Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 22:48, курс лекций
Особенности организации функции контроля в условиях рыночной экономики. Государственный финансовый контроль и его сфера в условиях рыночной экономики. Ревизия и её роль в условиях рыночной экономики. Аудит как особый вид контроля. Отличие аудита от ревизии и контроля. Стадии развития аудита. Основные концепции мирового развития аудита. Внутренний и внешний аудит. Виды внешнего аудита, усиление роли государства в регулировании аудиторской деятельности. Обязательный и инициативный аудит. Критерии, по которым бухгалтерская отчетность подлежит обязательной аудиторской проверке. Экономические санкции за уклонение от обязательного аудита. Сопутствующие аудиторские услуги. Транснациональные аудиторские корпорации и их роль в становлении российского аудита.
Тема 1. Понятие аудита, цель и место в системе контроля 3
Тема 2. Организационно-правовые основы внешнего аудита 8
Тема 3. Международные и отечественные стандарты аудита 12
Тема 4.Подготовительный этап аудиторской проверки. Оферта экономического субъекта и Письмо-обязательство аудиторской фирмы. Договор возмездного оказания аудиторских услуг 15
Тема 5. Права, обязанности и ответственность сторон при аудите 18
Тема 6. Этический кодекс аудиторов 24
Тема 7. Планирование аудиторской проверки. Общий план и программа
Аудита 27
Тема 8. Понятие существенности в аудите. Два подхода к определению существенности ошибок, выявленных в ходе аудиторской проверки 30
Тема 9. Понятие аудиторского риска. Факторы, влияющие на величину аудиторского риска. Страхование ответственности аудиторов и аудиторских фирм
Тема 10. Аудиторская выборка. Возможности использования выборочных
методов анализа при организации видов аудиторской проверки 37
Тема 11. Виды, источники и методы получения аудиторских доказательств.
Использование работы эксперта при сборе аудиторских доказательств 40
Тема 12. Организация труда аудиторов. Контроль качества работы внутри
аудиторской фирмы. Рабочие документы аудиторов. Оплата труда
аудиторов 43
Тема 13. Подготовка аудиторского заключения. Виды и структура аудиторского заключения 47
® выводы и отчеты в аудите;
© специальные области;
© сопутствующие услуги;
® положение по международной практике аудита;
Использование MAC в практике деятельности аудиторов разных стран различны.
По степени использования MAC в разработке собственных, национальных, аудиторских стандартов страны мира делятся на три группы:
В странах первой группы MAC используются полностью в качестве НАС, например, в Кипре, Малайзии, Нигерии, Шри-Ланке.
Вторую группу составляют страны, которые принимают MAC к сведению: США, Великобритания, Канада, Ирландия.
В странах третьей группы MAC используются как основа для разработки своих стандартов: Россия, Индия, Бразилия, Австрия, Нидерланды.
Национальные
стандарты аудиторской
Внутрифирменные
аудиторские стандарты
Как правило, внутрифирменные аудиторские стандарты регулируют следующие направления в деятельности аудиторской фирмы:
1. структуру
фирмы, специфику и технологию ее организационного
процесса, выполняемые функции (стандарты,
определяющие обязанности
сотрудников, их оплату труда и механизм
заключения договоров, методики и стандарты
по организации планирования);
2. методику
проведения аудита по соответствующим
разделам и счетам
бухгалтерского учета, по каждому направлению
в бизнесе клиента
(методики по проведению аудиторских проверок,
подготовке и выдаче
аудиторского заключения, рабочие таблицы,
макеты, инструкции, методики анализа
наиболее часто встречающихся ошибок
при аудите
определенного направления и пути их устранения);
Внутренние аудиторские стандарты — это интеллектуальная собственность аудиторской фирмы. Сотрудники не должны разглашать их содержание или использовать вне деятельности данной аудиторской организации.
Стандартизация
аудиторской деятельности на международном,
национальном уровне и на уровне отдельных
субъектов рынка аудиторских услуг обеспечивает
необходимую степень разработанности
проблем аудита, высокий уровень оказания
аудита и сопутствующих услуг, стимулируют
профессиональный рост аудиторов и способствует
быстрому распространению нового опыта
в области аудита.
Тема 4. Подготовительный этап аудиторской проверки. Оферта
экономического субъекта и Письмо-обязательство аудиторской фирмы. Договор возмездного оказания аудиторских ус-луг
Укрупненный алгоритм аудиторской проверки. Предварительный этап аудиторской проверки. Знакомство с внешними и внутренними факторами, влияющими на финансово-хозяйственную деятельность потенциального клиента. Оценка возможности проведения аудита. Ознакомление со спецификой бизнеса потенциального клиента. Оферта экономического субъекта. Письмо-приглашение аудиторской фирмы о согласии на проведение аудита. Договор возмездного оказания аудиторских услуг Цели и задачи предварительного этапа аудиторской проверки.
