Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 22:26, контрольная работа
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения,
насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное
функционирование всего народного хозяйства.
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с
План:
Введение.
Глава 1. Налогообложение и налоговая система (Теоретический аспект).
Глава 2. Налоговая политика ведущих западных государств.
Глава 3. Налоговая политика РФ
Глава 4. Государственные органы как участники отношений в сфере
налогообложения.
Заключение.
Список литературы.
разрабатывать подходы к налоговой политике как инструменту воздействия на
экономический цикл. Они приходят к единому мнению: налоги, являясь
финансовой базой
воздействовать на общественное производство, с тем, чтобы оживить
конъюнктуру, не допустить наступления экономического кризиса, а если он все-
таки наступил, то ослабить его действие и стимулировать скорейший выход из
кризисной ситуации .
В налоговых теориях, разрабатываемых в США и Западной Европе в 60-70-е
годы, неизменно прослеживается
мысль о необходимости
частного предпринимательства и деятельности корпораций в приоритетных
направлениях производственной и научно-технической деятельности на всех
стадиях экономического цикла.
Несомненно, что в целом 50-70-е годы стали и в налоговой теории, и в
налоговой и кредитной практике ведущих западных стран периодом формирования
системы льгот (ставшей впоследствии традиционной), направленных на
стимулирование инвестиций в производство и научно-технические исследования.
Широкое распространение получили следующие виды налоговых льгот,
предоставляемых корпорациям:
- установление для них менее прогрессивных, чем для физических лиц,
налоговых ставок;
- разрешение ускоренной
амортизации основного
предоставление
инвесторам льгот при
налогообложении
инвестируемого капитала;
- налоговые льготы для
предприятий добывающей
предоставляемые в связи с "истощением недр" и т.п.);
- специальные налоговые
льготы, предоставляемые для
определенных
отраслей экономики (железнодорожный транспорт, авиастроение и т.д.);
- налоговые льготы для
производителей экспортных
капитала;
- льготный налоговый режим
при обложении доходов от
капиталом и т.д.[11,49]
На протяжении всего послевоенного периода существует последовательная
тенденция снижения фактических ставок обложения прибылей корпораций. С этой
точки зрения воздействие налоговой политики в большинстве развитых стран на
масштабы внутренних источников финансирования капиталовложений было вполне
благоприятным для частных компании. В США, например, в форме налоговых
вычетов в 1952 г. взималось 42,3% всей прибыли корпораций, в 1960 - 38,9, в
1970 - 32,1 а в 1980 году - лишь 22,5% [7,38].
Следует подчеркнуть, что снижение фактических ставок обложения прибылей
корпораций не сопровождалось немедленным ускорением темпов роста
производства или резким расширением капиталовложений. Интенсивность
инвестиционного процесса определялась целым комплексом факторов -
перспективами расширения рынка сбыта, структурными изменениями, уровнем цен
на мировом рынке и т.д. Однако, несомненно, снижение налоговых ставок
побуждало корпорации к инвестициям с целью
расширения и научно-
Несмотря на усиление всех видов налогообложения в США в послевоенный
период удельный вес подоходного налога с корпораций сократился в
федеральном бюджете с 50% в 1940 г до 14,5% в 1975 г., а во всех
поступлениях в штатах и местных органах власти - с 21 до 9,8% . Причем,
динамика федеральных налоговых поступлений от прибыли корпораций имела
четко выраженную тенденцию к снижению.[21,56]
Но и среди плательщиков данного налога были корпорации, пользующиеся
особыми привилегиями. В 50-70-е годы предприятия (концерны) некоторых
приоритетных отраслей частично
или почти полностью
на прибыль, (например, нефтяные корпорации, вследствие введенной еще в 1926
г. скидки на истощение недр). Позднее эта скидка распространилась на
угольную, железорудную промышленность, на добычу различных минералов, песка
и гравия. Нефтяные корпорации могли также вычитать из суммы облагаемой
прибыли дополнительные расходы на бурение и разведку, рассматриваемые как
текущие затраты. Любопытно, что в 1975 г. в федеральный бюджет США была
включена статья "Налоговые расходы", в которой дан подсчет, сколько
недополучает казна из-за различных налоговых льгот. Полученная цифра была
очень внушительной - около 90 млрд.долл.
Тем не менее, и во второй половине 70-х годов правительство США
последовательно проводило политику снижения налогов на прибыль корпораций и
активного налогового стимулирования производственных и научно-технических
инвестиций.[10,32]
Аналогичные тенденции прослеживались и в странах Западной Европы. В
Великобритании в целях снижения налога на прибыль компаний с 1945 г. был
установлен необлагаемый минимум, в 1947 г. введена особая скидка на
прибыль, не превышающую 12000 фунт.ст. в год, освобождена от обложения
прибыль предприятий, принадлежащих одному лицу, и прибыль, полученная от
зарубежных филиалов. Льготы, предоставляемые корпорациями в 50-60-е годы,
обеспечивали им законное право сокращать облагаемую прибыль в среднем до
30% и тем самым уменьшать обложение.
Характеризуя налоговую систему ФРГ в период 60-70-х годов, немецкий
экономист М.Юнгблут отмечал, что именно через налоговый механизм
миллиардные суммы перекочевывают из государственного бюджета к концернам в
виде надбавок на капиталовложения, различного рода выплат, налоговых льгот
и субсидий.
Важным инструментом государственного регулирования уровня накопления,
скорости обращения основного капитала, структуры инвестиций по отраслям
стала в послевоенные годы система ускоренных амортизационных списаний
элементов основного капитала. Налоговая политика ускоренной амортизации
предоставляла возможность списания в качестве издержек производства в
первые годы эксплуатации оборудования большей части его стоимости, а
следовательно, занижения величины налогообложения корпорации.
В 1962 г. в США был введен инвестиционный налоговый кредит для
стимулирования инвестиций в долгосрочные капиталовложения. Он представлял
собой скидку с начислением суммы подлежащего уплате налога в размере
определенного процента от стоимости закупленных машин и оборудования. Право
на получение инвестиционной скидки предоставлялось корпорациям в год ввода
оборудования в эксплуатацию, а ставка налогового кредита варьировалась в
зависимости от срока его службы. Инвестиционный кредит в налоговой практике
США применялся не постоянно. Федеральные органы использовали его лишь в
качестве одного из регуляторов конъюнктуры рынка.
Налоговые льготы на проведение научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ стали применяться в западных странах с середины 50-х
годов. В США в 1954 г. было введено единовременное исключение из
налогооблагаемых доходов корпораций в качестве издержек производства затрат
на научно-техническую
или конструкторскую
затрат в течение ряда лет - по выбору компании. В 60-е годы в
Великобритании корпорации получили право списания затрат на научные и
опытно-конструкторские работы в качестве издержек производства практически
в любой сумме. В Бельгии, Италии, Швеции полные суммы расходов на
проведение научных
доходов корпораций. В ФРГ с 1970 г. введен налоговый кредит, стимулирующий
инвестиции в научно-
налогооблагаемой прибыли корпораций в качестве издержек производства
исключались текущие материальные затраты и расходы на содержание персонала
в сфере научных исследований[21,
В других странах Западной Европы, Канаде, Японии, Австралии в
послевоенный период для стимулирования инвестиций частных корпораций в
научно-технические
использоваться аналогичные налоговые льготы. Нередко оказывалось, что
величина предоставляемых
налогово-амортизационных
обязательства корпораций, полностью освобождая их налогообложения.
В ведущих западных странах в послевоенные годы политика низких
корпоративных налогов и расширения налоговых льгот для предпринимательской
деятельности осуществлялась даже тогда, когда государственный бюджет
становился напряженным или дефицитным. Естественно, возникал вопрос о
компенсирующих источниках доходной части бюджета. С одной стороны, это
были: рост объемов подоходного налога, бюджетные доходы от
предпринимательской деятельности государства, государственные займы,
продажа государственных ценных бумаг, эмиссия денежных знаков. С другой -
изменения в системах косвенных налогов[7,25].
Эти изменения в 50-60-е годы проявлялись главным образом в повышении роли
налога с оборота в качестве наиболее эффективного способа мобилизации в
бюджет доходов населения
через широкую сферу
Наряду с традиционным применением налога на продажу в 60-ые годы все более
широко начинают применяться налоги на добавленную стоимость, которыми
облагаются практически все товары и услуги. Во второй половине 60 - начале
70-х годов большинство западноевропейских государств включают в свои
налоговые системы новую разновидность налога с оборота - налог на
добавленную стоимость, взимаемый практически со всех товаров и услуг на
всех этапах по пути их движения к конечному потребителю.
Проводя в послевоенный период последовательную политику снижения ставок
корпоративных налогов и расширяя сферу действия налогов на потребление
(налога с оборота, налога с продаж, НДС), правительства ведущих западных
стран тем самым поощряли производственные и научно-технические инвестиции,
делали ставку на стимулирование частной инициативы. Широкое применение и
повышение ставки налогов на потребление стали одним из мощных экономических
противовесов, позволивших уменьшить роль подоходного налога с корпораций в
формировании доходной части бюджета, что, с одной стороны, фактически
позволило предпринимателям направлять большие средства на инвестирование, а
с другой, - поощряло население в капитализации существенной части своих
доходов.
Налоговые реформы как регулятор конъюнктуры рынка.
Другим направлением использования налогов в качестве инструмента
государственного
становится влияние налоговой политики на экономический цикл. Налоги все
более активно используются в качестве регулятора конъюнктуры рынка. Снижая
налоги, государство пытается стимулировать спрос, повысить темпы
экономического развития, побудить предпринимателей к инвестициям; повышая
налоги, правящие структуры стремятся ослабить инфляцию, стабилизировать
Информация о работе Налоговая политика Российской Федерации в современных условиях