Организация аудита сельскохозяйственных предприятий на примере ЗАО «Агро-Атяшево»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель работы – изучить теоретико-методологические особенности аудита сельскохозяйственных предприятий, и предложить основное направление по повышению и совершенствованию методики проведения внутреннего аудита на основе стандартизации в ЗАО «Агро-Атяшево».
В соответствие с поставленной в работе целью необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теоретико-методологические особенности аудита сельскохозяйственных предприятий;
- раскрыть сущность и роль аудита в современных условиях хозяйствования предприятий;
- исследовать оценку состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля в соответствии с российским аудиторским правилом (стандартом);

Содержание

Введение
6
1 Теоретико-методологические особенности аудита сельскохозяйственных предприятий

9
1.1 Сущность и роль аудита в современных условиях хозяйствования предприятий

9
1.2 Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности
21
1.3 Оценка состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля в соответствии с российским аудиторским правилом (стандартом)

28
2 Организация аудита сельскохозяйственных предприятий на примере ЗАО «Агро-Атяшево»

37
2.1 Аудиторская проверка сельскохозяйственного предприятия
37
2.2 Развитие методики планирования внутреннего аудита в ЗАО
«Агро-Атяшево»

50
2.3 Совершенствование методики проведения внутреннего аудита на
основе стандартизации в ЗАО «Агро-Атяшево»

57
Заключение
63
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 175.10 Кб (Скачать файл)

Ю.А. Данилевский рассматривает  различные определения аудита, отмечает, что на практике и в специальной  литературе этот термин применяется  для обозначения деятельности по проведению целевых независимых  экспертиз и проверок; кроме того, приводится мнение, что первоначальное и единственное правильно употребляемое значение аудита - это аудит финансовой отчетности [14, c. 110].

Н.Т. Лабынцев отмечает, что в настоящее время в России существует три точки зрения относительно понимания сущности аудита:

  • как ревизионной деятельности;
  • как экспертно-консультационной деятельности;
  • как совокупности вышеуказанных видов деятельности [18,с. 68].

По мнению А. Ф. Аксененко, в современном понимании «Аудит (от латинского «аудио» - слушать) - это процесс проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности на предприятиях с разными формами хозяйствования и собственности с точки зрения его достоверности и соответствия действующему законодательству»[5, с. 5].

Другое определение аудита дается Ю.Н. Воропаевым: «Аудит - это процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовой отчетности» [12, с. 28].

У В.Д. Андреева: «Аудит - независимая экспертиза и анализ публичной финансовой отчетности хозяйствующего субъекта уполномоченными на то лицами (аудиторами) с целью определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению финансовой отчетности, а также включает другие виды контрольной работы» [7, с.158].

Э.А. Смирнов предлагает охарактеризовать аудит как «процесс получения  и оценки объективных данных в  соответствующей профессиональной деятельности, устанавливающий уровень  их соответствия определенным критериям, номам и стандартам» [24, с. 12 ].

А.Д. Шеремет и В.П. Суйц считают, что «аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью выражения мнения о степени достоверности этой отчетности» [33, с. 15].

Р.А. Алборов, Л.И. Хоружий, С.М. Концевая определяют, «что аудиторская деятельность, аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг» [6, с. 7].

Л.И. Гончаренко и В.В. Забродина  характеризуют аудит как форму  финансового контроля и в качестве основной задачи внешних аудиторов  указывают установление достоверности  финансовой отчетности проверяемых  объектов, а также разработку рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности предприятий, улучшению их финансово-хозяйственной деятельности и коммерческих результатов [12,с.95].

В Большом бухгалтерском  словаре под редакцией А.Н. Азрилияна «аудит» определяется как проверка финансовой деятельности компаний аудитором [11, с. 26].

В.В. Скобара предлагает следующее определение аудита: «рассмотрение независимым аудитором бухгалтерских отчетов организации и выражение мнения о степени их достоверности и соответствия нормам, установленным законом» [23, с. 7].

