Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 22:48, курс лекций
Особенности организации функции контроля в условиях рыночной экономики. Государственный финансовый контроль и его сфера в условиях рыночной экономики. Ревизия и её роль в условиях рыночной экономики. Аудит как особый вид контроля. Отличие аудита от ревизии и контроля. Стадии развития аудита. Основные концепции мирового развития аудита. Внутренний и внешний аудит. Виды внешнего аудита, усиление роли государства в регулировании аудиторской деятельности. Обязательный и инициативный аудит. Критерии, по которым бухгалтерская отчетность подлежит обязательной аудиторской проверке. Экономические санкции за уклонение от обязательного аудита. Сопутствующие аудиторские услуги. Транснациональные аудиторские корпорации и их роль в становлении российского аудита.
Тема 1. Понятие аудита, цель и место в системе контроля 3
Тема 2. Организационно-правовые основы внешнего аудита 8
Тема 3. Международные и отечественные стандарты аудита 12
Тема 4.Подготовительный этап аудиторской проверки. Оферта экономического субъекта и Письмо-обязательство аудиторской фирмы. Договор возмездного оказания аудиторских услуг 15
Тема 5. Права, обязанности и ответственность сторон при аудите 18
Тема 6. Этический кодекс аудиторов 24
Тема 7. Планирование аудиторской проверки. Общий план и программа
Аудита 27
Тема 8. Понятие существенности в аудите. Два подхода к определению существенности ошибок, выявленных в ходе аудиторской проверки 30
Тема 9. Понятие аудиторского риска. Факторы, влияющие на величину аудиторского риска. Страхование ответственности аудиторов и аудиторских фирм
Тема 10. Аудиторская выборка. Возможности использования выборочных
методов анализа при организации видов аудиторской проверки 37
Тема 11. Виды, источники и методы получения аудиторских доказательств.
Использование работы эксперта при сборе аудиторских доказательств 40
Тема 12. Организация труда аудиторов. Контроль качества работы внутри
аудиторской фирмы. Рабочие документы аудиторов. Оплата труда
аудиторов 43
Тема 13. Подготовка аудиторского заключения. Виды и структура аудиторского заключения 47
В соответствии со стандартом сопутствующие аудиту услуги делятся на: услуги действия, услуги контроля и информационные услуги.
Услуги действия связаны с созданием документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом, ранее им не создаваемые. Услуги контроля это услуги по проверке документов на предмет соответствия этих документов определенным критериям, согласованным между экономическим субъектом и аудиторской организацией. Информационные услуги — услуги по подготовке устных и письменных разъяснений по различным вопросам бухгалтерского учета и аудита; проведение круглых столов, семинаров, обучений, издание методических пособий, информационное обслуживание.
Содержание,
процедуры и методы аудита детально
разрабатываются аудиторским сообществом
как на национальном, так и на международном уровне.
Необходимость в стандартизации аудиторской
деятельности на международном уровне
возникла в связи с образованием и становлением
после Второй мировой войны транснациональных
корпораций аудиторов -крупных аудиторских
организаций, оказывающих широкий спектр
услуги в области бухгалтерского учета,
аудита, консалтинга, правового сопровождения
проектов. Транснациональные аудиторские
компании сыграли важную роль в становлении
российского аудита. Они начали работать
в России с 1994 года, сначала в форме совместных
предприятий. В сотрудничестве с аудиторскими
корпорациями российские аудиторы перенимали
на-копленный опыт в области аудиторской
деятельности, а затем создавали собственные,
российские, аудиторские фирмы, многие
из которых успешно работают в настоящее
время.
Тема
2. Организационно-правовые
основы внешнего аудита
Концепции
регулирования аудиторской
Общегосударственные функции регулирования аудиторской деятельности осуществляет Министерство финансов РФ . Созданный в его рамках Департамент разрабатывает систему мер по государственному регулированию рынка аудиторских услуг в РФ, осуществляет надзор над этой деятельностью, защищает интересы государства, экономических субъектов, аудиторов и аудиторских фирм.
Основные направления деятельности Департамента организации аудиторской деятельности Минфина РФ и его полномочия:
При Министерстве финансов РФ существует Совет по аудиторской деятельности, состоящий из представителей Минфина России, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту, государственных органов власти, Центрального банка Российской Федерации, аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, научных и других организаций, высших учебных заведений, пользователей аудиторских услуг. В задачи Совета входит:
Регулирование аудиторской деятельности не исчерпывается регулированием со стороны государства. Общественные интересы при осуществлении аудиторской деятельности в России представляют общественные объединения аудиторов, аудиторские палаты, ассоциации. Они объединяют специалистов, ученых, преподавателей в области бухгалтерского учета, аудита, финансовой контрольно-ревизионной и аналитической деятельности (например, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов России), аудиторские фирмы (например, Аудиторская палата России, Московская палата аудиторов). Объединения ставят задачи содействия развитию экономической науки, внедрению в практику хозяйствования передового отечественного и зарубежного опыта в области бухгалтерского учета, аудита и экономического анализа, оказания помощи своим членам в решении конкретных учетно-аналитических и аудиторских проблем, защиты гражданских, экономических и социальных интересов членов объединения, страхования ответственности аудиторов.
Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ состоит из четырех уровней (в порядке убывания правового статуса):
1 уровень:
законодательный. Представлен Федеральным
законом
«Об аудиторской деятельности».
2 уровень:
подзаконные нормативные акты различных
министерств и
ведомств, которые непосредственно к аудиторам
не относятся, но регулируют деятельность
экономических субъектов, подлежащих
аудиту.
3 уровень: федеральные стандарты или правила аудиторской деятельности.
4 уровень: внутрифирменные
аудиторские стандарты.
Квалификационные аттестаты аудиторов
выдаются по успешному
прохождению соискателем квалификационных экзаменов. К соискателю на квалификацию аудитора предъявляются следующие требования:
Экзамен представляет собой тестирование, охватывающее широкий
круг вопросов:
Аттестаты выдаются без ограничения срока действия по следующим направлениям:
а) в области общего аудита;
б) в области
аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных
институтов;
в) в области аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);
г) в области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита).
Обширность и строгость требований к будущему аудитору призваны обеспечить должное качество оказания аудиторских услуг, поддержанию высокой репутации аудиторской профессии в обществе, доверия к результатам аудиторской деятельности.
Для
осуществления аудиторской
а) наличие у индивидуального аудитора или у аудиторов аудиторской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;
б) наличие
в штате аудиторской организации не менее
5 аудиторов,
имеющих квалификационные аттестаты аудитора;
в) осуществление
предпринимательской деятельности только
в виде про
ведения аудита и оказания сопутствующих
аудиту услуг;
г) соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых аудиторских проверок и обеспечение возможности проведения внешних проверок качества их деятельности;
д) обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну.
е) участие
в обязательном аудите кредитных организаций
не менее двух
аудиторов, имеющих квалификационные
аттестаты аудитора на право
осуществления аудита кредитных организаций;
ж) наличие
у аудиторской организации при проведении
обязательного
аудита кредитных организаций стажа аудиторской
деятельности не
менее двух лет;
з) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита банков стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных
организаций не
менее двух лет. В случае выявления
Минфином РФ в процессе последующих
проверок качества оказания аудиторских
услуг несоблюдения аудиторской организацией
требований законодательства, лицензия
может быть приостановлена или аннулирована.
Тема 3. Международные и отечественные стандарты аудита
Международные стандарты аудита, их структура, содержание и порядок применения. Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности. Лицензирование аудиторской деятельности. Законодательно-нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ: Закон «Об аудиторской деятельности»; Постановления Правительства и подзаконные акты; стандарты аудиторской деятельности. Международные стандарты аудита, их структура, содержание и порядок применения. Федеральные стандарты аудиторской деятельности в России. Стандарты общественных аудиторских объединений. Внутрифирменные стандарты. Роль и взаимосвязь аудиторских стандартов разного типа.
По сложившейся мировой практике регулирование аудиторской деятельности по сути и содержанию происходит на основе применения аудиторами стандартов своей деятельности.
Аудиторские стандарты — это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы в процессе своей профессиональной деятельности. Соблюдение аудиторских стандартов гарантирует определенный уровень качества аудита и надежности его результатов; они составляет основу всех программ для подготовки аттестованных аудиторов и являются основанием в суде для доказательства качества проведения аудита.
Аудиторские стандарты подразделяются на внешние и внутренние.
Внешние определяют организацию аудиторской деятельности и являются основными элементами ее нормативного регулирования.
Внутренние аудиторские стандарты разрабатываются в аудиторских фирмах.
Внешние
аудиторские стандарты
MAC разрабатываются и выпускаются Международной Федерацией Бухгалтеров начиная с 70-х гг. XX века. Ежегодно они обновляются и дополняются комментариями по их применению на практике. В настоящее время существует 45 MAC, которые подразделяются на 10 тематических групп:
® вводные замечания;
© ответственность;
© планирование;
© внутренний контроль;
© аудиторские доказательства;
© использование работы других специалистов;