Налоговый учет: преимущества и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:05, курсовая работа

Краткое описание

Налоговый учет также охватывает информацию, которая не только используется внутри организации, но и сообщается внешним пользователям для проверки достоверности формирования налоговой базы. Для налогового учета является характерным учет доходов и расходов организации согласно Налоговому кодексу РФ, в связи с чем бухгалтерская прибыль и прибыль для налогообложения будут иметь существенные различия. Финансовое состояние предприятия не характеризуется данными налогового учета, так как его назначение ограничивается определением налоговой базы по тому или иному налогу.

Содержание

1.1
1.2
2
2.1
2.2
3
3.1
3.2
Введение…………………………………………………………….
Основы соотношения бухгалтерского и налогового учета ……..
Объективные предпосылки выделения налогового учета из бухгалтерского учете……………………………………………….
Необходимость сближения налогового учета с бухгалтерским и существующие ограничения……………………………………….
Организация налогового учета на предприятии………………….
Проблемы реализации принципа начисления……………………
Основной способ ведения учета на предприятии………………...
Анализ необходимости сближения налогового учета с бухгалтерским учетом……………………………………………...
Предложения по совмещению налогового и бухгалтерского учета…………………………………………………………………
Налоговый учет: преимущества и недостатки……………………
Заключение……………………………………………….…………
Список используемой литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

ЧЕРНОВИК КУРСОВОЙ.doc

— 443.50 Кб (Скачать файл)

      Право, регулирующее ту или иную сферу общественных отношений, определя-ется интересами субъектов  этих отношений. Интересы – первичны по отношению к праву, так как они определяют содержание и характер права. В то же время Право не является пассивным отражением интересов. Оно оказывает и обратное влияние, спо-собствуя реализации одних интересов и противодействуя реализации других. Право яв-ляется средством защиты интересов. Таким образом, право является результатом и од-новременно средством, способствующим осознанию интересов. Оно создает условия для их реализации. Осознанные частным и публичным субъектами закономерности развития законодательства о налогах и сборах находят отражение в Конституции РФ и законодательстве о налогах и сборах. Закономерности развития налогового права и за-конодательства о налогах и сборах существует объективно, и задача участников систе-мы нормативного регулирования состоит в их осмыслении и адекватном формулирова-нии. Формализованные закономерности представляют собой принципы налогового права.

      Среди принципов налогового права, имеющих  прямое отношение к рассматри-ваемой проблеме, наиболее актуальным является принцип законодательного определе-ния  налогов. Он состоит в том, что  все налоги должны устанавливаться, изменяться и отменяться с помощью  законов. Во многих развитых странах, в том числе с федератив-ной формой государственного устройства, принцип законодательного определения на-логов зафиксирован в конституции и в национальном законодательстве. В Конституции РФ данный принцип также нашел отражение. В ст. 57 Конституции РФ указано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, а также, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, об-ратной силы не имеют. В ч.3 ст.75 Конституции РФ определено, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

      Одним из главных элементов реализации данного принципа стало само принятие Налогового кодекса, обозначившее новый этап в развитии налогового законодательства РФ. В Налоговом кодексе принцип законодательного определения налогов получил дальнейшее развитие. Так, в п.1 ст.1 НК РФ указано, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответст-вии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Здесь же установлено правовое верховенство Налогового кодекса в системе законодательства о налогах и сборах. То есть Налоговый кодекс имеет безусловный приоритет не только перед региональными и местными нормативно-правовыми актами о налогообложении, но и перед иными фе-деральными законами о налогах и сборах. О таком приоритете свидетельствует, в част-ности, положение п.1 ст.1 НК РФ о принятых в соответствии с Налоговым кодексом федеральных законах. Все федеральные законы, принятые не «в соответствии» с Нало-говым кодексом, не могут регулировать налоговые отношения, так как не входят в со-став законодательства о налогах и сборах.

      Это касается не только федеральных законов. Подзаконные акты как таковые не относятся к налоговому законодательству, и следовательно, не должны влиять на нало-говые отношения. Тем более это касается подзаконных актов, принятых не в соответст-вии с Налоговым кодексом. Для рассматриваемого вопроса это очень важно, так как за-конодательство о бухгалтерском учёте, и тем более, подзаконные нормативные акты по бухгалтерскому учёту не могут регулировать налоговые правоотношения. Однако, по факту эта норма налогового кодекса нарушается как раз в связи с тем, что ряд важных вопросов налоговых правоотношений практически регулируется стандартами бухгал-терского учёта, то есть документами, не являющимися частью налогового законода-тельства. Например, это касается определения всех элементов налогообложения нало-гом на имущество организаций, а также некоторых параметров расчёта других налогов.

      В российском законодательстве о налогах  и сборах все в большей степени  реали-зуется принцип ограничения  форм налогового законотворчества, который  предполагает запрет на включение норм о налогообложении в «неналоговые» законы и подзаконные акты. Проявлением данного принципа является определение основных институтов, по-нятий и терминов только в законодательстве о налогах и сборах. Из законодательства о налогах и сборах постепенно исключаются ссылки на неналоговые законы и подзакон-ные акты. Со времени принятия первой части Налогового кодекса в законодательстве о налогах и сборах происходили существенные изменения. Каждый год неуклонно сокращалось количество нормативных актов, регламентирующих налоговые отношения, и при этом не включенных в законодательство о налогах и сборах.

      На  сегодняшний день таких документов в иных сферах законодательства почти  не осталось. Фактически единственным значимым исключением здесь опять является законодательство и подзаконные акты о бухгалтерском учёте. Принятие 25 главы НК стало фактически первым и последним шагом в направлении перенесения правил нало-гообложения из бухгалтерского законодательства в налоговое. Это несомненно очень важный шаг, но тем не менее это всего лишь шаг. В вопросе соотношения налогового законодательства с правилами бухгалтерского учёта сохраняется неустойчивая ситуа-ция, и направления дальнейшего её развития не ясны.

      В соответствии с п.6 ст.3 НК РФ, при  установлении налогов должны быть опре-делены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Анализ данной нормы позволяет сделать вывод, что все термины и понятия влияющие на величину и процедуру исчис-ления и уплаты налога должны быть определены непосредственно в налоговом законе. При этом сам закон должен вступать в силу в специальном порядке, определенном в ст.5 НК РФ.

      Поскольку уплата налога представляет собой ущемление  прав собственника, лишение его имущества, во многих странах нормативные акты по вопросам налогооб-ложения принимаются  по особой процедуре, как правило, значительно  более жесткой, чем та, которая используется при принятии нормативных актов по иным вопросам. В российском налоговом законодательстве также заложены основы для реализации спе-циальных процедур разработки и принятия налоговых законов, ограничивающих пря-мое и косвенное делегирование полномочий по установлению налогов и их отдельных параметров. В этой связи отсылки в тексте налогового закона к иным законодательным или подзаконным актам, определяющим параметры, существенно влияющим на вели-чину и процедуру выполнения налогового обязательства можно рассматривать как на-рушение основополагающего принципа построения системы налогового регулирова-ния, зафиксированного в п.6 ст.3 НК РФ.

      Конституционный Суд РФ в своих постановлениях неоднократно указывал, что налог  и сбор можно считать законно установленным только в случае, если законом за-фиксированы все существенные элементы налогового обязательства. Как указано в Оп-ределении КС РФ от 25.01.2005 г. № 32-О, система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и взимания сборов в Российской Феде-рации устанавливаются федеральным законом (п.3 ст.75 НК РФ).

      38  
 

      Таким образом, федеральный законодатель, устанавливая федеральные налоги, определяет как их систему, так и все элементы налоговых обязательств, в том  числе объект налогообложения, налоговую базу, порядок исчисления и уплаты налога. Из этого следует, что налог можно считать законно установленным только в том случае, если все существенные элементы налогового обязательства зафиксированы непосред-ственно в законе, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе существенных элементов налогового обязательства (Постановления от 18 фев-раля 1997 года по делу о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации «О введении платы за выдачу лицензий на производство, роз-лив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции», от 11 ноября 1997 года по делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации «О Го-сударственной границе Российской Федерации», от 20 февраля 2001 года по делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 7 Федерально-го закона «О налоге на добавленную стоимость».

      С принципом законодательного определения  налогов тесно связано требование регулярного пересмотра законов фискального характера. Например, во Франции ут-вержденный однажды налог должен ежегодно подтверждаться текущим финансовым законом, поскольку по налоговому праву этой страны утверждение налогов действи-тельно только на год, и, если оно не было возобновлено, взимание неутвержденного налога является уголовным преступлением. Похожие правила существуют и в других странах мира. Таким образом, законодательная реализация указанных принципов на-правлена на поддержание единства налоговых систем соответствующих стран и обес-печение мобильности процессов совершенствования законодательства и формирования налоговой политики государства.