Э.А. Уткин, А.Э. Бинецкий дают определение аудита как вида деятельности, заключающегося в сборке и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или информации о таком функционировании и положении, осуществляемой компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. После этого авторы делают вывод, что под аудитом понимаются независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности пред приятия [27, с. 29].

Современный аудит, по мнению А. А. Терехова, - это «особая организационная форма контроля, который неплохо зарекомендовал себя в условиях развитой рыночной экономики, даже экономики условно рыночной, переходного типа, которая сложилась сейчас в России, другими словами аудит - это неотъемлемый элемент инфраструктуры рынка» [26, с. 35].

В России должность аудитора появилась в армии и была введена  Петром I. Им в 1716 году было введено заимствованное в Польше звание аудитора в воинском уставе и табели о рангах. В то время в Польше в качестве аудиторов  выступали лица, участвующие в  слушании судебных дел, в частности, судья и следователь. Аудиторы в  российской армии могли выполнять  функции следователей по делам, связанным  с имущественными спорами, прокуроров, делопроизводителей, секретарей (богосл). В 1867 году, после военно-судебной реформы должность аудитора в армии была упразднена. В России еще не раз предпринимались попытки создать институт аудита: в 1831 году был учрежден институт присяжных бухгалтеров, в 1889 и 1909 годах - институт бухгалтеров, в 1912 и 1928 годах - институт государственных бухгалтеров-экспертов. Все эти меры не привели к развитию аудиторской деятельности в России ввиду отсутствия экономических и правовых предпосылок [36, 37, 38].

Среди основных факторов, способствующих появлению аудита как независимого вневедомственного контроля в РФ, можно выделить:

  • развитие предпринимательства и рынка капитала, появление предприятий различных организационно - правовых форм собственности;
  • заинтересованность самого государства в объективной информации об отчетности экономических субъектов, так как этот контроль позволяет более строго определить достоверность финансовой отчетности и на этой основе строить правильное налогообложение и принимать различные управленческие решения.

Современное развитие аудита в России началось в 1987 году, когда  специальным Постановлением СМ СССР «О создании аудиторской организации» на базе Главного управления валютного контроля МФ СССР было образовано АО «Инаудит», но законодательно аудит был закреплен в нашей стране 6 лет спустя. Указом Президента РФ №2263 от 22 декабря 1993 года были утверждены Временные правила аудиторской деятельности, которые определяют аудит как «предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг» [38].

В 30 декабря 2008 года был принят Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», в котором аудит определяется, как «предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей» [1].

М.Ф. Овсийчук считает, что целью аудита бухгалтерской отчетности является объективная оценка достоверности, полноты и точности отражения в отчетности активов, обязательств, финансовых результатов деятельности организаций за определенный период, проверка соответствия принятой учетной политики действующему законодательству и нормативным актам и ее соблюдение.

Ю.А. Данилевский считает, что целью аудиторской деятельности является установление достоверности  в бухгалтерской и финансовой отчетности, а также соответствие совершенных ими операций действующим нормативным актам РФ[14, c. 244].

Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Федерации «Цели и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»  определяет, что «целью аудита является выражение мнения о достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ» [36].

А.Д. Шеремет и В.П. Суйц считают, что «основная цель аудита - установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам» [33, с. 265].

Федеральный закон определяет, что целью аудиторской деятельности является выражение мнения о достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ [1].

Обобщая определения зарубежных и российских исследователей, аудит  можно определить как предпринимательскую  деятельность аудиторов (аудиторских организаций) по независимой проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций с разными формами хозяйствования и собственности, а также оказания им услуг по постановке бухгалтерского учета и расчетов, организации эффективного внутреннего контроля, консультациям и оказанию иных аудиторских услуг, целью которого является установление достоверности в бухгалтерской и финансовой отчетности экономического субъекта и проверка соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Аудит и ревизия на данный момент - параллельно существующие способы организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций. Между ними много общего, но имеются существенные различия. Если ревизия, по мнению А.Д. Шеремета, - исполнительская деятельность, направленная на выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных, то аудит - предпринимательская деятельность, направленная на выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности [33, c. 150]. Понятие «аудит» шире понятия «ревизия». Аудит, как отмечено у В.И. Подольского, обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, а это не менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации и увеличения прибыли [28]. Как отмечает П.И. Камышанов, аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса.

