Налоговая политика Российской Федерации в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 22:26, контрольная работа

Краткое описание

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения,
насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное
функционирование всего народного хозяйства.
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с

Содержание

План:
Введение.
Глава 1. Налогообложение и налоговая система (Теоретический аспект).
Глава 2. Налоговая политика ведущих западных государств.
Глава 3. Налоговая политика РФ
Глава 4. Государственные органы как участники отношений в сфере
налогообложения.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа Налоговая политика.docx

— 115.01 Кб (Скачать файл)

разрабатывать подходы к  налоговой политике как инструменту  воздействия на

экономический цикл. Они  приходят к единому мнению: налоги, являясь

финансовой базой государственных  мероприятий, позволяют государству  активно

воздействовать на общественное производство, с тем, чтобы оживить

конъюнктуру, не допустить  наступления экономического кризиса, а если он все-

таки наступил, то ослабить его действие и стимулировать  скорейший выход из

кризисной ситуации .

В налоговых теориях, разрабатываемых  в США и Западной Европе в 60-70-е

годы, неизменно прослеживается мысль о необходимости стимулирования

частного предпринимательства  и деятельности корпораций в приоритетных

направлениях производственной и научно-технической деятельности на всех

стадиях экономического цикла.

Несомненно, что в целом 50-70-е годы стали и в налоговой  теории, и в

налоговой и кредитной  практике ведущих западных стран  периодом формирования

системы льгот (ставшей впоследствии традиционной), направленных на

стимулирование инвестиций в производство и научно-технические  исследования.

Широкое распространение  получили следующие виды налоговых  льгот,

предоставляемых корпорациям:

- установление для них  менее прогрессивных, чем для  физических лиц,

налоговых ставок;

- разрешение ускоренной  амортизации основного капитала, а также

предоставление

инвесторам льгот при  налогообложении амортизационных  отчислений и вновь

инвестируемого капитала;

- налоговые льготы для  предприятий добывающей промышленности (льготы,

предоставляемые в связи  с "истощением недр" и т.п.);

- специальные налоговые  льготы, предоставляемые для стимулирования

определенных

отраслей экономики (железнодорожный  транспорт, авиастроение и т.д.);

- налоговые льготы для  производителей экспортных товаров  и экспортеров

капитала;

- льготный налоговый режим  при обложении доходов от ценных  бумаг и сделок с

капиталом и т.д.[11,49]

На протяжении всего послевоенного  периода существует последовательная

тенденция снижения фактических  ставок обложения прибылей корпораций. С этой

точки зрения воздействие  налоговой политики в большинстве  развитых стран на

масштабы внутренних источников финансирования капиталовложений было вполне

благоприятным для частных компании. В США, например, в форме налоговых

вычетов в 1952 г. взималось 42,3% всей прибыли корпораций, в 1960 - 38,9, в

1970 - 32,1 а в 1980 году - лишь 22,5% [7,38].

Следует подчеркнуть, что  снижение фактических ставок обложения  прибылей

корпораций не сопровождалось немедленным ускорением темпов роста

производства или резким расширением капиталовложений. Интенсивность

инвестиционного процесса определялась целым комплексом факторов -

перспективами расширения рынка  сбыта, структурными изменениями, уровнем  цен

на мировом рынке и  т.д. Однако, несомненно, снижение налоговых  ставок

побуждало корпорации к инвестициям  с целью

расширения и научно-технического обновления производства.

Несмотря на усиление всех видов налогообложения в США  в послевоенный

период удельный вес подоходного  налога с корпораций сократился в

федеральном бюджете с 50% в 1940 г до 14,5% в 1975 г., а во всех

поступлениях в штатах и местных органах власти - с 21 до 9,8% . Причем,

динамика федеральных  налоговых поступлений от прибыли  корпораций имела

четко выраженную тенденцию  к снижению.[21,56]

Но и среди плательщиков данного налога были корпорации, пользующиеся

особыми привилегиями. В 50-70-е  годы предприятия (концерны) некоторых

приоритетных отраслей частично или почти полностью освобождались  от налогов

на прибыль, (например, нефтяные корпорации, вследствие введенной еще  в 1926

г. скидки на истощение недр). Позднее эта скидка распространилась на

угольную, железорудную промышленность, на добычу различных минералов, песка

и гравия. Нефтяные корпорации могли также вычитать из суммы  облагаемой

прибыли дополнительные расходы  на бурение и разведку, рассматриваемые  как

текущие затраты. Любопытно, что в 1975 г. в федеральный бюджет США была

включена статья "Налоговые  расходы", в которой дан подсчет, сколько

недополучает казна из-за различных налоговых льгот. Полученная цифра была

очень внушительной - около 90 млрд.долл.

Тем не менее, и во второй половине 70-х годов правительство  США

последовательно проводило  политику снижения налогов на прибыль  корпораций и

активного налогового стимулирования производственных и научно-технических

инвестиций.[10,32]

Аналогичные тенденции прослеживались и в странах Западной Европы. В

Великобритании в целях  снижения налога на прибыль компаний с 1945 г. был

установлен необлагаемый минимум, в 1947 г. введена особая скидка на

прибыль, не превышающую 12000 фунт.ст. в год, освобождена от обложения

прибыль предприятий, принадлежащих  одному лицу, и прибыль, полученная от

зарубежных филиалов. Льготы, предоставляемые корпорациями в 50-60-е  годы,

обеспечивали им законное право сокращать облагаемую прибыль  в среднем до

30% и тем самым уменьшать  обложение.

Характеризуя налоговую  систему ФРГ в период 60-70-х годов, немецкий

экономист М.Юнгблут отмечал, что именно через налоговый механизм

миллиардные суммы перекочевывают из государственного бюджета к концернам  в

виде надбавок на капиталовложения, различного рода выплат, налоговых льгот

и субсидий.

Важным инструментом государственного регулирования уровня накопления,

скорости обращения основного  капитала, структуры инвестиций по отраслям

стала в послевоенные годы система ускоренных амортизационных  списаний

элементов основного капитала. Налоговая политика ускоренной амортизации

предоставляла возможность  списания в качестве издержек производства в

первые годы эксплуатации оборудования большей части его  стоимости, а

следовательно, занижения  величины налогообложения корпорации.

В 1962 г. в США был введен инвестиционный налоговый кредит для

стимулирования инвестиций в долгосрочные капиталовложения. Он представлял

собой скидку с начислением  суммы подлежащего уплате налога в размере

определенного процента от стоимости закупленных машин  и оборудования. Право

на получение инвестиционной скидки предоставлялось корпорациям  в год ввода

оборудования в эксплуатацию, а ставка налогового кредита варьировалась  в

зависимости от срока его  службы. Инвестиционный кредит в налоговой  практике

США применялся не постоянно. Федеральные органы использовали его  лишь в

качестве одного из регуляторов конъюнктуры рынка.

Налоговые льготы на проведение научно-исследовательских и опытно-

конструкторских работ стали  применяться в западных странах  с середины 50-х

годов. В США в 1954 г. было введено единовременное исключение из

налогооблагаемых доходов  корпораций в качестве издержек производства затрат

на научно-техническую  или конструкторскую деятельность или вычет этих

затрат в течение ряда лет - по выбору компании. В 60-е годы в

Великобритании корпорации получили право списания затрат на научные и

опытно-конструкторские  работы в качестве издержек производства практически

в любой сумме. В Бельгии, Италии, Швеции полные суммы расходов на

проведение научных исследований также были исключены из налогооблагаемых

доходов корпораций. В ФРГ  с 1970 г. введен налоговый кредит, стимулирующий

инвестиции в научно-исследовательскую  деятельность. Кроме того, из

налогооблагаемой прибыли  корпораций в качестве издержек производства

исключались текущие материальные затраты и расходы на содержание персонала

в сфере научных исследований[21,44].

В других странах Западной Европы, Канаде, Японии, Австралии в

послевоенный период для  стимулирования инвестиций частных  корпораций в

научно-технические исследования и опытное производство также  стали

использоваться аналогичные  налоговые льготы. Нередко оказывалось, что

величина предоставляемых  налогово-амортизационных льгот  превышала налоговые

обязательства корпораций, полностью освобождая их налогообложения.

В ведущих западных странах  в послевоенные годы политика низких

корпоративных налогов и  расширения налоговых льгот для  предпринимательской

деятельности осуществлялась даже тогда, когда государственный  бюджет

становился напряженным  или дефицитным. Естественно, возникал вопрос о

компенсирующих источниках доходной части бюджета. С одной стороны, это

были: рост объемов подоходного  налога, бюджетные доходы от

предпринимательской деятельности государства, государственные займы,

продажа государственных  ценных бумаг, эмиссия денежных знаков. С другой -

изменения в системах косвенных  налогов[7,25].

Эти изменения в 50-60-е годы проявлялись главным образом  в повышении роли

налога с оборота в  качестве наиболее эффективного способа  мобилизации в

бюджет доходов населения  через широкую сферу потребления  товаров и услуг.

Наряду с традиционным применением налога на продажу в 60-ые годы все более

широко начинают применяться  налоги на добавленную стоимость, которыми

облагаются практически  все товары и услуги. Во второй половине 60 - начале

70-х годов большинство  западноевропейских государств  включают в свои

налоговые системы новую  разновидность налога с оборота - налог на

добавленную стоимость, взимаемый практически со всех товаров и услуг на

всех этапах по пути их движения к конечному потребителю.

Проводя в послевоенный период последовательную политику снижения ставок

корпоративных налогов и  расширяя сферу действия налогов  на потребление

(налога с оборота, налога  с продаж, НДС), правительства ведущих  западных

стран тем самым поощряли производственные и научно-технические  инвестиции,

делали ставку на стимулирование частной инициативы. Широкое применение и

повышение ставки налогов  на потребление стали одним из мощных экономических

противовесов, позволивших  уменьшить роль подоходного налога с корпораций в

формировании доходной части бюджета, что, с одной стороны, фактически

позволило предпринимателям направлять большие средства на инвестирование, а

с другой, - поощряло население  в капитализации существенной части  своих

доходов.

Налоговые реформы как  регулятор конъюнктуры рынка.

Другим направлением использования  налогов в качестве инструмента

государственного регулирования  экономики в развитых западных государствах

становится влияние налоговой  политики на экономический цикл. Налоги все

более активно используются в качестве регулятора конъюнктуры  рынка. Снижая

налоги, государство пытается стимулировать спрос, повысить темпы

экономического развития, побудить предпринимателей к инвестициям; повышая

налоги, правящие структуры  стремятся ослабить инфляцию, стабилизировать

Информация о работе Налоговая политика Российской Федерации в современных условиях