Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 06:12, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение и обобщение практического опыта организации учета и анализа расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, а также разработка практических рекомендаций.
В зависимости от цели, в работы были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы учета и анализа расчетов;
- изучить законодательные и нормативные акты, регулирующие вопросы бухгалтерского учёта расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия, проанализировать современное состояние МУП «Спецавтохозяйство №1»;
Введение 2
I. Теоретические и методологические основы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками 5
1.1 Нормативное регулирование учета с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками. 5
1.2 Экономическая сущность расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками. 7
II. Организационно-экономическая характеристика и современное состояние МУП «Спецавтохозяйство №1» 16
III. Организация бухгалтерского учета расчетов с покупателями
и заказчиками, поставщиками и подрядчиками. 24
3.1 Документальное оформление операций. 24
3.2Синтетический и аналитический учет расчетов
с покупателями и заказчиками в МУП «Спецавтохозяйство №1» 31
3.3Синтетический и аналитический учет расчетов
с поставщиками и подрядчиками в МУП «Спецавтохозяйство №1» 35
3.4 Инвентаризация расчетов 38
3.5 Налоговый учет расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками
и подрядчиками 39
Выводы и предложения 43
Список использованной литературы
Безруких П. С. справедливо утверждает, что в условиях рыночной экономики для уменьшения риска не оплаты или несвоевременной оплаты счетов поставщик может либо потребовать предварительной оплаты счета, либо произвести расчеты за счет выставленного покупателем аккредитива, либо прибегнуть к вексельной форме расчетов. Предварительная оплата связана с не этичным использованием средств покупателя в обороте поставщика до момента перехода товара в собственность плательщика. Аккредитивная форма расчетов также ведет к отвлечению денежных средств покупателя из оборота. Наиболее гибкой, оперативной и одновременно обеспечивающей укрепление платежной дисциплины является вексельная форма расчетов.[4] Согласно Гражданского Кодекса РФ (2, ст. 815) , вексель является формой договора займа.[7] С момента выдачи векселя отношения сторон регулируются нормами вексельного права.
Различают простые и переводные векселя. Простой вексель по определению Кондракова Н.П., – это письменное долговое денежное обязательство одной стороны (векселедателя) уплатить определенную сумму денег по наступлению срока платежа другой стороны (векселедержателю) по совершенным торговым сделкам или в уплату за выполненные работы или указанные услуги.[17]
Переводной вексель (тратта) выписывается кредитором (трассантом) и содержит приказ дебитору (трассату) уплатить указанную в векселе сумму третьему лицу (ремитенту) или предъявителю. Этот документ превращается в долговое обязательство после его акцепта трассатом. С помощью передаточной надписи (индоссамента) вексель может использоваться неоднократно, выполняя функцию универсального кредитно – расчетного документа.
Выделение расчетов с использованием векселей осуществляется в аналитическом учете. Выданные векселя под приобретение ТМЦ отражают по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" субсчет "Векселя выданные". По мере погашения задолженности по векселям она списывается в дебет счета 60 субсчет "Векселя выданные" с кредита счетов по учету денежных средств (50, 51,52 и др.).
Порядок проведения взаимозачета установлен Гражданским Кодексом РФ (2, ст. 410), согласно которого обязательства одного из участников договора прекращаются (полностью или частично) зачетом встречного однородного требования другого участника договора, срок исполнения которого наступил или определен моментом востребования. Необходимым условием осуществления взаимозачетов является то, что он производится только между организациями, имеющими однородные договорные обязательства друг перед другом без участия третьей стороны. При этом каждый из участников зачета по одному договору выступает кредитором, а по другому должником (дебитором).[7]
Для проведения взаимозачета достаточно заявления одной из сторон договора при условии отсутствия разногласий по предмету взаимозачета. Для этого необходимо оформить акт сверки расчетов, в котором указать документы, по которым возникли задолженности и суммы задолженности с выделением НДС, оформить письменное заявление одной из сторон о проведении зачета за подписью руководителя и главного бухгалтера.
Бартерная операция является договором мены, действие которого регулируется Гражданским Кодексом РФ (2, гл. 31).
В
соответствии с действующим
Особенностью товарообменных операций является оценка приобретенного имущества. С 1 января 2002 года выручка определяется в соответствии с п. 6.3 ПБУ 9/99. С этого времени выручку по договорам, предусматривающим оплату в натуральной форме, определяют по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость этих товаров устанавливают исходя из цены, по которой в сравниваемых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей (т.е. исходя из рыночной цены).
Если
невозможно установить рыночную стоимость
полученных ценностей, выручку определяют
по стоимости своей продукции (товаров),
подлежащих передаче другой организации.
Стоимость своей продукции
Официальным
документом, определяющим порядок учета
товарообменных операций, является письмо
Минфина РФ от 30.10.92 г. №16-05/4 «О порядке
отражения в бухгалтерском
В
соответствии с данным письмом учет
по договору мены зависит в основном
от выбранного варианта учета продажи
продукции для целей
По мнению Сотниковой Л.В. [30] неотфактурованными считаются поставки, по которым материальные ценности поступили в организацию без платежного документа. На складе их приходуют, выписывая приемный акт, который при реестре поступает в бухгалтерию. Здесь материалы по акту расцениваются по учетным ценам и обычно по окончании месяца, когда вероятность получения документа от поставщика исключается, показатели акта регистрируются в журнале-ордере № 6: в графе «Номер счета» проставляется буква «Н» (неотфактуровано), наименование поставщика, номер приемного акта и учетная стоимость поступивших материалов на склад на группу и по графе «Акцепт». Оплате в отчетном месяце они не подлежат, так основанием для оплаты банком являются документы, по которым она может быть произведена, отсутствуют. При открытии журнала-ордера № 6 на следующий месяц эта поставка будет зарегистрирована как сальдо на начало месяца – кредитовое. По мере поступления товаросопроводительных документов и документов на оплату по этой поставке в следующем месяце они акцептуются организацией, оплачиваются банком и регистрируются бухгалтерией в журнале-ордере № 6 в свободной строке по группе материалов и в графе «Акцепт» в сумме платежа, а по строкам: сальдо (незаконченных расчетов) ранее записанная сумма по учетным ценам сторнируется, то же по группе в графе «Акцепт». Расчеты с поставщиком, таким образом, по этой поставке будут закончены.