Процесс аудиторской проверки можно изобразить схематически в следующем виде:
На
первом, подготовительном, этапе в
аудиторской фирме
Действия аудиторов на втором этапе связаны с установлением ряда критериев, позволяющих оценить особенности финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, организации учетного процесса и системы внутреннего контроля; определить уровень существенности ошибок, которые будут обнаружены в учете и отчетности клиента; подготовить план аудиторской проверки для обсуждение ее с руководством экономического субъекта.
После
согласования плана аудита с руководством
экономического субъекта, на третьем
этапе, аудиторская бригада
Реализация программы аудиторской проверки — четвертый этап — заканчивается оценкой результатов, полученных в ходе аудита, и подготовкой варианта аудиторского заключения.
На пятом этапе члены аудиторская бригада оформляют результаты проведенной аудиторской проверки, изучают события, произошедшие после отчетной даты, составляют письменные рекомендации руководству экономического субъекта по улучшению системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в организации. Аудиторы передают руководству экономического субъекта проверенную отчетность вместе с аудиторским заключением. Аудиторское заключение подписывается сторонами. После даты подписания аудиторского заключения ответственность за распространение результатов аудита несет экономический субъект.
На заключительном — шестом — этапе, после завершения проверки, аудитор проводит последующий контроль качества аудита.
Взаимоотношения между аудиторской фирмой и экономическим субъектом начинаются с официального (письменного) предложения последнего об оказании аудиторских услуг. В хозяйственной практике это официальное предложение называется офертой , документом, отражающим намерение одной стороны (пославшей оферту) заключить договор с адресатом, в случае принятия этого предложения.
Принимая решение, соглашаться ли на проведение аудита экономического субъекта, руководство аудиторской фирмы опирается на следующие показатели ее деятельности:
— наличие персонала с необходимыми для выполнения задания навыками;
Результатом проведения такого мониторинга, как в отношении аудиторской фирмы, так и потенциального клиента, является оценка риска на уровне проекта. Положительные ответы на поставленные вопросы позволяют руководству аудиторской организации приступить к предварительному этапу оказания аудиторских услуг: формированию аудиторской бри-гады и обсуждению условий договора на проведение аудиторской проверки.
В ответ на оферту экономического субъекта руководство аудиторской фирмы направляет письмо-обязательство о согласии на проведение аудита. Содержание письма-обязательства регламентируется аудиторским стандартом и представляет собой краткий перечень условии аудита, обязательств и ответственности сторон с ссылками на нормативные акты, на основе которых будет проводиться аудит, а также в случае важности такого указания — на международные акты, регулирующие бухгалтерский учет и аудит.
В случае первого опыта работы аудиторской фирмы и экономического субъекта составление письма-обязательства имеет важного значение для последующей работы, определяет уровень взаимопонимания между ауди-тором и клиентом, подход к решению спорных вопросов. В случае проведения последующего аудита написание письма-обязательства может носить и формальный характер, поскольку условия и процесс взаимодейст-вия хорошо понимаются сторонами.
Четкость освещения основных этапов аудиторской проверки и их обсуждение с потенциальным клиентом облегчают составление и подписание договора на оказание аудиторских услуг. Договор на оказание аудиторских услуг — это главный официальный документ, регламентирующий взаимоот-ношения аудиторской организации и экономического субъекта.
Согласно Гражданскому кодексу РФ услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные, услуги по обучению, туристическому обслуживанию регулируются договором возмездного оказания услуг (ДВОУ). Особенностями ДВОУ является следующее:
— заказчик не имеет права оценивать качество оказанных услуг.
Кроме того отношения между аудитором и клиентом могут регулироваться и положениями договора подряда, если это не противоречит сущности возмездного оказания услуг.
Договор между аудиторской фирмой и экономическим субъектом определяет предмет договора, условия оказания аудиторских услуг, размер и порядок их оплаты, права, обязанности и ответственность сторон, условия и порядок привлечения к работе сторонних специалистов и консультантов, а также порядок разрешения спорных вопросов.
Договор
на оказание аудиторских услуг может
также содержать дета-
В договоре также определяются условия работы самих аудиторов — выделении им рабочего места в проверяемой организации или обеспечение документацией по основному месту работы и т.д.
Система
официальных документов, описывающих
начало процесса оказания аудиторских
услуг, сообщает этому процессу необходимую
чет-кость, слаженность, глубину проработки
содержания каждого этапа, а также взаимоудоволетворенность
сторон друг другом.
Тема
5. Права, обязанности
и ответственность сторон
при аудите
Права
и обязанности аудиторских