Новое в бухгалтерском учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 01:54, контрольная работа

Краткое описание

Объектом изучения является положения, правила и законы бухгалтерского учета. Предметом исследования являются изменения, вносимые в документы. Задача заключается в сравнении различных редакций документов. В работе были использованы периодические издания, положения по бухгалтерскому учету и Федеральные законы. Знание актуальных нормативных документов играет первостепенную роль для любого специалиста, и в частности, для бухгалтера.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…..…………………………………………………………...………….3
ГЛАВА 1 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ…..……........4
1.1. Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"………………………………………………………………………..…6
1.2. Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" ………………………………………………………………………..17
ГЛАВА 2. ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ, ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ………………………………………………………………………20
2.1. Приказ Минфина России от 24.12.2010 № 186н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 1997 г. № 3"…………………....…21
2.2. Положение по бухгалтерскому учету 6/01 "Учет основных средств"…………………………………………………………………..…26
2.3. Положение по бухгалтерскому учету 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы"…………….32
2.4. Положение по бухгалтерскому учету 23/2011 "Отчет о движении денежных средств" ………………………………………………………….38
2.5. Положение по бухгалтерскому учету 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов»……………………………………………42
ГЛАВА 3. ПРОЕКТЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ……………………..43
3.1. Учет запасов………………………………………………………….…43
3.2. Положение по бухгалтерскому учету 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы"…………….44
3.3. Учет вознаграждений работникам……………………………………45
3.4.Учет аренды……………………………………………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… 39

Вложенные файлы: 1 файл

бух учет.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

В сфере перевозок не вести учет могут только предприниматели. Что касается транспортных организаций и экспедиторов, являющихся юридическими лицами, то их нет среди вышепоименованных "льготников", поэтому они ведут учет в полном объеме независимо от применяемой системы налогообложения.

Бухгалтерский учет в будущем, как и сейчас, будет вести бухгалтер (главный бухгалтер). Однако не все так просто. Обратимся к табл.1.1., в которой сравним нормы прежнего и нового законодательств по организации бухгалтерского учета.

Таблица 1.1.

Нормы законодательств по организации бухгалтерского учета

Организация бухгалтерского учета

Действующий Закон

Новый Закон

Руководитель вправе:                  
- учредить бухгалтерскую службу как  структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;    
- ввести в штат должность бухгалтера; 
- передать ведение учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;               
- вести бухгалтерский учет лично    

Руководитель вправе: 
- возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта; 
- заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета; 
- вести учет лично (исключительно для субъектов среднего и малого предпринимательства)

Ответственность за ведение бухгалтерского учета возлагается на руководителя


Как видим, новый Закон не обязывает учреждать бухгалтерскую службу. Изначально должен быть главный бухгалтер или иное должностное лицо (например, финансовый директор, экономист и т.д.), которые сами могут решить, нужны им помощники или нет. Однако такое решение принимается, конечно, по согласованию с руководителем. Он может и сам вести учет, но только если хозяйствующий субъект относится к категории малых или средних. В ОАО, компаниях, акции которых обращаются на рынке ценных бумаг, к главным бухгалтерам будет предъявляться ряд обязательных требований (высшее образование, стаж, отсутствие судимости за экономические преступления). Этим же требованиям должно соответствовать лицо (физическое или работник юридического лица), с которым организация заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Отдельное внимание в новом Законе обращено на разногласия между руководителем и главным бухгалтером. Все сотрудники организации, работающие в рамках трудового законодательства, подчиняются руководителю. Финансовый директор или главбух не являются исключениями. Они также в конечном итоге выполняют распоряжения руководителя и не факт, что такие распоряжения всегда отвечают методологии бухгалтерского учета. Когда бухгалтер не согласен с руководителем, то вправе запросить с него отдельное письменное распоряжение, согласно которому ответственность за то или иное решение спорного вопроса несет единолично руководитель. При наличии такого документа бухгалтер:

- принимает (или не принимает) к обработке данные (сведения), содержащиеся  в "подозрительном" первичном  учетном документе;

- отражает (или же не  отражает) спорный объект бухгалтерского учета в финансовой отчетности организации.