Материалами в пути считаются поставки, по которым организация акцептовала (приняла к оплате) документы поставщика. При этом право собственности на материально-производственные запасы перешло к покупателю, но они на склад еще не поступили. К учету принимаются акцептованные товарно-сопроводительные документы независимо от того, оплачены они банком или не оплачены.
В журнале-ордере № 6 указанные платежные документы регистрируются в течение месяца в графе «За неприбывший груз» и в графе «Акцепт». По окончании месяца ниже показателя «Итого поступило» фиксируется сумма стоимости материалов по соответствующим группам, оставшихся в пути на конец месяца, т.е. материалы приходуются условно без записи на склад. Указанная запись позволяет включить эти материалы в балансовые показатели.
По мере поступления этих ценностей бухгалтерия получит приходные ордера складов, оприходует их на склад и на группу (без акцепта, так как он уже был дан в момент поступления расчетных документов) по строке регистрации этого счета в не законченных на начало месяца расчетах. При закрытии журнала-ордера № 6 по окончании месяца эта поставка по группе материалов будет сторнирована как оприходованная дважды.
При расчетах с поставщиками за материальные ценности могут быть выявлены недостачи или излишки фактически поступившего количества по сравнению с документами поставщика, которые оформляются актом. Излишки приходуются по акту и расцениваются по учетным ценам организации или по договорным (отпускным ценам), а затем учитываются в журнале-ордере № 6 отдельной строкой как неотфактурованная поставка. В случае выявления недостач бухгалтерия рассчитывает их фактическую себестоимость и предъявляет претензии к поставщику. Сумма железнодорожного тарифа при этом распределяется пропорционально массе груза, а суммы наценок, скидок – пропорционально стоимости груза.
По определению Кондракова Н. П. под дебиторской задолженностью понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации.[17]
Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами.
Согласно Гражданского Кодекса РФ (2, ст. 196), срок исковой давности по расчетам между юридическими лицами установлен в 3 года.
Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на уменьшение прибыли или резерва сомнительных долгов.
Списанная дебиторская задолженность не считается аннулированной. Она должна отражаться на забалансовом счете 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
Установленный в Указе Президента порядок расчета между дебиторами и кредиторами уточнен Постановлением Правительства РФ от 18 августа 1995 г. № 817. в соответствии с пунктом 2 данного Постановления не востребованная организацией – кредитором дебиторская задолженность, по которой истек установленный предельный срок исполнения обязательств по расчетам, по истечении 4 месяцев со дня фактического получения организацией – должником товаров (выполнения работ, оказания услуг) в обязательном порядке списывается на убытки и относится на финансовые результаты организации – кредитора. При этом сумма списанной задолженности не уменьшает прибыли, учитываемую при налогообложении.
По мнению Савицкой Г. В. [29], квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексного экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности.
Предварительная оценка финансового положения предприятия, отмечает Ефимова О.В., осуществляется на основании данных бухгалтерской отчетности. При этом отчетность предприятия рассматривается в двух основных аспектах: с точки зрения установления рациональности структуры имущества и его источников, обеспечивающей текущую платежеспособность, и с точки зрения выявления финансового результата. Первую задачу позволяет выполнить бухгалтерский баланс (ф.№1), вторую – отчет о прибылях и убытках (ф.№2).[11]
Савицкая Г. В.[29] считает, что в процессе анализа составления расчетов нужно изучить динамику, состав, причины и давность образования задолженности; для анализа дебиторской задолженности используются данные II раздела актива баланса, а кредиторской – V раздела пассива баланса и данные первичного и аналитического бухгалтерского учета. Бланк И.А. [3] предлагает на первом этапе анализа оценить также уровень дебиторской задолженности, т. е. определить коэффициент отвлечение оборотных активов в дебиторскую задолженность, и уровень кредиторской задолженности, т. е. определить коэффициент отвлечения текущих (краткосрочных) обязательств в кредиторскую задолженность.
На втором этапе анализа, по мнению Бланка И. А., определяются средний период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде, а так же оборачиваемость кредиторской задолженности предприятия, выявляется ее роль в формировании финансового цикла. На третьем этапе анализа оценивается состав дебиторской задолженности по отдельным ее "возрастным группам", т. е. по предусмотренным срокам ее инкассации, а также изучается состав кредиторской задолженности по отдельным ее видам; выявляется динамика удельного веса отдельных ее видов в общей сумме кредиторской задолженности. На четвертом этапе анализа подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженности, и изучается зависимость изменения отдельных видов кредиторской от изменения объема реализации продукции – по каждому виду этой задолженности рассчитывается коэффициент ее эластичности от объема реализации продукции.[3]
На
пятом этапе анализа определяют
сумму эффекта, полученного от инвестирования
средств в дебиторскую
Целоусова Л.А. предлагает оценивать качество задолженности по следующим показателям:
Оценку
состава и структуры
Ефимова О.В. предлагает следующие пути улучшения состояния расчетов: