Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 22:48, курс лекций
Особенности организации функции контроля в условиях рыночной экономики. Государственный финансовый контроль и его сфера в условиях рыночной экономики. Ревизия и её роль в условиях рыночной экономики. Аудит как особый вид контроля. Отличие аудита от ревизии и контроля. Стадии развития аудита. Основные концепции мирового развития аудита. Внутренний и внешний аудит. Виды внешнего аудита, усиление роли государства в регулировании аудиторской деятельности. Обязательный и инициативный аудит. Критерии, по которым бухгалтерская отчетность подлежит обязательной аудиторской проверке. Экономические санкции за уклонение от обязательного аудита. Сопутствующие аудиторские услуги. Транснациональные аудиторские корпорации и их роль в становлении российского аудита.
Тема 1. Понятие аудита, цель и место в системе контроля 3
Тема 2. Организационно-правовые основы внешнего аудита 8
Тема 3. Международные и отечественные стандарты аудита 12
Тема 4.Подготовительный этап аудиторской проверки. Оферта экономического субъекта и Письмо-обязательство аудиторской фирмы. Договор возмездного оказания аудиторских услуг 15
Тема 5. Права, обязанности и ответственность сторон при аудите 18
Тема 6. Этический кодекс аудиторов 24
Тема 7. Планирование аудиторской проверки. Общий план и программа
Аудита 27
Тема 8. Понятие существенности в аудите. Два подхода к определению существенности ошибок, выявленных в ходе аудиторской проверки 30
Тема 9. Понятие аудиторского риска. Факторы, влияющие на величину аудиторского риска. Страхование ответственности аудиторов и аудиторских фирм
Тема 10. Аудиторская выборка. Возможности использования выборочных
методов анализа при организации видов аудиторской проверки 37
Тема 11. Виды, источники и методы получения аудиторских доказательств.
Использование работы эксперта при сборе аудиторских доказательств 40
Тема 12. Организация труда аудиторов. Контроль качества работы внутри
аудиторской фирмы. Рабочие документы аудиторов. Оплата труда
аудиторов 43
Тема 13. Подготовка аудиторского заключения. Виды и структура аудиторского заключения 47
2.
Обеспечение и поддержание
Требования по обеспечению внутреннего качества работы в ходе
аудиторской проверки
Основной принцип: аудиторская работа должна поручаться работни-кам, имеющим уровень профессиональной подготовки и опыт, необходи-мый в данных условиях, а также отвечающим критерию независимости.
В ходе аудита устанавливаются процедуры контроля качества аудита. Необходимо в достаточной мере направлять работу, осуществлять текущий контроль работы на всех уровнях, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что работа выполнена качественно. Для этого осуществляется закрепление контрольных функций за работниками аудиторской организации, в том числе и теми, которые не участвуют в аудиторской проверке.
Качество аудиторской деятельности обеспечивается также организа-цией для аудиторов консультаций со специалистами в области налогообложения, правоведения, анализа хозяйственно-финансовой деятельности и прочих сопутствующих услуг.
Процедуры контроля качества осуществляются не только применительно к аудиторским проверкам, но в той же степени и к оказанию сопут-ствующих аудиту услуг.
Необходимо постоянно осуществлять мониторинг - наблюдение за уровнем эффективности принятых аудиторской организацией процедур внутреннего контроля качества.
Одним из методов обеспечения высокого качества оказания аудиторских услуг является соблюдение строгих правил документирования ауди-торской работы.
Назначение аудиторских документов состоит в следующем:
1. Документация аудита является одним из важных условий его квалифицированного проведения:
Минимальные требования к составу рабочей документации аудиторской организации:
8. Материалы, свидетельствующие
о том, что работа, выполненная не
аудиторами, контролировалась ими.
9. Сведения о том,
кем и когда выполнялись аудиторские процедуры.
10.Копия переписки с другими аудиторскими
организациями, экспертами и прочими лицами
в связи с проведением аудита.
11.Копии переписки или записи обсуждений во время встреч с ответ-ственными лицами экономического субъекта по поводу вопросов, возникших в процессе аудита, включая условия проведения аудита. 12.Письма-подтверждения, полученные от экономического субъекта и
третьих лиц. 13.Выводы, сделанные аудиторской организацией по результатам аудита. 14.Копии бухгалтерской и иной финансовой документации экономического субъекта. Рабочие документы аудитора являются официальными документами в аудиторской организации, а, следовательно, должны содержать обязательные реквизиты:
— наименование документа (теста или процедуры);
— наименование
экономического субъекта, в отношении
которого
проводится аудит;
Документы аудиторов подразделяются на постоянный архив и текущий.
Постоянный архив — это комплект документов, содержащих информацию постоянного характера, который будет постоянно использоваться в ходе данного аудита и будущих работ.
Сюда относятся данные об инвентаризации; протоколы и материалы общих собраний акционеров, заседаний совета директоров; юридические документы постоянного характера; заключения по аудиту; материалы по организации системы внутреннего контроля и прочее.
Постоянный архив ведется для обеспечения готовых ссылок на повторяющиеся обстоятельства для всех работников аудиторской организа-ции; для экономии времени при будущих проверках; для сохранения дан-ных по изучению тенденций в работе организации, в том числе новыми ее сотрудниками.
В текущем архиве хранится прочая информация, не вошедшая в постоянный архив.
В нем хранятся рабочие документы, разрабатываемые, составляемые или копируемые в ходе аудита: общий план проведения аудита, программа аудита, проверяемая бухгалтерская отчетность.
Контроль качества аудита на государственном уровне возложен на Министерство финансов РФ, общественный контроль осуществляется посредством профессиональных объединений аудиторов, если аудиторская организации является их членом.
Роль государства в регулировании экономки традиционно сильна в России, поэтому контроль со стороны Минфина РФ, начиная с процесса аттестации и лицензирования и заканчивая рассмотрением жалоб экономических субъектов на некачественное оказание им профессиональных ау-диторских услуг — суть неотъемлемый метод обеспечения качества аудиторской деятельности в целом.
Развитие и укрепление роли профессиональных аудиторских организаций в деятельности аудиторских фирм в России дополняет государст-венный контроль.
Многоступенчатость
контроля качества аудита - аудиторская
орга-низация, профессиональные аудиторские
объединения, Минфин РФ -обеспечивает
высокий его уровень, стимулирует конкуренцию
в сфере ау-дита, способствует росту положительного
имиджа профессии в обществе.
Тема 13. Подготовка аудиторского заключения. Виды и структура аудиторского заключения
Понятие аудиторского заключения. Требования, которые предъявляются к аудиторскому заключению федеральным стандартом. Виды аудиторских заключений. Структура аудиторского заключения: вводная часть, часть, описывающая объем аудита и часть, содержащая мнение аудитора. Представление аудиторского заключения клиенту. Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, происшедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого экономического субъекта.
Все предпринимаемые аудитором в ходе обязательной аудиторской проверки действия ориентированы на достижение одной цели, а именно -формирование мнения о достоверности финансовой отчетности.
Такое мнение оформляется аудиторским заключением. В соответствии со стандартом (правилом) аудиторской деятельности № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» мнение о достоверности финансовой отчетности должно отражать оценку аудитора соответствия во всех существенных отношениях бухгалтерской отчетности нормативным документам, регулирующим бухгалтерский учет в РФ.
Под достоверностью во всех существенных отношениях понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователям этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Для этого аудитор должен установить максимально допустимые размеры отклонений в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 4 «Существенность в ауди-те».
В соответствии с действующими правилами бухгалтерского учета при формировании учетной политики предполагается, что экономический субъект будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем. Это допущение получило название «допущение непрерывности деятельности».
Согласно федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности ау-дируемого лица» при проведении аудита аудитор исходит из того, что бух-галтерская отчетность подготовлена экономическим субъектом исходя из этого допущения.
Если в результате аудиторской проверки аудитор обнаружил, что имущественное и финансовое положение экономического субъекта таково, что существует серьезное сомнение по поводу возможности экономического субъекта продолжать свою деятельность и исполнять свои обяза-тельства в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным периодом, то мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности должно содержат данные сомнения.
Аудиторское заключение должно быть собственноручно и в уста-новленном прядке подписано ответственными лицами аудиторской орга-низации. Подписи должны быть заверены печатью. Аудиторская организа-ция обязана предоставить аудиторское заключение только руководству экономического субъекта. Заинтересованные пользователи не вправе тре-бовать его от аудиторской фирмы. Аудиторское заключение и подтвержденная отчетность должны быть сброшюрованы в единый пакет, листы пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов в пакете.
Аудиторское заключение готовится в количестве экземпляров, согласованном аудитором и аудируемым лицом, но и аудитор, и аудируемое лицо должны получить не менее чем по одному экземпляру аудиторского заключения и прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Обязанности по дальнейшему распространению аудиторского заключения ложатся на руководство экономического субъекта.
Укрупненно структуру аудиторского заключения можно представить
так:
Наименование адресата.
Сведения об аудиторе (организационно-правовая форма, наименование, юридический адрес, номер и дата свидетельства о государственной регист-рации, номер, дата предоставления лицензии на осуществление аудитор-
ской деятельности).
Сведения об аудируемом лице: организационно-правовая форма, наимено-вание, юридический адрес, номер и дата свидетельства о государственной регистрации, сведения о лицензиях на осуществляемые виды деятельности).