Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 01:54, контрольная работа
Объектом изучения является положения, правила и законы бухгалтерского учета. Предметом исследования являются изменения, вносимые в документы. Задача заключается в сравнении различных редакций документов. В работе были использованы периодические издания, положения по бухгалтерскому учету и Федеральные законы. Знание актуальных нормативных документов играет первостепенную роль для любого специалиста, и в частности, для бухгалтера.
ВВЕДЕНИЕ…..…………………………………………………………...………….3
ГЛАВА 1 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ…..……........4
1.1. Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"………………………………………………………………………..…6
1.2. Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" ………………………………………………………………………..17
ГЛАВА 2. ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ, ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ………………………………………………………………………20
2.1. Приказ Минфина России от 24.12.2010 № 186н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 1997 г. № 3"…………………....…21
2.2. Положение по бухгалтерскому учету 6/01 "Учет основных средств"…………………………………………………………………..…26
2.3. Положение по бухгалтерскому учету 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы"…………….32
2.4. Положение по бухгалтерскому учету 23/2011 "Отчет о движении денежных средств" ………………………………………………………….38
2.5. Положение по бухгалтерскому учету 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов»……………………………………………42
ГЛАВА 3. ПРОЕКТЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ……………………..43
3.1. Учет запасов………………………………………………………….…43
3.2. Положение по бухгалтерскому учету 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы"…………….44
3.3. Учет вознаграждений работникам……………………………………45
3.4.Учет аренды……………………………………………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… 39
Теперь малые предприятия должны будут представлять в составе бухгалтерской отчетности не только баланс и отчет и прибылях и убытках, но и приложения к ним, в том числе отчет о движении денежных средств. Однако таким предприятиям разрешено приводить в нем лишь наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п. 6 Приказа N 66н).
В п. 29 Правил по бухгалтерскому учету 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (Утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н) указано, что отчет о движении денежных средств должен содержать следующие числовые показатели:
1. Остаток денежных средств на начало отчетного периода.
2. Поступило денежных средств - всего, в том числе:
а) от продажи продукции, товаров, работ и услуг;
б) от продажи основных средств и иного имущества;
в) авансы, полученные от покупателей (заказчиков);
г) бюджетные ассигнования и иное целевое финансирование;
д) кредиты и займы полученные;
е) дивиденды, проценты по финансовым вложениям;
ж) прочие поступления.
3. Направлено денежных средств - всего, в том числе:
а) на оплату товаров, работ, услуг;
б) на оплату труда;
в) на отчисления в государственные внебюджетные фонды;
г) на выдачу авансов;
д) на финансовые вложения;
е) на выплату дивидендов, процентов по ценным бумагам;
ж) на расчеты с бюджетом;
з) на оплату процентов по полученным кредитам, займам;
и) прочие выплаты, перечисления.
4. Остаток денежных средств на конец отчетного периода.
Теперь данный список дополнен указанием на то, что в названном отчете надо отражать движение денежных эквивалентов (п. 5 Правила по бухгалтерскому учету 23/2011).
В п. 7 Правила по бухгалтерскому учету 23/2011 отмечено, что денежные потоки организации подразделяются на денежные потоки от текущих, инвестиционных и финансовых операций. Схожая классификация приводится в п. 29 Правила по бухгалтерскому учету 4/99. Отчет о движении денежных средств должен характеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
В п. 15 Указаний пояснялось, что текущей деятельностью признается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели (это задача коммерческих организаций) в соответствии с предметом и целями деятельности, то есть с производством промышленной и сельскохозяйственной продукции, выполнением строительных работ, продажей товаров, оказанием услуг общественного питания, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и др.
Инвестиционной деятельностью считалась деятельность организации, связанная:
- с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных и других внеоборотных активов, а также с их продажей;
- с проведением собственного
строительства и несением
- с осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг других организаций, в том числе долговых, вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т.п.).
Финансовой деятельностью являлась деятельность организации, в результате которой изменялись величина и состав ее собственного капитала и заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставление другими организациями займов, погашение заемных средств и т.п.).
Согласно п. 9 Правила по бухгалтерскому учету 23/2011 в целях классификации денежных потоков финансовые вложения могут не относиться к инвестиционной деятельности, а включаться в текущие операции, если они изначально приобретаются с целью перепродажи в ближайшем будущем. Продолжительность периода между покупкой и продажей такого вложения устанавливается самой организацией (в разумных пределах). ПБУ под таким периодом подразумевает три месяца (хоть и не категорично). В любом случае тот период, который выберет хозяйствующий субъект, должен быть отражен в его учетной политике.
Существенная поправка появилась в Правила по бухгалтерскому учету 23/2011 (по сравнению с Указаниями) в отношении пересчета движения денежных средств, выраженных в иностранной валюте, в рубли. Согласно п. 18 Правила по бухгалтерскому учету 23/2011 величина денежных потоков в иностранной валюте должна пересчитываться в рубли по официальному курсу этой валюты к рублю, устанавливаемому ЦБ РФ на дату осуществления или поступления платежа. При несущественном изменении официального курса иностранной валюты пересчет в рубли, связанный с совершением большого числа однородных операций в такой иностранной валюте, может производиться по среднему курсу, исчисленному за месяц или более короткий период.
Ранее было необходимо формировать информацию о движении иностранной валюты по каждому ее виду применительно к отчету о движении денежных средств, принятому организацией. После этого данные каждого расчета, составленного в иностранной валюте, пересчитывались в рубли по курсу ЦБ РФ на дату составления бухгалтерской отчетности. Полученные сведения по отдельным расчетам суммировались при заполнении соответствующих показателей отчета о движении денежных средств (п. 16 Указаний).
2.5. Положение по бухгалтерскому учету 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов».
Утвержден приказ от 6 октября 2011 г. № 125н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (Положение по бухгалтерскому учету 24/2011)».
Данное Положение по бухгалтерскому учету устанавливает порядок формирования в бухучете и раскрытия в бухотчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций и госучреждений), – пользователей недр информации о затратах на освоение природных ресурсов.
Положение применяется организациями, осуществляющими затраты на поиск, оценку и разведку полезных ископаемых (далее – поисковые затраты) на определенном участке недр.
Глава 3 Проекты нормативных документов
Планируется и дальнейшее внесение изменений в нормативные документы, на сайте Минфина размещены проекты данных документов. Остановимся на каждом из проектов подробнее. Нас будет интересовать не степень их соответствия МСФО, а новации, которые можно ожидать в ближайшем будущем. На конкретных формулировках, на наш взгляд, заострять внимание преждевременно, так как они будут подвергнуты уточнениям и доработке
3.1. Учет запасов
В сферу действия Положения по бухгалтерскому учету "Учет запасов" включено незавершенное производство. К нему отнесены затраты на производство услуг, в отношении которых организация - поставщик услуг еще не признала выручку. Предлагается принимать запасы к учету в момент перехода к организации экономических рисков и выгод, связанных с владением запасами. Критерий права собственности при этом не является решающим. Если запасы являются инвестиционным активом, то затраты по заемным средствам, понесенные за время производства, включаются в их себестоимость.
Эта концепция очень благоприятна для застройщиков, оказывающих услуги по договорам долевого участия в строительстве (Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"). Сейчас они сталкиваются с проблемой учета процентов по займам, поскольку, с одной стороны, признать инвестиционным активом стоимость долевого строительства, ведущегося в интересах дольщиков, затруднительно, а с другой стороны, списание процентов на прочие расходы не способствует безубыточности (Инструкция о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, утв. Приказом ФСФР России от 30.11.2006 N 06-137/пз-н.)
Согласно проекту в фактические затраты на производство запасов не включаются затраты на материалы, оплату труда и другие затраты, понесенные сверх обычного необходимого уровня. Такая формулировка в нормативном правовом акте, по сути, порождает у организаций дополнительную обязанность - устанавливать нормативы расходов на производство. Аналогична норма будет действовать и в отношении изготовления ОС собственными силами. Но вспомним, что действующий Федеральный закон "О бухгалтерском учете" [3, абз. 3 п. 3 ст. 1] ставит задачу формирования информации для контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Названные документы будут уместны в составе стандартов экономического субъекта [1, пп. 4 п. 1 и п. п. 11 - 15 ст. 21].
3.2. Положение по бухгалтерскому учету 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы".
Разработчики предлагают включать в стоимость активов (ОС и запасов) суммы оценочных обязательств на их демонтаж, ликвидацию (удаление) и восстановление окружающей среды. Основания для этого заложены в Положение по бухгалтерскому учету 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы". Это правило повлечет расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом.
