Основные принципы бухгалтерского учета в хозяйствующих субъектах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:13, лекция

Краткое описание

Бухгалтерский учёт — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их изменениях путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учёта являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Содержание

1. Виды хозяйствующих субъектов и организация их деятельности
2. Организация бухгалтерской службы. Обязанности главного бухгалтера

Вложенные файлы: 1 файл

БУ 2 курс.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

 

2410       3310       У поставщиков приобретены различные виды основных          

                     средств

 

8044       3310       Подрядчики выполнили ремонтные  работы основных              

                     средств производственного назначения

 

8046      3310       Оказаны коммунальные услуги для  производственных

                     нужд

 

7210      3310         Ремонт и услуги оказаны в  общих производственных   целях

 

1420      3310        Отражен НДС, уплаченный поставщиками

 

3310      1040        С текущего счета произведена оплата поставщикам и                                                                                  

                    подрядчиками

 

 

 

                                          Тема: Учет ТМЗ

 

                                 ТМЗ. Их виды. Оценка

           План:

1 Материальные запасы. Классификация

2 Оценка ТМЗ в соответствии  со стандартами

         1.В процессе производства наряду со средствами труда участвуют предметы труда, которые выступают в качестве производственных запасов. Предметы труда относят к оборотным средствам. Они участвуют в производственном процессе только 1 раз, и их стоимость полностью включается в себестоимость производимой продукции, составляя ее материальную основу.

Учет ТМЗ на предприятии  ведется в соответствии с КСБУ № 7 «Учет ТМЗ», МСФО №2 «Запасы».

Стандарты указывают  как определять себестоимость запасов, делать их оценку, раскрывать в отчетности.

ТМЗ – активы в виде:

    • запасов сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топливо, тары и тарных материалов, запасных частей, прочих материалов, предназначенных для использования в производстве или при выполнении работ и услуг;
    • не завершенного производства;
    • готовой продукции;
    • товаров, предназначенных для продажи в ходе деятельности субъекта.

Перед учетом ТМЗ стоят  задачи:

    • Контроль за своевременным и полным оприходыванием запасов, за их сохранностью;
    •   Своевременное и полное документирование всех операций по движению запасов;
    •   Своевременное и правильное определение ТЗР и фактической себестоимости заготовленных запасов;
    •   Контроль за равномерным и правильным списанием ТЗР на издержки производства или обращение;
    •   Контроль за состоянием складских запасов;
    •   Выявление и реализация ненужных субъекту материальных запасов;
    •   Получение точных сведений об остатках и движению запасов в местах их хранения.

По функциональной роли и назначению в процессе производства все запасы подразделяются на: основные и вспомогательные.

Основные материалы  – материалы, которые составляют вещественную основу выпускаемой продукции.

Вспомогательные материалы – материалы, которые входят в состав продукции, в качестве компонентов, без которых нельзя изготовить продукцию.

ТМЗ оцениваются по наименьшей оценке из фактической себестоимости  и возможной чистой стоимости  реализации.

Фактическая себестоимость  складывается из цены приобретения с учетом ТЗР.

Возможная чистая стоимость  реализации – это расчетная цена продажи за вычетом расходов на доработку  и на реализацию.

В балансе материалы  отражаются по фактической себестоимости. В этой же оценке они отражаются в синтетическом учете. В аналитическом учете запасы отражаются по твердым учетным ценам.

Твердые учетные цены – договорные цены или планово-расчетные  цены.

Договорные цены отличаются от фактической себестоимости на величину ТЗР.

Планово-расчетные цены включают в себя плановый размер ТЗР. При работе по планово-расчетными ценам в отчетности указывают отклонения фактической себестоимости от планово-расчетных цен.

ТЗР – железнодорожный  тариф, водный фрахт, тариф за автоперевозки, самолеты; все виды сборов пошлины за ввоз, расходы на командировки, связанные с приобретением материалов, расходы по погрузке, выгрузке, упаковке на складах, комиссионные вознаграждения, таможенные платежи, оплата посредническим организациям за работы, связанные с приобретением запасов.

ТЗР или отклонения списываются  ежемесячно на те же счета, что и  поступившие материалы.

2.Материалы поступают на предприятия в разные сроки, разным количеством в партиях и с разными ценами, в зависимости от поставщиков.

Для отражения в бухгалтерском  учете остатков ТМЗ, списания ТМЗ в расход прибегают к разным видам их оценки, в соответствии с методическими рекомендациями КСБУ №7 и МСФО №2.

