Организация бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 06:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучение и обобщение практического опыта организации учета и анализа расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, а также разработка практических рекомендаций.
В зависимости от цели, в работы были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы учета и анализа расчетов;
- изучить законодательные и нормативные акты, регулирующие вопросы бухгалтерского учёта расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия, проанализировать современное состояние МУП «Спецавтохозяйство №1»;

Содержание

Введение 2
I. Теоретические и методологические основы учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками 5
1.1 Нормативное регулирование учета с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками. 5
1.2 Экономическая сущность расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками. 7
II. Организационно-экономическая характеристика и современное состояние МУП «Спецавтохозяйство №1» 16
III. Организация бухгалтерского учета расчетов с покупателями
и заказчиками, поставщиками и подрядчиками. 24
3.1 Документальное оформление операций. 24
3.2Синтетический и аналитический учет расчетов
с покупателями и заказчиками в МУП «Спецавтохозяйство №1» 31
3.3Синтетический и аналитический учет расчетов
с поставщиками и подрядчиками в МУП «Спецавтохозяйство №1» 35
3.4 Инвентаризация расчетов 38
3.5 Налоговый учет расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками
и подрядчиками 39

Выводы и предложения 43

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Учет спостав и покуп КУРСОВАЯ.doc

— 311.00 Кб (Скачать файл)

 
 

      3.4 Инвентаризация расчетов

      В соответствии с приложением №2 к  приказу №228а от 30.12.2003г. «Положение о порядке проведения инвентаризации имущества и обязательств организации» инвентаризация расчетов с крупными дебиторами и кредиторами проводится ежеквартально, в обязательном порядке по состоянию на 01.01.2005г. По всем остальным дебиторам и кредиторам в обязательном порядке производится выверка расчетов в период с 01.10.2005г. по 31.12.2005г. ввиду большого количества дебиторов. Инвентаризация расчетов производится путем составления актов сверки в двух экземплярах для каждой из сторон и должны быть подписаны и скреплены печатями каждой стороны. 

      3.5 Налоговый учет расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками

      На  МУП «Спецавтохозяйство №1»  осуществляется налоговый учет и утверждена учетная политика для целей налогообложения.

        Для учета дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии предусмотрено ведение специальных регистров для более четкого наблюдения за движением дебиторской задолженности, а также за сомнительной и безнадежной дебиторской задолженностью рекомендуется вести учет в двух налоговых регистрах:

      -регистре  учета операций по движению  дебиторской задолженности;

      -регистре учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

      Эти регистры рекомендованы МНС России.

      Прежде  всего, заполняется регистр учета  операций по движению дебиторской задолженности.

      Его оформляют на основании договора, по которому она возникла, и данных других налоговых регистров (например, регистра операций выбытия имущества, работ, услуг, прав; регистра учета расхода денежных средств и др.).

      На  основании этого регистра заполняется  регистр учета сомнительной и безнадежной задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату. Его оформляют в конце отчетного периода по налогу на прибыль или квартал.

Как заполнить  регистры, покажет пример.

      На  начало 4 квартала 2006г. в учете МУП «САХ№1» числятся задолженности покупателей и заказчиков за оказанные услуги:

      - по расчетам с ООО «Визит»- 160000 р.;

      - по расчетам с ООО «Горизонт»- 130000 р.

      В декабре 2006г. произошли следующие события:

      - истек срок исковой давности  по задолженности ООО «Визит»;

      - ООО «Горизонт» погасило свою задолженность на сумму 100000 р.

      На 31 декабря 2006г. в учета МУП «САХ № 1» будет числится задолженность ООО «Горизонт» в сумме 120000 р.

      Предположим, что задолженность просрочена на 95 дней.

      Предприятие платит налог на прибыль ежеквартально.

      Списание  дебиторской задолженности с  истекшим сроком исковой давности в налоговом учете не отличается от ее списания в бухгалтерском учете. В налоговом учете списание безнадежной дебиторской задолженности является  расходом, уменьшающим налогооблагаемую прибыль предприятия.

      Для обоснования уменьшения налогооблагаемой прибыли безнадежность взыскания  дебиторской задолженности должна быть подтверждена в надлежащем порядке. Одно из оснований признания долга нереальным к взысканию – истечение срока исковой давности.

      Подтверждением  безнадежности долга является не любая невозможность исполнения обязательства со стороны контрагента, а только невозможность, основанная на положениях акта  государственного органа или возникшая из - за ликвидации организации.  Так, если основанием для признания безнадежности взыскания является истечение срока исковой давности, то подтверждающим документом может быть определение суда, которым организации отказано в защите ее права в связи с истечением срока исковой давности.

      Потери  от чрезвычайных ситуаций, а также  затраты, связанные с их предотвращением или ликвидацией, включаются в состав внереализационных расходов в соответствии с подпунктом 6 п. 2 статьи 265 НК РФ.

      Обязательство может быть прекращено полностью  или частично в результате издания акта государственного органа. Таким актом, в частности, может быть решение органов государственной власти о реквизиции имущества. Обязательство прекращается также при ликвидации юридического лица. Доказательством будет являться справка налоговых органов об исключении организации из Единого государственного реестра юридических лиц.

      Одной из причин признания невозможности  исполнения судебного решения может являться препятствование (действием или бездействием) со стороны самого взыскателя. Акт судебного пристава–исполнителя составляется также и в случае, если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника. При невозможности исполнения судебного решения данный документ не может приниматься как доказательство безнадежности долга. Соответственно на сумму этого долга на может быть уменьшена налогооблагаемая база по налогу на прибыль.

      Следует помнить, что списать задолженность  организации выгоднее в том периоде, когда у нее есть прибыль, сумма которой больше размера задолженности. В этом случае при списании задолженности организация сэкономит на налоге на прибыль. Не выгодно списывать дебиторскую задолженность, если в текущем периоде фирма получила убыток или прибыль, сумма которой значительно меньше размера долга. Списав в этом случае задолженность, фирма не сможет сэкономить на налоге на прибыль.

      Также невыгодно списывать задолженность, если известно, что должник перечислит деньги после того, как долг уже будет списан. В этом случае после поступления денег фирма должна будет заплатить налог на прибыль со всей поступившей суммы. В этих двух случаях фирма заинтересована продлить срок исковой давности. При составлении бухгалтерской отчетности предприятие может выявить суммы дебиторской задолженности, не погашенной в установленные сроки и не обеспеченной соответствующими гарантиями (сомнительную дебиторскую задолженность). По такой задолженности предприятия могут создавать резервы сомнительных долгов.

      Однако  учетной политикой МУП «САХ №1»  для целей налогообложения не предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам.

      Порядок налогового учета доходов в виде штрафов, пеней или иных санкций  за нарушение договорных обязательств закреплен статьей 317 НК РФ. Данные виды доходов являются внереализационными. Налогоплательщик, определяющий доход по методу начисления, отражает причитающиеся суммы в соответствии с условиями договора. Если условиями договора не предусмотрено штрафных санкций или возмещения убытков, к налогоплательщика – получателя на возникает обязанности. При взыскании долга в судебном порядке обязанность по начислению этого внереализационного дохода у налогоплательщика возникает на основании решения суда.

      В МУП «САХ №1» уплата заказчиком пени в размере 0,5% от суммы долга за каждый день просрочки предусмотрена только в договоре на вывоз жидких бытовых отходов. По остальным договорам все споры решаются в соответствии с действующим законодательством, а при недостижении соглашения – в судебном порядке.

      Выводы  и предложения

      На  основании проделанной работы можно  сделать следующие выводы:

  1. Одним из важнейших условий стабильного финансового положения любого предприятия в современных условиях является четкая организация расчетов с партнерами. Отсутствие должного внимания к задолженности покупателей и заказчиков может спровоцировать нехватку средств для погашения своей задолженности перед поставщиками, бюджетом, сотрудниками. Поэтому на каждом предприятии должна проводиться работа по изучению и поддержанию хозяйственных связей с покупателями, кроме того, должен вестись учет расчетов с покупателями и заказчиками.
  2. Объектом изучения в курсовой работе выступало МУП «Спецавтохозяйство №1», основными видами деятельности которого являются сбор и вывоз твердых бытовых отходов; отлов бродячих животных; содержание городской свалки бытовых отходов и др. В целом, финансовое состояние на МУП «Спецавтохозяйство №1» неустойчивое, платежеспособность невысокого качества, в основном наблюдается общая тенденция снижения всех показателей, что является отрицательным моментом деятельности предприятия. В конечном итоге это привело к тому, что в 2004году предприятие зафиксировало убыток (885 тыс. руб.). К  концу 2005года ситуация несколько улучшилась – предприятие получило пусть небольшую, но прибыль (91тыс. руб.). Таким образом, предприятие в течение исследуемого периода неэффективно управляло финансовыми ресурсами. Финансовая устойчивость может быть восстановлена путем обоснованного снижения запасов и затрат и увеличения собственных оборотных средств.
  3. Организация бухгалтерского учета на МУП «Спецавтохозяйство №1» осуществляется  в соответствии с действующим законодательством, а также принятой учетной политикой, которая регламентирует порядок ведения учета на предприятии. Форма бухгалтерского учета автоматизированная, с применением программ БЭСТ-ПРО, Сбербанк-Клиент, Спринтер. Рассматривая учет расчетов можно с уверенностью сказать, что:

      а) организован контроль за соблюдением  установленных правил

      расчетных отношений и за правильным документальным оформлением

      операций  по расчетам;

     б) своевременно и точно отражаются в учетных регистрах расчеты по

     всем  организациям и физическим лицам;

     в) проводится периодическая сверка данных учета по расчетам;

     г) формируется полная и достоверная информация о расчетах с

     покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками;

    д) осуществляется обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении предприятием хозяйственных операций и их целесообразностью.

  1. В рамках проведенного анализа услуг в МУП «Спецавтохозяйство №1» можно заметить, что краткосрочная дебиторская задолженность увеличилась за пять лет на 79,4%, в том числе задолженность покупателей и заказчиков – на 21,8%. Доля просроченной задолженности также увеличилась в пять раз, что свидетельствует о повышении уровня некачественной задолженности, росте риска непогашения долгов и уменьшения прибыли. Наблюдается уменьшение оборачиваемости задолженности в оборотах (на 2,2 оборота), что является отрицательной тенденцией, свидетельствующей о разобщенных взаимодействиях с дебиторами; а увеличение периода погашения в днях (на 17 дней) – о повышении риска непогашения дебиторской задолженности. Дебиторская задолженность превышает кредиторскую, что является тревожным сигналом в обеспечении платежеспособности предприятия, особенно в условиях неплатежей и инфляции. Это привело к тому, что за пять лет наблюдаются в целом потери от обесценивания задолженности под влиянием инфляции на 64 тыс. рублей. В целях улучшения сложившейся ситуации необходимо внедрение механизма мониторинга в систему управления дебиторской задолженностью.

      По  результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что наилучшим способом по повышению эффективности расчетов является предоставление скидок дебиторам за сокращение сроков возврата платежей, что обеспечит дополнительный источник увеличения прибыли  в 3360 рублей.

      Также рекомендуется:

      - списание дебиторской задолженности  МУП «САХ№1» производит сразу на финансовый результат, учетной политикой не предусмотрено создание резервов сомнительных долгов. Поэтому с целью равномерного списание задолженности с истекшим сроком исковой давности, а также для контроля за сомнительной задолженностью можно предложить формирование денного резерва;

      - можно применить использование векселей в расчетах с дебиторами для ускорения получения средств от них;

      - обеспечить внесение в договор дополнения,  о том, что оказание услуг и выполнение работ по вывозу мусора производить только на условиях предварительной оплаты заказчика. Также бывает, что предприятие выписывает покупателям счета - фактуры с ошибками и последним приходится приезжать заново переписывать его. Поэтому в целях защиты интересов покупателей можно рекомендовать включение обязанностей предприятия выставлять покупателю правильно оформленные счета – фактуры непосредственно в договор. Так в раздел об обязанностях поставщика можно писать следующую фразу: «в течение пяти дней после оказания услуг Поставщику передать Покупателю счет – фактуру, оформленный в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ». В результате, если предприятие выставит покупателю неправильно оформленный счет – фактуру, то речь идет уже о нарушении договора и за это полагаются соответствующие санкции по возмещению убытков покупателя. Это поможет и самому предприятию избежать незамеченных ошибок при составлении счетов – фактур;

      - разработать программу о повышении  качества работы бухгалтеров  на предприятии (например, поощрение работников за успешную работу в виде дополнительной премии в размере 30% от оклада; лишение дополнительной премии в размере 30% от оклада, за допущенные нарушения);

       - ужесточить требования к дебиторам по своевременному расчету за выполненные работы через арбитраж;

      Для улучшения состояния расчетов:

      - необходимо следить за соотношениями  дебиторской и кредиторской задолженности:  значительное преобладание дебиторской  задолженности создает угрозу  финансовой устойчивости предприятия  и делает необходимым привлечение дополнительных (как правило, дорогостоящих) средств; превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия;

      - контролировать политику диверсификации  в отношении дебиторов, т.е.  ориентироваться на увеличение их количества для уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями;

      - постоянно контролировать состояние  расчетов по просроченной задолженности;

      - производить классификацию покупателей  в зависимости от вида продукции,  объема закупок, платежеспособности, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;

Информация о работе Организация бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками