Организация аудита сельскохозяйственных предприятий на примере ЗАО «Агро-Атяшево»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель работы – изучить теоретико-методологические особенности аудита сельскохозяйственных предприятий, и предложить основное направление по повышению и совершенствованию методики проведения внутреннего аудита на основе стандартизации в ЗАО «Агро-Атяшево».
В соответствие с поставленной в работе целью необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теоретико-методологические особенности аудита сельскохозяйственных предприятий;
- раскрыть сущность и роль аудита в современных условиях хозяйствования предприятий;
- исследовать оценку состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля в соответствии с российским аудиторским правилом (стандартом);

Содержание

Введение
6
1 Теоретико-методологические особенности аудита сельскохозяйственных предприятий

9
1.1 Сущность и роль аудита в современных условиях хозяйствования предприятий

9
1.2 Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности
21
1.3 Оценка состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля в соответствии с российским аудиторским правилом (стандартом)

28
2 Организация аудита сельскохозяйственных предприятий на примере ЗАО «Агро-Атяшево»

37
2.1 Аудиторская проверка сельскохозяйственного предприятия
37
2.2 Развитие методики планирования внутреннего аудита в ЗАО
«Агро-Атяшево»

50
2.3 Совершенствование методики проведения внутреннего аудита на
основе стандартизации в ЗАО «Агро-Атяшево»

57
Заключение
63
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 175.10 Кб (Скачать файл)

О прогрессивном характере  эволюции аудита свидетельствует то, что происходит усложнение и расширение сопутствующих аудиторских услуг.

В Федеральном законе «Об  аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ выделены сопутствующие  услуги и прочие.

 

1.2  Понятие,  цели и задачи аудиторской  деятельности

 

Международными стандартами  аудита и сопутствующих услуг, одобренных Советом Международной федерации  бухгалтеров (МФБ), аудит (аudit) определяется как предоставление возможности аудитору выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, во всех существенных отношениях, в соответствии с установленными основными принципами финансовой отчетности.

В Российской Федерации правовые основы регулирования аудиторской  деятельности определены Федеральным  законом РФ от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами [1].

Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.)

Основной целью аудиторской  профессии является деятельность специалистов на самом высоком профессиональном уровне, обеспечивающем качественное выполнение заданий и удовлетворение общественных интересов. Достижение этой цели требует соблюдения четырех  основных требований:

1. Достоверность. В целом  общество испытывает потребность  в достоверной информации и  информационных системах.

2. Профессионализм. Аудируемые организации, работодатели и другие заинтересованные лица испытывают потребность в специалистах, являющихся профессионалами в сфере аудита.

3. Качество услуг. Необходима  уверенность в том, что все  услуги, предоставленные аудитором,  соответствуют высшим стандартам  качества.

4. Уверенность. Лицам,  пользующимся услугами аудиторов,  необходима уверенность в том,  что услуги оказываются в соответствии  с регулирующими их профессиональными  этическими нормами.

Цель аудита определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента. Целями аудита является выражение  мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая  позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной  деятельности, финансовом и имущественном  положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений [1].

Понятие разумной уверенности - это общий подход, относящийся  к процессу накопления аудиторских  доказательств, необходимых и достаточных  для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений  в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется  ко всему процессу аудита.

Аудитор выражает разумный, но не абсолютный уровень уверенности  о достоверности бухгалтерской  отчетности организации, что обусловлено  применением метода выборочного  тестирования, ограничениями, присущими  любым системам бухгалтерского учета  и внутреннего контроля, а также  возможностью проявления недобросовестных действий или ошибок со стороны руководства проверяемой организации.

Основными задачами аудита являются:

  • Изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
  • Оценка принципов и методов бухгалтерского учета, а также правил подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • Определение главных оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • Оценка общего представления о финансовой (бухгалтерской) отчетности.

В Российской Федерации правовые основы регулирования аудиторской  деятельности определены Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп., вступающими в силу с 03.11.2011г.), принятого Государственной Думой 24 декабря 2008 года и одобренного Советом Федерации 29 декабря 2008 года. ФЗ «Об аудиторской деятельности» определяет:

  • Понятие об аудиторской деятельности, аудиторской организации, аудитора и аудиторского заключения.
  • Стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов
  • Основные виды аудиторских услуг.
  • Порядок законодательного регулирования аудиторской деятельности.
  • Права и обязанности аудиторских организаций, аудируемых лиц и лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.
  • Правовые основы обязательного аудита.
  • Понятие об аудиторской тайне и аудиторском заключении, а также заведомо ложном аудиторском заключении.
  • Правовые основы правил (стандартов) аудиторской деятельности.
  • Правовые основы независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
  • Правовые основы контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
  • Правовые основы аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и случаев аннулирования аттестата.
  • Правовые основы лицензирования аудиторской деятельности.
  • Правовые основы уполномоченного федерального органа по государственному регулированию аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности и аккредитованного профессионального аудиторское объединения.
  • Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите и порядок вступления в законную силу ФЗ [1].

Организация и правовое регулирование  аудиторской деятельности осуществляется на четырех основных уровнях:

  • На международном;
  • Государственном;
  • Профессиональных аудиторских объединений;
  • Аудиторской организации и индивидуального предпринимателя.

На международном уровне профессиональные организации аудиторов сотрудничают через посредство Международной федерации бухгалтеров, которая вырабатывает рекомендации, по различным аспектам аудиторской деятельности. К числу международных аудиторских стандартов относятся:

- международные стандарты  учета;

- международные нормативы  аудита и сопутствующих работ;

- международные положения  аудита;

- международные нормативы  бухгалтерского образования и  этики;

- общепринятые аудиторские  стандарты проверки финансовой  отчетности [36].

Аудиторская деятельность в  России осуществляется в соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности», а также принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие  при осуществлении аудиторской деятельности. Нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать ФЗ «Об аудиторской деятельности». Особенности правового положения аудиторских организаций, осуществляющих аудиторские проверки сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов, определяются Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации».

Отношения, возникающие при  осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить ФЗ «Об аудиторской деятельности» и иным федеральным законам. На основании и во исполнение ФЗ «Об аудиторской деятельности» и иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации ФЗ «Об аудиторской деятельности» или иному федеральному закону применяется ФЗ «Об аудиторской деятельности» или соответствующий федеральный закон. В Российской Федерации правовые основы регулирования аудиторской деятельности определены также:

1. Гражданским Кодексом  РФ.

2. Налоговый Кодекс РФ.

3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г.

4. Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995г.

5. Законодательные акты, определяющие правовые основы отдельных видов деятельности.

6. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.

7. Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые действуют до принятия федеральных стандартов.

Постановлением Правительством РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» утверждены федеральные стандарты. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности разработаны в РФ с учетом международных стандартов аудита. Они являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

Профессиональные аудиторские  объединения вправе, если это предусмотрено  их уставами, устанавливать для своих  членов правила (стандарты) аудиторской  деятельности, которые не могут противоречить  федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской  деятельности и правил профессионального  аудиторского объединения, членами  которых они являются. Аудиторские  организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать для своих  членов правила (стандарты) аудиторской  деятельности, которые не могут противоречить  федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности [35].

Под внутренними стандартами  аудиторской организации понимаются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению  и оформлению аудита, принятые и  утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности  практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской  деятельности.

 

1.3  Оценка состояния  бухгалтерского учета и внутреннего  контроля в

соответствии с российским аудиторским правилом (стандартом)

 

Основные требования, предъявляемые  к изучению и оценке аудитором  систем бухгалтерского учета и внутреннего  контроля предприятий, особенности  изучения и оценки этих систем в  субъектах малого предпринимательства  сформулированы в Правиле (стандарте) «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита».

Масштаб и особенности  системы внутреннего контроля, а  также степень их формализации должны соответствовать размерам экономического субъекта и особенностям его деятельности. Аудитору в ходе проверки необходима убежденность в том, что система  бухгалтерского учета достоверно отражает хозяйственную деятельность проверяемого экономического субъекта. Система внутреннего  контроля, организованная должным образом, может способствовать формированию такой убежденности. При оценке эффективности и надежности системы внутреннего контроля в целом, контрольной среды и отдельных средств контроля аудиторская организация обязана использовать не менее трех градаций: высокая, средняя и низкая. При необходимости аудиторская организация может принять решение о применении большего количества градаций, чем три вышеназванные [15, c. 75].

Изучение и оценка особенностей систем бухгалтерского учета и внутреннего  контроля должны обязательно документироваться. Для этого рекомендуется использовать следующие типовые формы:

- специально разработанные  тестовые процедуры;

- перечни типовых вопросов  для выяснения мнения руководящего  персонала и работников бухгалтерии;

- специальные бланки и  проверочные листы;

- блок-схемы и графики;

- перечни замечаний, протоколы  или акты.

С учетом требований вышеназванного и других правил (стандартов) аудиторские  организации самостоятельно разрабатывают  методики и порядок изучения и  оценки систем бухгалтерского учета  и внутреннего контроля, а также  планируют процедуры аудиторской  проверки в зависимости от результатов  такого изучения и оценки. Снижение объема и детальности отдельных  аудиторских процедур, произведенное  в результате изучения особенности  средств контроля экономического субъекта, должно быть надлежащим образом аргументировано [17, c. 56].

Поскольку мнение аудитора об организации системы бухгалтерского учета и эффективности системы  внутреннего контроля является основанием для планирования степени детальности  и выборочности аудиторских процедур, то, соответственно, отсутствие документирования или ненадлежащее документирование может служить, в случае предъявления претензий к аудитору, доказательством  низкого качества оказанных услуг.

Серьезные недостатки систем бухгалтерского учета и внутреннего  контроля, отмеченные в ходе аудиторской  проверки, а также рекомендации по их устранению следует отражать в письменной информации (отчете) аудитора руководству проверяемого экономического субъекта.

Информация о работе Организация аудита сельскохозяйственных предприятий на примере ЗАО «Агро-Атяшево»