Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:37, курсовая работа
Главная цель работы – изучить теоретико-методологические особенности аудита сельскохозяйственных предприятий, и предложить основное направление по повышению и совершенствованию методики проведения внутреннего аудита на основе стандартизации в ЗАО «Агро-Атяшево».
В соответствие с поставленной в работе целью необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теоретико-методологические особенности аудита сельскохозяйственных предприятий;
- раскрыть сущность и роль аудита в современных условиях хозяйствования предприятий;
- исследовать оценку состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля в соответствии с российским аудиторским правилом (стандартом);
Введение
6
1 Теоретико-методологические особенности аудита сельскохозяйственных предприятий
9
1.1 Сущность и роль аудита в современных условиях хозяйствования предприятий
9
1.2 Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности
21
1.3 Оценка состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля в соответствии с российским аудиторским правилом (стандартом)
28
2 Организация аудита сельскохозяйственных предприятий на примере ЗАО «Агро-Атяшево»
37
2.1 Аудиторская проверка сельскохозяйственного предприятия
37
2.2 Развитие методики планирования внутреннего аудита в ЗАО
«Агро-Атяшево»
50
2.3 Совершенствование методики проведения внутреннего аудита на
основе стандартизации в ЗАО «Агро-Атяшево»
57
Заключение
63
Список используемой литературы
Ю.А. Данилевский рассматривает различные определения аудита, отмечает, что на практике и в специальной литературе этот термин применяется для обозначения деятельности по проведению целевых независимых экспертиз и проверок; кроме того, приводится мнение, что первоначальное и единственное правильно употребляемое значение аудита - это аудит финансовой отчетности [14, c. 110].
Н.Т. Лабынцев отмечает, что в настоящее время в России существует три точки зрения относительно понимания сущности аудита:
По мнению А. Ф. Аксененко, в современном понимании «Аудит (от латинского «аудио» - слушать) - это процесс проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности на предприятиях с разными формами хозяйствования и собственности с точки зрения его достоверности и соответствия действующему законодательству»[5, с. 5].
Другое определение аудита дается Ю.Н. Воропаевым: «Аудит - это процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовой отчетности» [12, с. 28].
У В.Д. Андреева: «Аудит - независимая экспертиза и анализ публичной финансовой отчетности хозяйствующего субъекта уполномоченными на то лицами (аудиторами) с целью определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению финансовой отчетности, а также включает другие виды контрольной работы» [7, с.158].
Э.А. Смирнов предлагает охарактеризовать
аудит как «процесс получения
и оценки объективных данных в
соответствующей
А.Д. Шеремет и В.П. Суйц считают, что «аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью выражения мнения о степени достоверности этой отчетности» [33, с. 15].
Р.А. Алборов, Л.И. Хоружий, С.М. Концевая определяют, «что аудиторская деятельность, аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг» [6, с. 7].
Л.И. Гончаренко и В.В. Забродина характеризуют аудит как форму финансового контроля и в качестве основной задачи внешних аудиторов указывают установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработку рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности предприятий, улучшению их финансово-хозяйственной деятельности и коммерческих результатов [12,с.95].
В Большом бухгалтерском словаре под редакцией А.Н. Азрилияна «аудит» определяется как проверка финансовой деятельности компаний аудитором [11, с. 26].
В.В. Скобара предлагает следующее определение аудита: «рассмотрение независимым аудитором бухгалтерских отчетов организации и выражение мнения о степени их достоверности и соответствия нормам, установленным законом» [23, с. 7].
Э.А. Уткин, А.Э. Бинецкий дают определение аудита как вида деятельности, заключающегося в сборке и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или информации о таком функционировании и положении, осуществляемой компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. После этого авторы делают вывод, что под аудитом понимаются независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности пред приятия [27, с. 29].
Современный аудит, по мнению А. А. Терехова, - это «особая организационная форма контроля, который неплохо зарекомендовал себя в условиях развитой рыночной экономики, даже экономики условно рыночной, переходного типа, которая сложилась сейчас в России, другими словами аудит - это неотъемлемый элемент инфраструктуры рынка» [26, с. 35].
В России должность аудитора появилась в армии и была введена Петром I. Им в 1716 году было введено заимствованное в Польше звание аудитора в воинском уставе и табели о рангах. В то время в Польше в качестве аудиторов выступали лица, участвующие в слушании судебных дел, в частности, судья и следователь. Аудиторы в российской армии могли выполнять функции следователей по делам, связанным с имущественными спорами, прокуроров, делопроизводителей, секретарей (богосл). В 1867 году, после военно-судебной реформы должность аудитора в армии была упразднена. В России еще не раз предпринимались попытки создать институт аудита: в 1831 году был учрежден институт присяжных бухгалтеров, в 1889 и 1909 годах - институт бухгалтеров, в 1912 и 1928 годах - институт государственных бухгалтеров-экспертов. Все эти меры не привели к развитию аудиторской деятельности в России ввиду отсутствия экономических и правовых предпосылок [36, 37, 38].
Среди основных факторов, способствующих появлению аудита как независимого вневедомственного контроля в РФ, можно выделить:
Современное развитие аудита в России началось в 1987 году, когда специальным Постановлением СМ СССР «О создании аудиторской организации» на базе Главного управления валютного контроля МФ СССР было образовано АО «Инаудит», но законодательно аудит был закреплен в нашей стране 6 лет спустя. Указом Президента РФ №2263 от 22 декабря 1993 года были утверждены Временные правила аудиторской деятельности, которые определяют аудит как «предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг» [38].
В 30 декабря 2008 года был принят Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», в котором аудит определяется, как «предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей» [1].
М.Ф. Овсийчук считает, что целью аудита бухгалтерской отчетности является объективная оценка достоверности, полноты и точности отражения в отчетности активов, обязательств, финансовых результатов деятельности организаций за определенный период, проверка соответствия принятой учетной политики действующему законодательству и нормативным актам и ее соблюдение.
Ю.А. Данилевский считает,
что целью аудиторской
Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности в Российской Федерации «Цели и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» определяет, что «целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ» [36].
А.Д. Шеремет и В.П. Суйц считают, что «основная цель аудита - установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам» [33, с. 265].
Федеральный закон определяет,
что целью аудиторской
Обобщая определения зарубежных и российских исследователей, аудит можно определить как предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских организаций) по независимой проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций с разными формами хозяйствования и собственности, а также оказания им услуг по постановке бухгалтерского учета и расчетов, организации эффективного внутреннего контроля, консультациям и оказанию иных аудиторских услуг, целью которого является установление достоверности в бухгалтерской и финансовой отчетности экономического субъекта и проверка соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Аудит и ревизия на данный момент - параллельно существующие способы организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций. Между ними много общего, но имеются существенные различия. Если ревизия, по мнению А.Д. Шеремета, - исполнительская деятельность, направленная на выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных, то аудит - предпринимательская деятельность, направленная на выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности [33, c. 150]. Понятие «аудит» шире понятия «ревизия». Аудит, как отмечено у В.И. Подольского, обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, а это не менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации и увеличения прибыли [28]. Как отмечает П.И. Камышанов, аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса.
Для более полного раскрытия понятия «аудит», выявления его сходства и отличий с понятием «ревизия», рассмотрим в приведенной ниже таблице. 1.1.
Аудит и ревизия в настоящее время - параллельно существующие способы организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций. Между ними много общего, но имеются существенные различия.
Таблица 1.1 Сравнительная характеристика ревизии и аудита
№ п/п |
Отличительные признаки |
Аудит |
Ревизия |
1 |
Целевые |
Выявление, локализация, страховая оценка и признание недостатков хозяйственной жизни как ее неотъемлемого элемента |
Выявление, локализация и оценка недостатков для их искоренения (ликвидация последствий и профилактика) |
2 |
Правовые |
Гражданское право: на основе хозяйственных договоров |
Административное право:
на основе законов инструкций, приказов
вышестоящих или |
3 |
Гносеологические |
Проверка достоверности информации в финансовых отчетах заказчика |
Установление законности совершаемых операций и отсутствие хищений со стороны работников |
4 |
Объектные |
Все, что подрывает |
Все, что нарушает действующее законодательство и учетную политику организации (государства) |
5 |
Управленческие |
Связи горизонтальные, добровольные и без принуждения |
Связи вертикальные, в порядке административного назначения |
Окончание таблицы 1.1
№ п/п |
Отличительные признаки |
Аудит |
Ревизия |
6 |
Принцип оплаты услуг |
Платит клиент или по его согласию орган, нуждающийся в получении аудиторского заключения |
Платит вышестоящее звено или государственный орган |
7 |
Практические задачи |
Клиент решает задачи по привлечению новых пассивов (инвесторов, кредиторов) укреплению платежеспособности |
Хозяйственная система решает задачи по сохранности своих активов, пресечению и профилактике злоупотреблений |
8 |
Достаточность |
Принцип разумной достаточности с ориентацией на соотношение затрат и результатов |
Принцип для максимально возможной точности и выявления виновных лиц, а также размера ущерба |
9 |
Результаты |
Аудиторское заключение и рекомендации для заказчика |
Акт ревизии, организационные выводы, взыскания, обязательные указания и проверка их выполнения |
С переходом к рыночным отношениям хозяйствования все чаще целями аудита становится поиск внутренних резервов роста прибыльности и эффективности деятельности организации. Основные направления аудита конкретизируются для каждой отдельной организации и зависят от его целей, от того, что хотелось бы знать субъектам аудита для принятия оптимальных управленческих решений.
Доказательством этому является высказывания Верхова В.А., Козлова Т.В., которые говорят о необходимости перехода от проверки соответствия ведения бухгалтерского учета нормативным актам к оценке финансового состояния экономического субъекта, анализу его деятельности и оценке перспектив его развития.
Иными словами, профессор Шеремет А.Д. также говорит о необходимости перехода от подтверждающего аудита (характерного для Запада 1940-1950-х гг.) в нашей стране к подтверждающее-аналитическому [33, с. 9].
Этого же мнения придерживается профессор Петрова В.И., которая утверждает, что «необходим переход от аудита подтверждающего к аудиту подтверждающе-аналитическому».
Эти высказывания являются доказательством того, что для долгосрочного эффективного существования предприятия недостаточно просто подтверждения бухгалтерской отчетности, необходим более широкий спектр сопутствующих аудиту услуг, который оценит эффективность работы предприятия и даст рекомендации по его дальнейшему улучшению.