Лизинг как инструмент инвестирования малых предприятий на примере ОАО ЛК «Туймаада-Лизинг»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 04:00, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ рынка лизинговых операций как инструмента инвестирования малых предприятий, проблем и перспектив его развития в Республике Саха (Якутия).
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
– определение экономической сущности лизинговых операций и рассмотрение различных его форм;
– определение нормативно-правовых основ лизинга в РФ;
– освещение состояния рынка лизинговых сделок в РФ и РС (Я);
– определение эффективности применения лизинга малыми предприятиями, на основе сравнительного анализа лизинговых сделок и кредитных операций;
– определение рисков при осуществлении лизинговых операций;
– выявление перспектив развития лизинга в РС (Я).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1 Понятие и виды лизинга как формы инвестирования ресурсов 10
1.2. Нормативно-правовое регулирование лизинга в РФ 17
1.3. Развитие лизинга в РФ и РС (Я) 23
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО ЛК «ТУЙМААДА-ЛИЗИНГ» 31
2.1. Краткая характеристика предприятия 31
2.2. Основные финансово-экономические показатели деятельности ОАО ЛК «Туймаада-лизинг» 32
2.3. Общая характеристика лизинговых операций ОАО ЛК «Туймаада-лизинг» 37
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ИНВЕСТИРОВАНИЯ МАЛЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИТЯИЙ 43
3.1. Анализ лизинга малых сельскохозяйственных предприятий 43
3.2. Оценка рисков при осуществлении лизинга малых сельскохозяйственных предприятий 48
3.3. Мероприятия по совершенствованию лизинговых операций 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Витя исправленный.doc

— 523.00 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, риск- менеджмент ОАО ЛК «ТуймаадаЛизинг» должен включать мониторинг и профилактику возникновения просроченной задолженности, который состоиз из двух этапов:

1 этап:

– Анализ финансового состояния клиента;

– Принятие решения о заключении сделки кредитным комитетом Компании;

2 этап:

– Уведомление клиентов;

– Переговоры с клиентами;

– Инициирование расторжения договора с лизингополучателем или реструктуризация задолженности;

– Выставление инкассового требования;

– Оперативный контроль просроченной задолженности;

– Осмотр предмета лизинга, оценка текущей рыночной стоимости предмета лизинга для дальнейшей реализации изъятого имущества.

 

 

3.3. Мероприятия по совершенствованию лизинговых операций

 

Наши исследования позволяют утверждать, что в последние годы в серьезную проблему превращается ухудшение качества поставляемой селу техники. Сложности в сельскохозяйственном машиностроении проявляются в нарушении технологии производства тракторов и сельхозмашин, ослабления службы технического контроля, изношенности оборудования, дефиците квалифицированных кадров и т.д. Все это приводит к массовому браку выпускаемых машин и запчастей, быстрому выходу их из строя в самом начале эксплуатации.

Следует подчеркнуть, что в республике в договорах поставки отсутствуют какие-либо обязательства заводов-поставщиков по обслуживанию техники в гарантийный период, что затрудняет оперативное решение вопросов устранения неисправности машин, возмещения затрат, приводит к отказу хозяйств осуществлять платежи при лизинге техники.

Отдаленность РС (Я) усугубляет неудовлетворительное состояние обслуживания новой техники, повышает затраты хозяйств на исправление заводского брака своими силами, снижает эффективность использования вновь приобретенных машин.

С целью совершенствования экономических взаимоотношений сельских товаропроизводителей, лизингодателей и заводов-изготовителей по обеспечению ее качества, комплектности и эффективного обслуживания в ходе эксплуатации необходим ряд серьезных мероприятий. Прежде всего, необходимо организовать в Якутии эффективную службу входного контроля качества поступающей техники и запасных частей для выявления их брака и дефектов, возврата поставщикам некачественной продукции и предъявления им претензий. Также целесообразно организовать дилерскую службу по предпродажному и послепродажному сервису, в гарантийный срок, новой техники и организации  взаимодействия с заводами-изготовителями по возмещению затрат, поставками запасных частей, оказанию квалифицированной технической помощи при исправлении брака и дефектов машин. Данная служба должна стать основным связующим звеном между заводом-изготовителем и сельским производителем, освободив последних от работ по устранению заводского брака машин и выставления претензий поставщикам. Необходимо обеспечить общее повышение имущественной ответственности заводов поставщиков за выявленные в ходе эксплуатации брак и дефекты машин – в размерах, покрывающих убытки сельхозтоваропроизводителей от простоев техники по вине изготовителей, а также возможность возврата забракованной техники изготовителю с отнесением всех транспортных и накладных расходов по возврату на его счет.

