Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 12:35, дипломная работа
Целью данного исследования является изучение методики учета основных средств на примере средней школы № 266. Данная целевая направленность обусловила постановку и решение следующих основных задач: - рассмотреть нормативное регулирование и задачи бухгалтерского учета основных средств; - исследовать экономическую сущность, классификацию и оценку основных средств; - исследовать организационно экономическую характеристику исследуемой организации и анализ ее основных показателей; - охарактеризовать понятие инвентарного объекта основных средств и документальное оформление операций с основными средствами; - исследовать учет поступления и выбытия основных средств; - рассмотреть учет амортизации основных средств; - исследовать учет переоценки и восстановления основных средств;
Учитывая, что средняя школа № 266 является некоммерческим учреждением, а так же то, что в соответствии с Уставом вышеуказанного учебного учреждения, в отношении основных средств , как части закрепленного за ней имущества, данной учреждение может:
- эффективно использовать
- не допускать ухудшения
- осуществлять капитальный и
текущий ремонт закрепленного
на праве оперативного
- осуществлять амортизацию и
восстановление изнашиваемой
Кроме того, средняя школа
№ 266 не имеет права осуществлять
предпринимательскую
Таким образом, закрепленные
за средней школой № 266 на праве хозяйственного
ведения основные средства должны обеспечивать
достойное осуществление
В рамках настоящего исследования основных средств средней школы № 266 проведем анализ наличия и структуры основных средств, а также анализ движения и технического состояния основных средств учебного учреждения через систему коэффициентов.
В таблице 1 приведены данные о наличии и движении основных средств учебного учреждения за 2010 и 2011 годы.
Таблица 1 - Анализ структуры основных средств средней школы № 266 за 2010-2011гг.
Наименование объекта основных средств |
2010 год |
2011 год |
Изменения (+,-) | |||
Сумма (тыс.руб.) |
Удельный вес % |
Сумма (тыс.руб..) |
Удельный вес% |
Сумма (тыс.руб.) |
Удельный вес % | |
1. Нежилые помещения |
7236,9 |
60,2 |
7236,9 |
58,9 |
- |
-1,3 |
2. Сооружения |
226,9 |
1,9 |
226,9 |
1,9 |
- |
-- |
3.Машины и оборудование |
1572,4 |
13,1 |
1546,8 |
12,6 |
- 25,6 |
- 0,5 |
4.Производственный и |
894,1 |
7,5 |
1241,5 |
10,1 |
+347,4 |
+2,6 |
5. Библиотечный фонд |
1998,9 |
16,6 |
1940,7 |
15,8 |
-58,2 |
-0,8 |
6. Прочие основные средства |
85,1 |
0,7 |
85,1 |
0,7 |
- |
- |
ИТОГО |
12014,5 |
100 |
12278,1 |
100 |
+263,6 |
+2,1 |
Данные таблицы
Увеличение стоимости
произошло за счет увеличения стоимости
производственного и
В целом нужно отметить, что изменения в структуре основных средств средней школы № 266 в 2011 г по сравнению с 2010 годом не значительны.
В структуре основных средств преобладают нежилые помещения 58,9%, библиотечный фонд 15,8 %, машины и оборудование 12,1 %, производственный и хозяйственный инвентарь 10,1%. То есть те основные фонды, которые непосредственно обеспечивают учебный процесс.
На рис.1 наглядно видно преобладание в структуре основных средств, обеспечивающих учебный процесс.
В связи с тем, что основные средств в средней школе № 266 получены как за счет средств бюджета, так и приобретены за счет внебюджетных средств, проведем анализ структуры основных средств по источникам финансирования в таблице 2.
Рис.1.Динамика основных средств средней школы № 266
Таблица 2 - Структура основных средств средней школы № 266 по источникам финансирования
Наименование объекта основных средств |
2010 год |
2011 год |
Изменения (+,-) | |||
Сумма (тыс.руб.) |
Удельный вес % |
Сумма (тыс.руб..) |
Удельный вес% |
Сумма (тыс.руб.) |
Удельный вес % | |
1.Основные средства, приобретенные за счет бюджетных средств |
11827,7 |
98,5 |
11981,2 |
97,6 |
153,5 |
-0,9 |
2. Основные средства, приобретенные за счет внебюджетных средств |
186,7 |
1,5 |
296,9 |
2,4 |
110 |
+0,9 |
ИТОГО |
12014,5 |
100 |
12278,1 |
100 |
263,6 |
+2,1 |
На рисунке 2 приведена структура основных средств по источникам финансирования.
На основании данных таблицы 2 можно сделать выводы о том, что в 2011 году, как и в 2010 году, доля основных средств за счет внебюджетных источников финансирования по-прежнему не значительна и составляет 2,4 %. Тем не менее, в 2011 году, сумма основных средств за счет внебюджетных средств выросла по сравнению с 2010 годом на 110 тыс.рублей, а доля основных средств за счет бюджета уменьшилась на 153,5 тыс.рублей. Хотя данные изменения нельзя еще назвать значительными, тем не менее в процессе изыскания источников финансирования наметился сдвиг в сторону изыскания внебюджетных средств, что можно отнести к положительным тенденциям.
