Лекции по " Учет и анализ банкротства"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 09:57, курс лекций

Краткое описание

Лекция 1. Социально – экономические и правовые основы государственного регули-рования несостоятельности (банкротств) в России. (2 ч.)
Правовая природа несостоятельности предприятий. История возникновения и разви-тия института банкротства в России и за рубежом. Банкротские Указы. Банкротские Уста-вы. Дореволюционное правоведение несостоятельности. Законодательная база банкротст-ва в период НЭПа. Нормативно – правовое регулирование банкротства в Российской Фе-дерации. Федеральные Законы 1992, 1998,2002 г.г. Процедуры банкротства и порядок их реализации.

Вложенные файлы: 1 файл

Курс лекций по дисциплине «Учет и анализ банкротств».doc

— 515.00 Кб (Скачать файл)

• абсолютная устойчивость финансового состояния, встречающаяся редко и представляющая собой крайний тип финансовой устойчивости;

• нормальная устойчивость финансового  состояния, гарантирующая платежеспособность предприятия;

• неустойчивое финансовое состояние, связанное с нарушением платежеспособности, при котором сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения реального собственного капитала и увеличения собственных оборотных средств, а также за счет дополнительного привлечения долгосрочных кредитов и заемных средств;

• кризисное финансовое состояние, при котором предприятие находится на грани банкротства.

В зависимости от масштабов кризисного состояния разрабатываются пути возможного выхода из него. При легком кризисе, как правило, проводят меры по нормализации текущей деятельности предприятия, при глубоком кризисе включают механизм полного использования внутренних резервов финансовой стабилизации, при катастрофическом положении прибегают к санации либо реорганизации или ликвидации предприятия.

Таким образом, основная цель политики антикризисного финансового управления заключается в разработке и реализации мер, направленных на быстрое возобновление платежеспособности и достижение достаточного уровня финансовой устойчивости предприятия, обеспечивающих его выход из кризисного финансового состояния.

Реализация политики антикризисного финансового управления предприятием при угрозе банкротства предусматривает:

. осуществление постоянного мониторинга  финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития;

. определение масштабов кризисного  состояния предприятия; .  исследование  основных факторов, обусловливающих  кризисное развитие предприятия;

•  формирование системы целей выхода предприятия из кризисного состояния, адекватных его масштабам;

•  выбор и использование  действенных внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия, соответствующих масштабам его кризисного финансового состояния.

•  выбор  эффективных форм санации предприятия;

•  обеспечение  контроля за результатами разработанных  мероприятии по выводу предприятия из финансового кризиса

В системе стабилизационных мер, направленных на вывод предприятия из кризисного финансового состояния, важная роль отводится его финансовому оздоровлению (санации). Наиболее широкий диапазон форм имеет досудебная санация, инициируемая самим предприятием.

Под досудебной санацией понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника учредителями, собственниками имущества, его кредиторами и иными лицами в форме предоставления финансовой помощи должнику в размере, достаточном для погашения долгов.

Досудебная санация носит упреждающий  характер, полностью согласуется  с целями и интересами предприятия, подчинена задачам антикризисного управления и сочетается с осуществляемыми мерами внутренней финансовой стабилизации.

 Остановимся подробнее на  формах санации, связанных с  реорганизацией предприятия. Главная особенность реорганизационных процедур состоит в том, что они направлены на обеспечение нормального функционирования предприятия и восстановление его платежеспособности.

Реорганизация юридических лиц, согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 57), проводится по решению их учредителей (участников). Решение о реорганизации принимается высшим органом управления юридического лица:

• общим собранием акционеров в акционерных обществах;

 •общим собранием участников в обществе с ограниченной ответственностью.

Формы финансового оздоровления (санации):

     1. Санация предприятия, направленная на рефинансирование его долга                                                                                                                                                                                                                            

     2. Дотации и субвенции за счет бюджета 

     3. Государственное льготное кредитование  

     4. Слияние

     5.  Государственная гарантия коммерческим банкам по кредитам, выданным санируемому предприятию                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

      6. Присоединение

      7. Разделение

      8.  Преобразование

      9.   Целевой банковский кредит 

     10. Выделение 

      11. Перевод долга на другое юридическое лицо

      12. Реструктуризация краткосрочных кредитов в долгосрочные

      13. Выпуск облигаций и других долговых ценных бумаг под гарантию санатора

      14. Отсрочка погашения облигаций предприятия

      15. Списание кредитором части долга                                                                                                                                                              

Реорганизация считается завершенной с момента государственной регистрации нового юридического лица В результате такого объединения организация-должник теряет свой самостоятельный юридический статус. Различают слияние:

•  горизонтальное, при котором  объединяются организации одной отрасли;

•  вертикальное, которое объединяет организации  смежных отраслей (например, производителей и потребителей сырья);

•   конгломератное, в процессе которого объединяются организации, не связанные между собой ни отраслевыми, ни технологическими особенностями.

При слиянии нескольких хозяйствующих  субъектов активы и пассивы, дебиторская  и кредиторская задолженность каждого  из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с положениями передаточного акта. Финансовые потоки прежних организаций не просто объединяются (сливаются) в один более мощный финансовый поток, при слиянии возникает синергетический эффект, когда сложение дает результат больше простой суммы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

В некоторых случаях простая  диверсификация денежных потоков может обеспечить благоприятный эффект и содействовать стабилизации финансового положения объединенной организации. Слияние способствует упрочению базы финансовых операций, что в свою очередь повышает кредитоспособность организации и позволяет ей претендовать на привлечение более крупных займов.

Присоединение предполагает, что к  одному субъекту переходят все права  и обязанности других (присоединенных) на основании передаточного акта. В таком случае присоединяющая организация реорганизуется, а присоединяющиеся прекращают свое существование. Результатом присоединения служит то, что одна организация поглощает все активы и пассивы других организаций, становясь единым правопреемником по всем их обязательствам и требованиям.

Характерная особенность присоединения  связана с тем, что этот вид  реорганизации не порождает новых  юридических лиц, наоборот, число  действовавших организаций уменьшается, при этом оставшаяся организация становится крупнее.

Разделение может быть использовано для организаций, осуществляющих многоотраслевую хозяйственно-производственную деятельность. Выделенные в процессе разделения организации получают статус нового юридического лица, а имущественные права и обязанности переходят к каждому из них на основе разделительного баланса.

Разделительный баланс реорганизуемого  субъекта — важнейший документ, на основании которого определяется перечень имущества и обязательств, переходящих ко вновь созданным организациям в результате разделения.

Выделение — такой вид реорганизации, в ходе которой на базе части имущества  ранее существовавшей организации создается новая. Уставный капитал прежнего субъекта после данной реорганизации уменьшается. При выделении составляется разделительный баланс, в котором фиксируется состав передаваемого имущества. Выделяемая организация становится правопреемником прав и обязанностей пропорционально части имущества прежней организации. Преобразование — это форма реорганизации, при которой юридическое лицо одной организационно-правовой формы преобразуется в юридическое лицо другой формы. При этом к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного лица в соответствии с передаточным актом.

Преобразование в открытое акционерное общество осуществляется по инициативе группы учредителей и позволяет существенно расширить финансовые возможности организации, обеспечить пути его выхода из кризиса и дать новый импульс его экономическому развитию. Условием такой санации выступает необходимость обеспечения учредителями минимального размера уставного фонда, установленного законодательством.

При формах санации, направленных на реорганизацию предприятия, основными санаторами могут быть собственники предприятия, предприятия-кредиторы, сторонние хозяйствующие субъекты, трудовой коллектив санируемого предприятия.

Сравнение эффективности различных  схем реорганизации предприятия  на базе перечисленных нами форм санации позволяет определить целесообразность всего процесса санации, оценить ее различные альтернативные формы, выбрать наиболее оптимальный вариант ее осуществления. Цель санации считается достигнутой, если удалось за счет внешней финансовой помощи или реорганизационных мероприятий нормализовать хозяйственную деятельность предприятия и избежать объявления предприятия-должника банкротом с последующей его ликвидацией.

В отличие от реорганизационных  применение ликвидационных процедур ведет  к прекращению деятельности предприятия. Различают принудительную ликвидацию предприятия-должника по решению арбитражного суда и добровольную ликвидацию несостоятельного предприятия под контролем кредиторов. Цель ликвидационных процедур - удовлетворение обоснованных требований кредиторов к предприятию-должнику. Порядок проведения ликвидации (конкурсного производства) и очередность удовлетворения требований кредиторов определены в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)».

Правовая суть реорганизации состоит  в том, что, хотя деятельность определенного юридического лица прекращается, во всех случаях реорганизации, кроме выделения, его права и обязанности не прекращаются, а передаются другим юридическим лицам — правопреемникам. В этом заключается принципиальное отличие реорганизации от ликвидации, при которой правопреемника нет.

После принятия решения о реорганизации учредители должны в письменной форме уведомить об этом кредиторов реорганизуемого предприятия. В уведомлении необходимо указать, какая организация будет рассчитываться с кредитором после реорганизации предприятия-должника. Сообщение о реорганизации публикуется также в печатном органе, который издает данные о государственной регистрации юридических лиц.

В ходе реорганизации подготавливается передаточный акт или разделительный баланс. Передаточный акт и разделительный баланс — это не только бухгалтерские документы, позволяющие точно установить, кому конкретно и какое имущество передано, но это также документы, имеющие большое правовое значение. В них определяется, на кого возложено выполнение определенных обязанностей (например, выполнение договоров поставки, оплата определенной продукции и т. п.), кто получил соответствующие права (например, право требовать уплату задолженности, арендной платы, расходов по доставке товара и т. п.).

При слиянии, присоединении или  преобразовании юридических лиц права и обязанности реорганизованных предприятий переходят к вновь созданным организациям на основании передаточного акта, при выделении и разделении — на основании разделительного баланса.

Передаточный акт или разделительный баланс вместе с учредительными документами предоставляются для государственной регистрации вновь созданных юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Перед составлением передаточного  акта или разделительного баланса на предприятии проводится полная и сплошная инвентаризация. Проверке подлежат абсолютно все позиции активов и пассивов. В ходе инвентаризации проверяются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств, составляются акты сверки расчетов с каждым дебитором и кредитором. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах.

Затем проводится оценка передаваемого  правопреемнику имущества и обязательств реорганизуемого предприятия. Если основные средства и нематериальные активы оцениваются по остаточной стоимости, материально-производственные запасы — по фактической стоимости, финансовые вложения — по первоначальной стоимости, то стоимость имущества, указанная в передаточном акте или разделительном балансе, будет совпадать с данными бухгалтерского учета.

Информация о работе Лекции по " Учет и анализ банкротства"