Эквивалентом показателя "справедливая стоимость", принятого в МСФО, в проектах выступает текущая рыночная стоимость объекта оценки. Эта позиция основана на норме ст. 7 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
3.3. Учет вознаграждений работникам
На первый взгляд, проект Положения по бухгалтерскому учету "Учет затрат на труд работников" в целом представляет собой объединение двух существующих стандартов - Положения по бухгалтерскому учету 10/99 "Учет расходов организации" и Положения по бухгалтерскому учету 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы". Однако разработчики пояснили, что применение Положения по бухгалтерскому учету 10/99 может иметь ограниченную продолжительность. И действительно, в системе МСФО общий стандарт для учета расходов отсутствует: вопросы признания и раскрытия расходов рассредоточены по специальным стандартам. По-видимому, этого следует ожидать и в российской системе бухгалтерского учета.
В отношении пенсионных схем с установленными выплатами проект никаких правил не предлагает, а отсылает к МСФО (IAS 19 "Вознаграждения работникам").
В части оплаты перерывов в работе проект вводит порядок признания, основанный на критерии "переносимости": если оплачиваемый перерыв в работе может быть перенесен на будущие отчетные периоды, то он признается в том отчетном периоде, в котором работники выполняют трудовые функции, в результате которых у работников возникает право на оплачиваемые перерывы в работе. Если вдуматься, то ежегодный отпуск относится к переносимым перерывам, хотя для российского бухгалтера это неочевидно. В таком случае отпускные (с учетом взносов на обязательное социальное страхование) придется начислять ежемесячно в оценочной сумме исходя из того, что за каждый отработанный месяц работнику причитается определенное количество дней отпуска (2,33 календарных дня при общей продолжительности отпуска 28 календарных дней). Соответственно, по отпускным будет накапливаться совокупный резерв предстоящих расходов, расчеты по которому должны вестись в разрезе конкретных работников. Вопрос о рациональности такой учетной политики на круглом столе не поднимался.
3.4.Учет аренды
Разработка Положения по бухгалтерскому учету "Учет аренды" осложнена тем, что соответствующий стандарт МСФО (IAS) 17 находится в состоянии концептуального пересмотра. На 2012 г. намечено принятие его новой версии, вокруг которой в Совете по МСФО продолжаются дискуссии. Поэтому сближать правила российского бухгалтерского учета пока не с чем.
Кроме того, в настоящее время согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению между ними. И ПБУ как подзаконный акт не может ограничивать право сторон договора лизинга на выбор балансодержателя. В рассматриваемом проекте это принципиальное условие во внимание не принималось (Диркова Е.Ю. Проблемы гармонизации российских правил учета аренды с МСФО // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 11(161).)
Отдельная проблема - стоимость услуг лизингодателя, на основе которой исчисляются НДС и налог на прибыль (п. 1 ст. 39 НК РФ), но и ее проект не решает.
В основу проекта положен подход, в соответствии с которым предметы аренды подразделяются на две категории - подлежащие и не подлежащие передаче в собственность арендатора по окончании договора. Первые сразу передаются на баланс арендатора и учитываются им как ОС. Вторые остаются на балансе арендодателя, арендатор же отражает на своем балансе амортизируемое право аренды в корреспонденции с кредиторской задолженностью. Первоначальное признание всех объектов ведется по дисконтированной стоимости.
Сам по себе проект выглядит весьма элегантно, но на данный момент обсуждать сроки его внедрения преждевременно. Между тем использованные в нем подходы интересуют бизнес уже сейчас: лизингодатели планируют финансовые результаты и налоговую нагрузку по сделкам на 3 - 5 лет вперед, поэтому переходный период нововведений для них важен.
В заключение отмечу, что позиция сближения положений по бухгалтерскому учету с МСФО вне всякого сомнения должна иметь под собой некую концептуальную основу. В противном случае российские стандарты начнут дублировать международные, что вряд ли целесообразно в условиях предстоящего признания МСФО на территории Российской Федерации (Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 № 107). в целях применения Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности". Не нужно также забывать, что нормами ПБУ руководствуются все без исключения организации, среди которых субъекты малого предпринимательства. Для этой категории юридических лиц многие правила МСФО заведомо избыточны, а на официальном уровне упрощенный подход к ведению учета и отчетности в целостном виде до сих пор не предложен.