Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 07:41, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в обосновании теоретических положений и разработке практических рекомендаций по формированию эффективной подсистемы стратегического управленческого учета на промышленном предприятии. Поставленная цель потребовала решения ряда взаимосвязанных задач, а именно:
- исследовать и обобщить методологические основы организации и функционирования стратегического управленческого учета на промышленном предприятии;
- систематизировать отечественный и зарубежный опыт организации и развития стратегического управленческого учета на промышленном предприятии
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УЧЁТ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Стратегическое управление – основа формирования стратегического учёта……………………………………………………………………….…….…..7
1.2. Принципы стратегического управления предприятием………………….9
1.3. Стратегический учёт в информационной системе предприятия……………16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УЧЁТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Характеристика ОАО «Стеклопласт»……………………………………….22
2.2. Организация попроцессного стратегического учёта……………………...…..26
2.3. Организация пооперационного стратегического учета……………………39
2.4. Стратегическая отчетность и основные принципы её формирования……58
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
3.1. Автоматизация стратегического управленческого учета………………….65
3.2. Перспективы организации системы контроллинга на промышленных предприятиях……………………………………………………………………...88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...…..100
Рис. 2.4.2. Формы отчетности стратегического пооперационного учета организации
Экономика предприятия может быть представлена как система рабочих мест: как производственный контур (т. е. система рабочих мест, образующаяся при производстве каждого данного фазового продукта организации) и как капитальный контур (т. е. система рабочих мест, формирующаяся при строительстве и функционировании капитального объекта организации).
Приведем основные принципы построения структуры каждой ведомости:
База данных обеспечивает сопоставимость информации и передачу из одного файла в другой. Комплекс программных средств позволяет автоматический подсчет итоговых сумм, составление мемориальных ордеров, изменение и корректировку информации непосредственно в базе данных баз каких-либо дополнительных изменений структуры и алгоритма работы программы, составление книги “Журнал-главная”, составление баланса и сводных отчетов, полностью автоматизирован учет кассовых операций, расчетных операций, учет денежных средств на расчетном счете, учет расчетов с подотчетными лицами и др. задачи. Производители программного обеспечения постоянно проводят работу по корректировке автоматизированной системы в соответствии с изменениями в законодательстве. Например: была оперативно проведена работа по изменению количества знаков расчетного счета и введению в реквизиты юридических лиц идентификационного налогового номера (ИНН). Если в работе программы были отмечены, какие либо ошибки и недостатки, то они быстро устранялись. В базе данных автоматизированной системы обеспечивается сохранность данных в течение длительного периода. Это позволяет хранить данные по операциям, как текущего отчетного периода, так и предыдущих лет. В случае необходимости возможен поиск информации и проведение корректировки.
В неавтоматизированной системе ведения бухгалтерского учета обработка данных о хозяйственных операциях легко прослеживается и обычно сопровождается документами на бумажном носителе информации - распоряжениями, поручениями, счетами и учетными регистрами, например
бесконечными журналами учета МПЗ. Аналогичные документы часто используются и в компьютерной системе, но во многих случаях они существуют только в электронной форме. Более того, основные учетные документы (бухгалтерские книги и журналы) в компьютерной системе управленческого учета представляют собой файлы данных, прочитать или изменить которые без компьютера не возможно.
Компьютерная система включает в себя следующие элементы.
1. Аппаратные средства.
Это устройства, из которых состоит компьютер, в частности центральный процессор, жесткий диск, устройство чтения CD-ROM, принтеры, сетевые карты и т.п.
2. Программные средства.
а) Системные программы. К этим программам, выполняющим общие функции, обычно относят операционные системы, которые управляют аппаратными средствами и распределяют их ресурсы для максимально эффективного использования, системы управления базами данных (СУБД), обеспечивающие выполнение стандартных функций по обработке данных, и сервисные программы, которые выполняют в компьютере служебные операции, например, проверку и настройку отдельных узлов аппаратно-программного взаимодействия. Системные программы обычно разрабатывают поставщики аппаратных средств или организации, специализирующиеся в области программного обеспечения, и модифицируют с учетом индивидуальных требований.
б) Прикладные (пользовательские) программы - это наборы машинных команд для решения пользовательских задач, которые организация-пользователь разрабатывает самостоятельно или приобретает у внешнего поставщика.
3. Документация – описание системы и структуры управления (ввод, обработка и вывод данных, обработка сообщений, управляющие команды).
4. Персонал – работники, которые управляют системой, проектируют ее и снабжают программами, эксплуатируют и контролируют систему обработки данных.
5. Данные – необходимая информация, которую вводят, хранят и обрабатывают в системе (например, сведения о хозяйственных операциях).
6. Процедуры контроля – в разрезе у чета это процедуры, обеспечивающие корректную запись операций, предупреждающие или регистрирующие ошибки. Способ обработки хозяйственных операций при ведении бухгалтерского учета оказывает существенное влияние на организационную структуру организации, а также на процедуры и методы внутреннего контроля. Компьютерная технология характеризуется рядом особенностей, которые следует учитывать при оценке условий и процедур контроля.