Правда, неизвестно, согласится ли руководитель оформлять подобное разъяснение. Бухгалтеру же, если он не хочет менять работу, придется смириться и подчиняться любому решению руководителя. Напоминаем: все сказанное касается только ведения бухгалтерского учета. Вопрос налоговых разногласий между руководителем и бухгалтером пока остается на усмотрение участников этих разногласий.

Нужно сказать, что в новом Законе о бухгалтерском учете совсем немного требований к учетной политике, а те, что есть, позаимствованы из действующего федерального стандарта положения по бухгалтерскому учету 1/2008 "Учетная политика организации". Согласно новому Закону организация при формировании учетной политики будет руководствоваться законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Сейчас базой для написания учетной политики являются федеральное законодательство, нормативные акты органов, регулирующих бухгалтерский учет, а также упомянутое Положение по ведению бухучета. Затем, соответственно, уточняются отраслевые и иные особенности деятельности организации. Как видим, фактически регулирование бухучета остается прежним, только сформулировано по-разному.

Такая же незначительная "модернизация" проведена в отношении изменений в учетной политике организации. Данный документ согласно новому Закону может быть изменен в трех случаях: изменение требований законодательства, федеральных и отраслевых стандартов; разработка (выбор) нового способа ведения учета; существенное изменение условий деятельности. Согласно п. 10 положения по бухгалтерскому учету 1/2008 изменение учетной политики возможно при переменах законодательства и нормативных актов по бухучету, разработке новых способов ведения учета, существенном изменении условий хозяйствования. Различий в приведенных формулировках мало, уточнено лишь, что выбор организацией нового способа учета тоже является изменением учетной политики.

При этом, напоминаю, не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Об этом говорится в положение по бухгалтерскому учету 1/2008, в котором можно найти разъяснение всех требующих уточнения моментов нового Закона. В нем лишь даны базовые правила, которые следует учесть при составлении (изменении) учетной политики.

Как и в действующем Законе, в новом упомянута обязанность подтверждать каждую хозяйственную операцию (факт хозяйственной жизни) оправдательным первичным документом. Обязательные реквизиты "первички" - те же, при этом согласно новому Закону формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение учета. Важным нововведением является возможность составлять первичные документы как на бумажном носителе, так и в электронной форме, при условии подписания такой "первички" электронной подписью. В действующем Законе для оправдательных документов предусмотрены только бумажные и машинные носители информации.

В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухучета. Заметим, что в этой норме Закона не сделано исключений для кассовых и банковских документов. Однако в Порядке ведения кассовых операций, который относится к нормативным документам в сфере наличного денежного обращения, установлен запрет на исправления в кассовых ордерах и кассовой книге. Поэтому для организаций, можно сказать, ничего не изменилось: в кассовых документах исправления не допускаются. Что касается банковских документов, это предмет регулирования нормативных актов ЦБ РФ и, полагаем, бухгалтерам транспортных организаций этот вопрос интересен мало. Обратить внимание нужно на хранение "первички". В новом Законе, в отличие от прежнего, есть прямое указание на обеспечение организацией безопасных условий хранения документов бухгалтерского учета и их защиты от изменений. Что касается сроков хранения "первички", а также регистров и финансовой отчетности, они, как и сейчас, будут устанавливаться правилами организации государственного архивного дела, но длительностью не менее пяти лет после отчетного года.

Регистры учета являются неотъемлемым переходным звеном от "первички" к отчетности, поэтому им также в новом Законе уделено внимание. В частности, в отличие от предшественника, установлены обязательные реквизиты регистров бухучета:

- наименование регистра;

- наименование экономического  субъекта, составившего регистр;

- дата начала и окончания  ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

- хронологическая и систематическая  группировка объектов бухгалтерского  учета;

- величина денежного измерения  объектов бухгалтерского учета  с указанием единицы измерения;

- наименования должностей  лиц, ответственных за ведение  регистра;

- подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Отметим: в распространенных программно-прикладных продуктах предусмотрены практически все перечисленные требования к регистрам учета (за исключением, быть может, подписей в отдельных регистрах). Поэтому бухгалтеру, работающему с передовыми программными продуктами, не составит труда выполнить требования Закона. Нужно только учесть, что формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Как и для "первички", для регистров предусмотрена возможность составления на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Но если законодательством или договором предусмотрено представление регистров бухгалтерского учета (госоргану или другому лицу) в бумажном виде, то организации следует выполнить это требование и изготовить на бумажном носителе копии регистра, составленного в виде электронного документа.

