Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 09:57, курс лекций
Лекция 1. Социально – экономические и правовые основы государственного регули-рования несостоятельности (банкротств) в России. (2 ч.)
Правовая природа несостоятельности предприятий. История возникновения и разви-тия института банкротства в России и за рубежом. Банкротские Указы. Банкротские Уста-вы. Дореволюционное правоведение несостоятельности. Законодательная база банкротст-ва в период НЭПа. Нормативно – правовое регулирование банкротства в Российской Фе-дерации. Федеральные Законы 1992, 1998,2002 г.г. Процедуры банкротства и порядок их реализации.
Затраты на оплату процентов по кредитам поставщиков (производителей работ, услуг) за приобретенные материальные ценности или выполненные работы и оказанные услуги относятся на себестоимость материальных ценностей, выполненных работ и оказанных услуг.
В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов), могут отражаться по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Рассмотрим типичные бухгалтерские проводки:
Дебет 51 Кредит 67 - получены денежные средства за проданные облигации (номинальная стоимость)
Дебет 51 Кредит 98 - получены денежные средства за проданные облигации (разница между суммой продажи и номиналом)
Дебет 98 Кредит 91-1 - списана часть разницы между продажной и номинальной стоимостью облигаций (ежемесячно)
Дебет 97 Кредит 67 - начислены проценты по облигациям (ежегодно)
Дебет 91-2 Кредит 97 - списаны на
операционные расходы проценты по облигациям
(ежемесячно)
Дебет 67 Кредит 51 - погашены облигации
Дебет 67 Кредит 51 - погашена задолженность по процентам
Причитающиеся проценты по полученным займам отражают по кредиту счета 66 или 67 и дебету счетов учета источников выплат 10, 11, 08 и других счетов, если полученные займы связаны с приобретением производственных запасов, внеоборотных активов и другого имущества (до момента оприходования этих активов).
Расходы, связанные с выпуском и распространением ценных бумаг, учитывают по дебету счета 91 с кредита соответствующих расчетных, денежных и материальных счетов. При погашении и возврате ценных бумаг они списываются в дебет счета 66 или 67 с кредита денежных счетов.
Прекращение обязательств по договору займа может быть оформлено в виде отступного или новации (ст. 409 и 414 ГК РФ). В этом случае поступление денежных средств к заемщику рассматривается в качестве не подлежащих налогообложению. С момента заключения соглашения об отступном взаимоотношения сторон регулируются правилами договоров купли-продажи или возмездного оказания услуг.
Передача продукции или услуг в качестве отступного отражается на счетах реализации:
Дебет 50,51 Кредит 66 - получена сумма займа
Дебет 91 Кредит 66 - начислены проценты на сумму займа
Дебет 62 Кредит 90 - передана продукция или оказаны услуги в виде отступного
Дебет 90 Кредит 68 - начислен НДС на продукцию, услуги
Дебет 90 Кредит 40, 20 - списана себестоимость продукции, услуг
Дебет 66 Кредит 6 2 - зачтена задолженность по договору займа
Дебет 10 кредит 66,67 - получены материалы по договору займа
Дебет 91 Кредит 66,67 - начислены
проценты по договору займа
Государственная помощь, оказываемая государством коммерческим организациям, относится к средствам целевого финансирования. Порядок учета государственной помощи определен ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».
В соответствии с ПБУ 13/2000 государственной помощью признается увеличение экономических выгод организации в результате поступления от государства денежных средств или иного имущества. Государственная помощь предоставляется в виде субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество). Под субвенцией понимают бюджетные средства, предоставляемые коммерческой организации на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной основе, а под субсидией — бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Поступающие бюджетные средства в учете подразделяют на две категории:
1) направляемые на финансирование капитальных вложений;
2) используемые для оплаты текущих расходов.
Операции, связанные с учетом государственной помощи, отражают следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 76 Кредит 86 -отражена задолженность по целевым бюджетным средствам
Дебет 51,55, Кредит 76 - поступили бюджетные средства
08, 10 и др.
Дебет 86 Кредит 98 - израсходованы бюджетные средства на финансирование капитальных вложений
Дебет 98 Кредит 91 - отражены прочие операционные доходы в размере начисленной амортизации по активам, приобретенным за счет средств бюджетного финансирования
Дебет 86 Кредит 98 - учтены текущие расходы организации за счет бюджетных средств
Дебет 98 Кредит 91 - списаны суммы учтенных текущих расходов по мере отпуска материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и др
Использование средств целевого финансирования отражают по дебету счета 86 и кредиту счетов:
20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные
расходы» — при направлении
средств целевого
83 .Добавочный капитал» - при использовании средств целевого финансирования, полученных как инвестиции;
98 «Доходы будущих периодов» - при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов.
Финансовая помощь организации-должнику может быть оказана любыми заинтересованными в ее финансировании лицами в виде безвозмездно переданных ценностей.
Оценка безвозмездно полученных ценностей осуществляется по рыночной стоимости на дату принятия к учету. Они отражаются в составе прочих операционных доходов.
Дебет 08 Кредит 98 - отражена рыночная стоимость безвозмездно полученных
основных средств
Дебет 01, 26 Кредит 08 - введены в эксплуатацию основные средства
Дебет 020,25 Кредит 02 - начислена
амортизация
Дебет 98 Кредит 91-1 - включена в прочие операционные доходы часть стоимости безвозмездно полученных основных средств, равная сумме амортизации
Дебет 10 Кредит 98 - отражены полученные безвозмездно материалы по рыночной стоимости
Дебет 20 Кредит 10 - отражена учетная стоимость списанных в производство материалов
Дебет 98 Кредит 91-1 - отнесена на прочие операционные доходы сумма, равная стоимости списанных в производство материалов
При безвозмездной передаче имущества дохода у передающего лица не возникает, поэтому остаточная стоимость имущества и расходы по его передаче не учитываются при налогообложении прибыли (ст. 270 НК РФ). Однако НДС необходимо начислять, за исключением случаев, когда происходит передача основных средств органам государственной власти, передаются товары (кроме подакцизных) в рамках благотворительности, ввозится имущество на территорию Российской Федерации в рамках оказания безвозмездной помощи РФ и др.
Организация-получатель не возмещает указанную в счете-фактуре стоимость НДС, а включает ее в первоначальную стоимость материальных ценностей.
Списание стоимости имущества производится на основании акта (накладной) приемки-передачи с приложением договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающей стороны организации о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта оздоровления может содержать такой источник финансирования, как вклады учредителей (участников), направленные и не направленные на увеличение уставного капитала. Организация-должник имеет право осуществить дополнительную эмиссию любых акций (не только обыкновенных) любым законным образом. Поскольку п. 3 ст. 100 ГК РФ запрещает увеличение уставного капитала АО для покрытия убытков, то необходимо указать, что эмиссия осуществляется не для покрытия убытков, а для достижения целей финансового оздоровления, исполнения требований кредиторов и т. п. Увеличение уставного капитала АО разрешается осуществлять по решению правления не более чем на треть, изменение в большем размере проводится собранием акционеров.
При увеличении уставного капитала АО за счет выпуска дополнительных акций в бухгалтерском учете организации-должника делаются записи:
Дебет 75 Кредит 80
- отражено увеличение уставного капитала
Дебет 51 Кредит 75 - увеличен уставный капитал общества за счет размещения
дополнительных акций
Увеличение уставного капитала ООО может быть произведено за счет вкладов участников. При этом соотношение дополнительных вкладов участников аналогично соотношению номинальной стоимости их долей. После принятия решения об увеличении уставного капитала участники в течение двух месяцев обязаны внести дополнительные вклады. Не позднее месяца после истечения срока внесения вкладов собрание должно рассмотреть итоги и утвердить изменения в уставном капитале.
Следующая процедура, требующая пристального внимания – внешнее управление.
Внешнее управление имуществом должника — реабилитационная процедура, которая водится в целях восстановления платежеспособности для спасения как бизнеса, так и организационно-правовой формы юридического лица должника от ликвидации. В отношении имущества физических лиц внешнее управление не вводится.
Внешнее управление вводится на срок до 18 месяцев, который при необходимости может быть продлен арбитражным судом на шесть месяцев. Исключение составляют градообразующие предприятия, сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Для градообразующих предприятий допускается продление срока внешнего управления до одного года при наличии ходатайства органа местного самоуправления при условии предоставления поручительства. Внешнее управление имуществом сельскохозяйственного производителя может быть введено с учетом сезонности сельскохозяйственных работ. Срок внешнего управления в этом случае может превышать максимальный 24-месячный не более чем на три месяца.
Внешнее управление может быть введено при наличии у должника реальных перспектив восстановления платежеспособности на этапе наблюдения. Инициировать внешнее управление может только собрание кредиторов. Суд имеет право пойти против воли кредиторов, только введя финансовое оздоровление под обеспечение Игнорирование воли кредиторов, направленной на ликвидацию должника в пользу внешнего управления, невозможно.
Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года, поэтому в том случае, если со дня введения финансового оздоровления прошло уже 18 месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.
Введение внешнего управления влечет за собой наступление для должника ряда серьезных последствий:
• прекращаются полномочия руководителя, органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия;
• начинает действовать внешний управляющий, наделенный значительными полномочиями в отношении имущества должника;
• снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;