К программам, предназначенным для автоматизации задач управленческого учета, относятся программы для расчета инвестиционного проекта; подготовки финансовых разделов бизнес-планов; анализа состояния предприятия по данным финансовой отчетности; бюджетирования и анализа исполнения бюджетов; для маркетингового анализа; управления проектами (построение календарного плана проекта, управление ресурсами, контроль за выполнением проекта); корпоративные информационные системы. Последние представляют собой попытку комплексной автоматизации информационного обеспечения управлением в организации.
Модули финансового анализа в том или ином виде входят в любую корпоративную информационную систему и многие бухгалтерские системы, ориентированные на средние и крупные предприятия, например, «1-С:
Бухгалтерия». Существуют программы, предназначенные для проведения экспресс-анализа. Они рассчитывают наборы финансовых показателей на основе данных бухгалтерской отчетности. База данных формируется либо путем ввода данных за несколько кварталов или лет или загрузки данных из систем бухгалтерского учета. Рассчитываются наборы из 30-100 финансовых показателей; проводится анализ динамики показателей; построение графиков и диаграмм.
Рис.3.1.1 Оптимальный документооборот
Программы для управления проектами включают построение календарного плана проекта, управление ресурсами, контроль за выполнением проекта.
Системы данного класса позволяют осуществить:
Различия между пакетами программ могут заключаться в мощности, наличии дополнительных средств и в качестве реализации предоставляемых ими функций. Существует множество программ для управления проектами.
Корпоративные информационные системы. Комплексные системы управления организацией на российском рынке бывают трех уровней.
На первом уровне доминируют продукты для малого бизнеса. Они имеют ограничения по количеству операций, по возможности наращивания дополнительных мощностей, по защищенности данных и другим параметрам, но зато просты в использовании и дешевы.
Второй уровень представлен интегрированными системами, дающими возможность вести одновременно и управленческий, и финансовый учет. В некоторых из них имеют место модули, разработанные для конкретной отрасли и типа производства, в других – отражаются другие особенности.
Системы третьего уровня – масштабные системы управления предприятием.
В состав корпоративных информационных систем входят средства для документационного обеспечения управления, средства организации труда и другие продукты.
В качестве основы всего информационного комплекса обычно выступают системы автоматизации бизнес-процессов, в которые вовлечены финансовые, материальные, кадровые, информационные и прочие виды ресурсов. Элементом корпоративных информационных систем промышленного предприятия является система управления документами.
Бизнес-процессы рассматриваются в качестве основы, в соответствии с которой определяется порядок взаимодействия работников и подразделений.
Работа таких систем, как правило, основывается на том, что большая часть бизнес-процессов представляет собой периодически повторяемую, отрегулированную последовательность действий (выполнение заданий), которая может быть легко формализована.
К системам данного класса относятся, например, «DOCS Open» американской организации «PC DIOCS», «DocuLive»(«Siemens Nixdorf»), «Documentum» («Documentum, Inc.»). Как правило, они имеют возможности по интеграции с офисными и прикладными программами, которые и «снабжают» данные системы документами.
Современные системы управления документами выполняют функции по обработке бумажных документов. Обычно они реализуются с помощью специального модуля, который позволяет автоматизировать сканирование и сохранение образцов многостраничных документов, а также их распознавание и аннотирование. Последняя функция, в частности, дает возможность наносить на дополнительные слои произвольные пометки, сохраняя при этом первооснову.
Для обеспечения оперативного контроля и управления предприятием в системах автоматизации деятельности предприятия применяются системы управления проектами (например, «Microsoft Project», «Symantec Time Line»). Введение их в состав корпоративных информационных систем позволит осуществлять стратегическое планирование и управление предприятием.
Неотъемлемой чертой современных корпоративных информационных систем стало применение технологий Internet. К популярным корпоративным системам относятся: Галактика, 1С: Предприятие, 1 (Бюджетирование, Эталон (Цефей) и др.; к западным корпоративным системам, применяемым в России: R/3 (SAP), Scala (Scala), Конкорд (представитель - Columbus IT Partner), Baan (Baan) и др.
Сегодня пользователи деловых компьютерных программ исчисляются, наверное, сотнями тысяч. Как бы ни были хороши компьютеры и программы, среди такого количества людей всегда найдутся недовольные результатами автоматизации. Для рынка в целом процент неудачных проектов не столь велик. Но для каждого конкретного потребителя не удача порой оборачивается большими проблемами. Отметим, что и для поставщика программ неудачные проекты несут дополнительные хлопоты и подрывают репутацию. Проблемы и конфликты в ходе автоматизации никому не нужны. Так почему же они возникают? Анализ критических ситуаций показывает, что почти всегда виноваты не программы или компьютеры, а люди. На много легче исправить программу, чем изменить точку зрения человека. К моменту конфликта в проект уже вложена уйма денег. Закрыть проект – значит, выбросить затраченные средства и силы на ветер. Многие потенциальные проблемы закладываются еще на этапе выбора программы или организации-разработчика.
Информация о работе Организация стратегического учёта на предприятии