      В контексте сказанного выше очевидно, что необходимость введения обособ-ленного  от бухгалтерского налогового учета  является способом практической реализа-ции принципа законодательного определения налогов. Как следует из содержания ци-тировавшейся выше статьи 1 НК РФ, нормативные акты органов исполнительной вла-сти не входят в состав «законодательства о налогах и сборах». Участие органов испол-нительной власти в налоговых отношениях осуществляется только в специальном по-рядке, который определяется в Налоговом кодексе. В соответствии с п.1 ст.4 НК РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей

      39  
 

      компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогооб-ложением и со сборами, которые не могут  изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов опре-деленные в ст.32.2 НК РФ сведены к подаче письменных разъяснений по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждению формы расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и порядок их заполнения. Следовательно, акты финансовых органов в области налогов и сборов, издаваемые в рамках их полномочий не должны иметь налоговых последствий.

      Однако, реализуя свои полномочия в области  бухгалтерского учета и финансо-вой  отчетности, финансовые органы могут принимать новые или вносить изменения в действующие правила бухгалтерского учета. Если допустить, что параметры бухгал-терского учета используются при расчёте параметров того или иного налога, то тем са-мым исполнительные органы регулирования бухгалтерского учёта получат возмож-ность непосредственно влиять на налоговые последствия. Таким образом, использова-ние параметров бухгалтерского учета при формировании параметров налогов неми-нуемо приводит к влиянию подзаконных актов финансовых органов исполнительной власти на законодательство о налогах и сборах, что является недопустимым. Если зако-нодательство о налогах и сборах содержит нормы, отсылающие к актам исполнитель-ных органов власти, то это означает возможность для исполнительных органов влиять на формирование налогового платежа в обход законодательно определенной процеду-ры. Это хорошо подтверждается фактами внесения поправок в ПБУ в периодах после принятия 25 главы НК. Фактически каждая поправка, даже если она направлена на МСФО, воспринималась на практике в первую очередь с позиции налоговых последст-вий – сумм налогов, собираемости налогов, налогового администрирования. Сам факт влияния поправок в ПБУ на бюджет свидетельствует о том, что налоговое законода-тельство фактически реализуется в обход законодательной процедуры, посредством тех документов, которые даже законодательством не являются.

      Введение  самостоятельного, отделенного от бухгалтерского, налогового учета было обусловлено  необходимостью регламентации налоговых  платежей исключитель-но в рамках законодательства о налогах и сборах с соблюдением процедуры формиро-вания налогового законодательства. Качество национальной налоговой системы будет зависеть от того, насколько последовательно законодатель пойдёт по пути пресечения использования параметров бухгалтерского учета, регламентируемых подзаконными ак-тами Министерства финансов РФ, и установления всех необходимых параметров нало-гообложения непосредственно в Налоговом кодексе. Пока данное условие можно счи-тать выполненным только в отношении налога на прибыль.

      40  
 

      Необходимость законодательного определения налогов  предопределяет пути сближения налогового и бухгалтерского учёта. В силу особенностей исторического развития учётных  систем в России сейчас сложилось  превратное представление о сближении учётов и построении нормативно-правовой базы бухгалтерского и налого-вого учёта. Бытует мнение, что сближение может заключаться в единстве нормативно-правовой базы. Но это глубокое и опасное заблуждение. Такое единство блокирует ра-боту как налоговой системы, так и института финансовой отчётности. Это означает по-пытку решать задачи с помощью не предназначенных для этого инструментов, всё рав-но как забивать гвозди стеклянной бутылью или крошить овощи ложкой.

      Система нормативных требований создаётся, чтобы обязать участников общест-венных отношений соблюдать определённые правила. Налоговые отношения, являю-щиеся предметом нормативного регулирования, – это отношения между налогопла-тельщиком и государством по поводу безвозмездного отчуждения у налогоплательщи-ка имущества в пользу государства. Бухгалтерские отношения (если их так можно на-звать), являющиеся предметом нормативного регулирования, – это отношения между организациями и пользователями их отчётности по поводу представления организа-циями пользователям публичной информации о своём финансовом положении и фи-нансовых результатах деятельности. У налоговых отношений административный ха-рактер, в то время как у бухгалтерских отношений информационный характер. Это принципиально разные сферы нормативного регулирования, и некорректно даже ста-вить вопрос об их синтезе.

      Законодательное определение налогов и сборов – необходимое условие для  нор-мального функционирование налоговой  системы. Налоговая система не сможет эффек-тивно работать, если делегирует хотя бы часть своих нормативных полномочий другой сфере, в которой ставятся совсем другие цели. Независимые друг от дуга системы нор-мативных требований – налоговая и бухгалтерская – должны рассматриваться как не-оспоримое обязательное условие при поиске путей сближения учётов. При решении за-дач сближения учётов данное условие не должно пересматриваться.

Информация о работе Налоговый учет: преимущества и недостатки