Он представляет собой органически взаимосвязанную  совокупность специфических приемов, способов, путей и средств в процессе изучения законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности финансовых операций и хозяйственных процессов на основе использования учетной, отчетной, плановой, нормативной и другой информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля. Характерной особенностью метода финансово-хозяйственного контроля является использование целой системы приемов, разработанных данной отраслью экономических знаний или основанных на достижениях смежных наук - бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности, статистики и др. Системность и комплексность контрольных действий обеспечиваются комбинированным использованием различных способов и приемов кон-троля. Применение их позволяет всесторонне анализировать и синтезировать фактический материал, уяснить последовательность действий объекта контроля в сложных хозяйственных ситуациях или в условиях неопределенности, установить достоверность привлекаемых источников информации. 

Следует отметить, что данная классификация носит в определенной степени условный характер. Так, например, инвентаризация материальных ценностей относится к методическим приемам фактического контроля. В процессе ее проведения устанавливает-ся фактическое количество ценностей путем пересчета, обмера, взвешивания и т. п. В то же время полученные результаты необходимо сопоставить с данными учета материальных ценностей, которые отражены в учетных регистрах. Следовательно, без использования учетных данных осуществление инвентаризации не представляется возможным. Встречная проверка, которая относится к методическим приемам документального контроля, часто сопровождается проверкой фактического наличия ценностей, поэтому при группировке приемов контроля руководствуются преобладающим характером их использования.

Документальный и фактический  контроль существует не изолированно, а дополняет друг друга. Полноценность  и неопровержимая доказательность  первичных документов и учетных  записей при необходимости устанавливаются  с помощью приемов фактического контроля. Иногда за правильно оформленными документами и записями в бухгалтерском учете скрываются хищения и злоупотребления, которые могут быть выявлены только с помощью фактического контроля.

Правильный выбор приемов контроля в значительной мере предопределяет качество и эффективность его результатов. Недостаточно тщательный подход к выбору методических приемов приводит к необходимости повторения Проверки и неполному вы-явлению нарушений и злоупотреблений. Прежде чем выбрать прием контроля, необходимо убедиться в том, что именно этот прием соответствует данным условиям и задачам, стоящим перед специалистом, осуществляющим проверку.

Использование в процессе проведения ревизии и аудита математических, экономических, статистических и правовых приемов.

Способы проверки определяются при  подготовке к ее осуществлению, составлении  рабочего плана ревизионной группы (плана ожидаемых контрольных  действий).  

Классификация методических приемов  проверки опирается на внутренне  присущую ей последовательность контрольных действий и их логическую взаимосвязь. Исходя из этого критерия, в числе основных приемов проверки следует выделить:  

- математическая проверка –  это проверка, в процессе которой  устанавливается правильность арифметических  подсчетов, выполненных при оформлении и обработке исследуемых документов;  

Она дополняется аналитической  проверкой регистров б.у., балансов и отчетности. Изучаются соответствие показателей отчетности данным аналитического и синтетического учета, согласованность  показателей в отдельных формах бух. Отчетности и баланса, в учетных регистрах и первичных документах. Математической проверке подвергаются также данные справок и расчетов бухгалтерии, составление которых связанно с исправлением ошибок, расчетами по распределению фонда оплаты труда, начислению амортизации по ОС, распределению косвенных расходов, калькулированию себестоимости продукции и т.д.  

- юридическую (правовую) проверку  – проверку, в процессе которой  определяется соответствие отраженных  в документах финансовых операций и хозяйственных процессов действующему законодательству;  

- нормативную проверку – проверку, сущность которой заключается  в установлении соответствия  совершенных операций действующим  правилам, требованиям устава или  учредительного договора, существуют ли отклонения от утвержденных проектов, смет, норм и нормативов;  

Информация о работе Контроль в системе управления производством: его сущность, цель, функции и задачи