КСБУ №7 рекомендованы  следующие способы оценки:

    • Метод специфической идентификации;
    • Метод средневзвешенной стоимости;
    • Метод ФИФО;
    • Метод ЛИФО.

Метод специфической  идентификации может применяться  в том случае, когда на предприятии  есть возможность хранения материалов отдельными партиями по мере их поступления.

Оценка остатков в  этом случае делается по каждой партии отдельно, в соответственно и расход можно определить по каждой партии.

Метод средневзвешенной стоимости является наиболее распространенным, по нему сначала определяется средневзвешенная цена, а затем по ней определяют стоимость остатков и стоимость  материалов, списанных в расход.

Метод ФИФО – учет оценки материальных запасов, списываемых  в расход, делается по принципу стоимости  первых покупок. Другими словами, в  расход списывают по принципу: 1 на приход - 1 в расход. Следовательно, стоимость  остатков будет формироваться из стоимости покупок, сделанных в последнее время. Особенность этого метода заключается в том, что материалы, входящие в стоимость производимой предприятием продукции определяются по ценам, сложившимся в более ранние периоды. Вследствие инфляции они могут оказаться ниже, чем цены текущего момента. Это может привести к занижению себестоимости и увеличению налогооблагаемого дохода. Поэтому на предприятии необходимо периодически делать переоценку материальных запасов.

 

                     Документация по учету движения ТМЗ

 

План:

1 Документы об оприходовании  ТМЗ

2 Документы по расходу  материалов

 

Главный бухгалтер предприятия  обязан организовать документооборот  по применению типовых документов, довести до всех исполнителей график документооборота и требовать его исполнения.

При работе с учетом материальных ценностей для того, чтобы организовать аналитический учет, рассчитав твердые  учетные цены по номенклатуре использованных материалов, составляют документ «номенклатура  – ценник». В нем каждому названию материала присваивают номенклатурный номер, указывают единицу измерения и твердую учетную цену. Благодаря этому все подразделения применяют единые измерения по материалам.

Все операции, связанные  с движением материальных запасов, оформляются документами, которые выписываются в минимальном количестве.

1.По учету движения материальных ценностей применяются следующие документы:

    • доверенность. Для получения ТМЦ со склада поставщика доверенному лицу (экспедитору) выписывают доверенность, на основании которой он получит материальные ценности от поставщика. Доверенность это документ, подлежащий строгому учету. При выписки его регистрируют в журнале учета выданных доверенностей, Доверенность действительна в течении 10 дней со дня выписки. Ее подписывают руководитель предприятия и главный бухгалтер, на ней ставится круглая печать;
    • приходный ордер. При поступлении материальных ценностей на склад оформляют приходный ордер на поступление материалов, согласно счета-фактуры. Выписывается в 1 экземпляре кладовщиком;
    • акт о  приемке материалов оформляется в том случае, если по потупившим материалам есть расхождения со счетом-фактурой, товарно-транспортной накладной. Оформляется акт в двух экземплярах в присутствии поставщика или независимого лица;
    • акт о недостачах и потерях материальных ценностей в процессе заготовления и хранения. Документ применяется в том случае, если по результатам инвентаризации обнаружены потери и недостачи, и по этим материалам не предусматриваются нормы естественной убыли. Акт применяется для списания ценностей с подразделения и возмещения их стоимости за счет виновных лиц;
    • акт составляется в двух экземплярах: 1 – в бухгалтерию, 2 – остается в подразделении;
    • акт о порче, бое и ломе материалов применяется для учета материальных ценностей, по которым можно сделать уценку или списать полностью. Применяется, когда виновные лица не установлены. Подписывается комиссией, составляется в двух экземплярах: 1 – сдается в бухгалтерию, 2 – в подразделении;
    • акт о потери материалов в пределах норм естественной убыли. Применяется для тех ценностей, которые поступили на склады, были подвержены естественной потере влаги, были подвержены переборке, и в результате изменился их вес. На такие ценности устанавливают расчетные нормы естественной убыли. Акт подписывается комиссией в двух экземплярах:  1 – сдается бухгалтерию, 2 – на склад. 