Для более полного раскрытия  понятия «аудит», выявления его  сходства и отличий с понятием «ревизия», рассмотрим в приведенной ниже таблице. 1.1.

Аудит и ревизия в настоящее время - параллельно существующие способы организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций. Между ними много общего, но имеются существенные различия.

 

Таблица 1.1 Сравнительная  характеристика ревизии и аудита

 

№ п/п

Отличительные признаки

Аудит

Ревизия

1

Целевые

Выявление, локализация, страховая  оценка и признание недостатков хозяйственной жизни как ее неотъемлемого элемента

Выявление, локализация и  оценка недостатков для их искоренения (ликвидация последствий и профилактика)

2

Правовые

Гражданское право: на основе хозяйственных договоров

Административное право: на основе законов инструкций, приказов вышестоящих или государственных  органов

3

Гносеологические

Проверка достоверности  информации в финансовых отчетах  заказчика

Установление законности совершаемых операций и отсутствие хищений со стороны работников

4

Объектные

Все, что подрывает платежеспособность клиента, ухудшает его финансовое состояние

Все, что нарушает действующее  законодательство и учетную политику организации (государства)

5

Управленческие

Связи горизонтальные, добровольные и без принуждения

Связи вертикальные, в порядке  административного назначения


 

Окончание таблицы 1.1

№ п/п

Отличительные признаки

Аудит

Ревизия

6

Принцип оплаты услуг

Платит клиент или по его  согласию орган, нуждающийся в получении аудиторского заключения

Платит вышестоящее звено  или государственный орган

7

Практические задачи

Клиент решает задачи по привлечению новых пассивов (инвесторов, кредиторов) укреплению платежеспособности

Хозяйственная система решает задачи по сохранности своих активов, пресечению и профилактике злоупотреблений

8

Достаточность

Принцип разумной достаточности  с ориентацией на соотношение  затрат и результатов

Принцип для максимально  возможной точности и выявления  виновных лиц, а также размера  ущерба

9

Результаты

Аудиторское заключение и  рекомендации для заказчика

Акт ревизии, организационные  выводы, взыскания, обязательные указания и проверка их выполнения


 

С переходом к рыночным отношениям хозяйствования все чаще целями аудита становится поиск внутренних резервов роста прибыльности и эффективности деятельности организации. Основные направления аудита конкретизируются для каждой отдельной организации и зависят от его целей, от того, что хотелось бы знать субъектам аудита для принятия оптимальных управленческих решений.

Доказательством этому является высказывания Верхова В.А., Козлова Т.В., которые говорят о необходимости перехода от проверки соответствия ведения бухгалтерского учета нормативным актам к оценке финансового состояния экономического субъекта, анализу его деятельности и оценке перспектив его развития.

Иными словами, профессор  Шеремет А.Д. также говорит о необходимости перехода от подтверждающего аудита (характерного для Запада 1940-1950-х гг.) в нашей стране к подтверждающее-аналитическому [33, с. 9].

Этого же мнения придерживается профессор Петрова В.И., которая  утверждает, что «необходим переход от аудита подтверждающего к аудиту подтверждающе-аналитическому».

Эти высказывания являются доказательством того, что для долгосрочного эффективного существования предприятия недостаточно просто подтверждения бухгалтерской отчетности, необходим более широкий спектр сопутствующих аудиту услуг, который оценит эффективность работы предприятия и даст рекомендации по его дальнейшему улучшению.

Информация о работе Организация аудита сельскохозяйственных предприятий на примере ЗАО «Агро-Атяшево»