Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 12:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей ценообразования, методы ее расчета и факторов, влияющих на цену.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучить факторы, влияющие на принятие ценовых решений;
- проанализировать процесс принятия ценовых решений;
- доказать актуальность для нашей экономики проблемы ценообразования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...2 - 3
1. ПРИНЯТИЕ ЦЕНОВЫХ РЕШЕНИЙ………………………………...4 - 5
1.1. Факторы, влияющие на принятие ценовых решений: внутренние, внешние………………………………………………………………………6 - 14
1.2. Ценовая политика……………………………………………………...15 - 21
1.3. Концепция ценообразования с позиции микроэкономики…...…..22 - 25
1.4. Планирование цен на основе полной себестоимости продукции и переменных издержек………………………………………………..25 - 31
1.5. Понятие демпинговых игр……………………………………….…...32 - 33
1.6. Краткосрочный и долгосрочный нижние приделы цены………...34 - 38
1.7. Методы трансфертного ценообразования. Примеры трансфертного ценообразования в российских организациях………………….…39 - 56
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………..…57 - 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..………….75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..76 - 77
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...…78 - 80
В современном производстве плановая калькуляция себестоимости единицы продукции содержит следующие типовые статьи затрат:
1. Сырье и материалы.
2. Возвратные отходы (вычитаются).
3. Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий.
4. Топливо и энергия на
5. Итого материальных затрат.
6. Основная заработная плата производственных рабочих.
7. Дополнительная заработная
8. Отчисления на социальные нужды
9. Расходы на подготовку и освоение производства новых изделий.
10. Изготовление инструмента и
приспособлений целевого
11. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.
12. Цеховые расходы.
13. Потери от брака.
14. Прочие производственные расходы.
15. Цеховая себестоимость.
16. Общехозяйственные расходы.
17. Производственная
18. Внепроизводственные расходы.
19. Коммерческая себестоимость.
Разработка плановых калькуляций себестоимости
отдельных видов продукции предполагает
использование прогрессивных нормативов
расхода таких производственных ресурсов,
как сырье и материалы, топливо и энергия
на технологические цели, трудовые затраты
и тарифные ставки и др. В частности, необходимы
также нормативы косвенных общецеховых
или общепроизводственных, общезаводских
или общехозяйственных, внепроизводственных
или коммерческих и других расходов, например,
на содержание технологического оборудования,
оплату административно-
Полная (плановая) себестоимость единицы продукции определяется суммированием прямых и косвенных затрат по формуле:
,
где Спе — себестоимость изделия, руб./шт.;
М — прямые затраты на материалы и комплектующие, руб.;
Зо — основная заработная плата, руб.;
K1 — косвенные общепроизводственные затраты на содержание оборудования и цеховые расходы, %;
К2 - общезаводские (общехозяйственные) расходы, %;
a— процент дополнительной оплаты и премий рабочим;
Зд — дополнительная заработная плата, руб.;
b — процент отчислений на социальные нужды;
К3 — внепроизводственные расходы, %.
На основе плановых калькуляций отдельных
изделий разрабатывается план себестоимости
выпускаемой продукции. В общем виде себестоимость готовой продукции предприятия можно определить по формуле:
,
где Nк — годовой объем производства к-продукции;
n — количество видов (номенклатура) выпускаемой продукции.
При разработке плана себестоимости продукции целесообразно выявить резервы снижения издержек производства за счет технических, организационных и других факторов. Планирование снижения себестоимости продукции может производиться с помощью уточненных и укрупненных способов расчета. Уточненные расчеты основываются на сравнении показателей плановой и базовой себестоимости единицы продукции.
В этом случае общая годовая экономия может быть найдена как разность отчетных и новых плановых значений себестоимости по всей номенклатуре выпуска продукции
Планирование снижения себестоимости продукции на основе укрупненных расчетов, как правило, предполагает предварительное обоснование процента сокращения отдельных затрат за счет соответствующих факторов.
В процессе планирования себестоимости продукции нормативным методом точность расчетов во многом определяется выбранными способами распределения комплексных расходов на единицу произведенных товаров или услуг.
В ходе планирования себестоимости составляющие ее затраты включаются в тот период, к которому они относятся, независимо от времени оплаты. Непроизводственные затраты отражаются в том отчетном месяце, когда они выявлены. Затраты в иностранной валюте пересчитываются по действующему курсу Центрального банка РФ на дату совершения операций.
В теории и практике планирования косвенные расходы распределяются в основном пропорционально тарифной оплате труда производственных рабочих. Однако при широкой и разнообразной по качеству и количеству номенклатуре выпускаемых товаров такой способ не обеспечивает требуемой в условиях рынка точности планирования себестоимости продукции. Поэтому при ограниченных рыночных ресурсах более обоснованным и приемлемым способом перенесения комплексных затрат на выпускаемую продукцию, в частности на содержание технологического оборудования, может служить применение показателей отработанных станко-часов или машино-часов. Сущность данного способа состоит в том, что общая величина косвенных расходов, связанных с работой оборудования, устанавливается в расчете на 1 ч. или 1 мин. его работы, с помощью которых затем определяются в денежном измерении и соответствующие затраты на одно изделие.
Основным методом определения различных
издержек на производство продукции служит нормативный
метод. Нормативные затраты являются на передовых
предприятиях тем мерилом, с которым сравниваются
действительные затраты экономических
ресурсов. Поэтому все нормативные расходы
отражают там оптимальные методы и условия
выполнения работы и служат основой планирования издержек производства на единицу продукции. В общем виде издержки
производства представляют собой сумму
нормативных затрат материалов, труда
и накладных расходов. Нормативные издержки
можно рассчитать по формуле:
И = МЗ + ТЗ + HP,
где И — нормативные издержки производства на единицу продукции;
МЗ — нормативные материальные затраты;
ТЗ — нормативные трудовые затраты;
HP — нормативные накладные расходы.
Нормативные накладные расходы выражаются в процентах от нормативных прямых трудовых затрат. Нормативные трудовые затраты используются для планирования затрат рабочей силы, величина которых рассчитывается по формуле:
PC = ТЗ * Чс,
где PC — планируемые затраты рабочей силы;
Чс — часовые ставки оплаты труда (без премий).
Во внутрипроизводственном планировании, как правило, возникает необходимость определения полных и удельных издержек. В этих целях все издержки принято подразделять на постоянные и переменные. Полная себестоимость включает суммарные издержки на выпуск всего объема продукции, удельная себестоимость — на производство единицы товаров и услуг. Удельная себестоимость — это средняя величина затрат, которая определяется делением полных затрат на количество общих единиц продукции, составляющих годовой план производства. Аналитически зависимость между полной и удельной себестоимостью и их составляющими — постоянными и переменными затратами выражается формулами:
Полная себестоимость
Спол=S+V+Nr,
где S — постоянные затраты;
V — переменные затраты;
Nr — годовой объем выпуска.
Удельная себестоимость
Как видно из формул, полная себестоимость — это сумма постоянных и переменных затрат на выпуск годового объема продукции, удельная — сумма этих же затрат на единицу. Здесь важно иметь в виду, что удельная себестоимость уменьшается с увеличением объема производства, поскольку величина постоянных затрат, остающихся неизменными при выполнении ряда хозяйственных операций, распределяется на все большее число единиц произведенной продукции.
1.5. Понятие демпинговых игр
Демпинг – продажа организацией товаров или услуг ниже себестоимости. По законодательству большинства стран мира, это один из недопустимых методов ценовой конкуренции.
Демпинг используется компаниями и даже государствами с несколькими целями.
Во-первых, для захвата новых рынков. Так, демпинговая политика часто проводится странами – экспортерами стали, сельхозпродукции и т. п. Чаще всего это происходит в международной торговле и объясняется необходимостью поддержки внутренних производителей.
Во-вторых, для вытеснения конкурентов. Допустим, компания продает свою продукцию ниже себестоимости, заранее соглашаясь на определенные убытки, делая бизнес других предприятий невыгодным, а впоследствии, завоевав существенную долю в продажах, поднимает цены и возмещает потери с большой прибылью. Так поступают, в частности, сетевые розничные компании.
В-третьих, с помощью демпинга может проводиться государственная политика. Например, нацеленная на снижение процентных ставок по ипотеке. Для этого создаются государственные организации, такие как Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), а также используются банки с государственным участием. Предоставляются денежные средства для проведения программ. В результате ставки по ипотеке снижаются, и коммерческие банки вынуждены следовать за этой тенденцией.
В-четвертых, в той или иной степени демпингом пользуются компании, в частности, банки с государственным участием. Они обычно предлагают более низкие тарифы, и таким образом происходит «перетягивание» клиентов у коммерческих кредитных организаций. При этом необходимо понимать, что такие банки с госучастием имеют доступ к более дешевым финансовым ресурсам, поставщиком которых выступает государство.
В-пятых, существует вид демпинга, при котором цены на одну и ту же продукцию могут ощутимо отличаться на внутреннем и внешнем рынках. Так определяется цена на нефть и газ, которая существенно возрастает при пересечении государственной границы. К этой же категории, но в обратную сторону можно отнести разницу в цене заимствований на внутреннем и внешнем рынках: кредиты за рубежом значительно дешевле, чем в России.
В целом демпинг считается незаконным. В международной практике против него выступает Всемирная торговая организация (ВТО). На внутреннем российском рынке борьбу с демпингом ведет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В 2008 году ФАС, например, проводила расследование в банковской сфере и выносила предложения по регулированию тарифов. Однако идея не нашла поддержки на законодательном уровне.
1.6. Краткосрочный и долгосрочный нижние пределы цены
В условиях рыночной экономики установление цены на производимую продукцию и оказываемые услуги имеет особое значение.
Определение цены заключается в возможности изучения положения на рынке в целом и в предсказании реакции потребителя на предлагаемый товар и его цену. Устанавливая цену, в первую очередь необходимо задумываться о том, будет ли спрос на продукцию по предполагаемой цене. Если цена станет, слишком высока и товар не будет пользоваться спросом у покупателей, то продавец будет вынужден постепенно снижать ее до уровня, удовлетворяющего покупателей, с одновременным снижением издержек по производству данного продукта (работы, услуги).
Существует несколько подходов к формированию цены в условиях рыночной экономики.
Один подход – назначить такую цену, которая привлечет покупателей; другой – использовать цены конкурентов, чтобы установить для себя определенную границу цен; третий – использовать информацию о себестоимости продукции, с тем чтобы определить порог рентабельности, величину переменных затрат и маржинального дохода.
В управленческом учете используют два термина:
- долгосрочный нижний предел цены;
- краткосрочный нижний предел цены.
Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую минимальную цену можно установить, чтобы покрыть полные затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Этот предел соответствует полной себестоимости продукции.
Краткосрочный нижний предел цены – это та цена, которая способна покрыть лишь переменную часть издержек. Иными словами, это себестоимость, рассчитанная по переменным издержкам.
Очень часто бывают ситуации, когда при недостаточной загруженности производственных мощностей привлечение дополнительных заказов оправданно, даже при цене, величина которой не покрывает всех издержек. Снижать цену на такие заказы можно до ее краткосрочного нижнего предела.
Пример: Предприятие производит продукцию «А» и продает ее оптом по цене 35 руб. за штуку. При этом постоянные затраты составляют 7,9 руб., а переменные – 21 руб. Полная себестоимость одного изделия равна 28,9 руб. Таким образом, удельная прибыль составляет 6,1 руб. за штуку.
Производственная мощность организации – 1500 единиц изделия «А» в месяц. Фактический объем производства составляет 1000 штук за месяц, т.е. производственные мощности загружены не полностью и имеются резервы по дальнейшему наращиванию объемов производства. Организация не может увеличивать объем производства из-за трудностей со сбытом.
Информация о работе Концепция ценообразования с позиции бухгалтерского управленческого учета