2. По расходу материалов применяются следующие документы:

    • лимитно-заборная карта – применяется для оформления отпуска материалов, систематически Применяемых при изготовлении продукции в цехах предприятия. Лимитно-заборная карта выписывается один раз в начале отчетного периода и по ней отпуск материалов может быть сделан несколько раз в течении месяца. Выписывается в отделе снабжения. В ней указывают количество материала, подлежащего отпуску с склада в расчете на производственную программу месяца. Лимитно-заборная карта выписывается в двух экземплярах: 1 – в цех, 2 – на склад. Затем в течение месяца указанный лимит (предел) делят на части. И по частям получают один раз в неделю, один раз в декаду или другие сроки. Для взаимоконтроля при получении материала кладовщик цеха расписывается в Лимитно-заборной карте склада снабжения и наоборот. В конце месяца Лимитно-заборная карта закрывается и прикладывается к отчету кладовщика;
    • акт требования применяется для отпуска материалов сверх установленного лимита или при замене материалов, в связи изменениями технологического процесса или его нарушении. Этот документ строго контролируется, должен иметь подписи начальника подразделения, технолога, разрешительную подпись отдела снабжения. Выписывается в двух экземплярах. 1 – получателю, 2 – на склад;
    • накладная-требование на отпуск  материалов применяется для учета движения запасов  внутри субъекта и их отпуска за пределы  свого предприятия, а также при отпуске сторонним организациям. Выписывается в двух экземплярах: 1 – получателю, 2 – на склад;

Акт об оприходывании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений. Применяется в том случае, если здание или сооружении подлежит разборке, а часть материалов, полученных при этом, может быть оприходована по более низким ценам. Если работы выполняются собственными силами, то акт выписывается в двух экземплярах. Если силами подрядчика, то в трех. Составляется комиссионно: 1 экземпляр – в бухгалтерию, 2 – на склад, 3 – подрядчику.

 

               Организация складского хозяйства. Отчетность МОЛ

План:

1.Виды складов. Организация  аналитического учета

2.Отчетность МОЛ

1. Все ценности хранятся на складах. По назначению склады подразделяются на:

- центральные

- производственные

На центральных складах  храниться вся масса ценностей, на производстве хранится то количество ценностей, которое необходимо для  выполнения производственной программы.

По функциям склады делятся:

- общего назначения

- специализированные

На сладах общего назначения хранятся ценности различных наименований и применения. Специализированные склады предназначены для хранения одного вида ценностей.

Ответственность за сохранность  ценностей на складе несет МОЛ (кладовщик,

Заведующий складом). Он также ведет аналитический учет.

Аналитический учет ценностей  ведется в натуральных измерителях, в карточках или книгах складского учета материалов. Карточки открываются  на каждый вид ценностей, а в книге  заводят отдельный лист.

Карточки обновляются ежегодно и на начало года они оформляются в бухгалтерии, в них заносятся данные из номенклатурного ценника , сальдо заносится из оборотно-сальдовой ведомости на 1.01 отчетного года.

Если в течении года появляется какой – либо новый  материал, карточку открывают на складе и она потом регистрируется в бухгалтерии. Записи в карточке делают отдельной строкой на основании первичных документов: приходного ордера, акта, лимитно-заборной карты, требований и других документов. После каждой записи выводится новое сальдо, правильность записей в карточках проверяет бухгалтер материального стола, не реже 1 раза в 10 дней и расписывается о проведенном контроле.

2. Отчетность МОЛ согласно учетной политике может вестись двумя методами:

- сальдовой

- количественно – суммовым

При сальдовом методе документы со склада сдаются в бухгалтерию не реже одного раза в 10 дней под подпись бухгалтера. Документы сдаются по реестрам, один реестр на приходные документы, второй на расходные документы.

Реестры выписываются в двух экземплярах, реестры с документами остаются в бухгалтерии, а второй с подписью бухгалтера передается назад кладовщику.

В конце месяца МОЛ  на основании записей в карточках  составляет сальдовую ведомость  которая передается в бухгалтерию. В бухгалтерии сравнивают значения сальдо отчета кладовщика и сальдо бухгалтерской отчетности, которую бухгалтер определяет на основании приходных и расходных документов. Они должны совпасть.

 

                                  Синтетический учет ТМЗ

 

 

Учет материальных ценностей в бухгалтерии ведут на основании приходных и расходных документов и отчетов кассира, поступивших от кладовщиков.

После получения этих документов они группируются и затем  отражаются в накопительной ведомости  синтетического учета материалов. На основании накопительной ведомости составляется ведомость движения материалов в денежном выражении. Состоит из двух разделов:

1 раздел – расчет  ТЗР и отклонений;

2 раздел – движение  по счетам.

В первом разделе делается свод данных о поступлении материалов по фактической себестоимости и учетным ценам. Определяется процент отклонений, определяется сумма по проценту отклонений и устанавливается сумма, приходящаяся на остаток материалов.

Информация о работе Основные принципы бухгалтерского учета в хозяйствующих субъектах