Лизингодателям в целях обеспечения доступности лизингового механизма для всех сельхозпредприятий и улучшения лизинговой деятельности целесообразно:

– сократить число документов, необходимых для оформления техники в лизинг, нести прямую ответственность за качество поставляемых машин и их обслуживание в гарантийный период;

– снизить процентные ставки или вообще исключить, как при лизинге племенного скота;

– прекратить практику страховых платежей (0,4% от стоимости техники) за весь срок службы, они должны взиматься ежегодно в зависимости от остаточной стоимости.

– запретить продление сроков лизинга, приводящих к увеличению ежегодных платежей (особенно в начальный период);   

– необходимо введение ранжированной системы платежей с учетом реализации сельскохозяйственной продукции и поступления средств;

– организовать приобретение узлов и агрегатов для техники с последующей передачей их в лизинг (исходя из стоимости агрегата и комплектующих).

По нашему мнению в решении лизинговой проблемы значительное внимание должно быть уделено разработке метода оценки экономической эффективности лизинга при обновлении основных фондов в АПК, основанному на доработке теоретических основ и совершенствовании методологических вопросов экономической эффективности, который предполагает выполнение последовательных действий до момента принятия субъектом хозяйствования окончательного решения относительно выбора приемлемого метода обновления основных фондов (рис. 9.).

При данном подходе на первом этапе определяется возможность применения различных альтернативных методов обновления основных производственных фондов. В ходе анализа выявляются наиболее продуктивные методы привлечения источников финансирования для инвестиционного проекта.

 

Рисунок 8 – Алгоритм оценки эффективности различных методов обновления основных средств  в сельском хозяйстве

 

На втором этапе с целью определения экономической эффективности лизинга как метода обновления основных производственных фондов нужно провести сравнение оттоков денежных средств сельскохозяйственного товаропроизводителя при приобретении оборудования за счет лизинга или кредита. При этом в качестве критерия сравнения берется сумма оттоков денежных средств, связанных с финансированием инвестиций за счет кредита и лизинга, с учетом всех расходов и налоговых преимуществ сельскохозяйственного товаропроизводителя от использования того или иного метода обновления основных средств. В качестве результирующего критерия оценки экономической эффективности лизинга выступает эквивалентный заем.

На третьем этапе проводится сравнительный анализ качественных преимуществ использования лизинга относительно кредитования для сельскохозяйственного товаропроизводителя  методов финансирования обновления основных фондов.

На заключительном этапе анализируются количественные и качественные параметры лизингового метода обновления основных средств. Результаты апробации предложенной методики представлены в табл.12.

 

Таблица 11 – Сравнительный анализ кредита и лизинга

(на примере трактора «МТЗ-82»)*

 

Показатели

Кредит

Лизинг

Срок кредита (лизинга), лет

3

3

Процентная ставка за кредитные ресурсы

15% годовых

 

Вознаграждение  (банка) лизинговой компании

1% единовременно от основной  суммы кредита + до 500 руб. за рассм. заявки

12% единовременно на весь  срок лизинга

Стоимость техники

в том числе НДС

680 000

103 729

680 000

103 729

Величина основного долга

680 000

680 000

Проценты по кредиту

160265

 

Вознаграждение (банка) лизингодателя

7300

81 600

Страхование объекта лизинга от стоимости техники (0,4% в год)

 

8160

Итого выплаты кредитору (лизингодателю)

847565

769 760

НДС к возмещению (18%)

- 103 729

-117 421

Налог на имущество

67 320

25 401

Всего затрат

811156

677 740

Экономия средств

в % к первоначальной стоимости оборудования

-

-

133416

16,5


* Таблица составлена автором по данным: ОАО ЛК «Туймаада-Лизинг», ЯРФ ОАО «Россельхозбанк»

 

Сравнение полученных результатов позволяет сделать вывод, что сумма затрат меньше в случае приобретения техники в лизинг, экономичность лизинговой схемы составляет 16,5%. Следовательно, при данных условиях вариант приобретения через лизинг является более предпочтительным.

В целом результаты исследования особенностей формирования и функционирования  агролизинга (на примере республики РС (Я)) позволяют сделать следующие выводы и предложения:

1. В Якутии лизинг сельскохозяйственной  техники и оборудования имеет  в настоящее время неудовлетворительные  темпы развития и слабо влияет  на формирование производственного  потенциала отрасли.

2. Содержание  современных лизинговых операций  в регионе может быть охарактеризовано как сложный комплекс организационно-экономических отношений связанных с владением, пользованием и распоряжением, с одной стороны, и модифицированными лизинговыми сделками- с другой. В РС (Я) агролизинг  трансформировался в форму приобретения имущества в собственность с рассрочкой платежа.

3. Правовая неопределенность  отношений партнеров по лизинговым  сделкам сдерживает темпы обновления  основных фондов.  Совершенствование  законодательной базы, устранение отдельных противоречий с помощью изменений и дополнений, исполнение законов позволили бы стимулировать лизинговую деятельность.

4. Проведенные исследования  свидетельствуют о том, что состояние материально-технической базы сельского хозяйства в последние годы значительно ухудшилось, возрастает нагрузка на сельскохозяйственную технику. Общее критическое состояние машинно-тракторного парка аграрного сектора страны  отразилось и на регионах. В связи с этим механизм эффективного функционирования агролизинга на любом уровне следует рассматривать как важнейшее звено в техническом перевооружении производства АПК.

5. Среди особенностей, оказывающих  влияние на развитие лизинга  в республике можно выделить  следующие:

  • сильно выраженные сезонные колебания сельскохозяйственного производства, что значительно затрудняет лизинговые процессы   и прежде всего поток периодических лизинговых платежей;
  • масштабные бартерные (компенсационные) обмены и схемы расчетов, а также практикуемые взаимозачеты.

6.Предложенный механизм  организации мониторинга инвестиционного потенциала региона позволяет системно и непрерывно исследовать проблемы развития материально-технической базы отрасли, стабилизации режима функционирования хозяйственных связей, инвестиций и их кредитования в АПК.

7. Реализуемая  в настоящее время государственная поддержка лизинга остается малоэффективной. Предлагаемые меры государственной поддержки агролизинга, посредством активизации ценовой, налоговой и финансово-кредитной политики могут позволить более эффективно регулировать и формировать лизинговые отношения.

8. Разработанная  поэтапная методика оценки экономической  эффективности агролизинга поможет  сельскохозяйственным товаропроизводителям  объективно и полно оценить  эффективность выбранного метода  обновления основных производственных  фондов с учетом важных критериев - затрат, себестоимости, налогов, прогнозируемой прибыли.

Основными направлениями развития лизинговой деятельности как приоритетного механизма технического перевооружения села и реализации национального проекта «Развитие АПК» являются:

  • Увеличение объемов и расширение спектра поставляемой техники и оборудования
  • Сохранение государственной поддержки в форме ежегодных взносов в уставный капитал компании в объеме средств, предусматриваемых на материально-техническое обеспечение предприятий АПК до 2009 года и доведение размера уставного капитала компании до 900 млн. руб.
  • Предусмотрение ежегодно государственной гарантии:

– по договорам лизинга с федеральной лизинговой компанией;

– по банковским кредитам.

  • Возмещение республиканским бюджетом банковских процентов по привлекаемым кредитам и затрат лизинговой компании по страховым взносам за лизинговое имущество в целях достижения оптимальной стоимости предмета лизинга для лизингополучателя.
  • Предоставление налоговых льгот в соответствии со ст. 12 Закона РС (Я) «Об инвестиционной деятельности в РС (Я)» от 30 мая 2006 г. 347-З №709 - III.
  • Расширение работы по возвратному лизингу, увеличение объемов поставок по системе федерального лизинга и по программам кредитования на приобретение сельхозтехники ЯФ ОАО «Россельхозбанк».
  • Развитие сервисного обслуживания поставляемой техники и оборудования.
  • Совершенствование механизмов возврата, обеспечение высокого уровня возвратности лизинговых платежей.
  • Дальнейшее совершенствование работы с производителями, поставщиками техники и оборудования, включая вопросы снижения отпускных цен, предоставления ими товарного кредитования и развития сервисной базы.
  • Развитие информационного сопровождения лизинга, взаимодействия со средствами массовой информации с целью пропаганды лизинга, организация и участие в семинарах, выставочных мероприятиях различного уровня.

Информация о работе Лизинг как инструмент инвестирования малых предприятий на примере ОАО ЛК «Туймаада-Лизинг»