Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2014 в 23:32, дипломная работа
Целью бакалаврской работы является анализ деятельности контрольно-счетных палат как органов внешнего финансового контроля и разработка мероприятий по повышению эффективности их деятельности в управлении экономическими и социальными процессами.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы контрольно-счетных органов;
рассмотреть организационно-правовую характеристику контрольно-счетной палаты Думы города Югорска;
проанализировать деятельность контрольно-счетной палаты Думы города Югорска;
рассмотреть проблемы в организации деятельности контрольно-счетной палаты и предложить решения их устранения.
Введение….. …………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Особенности деятельности контрольно-счетных органов в системе финансового контроля в России .……………………………………………… 5
1.1. История развития финансового контроля в России и зарубежных странах ……………………………………………………….. ………………… 5
1.2. Контрольно-счетные органы в системе органов государственного
финансового контроля ………………………………………………………….14
1.3.Взаимодействие контрольно-счетных органов с другими контролирующими и правоохранительными органами……………………... 19
Глава 2. Особенности проведения внешнего аудита бюджета города Югорска …………………………………………………..………………………………. 24
2.1. Организационно - правовая характеристика деятельности контрольно-счетной палаты Думы города Югорска …………………………………….. 24
2.2. Экспертно-аналитическая деятельность контрольно-счетной палаты Думы города Югорска ……………………………………………………….. 30
2.3. Проблемы в организации проведения финансового контроля контрольно-
счетной палатой и пути их решения ………………………………………… 50
Заключение ….. ……………………………………………………………… 55
Список использованных источников .……………………
Как видно из таблицы № 1, исполнение по доходам бюджета составила 100-процентное выполнение, причем при существенном снижении доли безвозмездных поступлений и росте собственных доходов.
Проведя, анализ причин увеличения собственных доходов можно сделать вывод, что существенное влияние на доходную часть оказало изменение законодательства Ханты-Мансийского автономного округа, а так же налогового законодательства и установление новой кадастровой стоимости (оценки) земли. Кадастровая оценка с февраля 2009 года была существенно увеличена. Данные о новой оценочной стоимости земли сформировали в инспекции по налогам и сборам новую базу по данному объекту обложения земельным налогом. Первый срок уплаты земельного налога наступил в сентябре 2009 года. В результате выполнение по данному доходному источнику за 9 месяцев 2009 года составило 119%.
Увеличение кадастровой стоимости земли и введение с 1 июля 2009 года нового порядка определения арендной платы за землю, так же привело к увеличению поступлений в доход бюджета по источнику «Доходы от использования имущества» процент исполнения по которому составил 104,9%. Второй причиной увеличения доходов по данному источнику является активизация работы департамента муниципальной собственности администрации города Югорска по взысканию дебиторской задолженности, после контрольно-ревизионного мероприятия контрольно-счетной палаты Думы города Югорска, в результате которого был установлен огромный потенциал доходов от аренды земельных участков: дебиторская задолженность с истекшим сроком платежа составляла более 3,7 млн.руб. Претензионно-исковая работа с арендаторами практически не велась до марта 2009 года.
Общему увеличению доходов бюджета также способствовал результат проведенных во втором и третьем кварталах 2009 года аукционов по продаже 35 земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Спрос на земельные участки в городе гораздо выше предложения, так как в течение 2007 и 2008 года продажа земель в муниципалитете не осуществлялась. По результатам аукционов стоимость земельных участков выросла в среднем в 5 раз. Исполнение по доходному источнику «Доходы от продажи материальных и нематериальных активов» по итогам 9 месяцев 2009 года составила 231,8%.
Что касается расходной части бюджета, то общие расходы бюджета исполнены на 71%, что так же указывает на почти 100% выполнение.
Расстановка долей расходов по функциональной направленности остается неизменной. Как и планировалось, основные расходы бюджета были сформированы по разделам «Образование» (37%), «Здравоохранение и спорт»(20%) и «Жилищно-коммунальное хозяйство» (20%).
Обращает на себя внимание сниженное выполнение плановых назначений по следующим направлениям: «Социальная политика» (58,3%) и «Охрана окружающей среды» (51%).
Положительную характеристику исполнения бюджета города за 9 месяцев 2009 года дает показатель снижения дефицита бюджета на 51%.
Исполнение по городским
целевым программам в целом исп
За 9 месяцев 2009 года из 10-ти городских целевых программ расходы исполнены с показателем выполнения выше среднего (от 84 до 100%) по трем программам, в то время, как по четырем программам показатель выполнения очень низкий (от 0 до 7%).
Нарушений в проекте
решения «Об исполнении
3) Экспертиза (внешняя проверка) годового отчета об исполнении местного бюджета по окончании финансового года
В соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса и Положением о бюджетном процессе в городе Югорске, годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в представительном органе подлежит внешней проверке. [ 1, с. 246 ]
Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органом муниципального финансового контроля – контрольно-счетной палатой Думы города Югорска.
Администрация города Югорска представляет отчет об исполнении бюджета не позднее 1 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета проводится в срок не более 1 месяца. [10, c.6]
Заключение на годовой
отчет об исполнении бюджета
города готовит контрольно-счет
Так же как и при внешней проверке проекта решения о бюджете, внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета в - первую очередь исследуется на соответствие его нормам и требованиям бюджетного законодательства.
Анализ показателей
Кроме того, по ряду показателей проводится сравнительный анализ исполнения бюджета за предыдущие периоды.
Рассмотрим экспертно-аналитическую деятельность контрольно-счетной палаты Думы города Югорска по данному направлению в 2009 году.
Годовой отчет об исполнении бюджета города за 2008 год был представлен в Думу города Югорска 24 марта 2009 года, то есть с соблюдением норм ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ и п.9 Положения о бюджетном процессе в городе Югорске. Все необходимые документы и материалы к годовому отчету от исполнении бюджета (установленные п.2 Положения о бюджетном процессе) предоставлены в полном объеме. [1, с. 243-247]
Анализ основных показателей бюджета города за 2008 год показал, что первоначальные плановые назначения в течение 2008 года были уточнены (увеличены) по доходам на 872 млн.руб., а по расходам на 1032 млн.руб., что привело к росту дефицита бюджета на 160 млн.руб.
Фактическое выполнение
бюджета по основным
Учитывая тот факт, что
последние уточнения плановых
назначений бюджета были
Основные показатели бюджета города Югорска и отклонения по ним представлены в таблице № 2.
Отклонения по основным показателям бюджета города Югорска за 2008 год
(в млн.руб.)
Первоначал план |
Уточненный план |
Отклонение планов |
Исполнение за 2008 год |
Отклонение от перв. плана |
Отклонение от уточн. плана | |
Доходы |
1927 |
2799 |
+872 |
2820 |
+893 |
+21 |
Расходы |
1986 |
3018 |
+1032 |
2842 |
+856 |
-176 |
Дефицит |
59 |
219 |
+160 |
22 |
-37 |
-197 |
При анализе изменения размера дефицита бюджета в обязательном
порядке произведены расчеты по его допустимому предельному размеру. Общие данные по исполнению этого показателя приведены выше и показывают снижение размера дефицита по итогам 2008 года.
Расчет предельно допустимого размера дефицита бюджета выполнялся в
соответствии с требованиями статей 92.1, 96 Бюджетного кодекса РФ по формуле: Д ≤ (БД – БП – ДО)х10%, где Д- предельно допустимый размер дефицита бюджета, БД - доходы; БП - безвозмездные поступления;
ДО-дополнительный норматив отчислений по налогам.
Дальнейший анализ при проверке годового отчета об исполнении бюджета города за 2008 год проводился в следующем порядке:
- проанализированы показатели исполнения доходов в разрезе каждого доходного источника и произведен анализ удельного веса собственных доходов и безвозмездных поступлений. Динамика собственных доходов бюджета и безвозмездных поступлений за 2006-2008 годы представлена на Рисунке 7.
Рис.7. Динамика собственных доходов и безвозмездных поступлений за 2006-2008 годы
- проанализированы показатели расходов в разрезе функциональной
классификации расходов бюджета, в разрезе главных распорядителей
бюджетных средств, а также по видам расходов. (Приложения №№ 5,6)
Из всех анализов расходной части бюджета привлекают два : сравнительная динамика исполнения расходов за 2006-2008 годы и анализ по видам расходов бюджета за 2008 год.
Сравнительная динамика исполнения расходов за 2006-2008 годы дополнительно представлена на рисунке 8.
рис. 8. Исполнение расходов бюджета города Югорска за 2006-2008 годы
Данный анализ показывает, что конечное кассовое исполнение бюджета города Югорска стабильно выше первоначального плана на 29-30%.
Анализ по видам расходов бюджета города Югорска за 2008 год представлен в таблице № 3, из которой видно, что 63% средств городского бюджета (по видам расходов) направлены на обеспечение текущих функций органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, 23% средств бюджета – на бюджетные инвестиции (согласно пояснительной записке это строительство и реконструкция), 4.6% средств бюджета направлены на субсии юридическим лицам (общественный транспорт, баня, дом быта и др.). остальные виды расходов имеют незначительный удельный вес и в сумме составляют 9,4%.
Исполнение бюджета города за 2008 год в разрезе видов расходов (млн.руб.)
Код вида |
Наименование вида расходов |
Размер расходов |
Доля, % |
500 |
Выполнение функций органами местного самоуправления |
549 |
19,3 |
001 |
Выполнения функций бюджетными учреждениями |
1255 |
44,1 |
013 |
Прочие расходы |
9 |
0,3 |
014 |
Функционирование органов в сфере правоохранительной деятельности и национальная безопасность |
99 |
3,5 |
003 |
Бюджетные инвестиции |
668 |
23,5 |
006 |
Субсидии юридическим лицам |
130 |
4,6 |
005 |
Социальные выплаты |
61 |
2,1 |
068 |
Мероприятия в области социальной политики |
38 |
1,3 |
079 |
Мероприятия в области здравоохранение и спорта |
10 |
0,3 |
023 |
Мероприятия по поддержке и развитию культуры, СМИ, архива |
3 |
0,1 |
022 |
Мероприятия в области образования |
9 |
0,3 |
342 |
Мероприятия в области сельскохозяйственного производства |
0 |
0 |
447 |
Проведение оздоровительных мероприятий для детей |
10 |
0,4 |
443 |
Природоохранные мероприятия |
1 |
0,1 |
501 |
Субсидии на обеспечение жильем |
1 |
0,1 |
ИТОГО |
2843 |
100 |
- проанализированы показатели исполнения городских целевых программ в 2008 году. В ходе анализа было установлено, что по программе «Комплексное благоустройство и озеленение города Югорска на 2007-2011 годы» средства бюджета были использованы на проектные работы по благоустройству дворов по ул.Толстого 2,4,6, притом, что благоустройство двора по ул.Толстого, 6 не было предусмотрено Программой.
По каждой городской целевой программе проанализирован процент исполнения, как в целом, так и в размере мероприятий.
Общие показатели исполнения городских целевых программ в 2008 году представлены в таблице № 4.
Исполнение городских программ в 2008 году (млн.руб.)
Первоначальный план |
Уточненный план |
Исполнено |
Отклонение исполнения |
% исполне-ния | |
ВСЕГО по ЦГП |
46,8 |
138,4 |
136,4 |
-2 |
98,6 |
- проанализированы показатели финансовых вложений и заемных средств городского бюджета за 2008 год.
По кредитам установлено, что в 2008 году кредиты муниципальным образованием как не получались, так и не выдавались.
Финансовые вложения муниципального образования за 2008 год увеличены на 41 млн.руб. за счет приобретения акций ОАО «Ремонтно-строительного управления» (основание: выписка из реестра акционеров от 21.08.2008 года).
Сравнительный анализ доходности финансовых вложений муниципального образования представлен в Приложении № 7.
В рамках внешней проверки проведен анализ дебиторской и кредиторской задолженности муниципального образования, в результате которого установлено, что:
1. основная дебиторская задолженность сформирована по следующим главным распорядителям бюджетных средств:
- комитет по жилищно-
- департамент муниципальной
Информация о работе Особенности проведения внешнего аудита бюджета города Югорска