В регистре бухгалтерского учета допускаются только санкционированные исправления, сделанные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Изменение должно содержать дату исправления, а также подписи указанных лиц, их фамилии и инициалы либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц. Если регистр ведется в электронном виде в программно-прикладном продукте, то исправления следует сделать до закрытия отчетного периода, в противном случае менять придется данные регистра уже следующего периода. Этот вывод следует не из норм нового Закона, а из положений по бухгалтерскому учету 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности".

В новом Законе этому мероприятию уделено мало внимания. Законодатель в основном ограничился отсылочными нормами на другие нормативные и внутренние акты, в которых даны указания в отношении случаев, сроков и порядка проведения инвентаризации. Но все же в новом Законе есть одна конкретная норма. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными бухучета подлежат регистрации в том отчетном периоде, к которому относится дата, на которую проводилась инвентаризация. Проще говоря, согласно расхождениям корректируются учетные данные в периоде проведения инвентаризации, что отвечает общим принципам проведения данного мероприятия и методологии бухгалтерского учета.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Данная формулировка - не что иное, как современная интерпретация п. 6 положения по бухгалтерскому учету 4/99 "Бухгалтерская отчетность организаций". Этим требованием должны руководствоваться все, начиная с лиц, составляющих отчетность (главные бухгалтеры), и заканчивая лицами, ее проверяющими и анализирующими для принятия тех или иных решений (аудиторы, налоговики, иные пользователи).

Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Утверждение же и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. Согласно пп. 11 п. 1 ст. 48 Закона об АО (Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ). утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков акционерного общества и распределение его прибылей и убытков относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров. В обществе с ограниченной ответственностью это компетенция общего собрания участников ООО (пп. 6 п. 2 ст. 33 Закона об ООО Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ.). Напомню: действующий Закон о бухгалтерском учете предписывает утверждать отчетность в порядке, определенном учредительными документами. По сути, это "сокращенный" вариант утверждения отчетности, указанный в законодательстве.

К сведению, в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны. Содержание внутренней отчетности при этом остается коммерческой тайной, как установлено действующим законодательством.

О составе бухгалтерской отчетности и отчетном периоде в новом Законе не сказано ничего особенного. За подробной информацией можно обратиться к подзаконным актам, а именно к п. 6 положения по бухгалтерскому учету 4/99 "Бухгалтерская отчетность организаций". Правда, в стандарте пока нет особенностей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица. Этот вопрос освещен в новом Законе о бухгалтерском учете, но я не буду на нем останавливаться, так как данная непростая тема заслуживает отдельной работа.

Раздел "Внутренний контроль"- новшество, обусловленное современными тенденциями ведения не только бухгалтерского учета, но и бизнеса в целом. Новый Закон обязывает организацию организовать и осуществлять внутренний контроль фактов хозяйственной жизни, что может быть сделано на уровне документооборота.

А если организация подлежит обязательному аудиту, в ней потребуется организовать внутренний контроль бухгалтерского учета и составления отчетности (за исключением случаев, когда руководитель самостоятельно ведет учет). Справедливости ради отметим, что бухгалтерский учет сам по себе служит не только для систематизации и накопления информации, но и для контроля совершаемых хозяйственных операций (фактов хозяйственной жизни). Поэтому организации, ведущие бухучет правильно, уже тем самым контролируют в той или иной степени свою деятельность. Другой вопрос, насколько результативен такой контроль. Если его организовать в рамках отдельной системы, дополняющей бухгалтерский учет, эффективность будет намного выше. Это могут подтвердить хозяйствующие субъекты (например, страховые, кредитные, инвестиционные организации), для которых система внутреннего контроля давно является обязательной. У крупных и идущих в ногу со временем транспортных компаний тоже есть система внутреннего контроля различных операций и объектов. Будем надеяться, что в недалеком будущем к этому придут все участники рынка транспортных и экспедиционных услуг, заинтересованные в наведении порядка и повышении качества обслуживания клиентов.

Информация о работе Новое в бухгалтерском учете