Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2014 в 23:32, дипломная работа
Целью бакалаврской работы является анализ деятельности контрольно-счетных палат как органов внешнего финансового контроля и разработка мероприятий по повышению эффективности их деятельности в управлении экономическими и социальными процессами.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы контрольно-счетных органов;
рассмотреть организационно-правовую характеристику контрольно-счетной палаты Думы города Югорска;
проанализировать деятельность контрольно-счетной палаты Думы города Югорска;
рассмотреть проблемы в организации деятельности контрольно-счетной палаты и предложить решения их устранения.
Введение….. …………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Особенности деятельности контрольно-счетных органов в системе финансового контроля в России .……………………………………………… 5
1.1. История развития финансового контроля в России и зарубежных странах ……………………………………………………….. ………………… 5
1.2. Контрольно-счетные органы в системе органов государственного
финансового контроля ………………………………………………………….14
1.3.Взаимодействие контрольно-счетных органов с другими контролирующими и правоохранительными органами……………………... 19
Глава 2. Особенности проведения внешнего аудита бюджета города Югорска …………………………………………………..………………………………. 24
2.1. Организационно - правовая характеристика деятельности контрольно-счетной палаты Думы города Югорска …………………………………….. 24
2.2. Экспертно-аналитическая деятельность контрольно-счетной палаты Думы города Югорска ……………………………………………………….. 30
2.3. Проблемы в организации проведения финансового контроля контрольно-
счетной палатой и пути их решения ………………………………………… 50
Заключение ….. ……………………………………………………………… 55
Список использованных источников .……………………
Внеплановые контрольные мероприятия проводятся на основании решений Думы города Югорска, принимаемых по инициативе главы города, председателя Думы города Югорска, группы депутатов Думы города Югорска численностью не менее шести человек.
Методические документы по проведению контрольных и иных мероприятий разрабатываются на основе федеральных стандартов и утверждаются председателя Думы города Югорска.
7. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, а так же
на деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных государственных некоммерческих организаций в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств местного бюджета, использованием муниципальной собственности и управлением ею, а также в части предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ.
8. Счетная палата в своей деятельности осуществляет взаимодействие с правоохранительными органами, с отделением федерального казначейства Российской Федерации, с налоговыми органами и иными контрольными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и муниципальных НПА.
9. В процессе проведения оперативного контроля за использованием средств местного бюджета Счетная палата контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, целевое использование и фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с утвержденными показателями местного бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по исполнению местного бюджета. Данные оперативного контроля используются при планировании ревизий и проверок.
10. Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты является одной из основных видов осуществления текущего и последующего контроля по исполнению местного бюджета.
В ходе проведения ревизий и проверок работники Счетной палаты изучают бухгалтерские документы проверяемого объекта и устанавливают достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности, правильность и целевой характер расходования средств, сохранность муниципального имущества, а также законность и эффективность распоряжения им.
Результаты, проведенных работниками Счетной палаты, ревизий и проверок оформляются актами, которые подписываются всеми членами комиссии, проводившими проверку (ревизию) и руководителями проверенного органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации. При наличии обоснованных возражений (замечаний) акты комплексных ревизий и проверок подписываются руководителем проверенной организации с указанием на наличие этих разногласий.
О результатах проведенных ревизий и проверок Счетная палата информирует Думу города Югорска, доводит до сведения руководителей соответствующих органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций.
В соответствии с заключенным Соглашением о взаимодействии с правоохранительными органами Счетная палата передает все материалы ревизий и проверок, в органы прокуратуры для правовой оценки выявленных фактов в течение 10 дней после подписания акта проверки.
По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата обязана направить органам местного самоуправления, руководителям проверенных предприятий, учреждений или организаций представление для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности. (Приложение №1)
Представления Счетной палаты должны быть рассмотрены в течение 10 дней со дня его получения. Информация о результатах рассмотрения представления незамедлительно направляется Счетной палате. (Приложение № 2)
При выявлении на проверяемых объектах нарушений, наносящих ущерб муниципальному образованию и требующих безотлагательного пресечения, а также в случае создания препятствий для проведения контрольных мероприятий, Счетная палата имеет право давать руководителям проверяемых объектов обязательные для исполнения предписания.(Приложение № 3)
При неисполнении или ненадлежащем исполнении представлений и предписаний Счетная палата имеет право давать соответствующим органам местного самоуправления обязательные для исполнения указания о приостановлении финансирования из средств местного бюджета.
11. Счетная палата регулярно информирует о ходе исполнения местного бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий председателя Думы города Югорска и ежегодно представляет отчет о своей деятельности в Думу города Югорска.
Годовой отчет Счетной палаты подлежит официальному опубликованию.
2.2. Экспертно – аналитическая деятельность контрольно - счетной
палаты Думы города Югорска.
В соответствии с муниципальными нормативно-правовыми актами города Югорска контрольно-счетная палата осуществляет экспертно-аналитическую деятельность, как одну из основных форм контроля за исполнением местного бюджета, что предусматривает:
нарушений бюджетного процесса, а также предложений по совершенствованию бюджетного процесса в целом.
Осуществляя экспертно-аналитическую деятельность, контрольно-счетная палата Думы города Югорска проводит экспертизы на соответствие того или иного проекта (муниципального нормативно-правового акта, проекта бюджета, проекта исполнения бюджета, проектов о целевых программах и т.д.) действующему бюджетному, налоговому и иному законодательству Российской Федерации, законодательству Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и действующим муниципальным нормативно-правовым документам. При необходимости, высказывает свое мнение о возможных финансовых последствиях, которые могут возникнуть при практическом применении, принимаемых норм или положений.
Рассмотрим виды экспертно-аналитической деятельности, осуществляемой контрольно-счетной палатой Думы города Югорска, на примерах.
1) Внешняя проверка проекта решения о бюджете города
Проект решения о местном
бюджете на очередной
При получении проекта решения о бюджете Дума города передает данный проект для внешней проверки в контрольно-счетную палату.
Контрольно-счетная палата проводит внешнюю проверку проекта решения о бюджете путем сопоставления и соответствия проекта решения о бюджете:
- положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- нормам Положения о бюджетном процессе в городе Югорске,
в том числе, в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при проведении внешней проверки бюджета проводится анализ на соответствие проекта бюджета:
-приоритетам, определенным в Бюджетном
послании Президента
- показателям прогноза
- основным направлениям
Итак, при проведении внешней проверки проекта бюджета города Югорска на 2009 год и плановый период 2010-2011 годы составим таблицу соответствия проекта решения о бюджете города Югорска нормам и требованиям Бюджетного кодекса РФ и Положения о бюджетном процессе в городе Югорске. (Приложение № 4) Как видно из таблицы ряд положений бюджетного процесса было нарушено.
Основным нарушением, повлиявшим на качество формирования расходной части бюджета явилось включение в расходы бюджета на 2009 год расходных обязательств по вещевому обеспечению отдела внутренних дел города Югорска без указания правовых оснований в реестре расходных обязательств и не включение в расходы бюджета на плановый период 2011-2012 годов условно-утверждаемых расходов, которые, согласно статье 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, должны быть установлены в решении о бюджете на первый год планового периода не менее 2,5% общего объема расходов бюджета и не менее 5% от объема расходов бюджета на второй год планового периода. [1, с.194-195]
При внешней проверке проекта решения о бюджете города Югорска контрольно-счетной палатой так же проведен сравнительный анализ структуры доходной и расходной части бюджета в абсолютном и относительном отклонении показателей.
Проанализированы показатели по безвозмездным поступлениям из других бюджетов бюджетной системы, их доля в общем составе доходов бюджета имеет тенденцию к росту, что делает бюджет более уязвимым и зависимым. Соотношение источников доходов бюджета за 2007 – 2009 годы отражено на рисунке 5.
Анализ отраслевой структуры расходов бюджета показывает направленность бюджета на 2009 год. Для наглядности представим ее на Рисунке 6 и сравним с приоритетами Бюджетного послании Президента Российской Федерации.
При внешней проверке проекта бюджета следует обратить внимание на порядок включения в бюджет расходов, утвержденных в рамках целевых городских программам. Так, при проведении внешней проверки бюджета города на 2009 год было установлено, что в расходы включено финансирование не утвержденных программных мероприятий, а размер расходов по утвержденным программам включен в меньшем размере.
В течение финансового
года в решение Думы города
Югорска «О бюджете города
Югорска на 2009 год» четыре раза
вносились изменения и
При внесении проектов решений «О внесении изменений и дополнений в решение Думы города «О бюджете города на 2009 год и плановый период 2010-2011г.г.» в Думу города Югорска, данные проекты так же подлежали обязательной внешней проверке со стороны контрольно-счетной палаты.
При проведении внешней
проверки работниками
По результатам проверки каждого проекта решения о бюджете города работниками контрольно-счетной палаты оформляются экспертные заключения и предложения контрольно-счетной палаты по устранению, установленных нарушений (замечаний).
Экспертные заключения и предложения по устранению, установленных нарушений (замечаний) были представлены комиссии по бюджету, налогам и финансам, а также департаменту финансов администрации города.
Пять предложений контрольно-счетной палаты из восьми были учтены и использованы при подготовке окончательного варианта проектов решения о бюджете города. то есть коэффициент действенности (эффективности) предварительного контроля контрольно-счетной палаты равен 0,6.
2) Анализ исполнения местного бюджета в течение года
В течение 2009 финансового года в рамках текущего контроля за исполнением местного бюджета контрольно-счетная палата Думы города Югорска проводит анализ исполнения бюджета города по истечение каждого квартала, кроме четвертого.
Анализ исполнения бюджета города проводится при внесении на утверждение Думой проектов решений:
- «Об исполнении бюджета города Югорска за 1 квартал 2009 года»;
-«Об исполнении бюджета города Югорска за 1 полугодие 2009 года»;
- «Об исполнении бюджета города Югорска за 9 месяцев 2009 года».
Анализ исполнения бюджета города, как правило, отражает абсолютные и относительные величины отклонений фактических показателей с плановыми, изучаются причины отклонений как доходной, так и расходной части бюджета. Отдельное внимание уделяется дефициту бюджета, источникам финансирования дефицита бюджета, а также бюджетным заимствованиям и исполнению по мероприятиям городских целевых программ.
По результатам проведенного анализа работниками контрольно-счетной палаты готовится экспертное заключение на проект решения на предмет его соответствия Бюджетному кодексу Российской Федерации и ранее принятым решениям о бюджете города.
Предложения контрольно-счетной палаты по результатам проведенного анализа направляются в комиссию по бюджету, налогам и финансам и в департамент финансов для рассмотрения и применения при очередном внесении изменений в бюджет.
Для примера, рассмотрим
экспертное заключение
Исполнение бюджета города по доходам и расходам за 9 месяцев 2009 года представим в таблице № 1.
Исполнение бюджета города Югорска по доходам и расходам
за 9 месяцев 2009 года, %
Наименование показателя |
Процент выполнения, % |
Доля в общем объеме |
ДОХОДЫ, всего в том числе: |
75,4 |
100 |
- собственные доходы |
78,8 |
45 |
-доходы от |
85,9 |
5 |
-безвозмездные поступления |
71,8 |
50 |
РАСХОДЫ, всего в том числе: |
71 |
100 |
- общегосударственные расходы |
73,1 |
10 |
-национальная оборона |
59,5 |
0,2 |
-правоохранительная |
85 |
4,7 |
- национальная экономика |
63,2 |
1,0 |
-жилищно-коммунальное |
75,2 |
20 |
-охрана окружающей среды |
51 |
0,1 |
- образование |
72,2 |
37 |
- культура |
70,1 |
4 |
-здравоохранение и спорт |
65,1 |
20 |
-социальная политика |
58,3 |
3 |
Информация о работе Особенности проведения внешнего аудита бюджета города Югорска