Рис.2. Структура основных средств Учреждения
3.3 Оценка эффективности использования основных средств МБОУ СОШ № 266
Для оценки эффективности использования
фондов целесообразно использовать
как общие показатели, характеризующие
эффективность использования
К обобщающим показателям эффективности следует отнести показатели фондоотдачи, рентабельности, фондоемкости, фондооснащенности, фондовооруженности, интегральный коэффициент эффективности использования основных фондов.
Фондоотдача определяется отношением объема реализации товаров к среднегодовой стоимости основных фондов:
Фотд = Т / Фсг, (1)
где Фотд - фондоотдача;
Т - розничный товарооборот;
Фсг - среднегодовая стоимость основных фондов.
Рентабельность основных фондов определяется отношением прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов:
Р = П / Фсг, (2)
где Р - рентабельность;
П - прибыль;
Фсг - среднегодовая стоимость основных фондов.
Фондоемкость определяется отношением среднегодовой стоимости основных фондов к объему товарооборота:
Фс = Фсг / Т,(3)
где Фс - фондоемкость;
Т - товарооборот.
Фондооснащенность определяется отношением среднегодовой стоимости основных фондов к численности работников:
Фосн. = Фсг / Ч, (4)
где Фосн. - фондооснащенность;
Ч - численность работников.
Фондовооруженность определяется отношением активной части основных фондов к численности работников:
Фр = Фсг / Ч,(5)
где Фр - фондовооруженность;
Фсг - среднегодовая стоимость активной части основных фондов;
Ч - численность работников.
Для общей оценки эффективности использования основных фондов целесообразно рассчитать интегральный показатель:
,(6)
где Уоф - интегральный показатель использования основных фондов;
Фотд - фондоотдача;
Р - рентабельность фондов.
На наш взгляд, важное значение для школы № 266 имеет анализ движения и технического состояния основных средств.
Для этого рассчитаем следующие показатели:
Коэффициент обновления (К обн)- характеризует долю основных средств, поступивших в течении года в общей их стоимости на конец года и исчисляется по формуле 2.
Кобн = Стоимость поступивших основных средств/ Стоимость основных средств на конец периода (2)
Кобн = 800906/12278143= 0,065
Данный коэффициент показывает, что за 2011 год основные средства средней школы № 266 обновились на 6,5%.
Срок обновления основных средств (Тобн) исчисляется по формуле 3.
(Тобн) = Стоимость основных средств на начало периода/ Стоимость поступивших основных средств (3)
Тобн= 12014474/800906= 15
Данный коэффициент показывает, что для полного обновления основных средств такими темпами как 2011 году понадобится 15 лет.
Коэффициент выбытия (Кв) исчисляется по формуле 4.
Кв= Стоимость выбывших основных средств/ Стоимость основных средств на начало периода (4)
Кв= 537237/120114474= 0,045
Коэффициент выбытия показывает, что за 2011 год за счет выбытия стоимость основных средств средней школы № 266 уменьшилась на 4,5%
Коэффициент прироста (К пр) исчисляется по формуле (5)
К пр= Стоимость прироста основных средств/ Стоимость основных средств на начало периода (5)
К пр=263669/12014474= 0,0219
Данный коэффициент показывает, что, в общем, за 2011 год стоимость основных средств в средней школе № 266 увеличилась на 2,19 %
Коэффициент износа (К изн) исчисляется по формуле (6)
К изн= Стоимость износа основных средств/ Первоначальная стоимость основных средств на соответствующую дату 6.
К изн= 7218800/12278143= 0,588
Данный коэффициент показывает, что основные средств средней школы № 266 по состоянию на 01.01.2012 г. изношены на 58,8%
Коэффициент годности (Кг) исчисляется по формуле 7.
Кг= Остаточная стоимость основных средств/ Первоначальная стоимость основных средств (7)
Кг= 5059343/12278143= 0,412
Данный коэффициент показывает степень годности основных средств учебного заведения, которая составляет 41,2%.
3.4 Резервы повышения эффективности использования основных средств МБОУ СОШ №266
Таким образом, по состоянию на 01.01.2012 года в средней школе № 266 наблюдадись:
- общий
прирост стоимости основных
- в составе
основных средств часть
- в структуре основных
средств, пусть медленными
- степень изношенности
основных средств составила 58,
- для полного обновления основных средств, если они будут обновляться тепами 2011 года, понадобится 15 лет.
Обновление может происходить путем частичного отчисления основных фондов, замены морально и физически отработавшего оборудования и старых технологий в процессе технического переоснащения и реконструкции производства, создания в необходимых масштабах новых м расширения действующих производств на качественно новой основе и т.д. Для промышленных предприятий сегодня особую актуальность приобретает такая форма обновления, как техническое переоснащение и реконструкция производства.
Важность проведения технического переоснащения и реконструкции производства обусловлена, прежде всего, неудовлетворительным техническим состоянием и технологической отсталостью большинства наличных основных производственных фондов, в частности машин и оборудования, от обновления, качества и производительности которых в большей мере зависит эффективность производства.
Приобретает актуальность проблема так называемого экологического кризиса – когда применяемая на предприятиях техника не отвечает требованиям окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, а так же социальный износ – когда она не отвечает социальным требованиям, т.е. работа на оборудовании небезопасна для здоровья рабочих, отмечается преимущественно ручная работа и т.д.
Необходимо как можно скорее
проводить переоснащение и
Для осуществления успешной производственной
деятельности предприятиям необходимо
искать возможные источники
Основными направлениями повышения эффективности использования основных производственных средств предприятия являются следующие: