Лекции по " Учет и анализ банкротства"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 09:57, курс лекций

Краткое описание

Лекция 1. Социально – экономические и правовые основы государственного регули-рования несостоятельности (банкротств) в России. (2 ч.)
Правовая природа несостоятельности предприятий. История возникновения и разви-тия института банкротства в России и за рубежом. Банкротские Указы. Банкротские Уста-вы. Дореволюционное правоведение несостоятельности. Законодательная база банкротст-ва в период НЭПа. Нормативно – правовое регулирование банкротства в Российской Фе-дерации. Федеральные Законы 1992, 1998,2002 г.г. Процедуры банкротства и порядок их реализации.

Вложенные файлы: 1 файл

Курс лекций по дисциплине «Учет и анализ банкротств».doc

— 515.00 Кб (Скачать файл)

На дату государственной регистрации  выделившаяся организация формирует  вступительную бухгалтерскую отчетность на основании разделительного баланса с учетом операций, совершенных в период реорганизации. В свою очередь реорганизованное предприятие на дату регистрации выделившейся организации составляет переходный бухгалтерский баланс на основании уточненного разделительного баланса. При этом порядок формирования раздела «Капитал и резервы» в зависимости от величины чистых активов зависит от того, как «делили» предприятие собственники. Если величина активов превышает пассивы, то разница учитывается в составе не распределенной прибыли – это разница между чистыми активами и собственным капиталом. А если пассивы превышают величину активов, то разницу учитывают в виде убытка в составе собственного капитала.

Один из инструментов оздоровления российской экономики и проведения ее структурной перестройки — предоставление предприятиям, находящимся в тяжелом финансовом положении, государственной поддержки. Основной предпосылкой предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным пред приятиям служит обеспечение их эффективной работы после получения финансовых средств. Другим действенным механизмом должна стать ликвидация неэффективных предприятий.

Выявление неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, а также определение неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с их неэффективностью, базируется на селективном подходе, учитывающем:

- текущий спрос на продукцию предприятий;

- основные характеристики производственного и рыночного потенциалов предприятий;

- состояние основных производственных фондов и мощностей данных предприятий, уровень технологии, качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции.

       Выявление неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, проводится в несколько этапов:

I этап — распределение предприятий по группам;

II этап — анализ возможных мероприятий по оздоровлению предприятия;

III этап — оценка экономического состояния предприятия;

IV этап — анализ представленного плана финансового оздоровления.

Оказание государственной финансовой поддержки ориентировано в первую очередь на предприятия, способные использовать предоставленные финансовые средства с максимальной отдачей:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

•    в сжатые сроки провести реконструкцию производства и его диверсификацию;

•    обеспечить увеличение производства продукции, пользующейся спросом на соответствующем товарном рынке;

•    значительно улучшить качество выпускаемой продукции;

•    создать условия для  эффективного осуществления своей  хозяйственной деятельности.

Решение об оказании государственной  поддержки или санации принимается  на основании анализа материалов, характеризующих экономическое и финансовое состояние предприятия, и предложений по его оздоровлению. При отборе предприятий, подлежащих решению об оказании государственной поддержки, необходимо учитывать критерии по направлениям деятельности и принадлежности к приоритету, а также ряд финансовых и социальных критериев. Исходя из принятых приоритетов, целесообразно оказывать государственную поддержку предприятиям:

• продукция которых может быть реализована на потребительском рынке, в первую очередь изготавливающим продовольственные и непродовольственные товары народного потребления, лекарственные средства;

• обеспечивающим поддержание обороноспособности и безопасности государства. Особенно предприятиям и производствам, связанным с высокими, в том числе международными, требованиями по технике безопасности и экологии, например ядерного вооружения и энергетического атомного комплекса, производства радиоактивных материалов и их хранения, производства боеприпасов и др.;

• деятельность которых регулируется, в том числе лицензируется, государством и работающим по регулируемым ценам. Кроме того, государственная поддержка может оказываться следующим группам предприятий:

• перспективным предприятиям, которые  смогут активизировать хозяйственную деятельность в различных отраслях экономики, в первую очередь той части производственной инфраструктуры, которая необходима для ускорения технологической перестройки производства (создания и развития сетей связи, информационных систем на базе электронизации, современных транспортных систем)

-выпускающим конкурентоспособную, импортозамещающую   и экспортную продукцию, в том числе с использованием уникальных «прорывных» технологий;

-  производство которых в значительной степени зависит от закупок сырья, комплектующих изделий и оборудования в странах ближнего и дальнего зарубежья и где в настоящее время отсутствует гарантия стабильного импорта из-за ограниченности валютных средств и разрыва хозяйственных связей;

-   обеспечивающим выпуск энергосберегающей техники и освоение новых прогрессивных технологий, увеличивающих производительность труда, улучшающих социальные условия труда, рассчитанных на применение новых материалов, автоматизацию производства и повышающих экологию производства;

-  с широкими кооперационными межотраслевыми и межрегиональными связями.

При отборе предприятий для оказания государственной поддержки необходима оценка социальных последствий остановки отдельных предприятий или производств с позиций формирования рынка труда и регулирования процессов занятости, особенно в районах, характеризующихся:

- высокой долей отраслей промышленности, в первую очередь тяжелой и оборонной, которые наиболее подвержены спаду производства;

- узкой специализацией хозяйства, отсутствием возможности для диверсификации производства из-за удаленности поселений, слабой транспортной и социальной инфраструктур; - спецификой демографической ситуации некоторых территорий. Особое внимание при отборе предприятий для государственной поддержки уделяется тем из них, которые расположены в крупных промышленных узлах с высокой концентрацией взаимосвязанных производств, а также в малых городах и поселках (город-завод), в которых эти предприятия — единственный источник существования.

Оценка имущественно-финансового  состояния предприятий, подлежащих отбору для оказания государственной поддержки, — важнейший этап работы, базирующийся на анализе основных характеристик деятельности предприятий, позволяющем оценить их положение на товарных рынках.

 

Лекция 5. Бухгалтерский  учет в условиях банкротства. (6 ч.)

Нормативное регулирование бухгалтерского учета операций, связанных с процедурами банкротства. Инвентаризация и оценка активов и обязательств должника. Чистые активы. Особенности проведения инвентаризации в условиях банкротства. Выделения неликвидных активов.

Нулевой баланс: понятие, сущность. Порядок  отражения хозяйственных операций в условиях банкротства.

Бухгалтерский учет расходов должника, связанных с процедурой наблюдения.

Формирование реестра требований кредиторов. Бухгалтерский учет операций, связанных с процедурой финансового оздоровления. Бухгалтерский учет в ходе процедуры внешнего управления.

Учет расходов, связанных с банкротством. Факторинговые операции. Новации долга. Закрытие счетов. Займы. Изменение структуры капитала.

Вопросы очередности платежей. Учет операций ликвидации предприятия. Определение конкурсной массы и требований кредиторов. Промежуточный ликвидационный баланс. Продажа имущества должника, расчеты с кредиторами и составление ликвидационного баланса.

 

      Бухгалтерский учет расходов должника, связанных с процедурой наблюдения имеет ряд особенностей. В процессе проведения процедур банкротства у организации-должника возникают расходы, напрямую не относящиеся к ее основной деятельности. Так, в соответствии со ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам относятся:

• денежные суммы, подлежащие выплате  экспертам, свидетелям, переводчикам;

• расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте;

• расходы на оплату услуг адвокатов  и иных лиц, оказывающих юридическую  помощь (представителей);

• иные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Согласно ст. 59 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в состав расходов по делам о банкротстве входят:

•  уплата государственной пошлины;

•  расходы на опубликование  сведений в СМИ;

•  расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим;

•  расходы на оплату услуг лиц, которых привлекают арбитражные управляющие для обеспечения исполнения своей деятельности (независимые оценщики и т. д.).

Согласно ст. 59 Закона о банкротстве  все эти расходы покрываются за счет имущества должника и возмещаются вне очереди. Если же имущества должника не хватает для погашения указанных расходов, то неоплаченная часть покрывается за счет средств заявителя.

При обращении с иском в арбитражный  суд в соответствии со ст. 102 АПК  РФ истцу необходимо заплатить государственную пошлину. В соответствии с п. 1 ст. 333 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина взимается с заявлений о признании организаций и индивидуальных предпринимателей  состоятельными (банкротами) в размере 2000 руб.

 Истец должен указать на необходимость взыскания с виновной стороны уплаченной государственной пошлины, внесенной им при сдаче искового заявления в суд. Она возмещается в том случае, ели ответчик будет признан виновным.

Согласно Налоговому кодексу РФ (п. 1 ст. 265), затраты на госпошлину учитываются в составе прочих операционных расходов. В бухгалтерском учете расходы на государственную пошлину отражаются записями:

Дебет 91/2   Кредит 68  - начислена  государственная пошлина

Дебет 68      Кредит 51 – внесена государственная пошлина в бюджет

Дебет 91/2   Кредит 76 – принято  требование исца о возмещении государственной  пошлины

Дебет 76     Кредит 51 – возмещена  государственная пошлина исцу.

При проведении процедуры банкротства  обязательному опубликованию подлежат сведения о введении наблюдения, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о прекращении производства по делу о банкротстве. В случае, если количество кредиторов должника превышает 100 или оно не может быть определено, обязательному опубликованию подлежат также сведения о начале каждой процедуры банкротства, применяемой в отношении должника.

Опубликованные сведения должны содержать:

 •  наименование должника  и его адрес; 

 •  наименование арбитражного суда, принявшего судебный акт;

 •   дату принятия такого судебного акта и указание на наименование введенной процедуры банкротства;

          •   номер дела                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

          • фамилию, имя, отчество утвержденного арбитражного управляюшего и адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации и ее адрес;

         • утвержденную арбитражным судом дату следующего судебного заседания. 

 В бухгалтерском учете делают  следующие проводки:

Дебет 60  Кредит  51 – перечислена предоплата за публикацию объявления о введении на предприятии наблюдения;

Дебет  26  Кредит  60 – отражены расходы на публикацию объявления в  день выхода печатного издания;

Дебет  19  Кредит  60 – учтен  НДС;

Дебет  68  Кредит  19 – предъявлен к налоговому вычету НДС на основании полученного счета-фактуры.

Арбитражный управляющий осуществляет управление делами предприятия-должника, обладая полномочиями его руководителя, поэтому затраты на выплату его вознаграждения следует учитывать в бухгалтерском учете как расходы на управление.

Что касается налога на прибыль, то вознаграждение арбитражного управляющего включается в состав прочих расходов предприятия, связанных с производством и реализацией (п. 1 ст. 264 НК РФ).

Следует сказать, что на вознаграждение арбитражного управляющего не надо начислять единый социальный налог (ЕСН), взносы по обязательному пенсионному страхованию, а также удерживать с него налог на доходы физических лиц. Ведь управляющим может быть только индивидуальный предприниматель, который вносит обязательные платежи самостоятельно.

Расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющего отражаются в бухгалтерском учете организации-должника:

Дебет  26   Кредит 76 – начислено  вознаграждение временному управляющему;

Дебет  76   Кредит 50 – выплачено вознаграждение временному управляющему.

Кроме арбитражного управляющего к  выполнению судебных действий привлекаются квалифицированные специалисты (эксперты, юристы и т. д.), в этом случае возникают расходы по выплате им вознаграждения. Если в организации существует собственная юридическая служба или хотя бы юрист, то расходы на выплату ему вознаграждения представляют собой начисления заработной платы штатному сотруднику. Если организация обращается за юридическими услугами в специальную организацию, то эти расходы отражаются в составе общехозяйственных расходов.

Информация о работе Лекции по " Учет и анализ банкротства"